Организация учебных занятий по психологии в высших учебных заведениях
Организация учебного процесса в вузерегламентируется рабочим учебным планом по направлению подготовки (специальности) и расписанием учебных занятий, которые разрабатываются высшим учебным заведением самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, примерных образовательных программ, учебных планов по направлению подготовки (специальности) и программ дисциплин (Типовое положение..., 2001). При этом примерный учебный план и программы дисциплин носят рекомендательный характер.
Обучение студентов проводится в очной, заочной, очно-заочной (вечерней) форме или в форме экстерната.
Учебный год в высшем учебном заведении начинается для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану. Он разделяется на два семестра (при традиционной системе организации учебного процесса). Учебные занятия в течение семестра организуются на основе еженедельного расписания, которое может быть более или менее стабильным в зависимости от разных факторов. Продолжительность академического часа аудиторных занятий устанавливается вузом, она составляет обычно 40-50 минут. Обучение включает в себя теоретические и практические занятия. В зависимости от того, проводятся ли занятия в вузе под непосредственным руководством преподавателя или же на занятии предполагается самостоятельная работа студентов, они разделяются на два вида: аудиторные и самостоятельные. Эти типы занятий представляют собой две стороны учебной работы студентов по основной образовательной программе.
Основными видами аудиторных занятий являются лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, консультации. Они проводятся чаще всего парами академических часов, между которыми делается перерыв. Существует, однако, практика, когда перерыв между двумя академическими часами в составе пары не делается.
106 Глава 6. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии
Учебная деятельность студентов предполагает большую самостоятельную работу при подготовке к семинарским и практическим занятиям, при изучении научной литературы. Важнейшими видами учебной работы являются также научно-исследовательская работа, написание рефератов, выполнение курсовых и дипломных работ, различные виды практик. Высшее учебное заведение может устанавливать также другие виды учебных занятий.
В конце каждого семестра во время экзаменационной сессии студенты сдают зачеты и экзамены по дисциплинам, изучавшимся в течение семестра. В ряде случаев имеет место триместровая система организации учебного процесса, при которой учебный год делится на три семестра, и студенты сдают зачеты и экзамены в течение трех сессий. В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 7 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.
При заочной форме обучения студенты изучают учебный материал образовательной программы в том же самом объеме, что и при очной, однако, доля самостоятельной работы значительно больше. Сессии проводятся каждый семестр. В течение сессий преподаватели читают обзорные лекции по предмету, проводят другие формы аудиторной работы, которые предусмотрены по учебному плану, а также принимают зачеты и экзамены по изученным дисциплинам. Для успешной организации заочного обучения психологии требуется особенно хорошее учебное оснащение в виде учебных пособий и методических разработок для самостоятельного изучения.
Обучение в вузе может осуществляться также в форме экстерната. Экстернат — это самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки или специальности с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении. Однако по некоторым направлениям и специальностям получение образования в форме экстерната не допускается. Порядок организации обучения в форме экстерната регулируется специальным положением Министерства образования (Положение об экстернате..., 1998).
Лекцияпо психологии представляет собой монологическую форму обучения. Особенностью традиционных лекций является то, что активность на них проявляет преподаватель (говорит прежде всего он), студенты же относительно пассивны, внешние проявления их активности достаточно редки (они в основном слушают). Традиционными функциями лекции являются: 1) информационная, 2) систематизирующая и 3) разъясняющая. Предполагается, что преподаватель на лекции сообщает новые знания в систематизированном виде, а также разъясняет наиболее трудные вопросы учебного курса. Лекции могут также выполнять (4) стимулирующую и развивающую функцию. Лекции представляют собой довольно сложный вид учебных занятий, поэтому их ведение часто поручается наиболее опытным преподавателям. При подготовке и проведении этого вида занятий молодые преподаватели обычно испытывают наибольшие трудности.
Семинарпо психологии в отличие от лекции предполагает участие студентов в обсуждении учебного материала. Формы их деятельности могут быть разными. Существенно, однако, то, что на семинарском занятии говорят студенты, а преподаватель руководит этим процессом. Семинарские занятия в учебном процессе выполняют следующие функции: 1) закрепление знаний; 2) расширение знаний;
6.1. Организация учебнь/х занятий по психологии в высших и средних учебных заведениях 107
3) развитие умений самостоятельной работы; 4) стимулирование интеллектуальной деятельности.
На семинарах студенты имеют возможность закрепить знания, полученные на лекциях или из книг, в процессе их пересказа или обсуждения. Помимо этого, подготовка к семинарам по первоисточникам (а не только учебникам) и выступление с сообщениями расширяют знания студентов по курсу. Необходимость подготовки к таким занятиям развивает умения самостоятельного поиска и переработки информации. При определенной форме организации занятий, при определенном типе постановки заданий и вопросов на семинарах они могут стимулировать аналитическую и обобщающую интеллектуальную деятельность студентов, развивать их критическое мышление при усвоении знаний.
В зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной деятельности студентов формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа: 1) репродуктивный и 2) продуктивный.
Репродуктивный типорганизации занятия предполагает прежде всего активизацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и пересказать определенный учебный материал на основе данных лекций, учебников или первоисточников.
Продуктивный типорганизации занятия предполагает активизацию мыслительных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала и определенным образом составленных вопросов и заданий.
Практическое занятиепо психологии, в отличие от семинарского, предполагает не просто обсуждение студентами учебного материала, а выполнение ими определенных практических заданий. Систему таких заданий часто называют практикумом. Практические занятия по психологии могут выполнять в учебном процессе следующие функции: 1) закрепление теоретических знаний на практике; 2) усвоение умений исследовательской работы; 3) усвоение умений практической психологической работы; 4) применение теоретических знаний для решения практических задач; 5) самопознание; 6) саморазвитие. Те или иные функции могут выдвигаться на первый план в зависимости от того, в рамках каких образовательных программ проводятся занятия.
Наиболее типичными заданиями для практических занятий являются следующие: 1) демонстрационный эксперимент; 2) индивидуальные задания; 3) групповые задания; 4) эксперимент в парах (подгруппах); 5) решение психологических задач; 6) дискуссия.
Лабораторная работа— одна из разновидностей практических занятий. Она предполагает использование специального оборудования и приборов. Лабораторные работы часто проводятся, например, при изучении познавательных процессов, таких как ощущения, восприятие, память, мышление. В них реализуются учебные модели лабораторных психологических экспериментов.
Консультация как вид учебных занятий — это беседа преподавателя и студентов, в которой студенты спрашивают совета и разъяснений преподавателя по определенным вопросам, связанным с учебным процессом. Консультация может проводиться индивидуально со студентом или с группой студентов. Она может иметь разные цели. Например, это может быть разъяснение отдельных трудных вопросов учебного курса в специально отведенные для этого еженедельные часы
108 Глава 6. Организация обучения и виды учебных занятии по психологии
консультаций. Консультации проводятся также во время подготовки студентов к экзаменам и способствуют обобщению знаний студентов по учебному курсу.
Типичным видом учебных консультаций являются консультации как методологическая и методическая помощь при написании рефератов, при выполнении курсовых и дипломной работ.
К самостоятельной учебной работестудентов относятся самостоятельное чтение учебных пособий, подготовка к лекциям, семинарам и практическим занятиям, подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ. Как формы самостоятельной учебной деятельности они могут быть направлены на:
1) расширение и углубление психологических знаний по отдельным темам;
2) освоение умений использования этих знаний для решения прикладных задач;
3) усвоение умений и навыков психологического исследования;
4) усвоение умений и навыков практической психологической работы;
5) развитие умений самопознания и саморазвития.
Самостоятельное чтение учебных пособий, подготовка к лекциям, семинарам и практическим занятиям обычно занимает не менее 50% времени при изучении дисциплины. Объем знаний, которые необходимо усвоить студентам высших учебных заведений, значительно превышает количество часов, отводимых на аудиторную работу с преподавателем. В связи с этим основной акцент делается на самостоятельном изучении учебного материала. Предварительная самостоятельная подготовка студентов к лекциям, семинарам и практическим занятиям значительно повышает их эффективность.
Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии как квалификационных работ входит в учебные планы по многим образовательным программам.
Задачи и требования к выполнению тех или иных видов квалификационных работ определяются кафедрами, которые руководят их выполнением. Они могут различаться в зависимости от специальности, по которой обучаются студенты, а также понимания данной кафедрой значимости тех или иных аспектов учебной или научной деятельности для общего и профессионального образования студентов. Для студентов, обучающихся по специальности «Психология», целесообразны все четыре типа заданий, перечисленных выше. При обучении студентов других специальностей достаточно ограничиться заданиями двух первых типов.
Квалификационные работы, выполняемые студентами в рамках различных курсов высшего образования, могут иметь преемственность и являться последовательным научным или практическим развитием темы, представляющей интерес для студента и научного руководителя. В то же время отдельные квалификационные работы студента могут быть относительно независимыми друг от друга и выполняться под научным руководством разных преподавателей.
Распределение заданий по выполнению реферативных, курсовых и дипломной работ по годам обучения студента определяется учебным планом данной специальности в учебном заведении и может отличаться от вуза к вузу. Конкретные требования, предъявляемые к работам, устанавливаются кафедрой, которая руководит их выполнением. В то же время существуют типичные особенности данных видов учебной и научной работы студентов, которые позволяют сформулировать
6.1. Организация учебных занятии по психологии в высших и средних учебных заведениях 109
общие методические рекомендации по их планированию, выполнению и оформлению (Карандашев, 2002).
Рефератявляется формой самостоятельной учебной работы по предмету, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету — углубленное изучение определенной проблемы учебного курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в реферативной работе обычно не предусматривается.
Важнейшим видом учебных занятий студентов в вузе является их участие в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе.Она чаще всего проводится в рамках выполнения курсовых и дипломных работ.
Курсовые работыпо психологии могут выполняться на 2-м, 3-м и 4-м курсах. Для студентов непсихологических специальностей это может быть отдельная курсовая работа, призванная углубить психологическую компетентность в определенной сфере профессионального образования. Студенты-психологи часто выполняют курсовые работы на нескольких курсах; такое выполнение курсовых работ должно обеспечить преемственное формирование научно-исследовательских умений, а также умений в области практической психологии при решении конкретной психологической проблемы. Курсовая работа может быть направлена на поиск общих психологических закономерностей, на решение какой-либо прикладной задачи или же быть практически ориентированной.
Дипломная работапо психологии выполняется, как правило, только студентами психологических специальностей. Она является формой итоговой аттестации студентов за весь период обучения и выполняет как обучающую, так и оценочную функцию. При работе над ней студент должен проявить умения, уже освоенные им при выполнении курсовых работ.
Учебная работа по психологии может включать также различные виды практики:учебную, педагогическую, производственную, научно-исследовательскую и квалификационную. Практика как вид учебной деятельности по психологии типична для образовательных программ, направленных на подготовку психологов. В то же время отдельные психологические задания могут даваться студентам других образовательных программ в рамках их профессиональных практик.