Функции преподавателя психологии и его роли

Деятельность преподавателей предполагает выполнение нескольких функций:обучающей, воспитательной, организаторской и исследовательской (Смирнов, 2001, с. 272); как правило, это отражается в годовых планах работы. Однако в дей­ствительности может доминировать только одна функция и соответствующие ей виды деятельности. В работе преподавателей высших учебных заведений самую

218 Глава 10. Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя психологии

важную роль играет исследовательская функция, которая с профессиональными обязанностями преподавателей средних учебных заведений обычно не связана. Однако в их работе возрастает значимость обучающей и воспитательной деятель­ности.

Во многих странах, в частности в США, существует некоторая традиционная специализация университетов: одни являются научно-ориентированными, дру­гие — учебноориентированными. Первые в большей степени ориентированы на выполнение научных проектов, а преподаватели таких университетов менее заин­тересованы в педагогической деятельности. Вторые больше внимания уделяют обучению студентов, чем научным исследованиям, хотя активно работающие уче­ные нередко встречаются и там. Однако организационных и материально-техни­ческих возможностей для исследовательской работы у них гораздо меньше.

Следует также отметить, что преподаватели более высокой научной квалифика­ции, например профессора, в большей степени включены в научную работу по срав­нению с другими категориями преподавателей университетов. Это находит отраже­ние и в соответствующем распределении профессиональных обязанностей.

И в высших, и в средних учебных заведениях существует необходимость орга­низаторской деятельности, которая занимает особое место в работе преподавате­лей на административных должностях.

Одной из трудностей начала преподавательской деятельности для молодых преподавателей — в недавнем прошлом студентов-выпускников — является пере­ход в роль педагога.Новая роль часто требует более уверенного поведения и пре­доставляет возможность проверить себя на предмет наличия преподавательских качеств и умений.

Переход к педагогической деятельности предполагает адаптацию к новым ролям:

От роли К роли
Подчиненного Руководителя
Реагирующего Инициатора
Слушателя Говорящего
Ведомого Лидера
Низкой ответственности Высокой ответственности
Члена группы Лидера группы
Мотивируемого Мотиватора
Отвечающего Спрашивающего
Оцениваемого Оценивающего
Учащегося Обучающего

Переходный период может быть связан с рядом «страхов», которые мы рас­смотрим более подробно. Конечно же, есть люди бесстрашные, никакие обстоя­тельства их не смущают. Для других необходимость стоять перед группой людей и сообщать им новую информацию может оказаться пугающей. Рассмотрим 5 «наи­худших сценариев» (Teaching Techniques, 1990), разработанных для того, чтобы




10.2. Функции преподавателя психологии и его роли 219

помочь молодым преподавателям понять, что 1) другие преподаватели сталкива­ются с теми же проблемами и 2) эти преподаватели выжили и достигли успеха.

Страх № 1. Я им не понравлюсь.Беспокойство относительно личного отно­шения студентов к вам мешает вам работать с содержанием учебного предмета, который вы преподаете. Постарайтесь прийти на занятие пораньше и включиться в повседневный разговор по мере того, как приходят студенты. Это не только по­может вам и вашим студентам лучше узнать друг друга, но также даст возмож­ность студентам обсудить с вами учебные вопросы.

Страх № 2. Я потеряю контроль над группой.Это беспокойство может быть преодолено путем соответствующей подготовки и ожидания определенных собы­тий. Слишком большое стремление контролировать события может быть самораз­рушающим, поскольку приводит к сопротивлению со стороны студентов. Лучше начинать каждое занятие с озвучивания плана, затем следует предложить студен­там что-то добавить в него, если они хотят. Студенты, которые знают, что их ожи­дает, будут более восприимчивыми к вашим намерениям.

Страх № 3. Я им наскучу.Тревожащиеся люди становятся заторможенными. Заторможенные люди вызывают скуку. Помните, что вы имеете личный опыт и знания о вашем предмете, которые заслуживают того, чтобы поделиться ими со студентами. Поделитесь тем, что интересно для вас в предмете. Другая идея за­ключается в том, чтобы спросить студентов в начале занятия, какие темы интерес­ны им. Ваши студенты будут более заинтересованы в предмете, если Вы будете со­гласовывать свои слова с их интересами.

Страх № 4. Меня поймают на глупой ошибке или я не буду знать ответа на во­прос студента.Наилучший способ справиться с допущенными ошибками — это быстро их признать. Вы скорее потеряете доверие ваших студентов, если будете блефовать и утверждать, что знаете ответ на все их вопросы. Лучше всего признать­ся студентам: «Я не знаю, но я дам вам ответ позже» (и постарайтесь не забыть свое обещание). Если вам кажется, что вопрос студента поставил иас в тупик, иы можете спросить других студентов, не могут ли они помочь иам в ответе на вопрос?

Естественно, студенты ожидают, что вы хорошо подготовлены к занятию, но полного совершенства от вас не ожидают даже самые умные студенты.

Страх № 5. Некоторые студенты могут знать больше, чем я.Способные сту­денты могут по определенной теме знать больше, чем вы. Это прекрасно. Однако не забывайте, что вы — человек, выбранный кафедрой для чтения данного курса. Вы имеете более широкие знания предмета, чем любой из ваших студентов. Те студенты, которые хорошо осведомлены в определенных темах, могут выступать в качестве приглашенных лекторов, вести дискуссии, делать специальные доклады и т. д. Потенциальный «негатив» может быть обращен в позитив (Teaching Tech­niques, 1990).

Таким образом, от вас вовсе не ожидается, что вы знаете все и что вы — совер­шенный преподаватель. Помните, что вы владеете обширными знаниями, имеете способности и интерес к предмету, которому вы обучаете студентов. Ваша работа как преподавателя заключается в использовании того, что вы знаете, чтобы по­мочь студентам учиться. Кроме того, вы должны испытывать радость от процесса преподавания. Если вам нравится это занятие, то вы не только сможете избежать страхов, но и вашим студентам будет нравиться то, что чему вы учите.

220 Глава 10. Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя психологии

Деятельность преподавателя во многом подобна работе актера. Преподаватель стоит перед студентами (учащимися) и исполняет роль: «Я — учитель». Многих людей пугает ситуация, когда им приходится выступать перед группой людей: в этом случае они предпочли бы молчать. У преподавателя нет такой возможно­сти. Преподавание требует способностей к публичным выступлениям.

В то же время некоторые начинающие преподаватели говорят: «Я стеснитель­ный человек», «Я неразговорчив». В принципе, они могут и дальше оставаться та­кими. Люди разного типа могут быть успешными преподавателями. Многие акте­ры тоже говорят о себе, что по характеру они довольно тихие и стеснительные, но, когда они исполняют роль, они ведут себя совсем по-другому. Это можно ска­зать и о преподавателях. Каждый человек имеет несколько ролей, которые он ис­полняет в жизни. Тот, кто берет на себя ответственность обучения других, должен принять роль преподавателя как одну из ролей. Это вовсе не требует переделки себя как личности или расставания со своим «я»; это требует всего лишь принятия роли учителя.

Успешное преподавание не требует умения петь, танцевать, шутить или арти­стично жестикулировать. Оно требует ответственности, умения ясно выражать свои мысли, поддерживать интерес студентов, проявлять энтузиазм в отношении своего предмета, побуждать студентов размышлять над учебным материалом. Студенты замечают и ценят, когда преподаватель помогает им учиться.

Лучший совет относительно поведения на занятиях, который дает Роджер До-миновски начинающим преподавателям, заключается в одном слове — «расслабь­тесь!» (Dominowski, 2002, р. 81). Естественно при этом предполагается, что препо­даватель хорошо подготовлен к занятию. Разумеется, добрые намерения должны дополняться педагогической техникой, о которой речь шла в предыдущих главах.

Ролевые позиции преподавателя

В отношениях со студентами преподаватель иногда выступает в разных ролях, что порождает некоторую неопределенность. Н. С. Пряжников и Е. Ю Пряжникова выделяют следующие ролевые позиции преподавателя психологии (2001, с. 305):

«Преподаватель — специалист в своей области».Эта позиция предполагает уважение к преподавателю и в то же время большую психологическую дистанцию и формальное профессиональное общение.

•«Преподаватель — верный друг».Эта позиция предполагает более нефор­мальное общение. Студент нуждается в доброжелательном и «все понимающем» старшем друге. Однако в данном случае может возникнуть проблема чрезмерного сокращения социальной дистанции между учителем и учеником, когда студенты вообще перестают воспринимать преподавателя как «специалиста».

«Преподаватель — психотерапевт».Некоторые студенты полагают, что по­скольку преподаватель является психологом, он в состоянии решить их личные проблемы или проблемы их знакомых. Иногда преподаватель сам (по неопытно­сти) соглашается взять на себя такую роль, но потом часто жалеет об этом. Задача преподавателя — иная, быть может, даже более сложная, чем задача психотерапев­та в традиционном понимании.

«Преподаватель — пример для подражания во всем».Это, по мнению Пряж-никовых, не самая худшая ролевая позиция; главное, чтобы было с чего брать

10.3. Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя психологии 221

пример. Студент сильно переживает, когда вдруг обнаруживает, что любимый и почитаемый им преподаватель в чем-то несовершенен, а иногда и порочен. Это может стать причиной очередного «кризиса разочарования» у впечатлительного студента. На самого преподавателя это налагает особую ответственность, ведь очень трудно быть «идеальным» и «образцовым», да еще когда за тобой при­стально наблюдают «обожающие» и такие «доверчивые» глаза студента (или сту­дентки). В студенческих аудиториях такое «обожание» обычно не остается неза­меченным, что может стать причиной различных сплетен и подозрений.

«Преподаватель — объект насмешек».И школьники, и студенты часто нахо­дят удовольствие в том, что «перемывают косточки» своим учителям и преподава­телям. Это нормальное явление. Другое дело, что иногда обсуждение преподава­телей принимает грубую форму. Педагогами было замечено (цит. по: Пряжников, Пряжникова, 2001, с. 306), что грубые насмешки и придирки обычно обращены к преподавателям, которые заслуживают этого (злые, некомпетентные, позволяю­щие себе приходить на занятия «навеселе» и т. п.). Что же касается преподавате­лей, которые по-своему любят студентов и знают свой предмет, то отношение к ним обычно самое хорошее, даже несмотря на явные недостатки в их поведении или одежде. Заметим, что так называемые студенческие анекдоты о преподавате­лях воспринимаются многими преподавателями без особых обид. Но самое пре­зрительное отношение у студентов (и у школьников) вызывают преподаватели, о которых можно сказать, что они «никакие» (им не интересны ни студенты с их проблемами, ни читаемый курс).

«Преподаватель — полицейский».Студентам с их неорганизованным свобод­ным временем иногда требуется строгий старший товарищ. Но студент все-таки уже взрослый человек и самое главное для него — поскорее научиться быть на­стоящим взрослым. Но при постоянном контроле и опеке со стороны преподава­теля это сделать очень сложно. Тем не менее некоторые студенты с радостью при­нимают таких «преподавателей-полицейских».

Наши рекомендации