Ведущая деятельность в младенческом возрасте
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности -
непосредственного эмоционального общения ребенка и матери.
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденное™. Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии, даже при хорошем гигиеническом уходе. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно.
Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическая особенность ведущего типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности - другой человек. Но если предмет деятельности -другой человек, то эта деятельность и есть общение. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д. Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности становится другой человек. Общение этого типа в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со
t
Развитие психических функций
И процессов в течение первого года жизни
Развитие сенсорики: совершенствуется зрительное сосредоточение у младенцев, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет, может прослеживать движущиеся предметы.
К концу младенчества формируются практически все свойства восприятиядетей - константность, правильность, предметность, системность. Появление этих свойс т в связано с развитием локомоций детей, перемещением в пространстве, благодаря чему они научаются видеть предмет под разным углом зрения.
В этом периоде формируются все генетические виды памяти- эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память помогает младенцу ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты. В 7-9 недель появляется и моторная память, ребенок может запомнить и повторить какое-то движение, у него начинают появляться определенные привычные жесты, начало будущих операций. В 4 месяца у детей появляется образная память - сначала в виде узнавания знакомых предметов, а в 8-9 месяцев и воспроизведение того, что ребенок видел ранее. С развитием узнавания ребенок начинает дифференцировать окружающих взрослых, узнает приятных и неприятных людей. А развитие воспроизведения стимулирует появление первых мотивов, или мотивирующих представлений ребенка, которые способствуют становлению его личности, развитию независимости от окружающей ситуации.
%?-
Основные психологические
новообразования младенческого периода
Основными новообразованиями младенческого периода являются хватание и ходьба.Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, он связан с возникновением акта хватания - первого организованного, направленного-действия. Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.
Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка, так как активно развивается восприятие. На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом, а в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двигание им, извлечение из него звуков. В возрасте 7—10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой. К концу младенческого возраста (10-11 до 14 месяцев) возникает этап функ-циональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, теперь ребенок пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах.
Хватание, направление к предмету стимулирует возникновение сидения - когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест.
*■
-9j£
Кризис первого года
Меж д у младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует перех одный период, который называется «кризис первого года».
Развитие восприятия, мышления, становление эмоциональных контактов с окружающими, а также появление собственных мотивов поведения изменяют социальную ситуацию развития младенца, который переходит на новый уровень. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни.В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами.
Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становится беспокойным, появляются проявления самостоятельности.
Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.
Во-первых, речь носит автономный характер: слова ситуативны, они лишь осколки наших слов, слова многозначны, полисемантичны. К тому же в самой автономной речи содержится противоречие. Эта речь - средство общения, обращенная к другому, но она, как правило, пока еще лишена постоянных значений.
Развивается и мышление младенцев. К концу этого возраста у детей появляется ручной интеллект, или наглядно-действенное мышление, которое строится на основе проб и ошибок и связано с развитием первых самостоятельных движений. Большое значение имеет и развитие ориентировки - реакций на новые предметы, стремление их обследовать.
Развивается и речь, прежде всего пассивная - ребе-нок слушает и различает звуки. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи.
стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныкание превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.
Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.
М. И. Лисина считает, что до 5-6 месяцев у ребенка преобладает ситуативно-личностное общение со взрослым, с развитием действий общение становится ситуативно-деловым (между ребенком и взрослым встает предмет - игрушка).
Во-вторых, почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек. И прежде всего он присутствует путем конструирования предметов, с которыми ребенок манипулирует. Ни на одном человеческом предмете, указывал Д. Б. Эльконин, не написан способ его употребления, общественный способ употребления предмета ребенку всегда надо раскрывать. Но поскольку младенцу его еще нельзя показать, приходится конструировать предметы, которые своими физическими свойствами определяют способ действия детей. Манипулируя с предметами, ориентируясь на их физические свойства, ребенок, однако, сам не может открыть общественно выработанных способов употребления предметов. Это противоречие разрешается в раннем детстве в совместной (ребенка и взрослого) предметной деятельности.
К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба - первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития.
Другое основное новообразование этого возраста -появление первого слова.Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким.
38. Развитие предметно-орудийной I I деятельности в раннем детстве |Ведущей деятельностью в раннем детстве является I I предметная деятельность. i IПереход от младенчества к раннему детству связан I с развитием нового отношения к миру предметов - они I начинают выступать для ребенка не просто как объекты, ' ,удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие I |определенное назначение и определенный способ упо- [ |требления. Функции предметов не могут быть выявлены | Iпутем простого манипулирования, их раскрывает ребенку ■ Iвзрослый. | 'На первых ступенях развития предметной деятельности I действие и предмет очень жестко связаны между собой: ' ребенок способен выполнить усвоенное действие лишь I с тем предметом, который для этого предназначен. Только : ,постепенно происходит отделение действия от предмета, I |в результате которого дети раннего возраста приобретают | Iвозможность выполнить действие и с не соответствующи- | Iми ему предметами или использовать предмет не по пря- I Iмому назначению. I Д. Б. Эльконин рассматривал развитие предметного I действия в раннем детстве по двум основным направле- . Iниям: | |1) развитие действия от совместного с взрослым до са- i |мостоятельного исполнения; I I2) развитие средств и способов ориентации самого ре- I Iбенка в условиях осуществления действия. ' 'Линия развития ориентации в системе свойств объекта I и действий с ними проходит ряд этапов. ( ■/ этап. От неспецифического употребления орудий | |к попыткам специфического использования орудий при _*— __----------------- __-__ , I 40. ФормирОНиie личностной сферы • 4 в раннем детстве I Общение со взрослым имеет большое значение не ■ |только для формирования познавательной сферы, но и | |для развития личности детей раннего возраста. Окружаю- I щим надо помнить, что представление о себе, первая са- ' мооценка детей в это время является на самом деле инте- I риоризованной оценкой взрослого. Поэтому постоянные j замечания, игнорирование пусть даже не всегда успеш- 1 ных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недо- . оценка их стараний могут привести уже в этом возрасте | к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех | в осуществляемой деятельности. I В исследованиях Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович и дру- Iгих психологов подчеркивается, что к концу раннего дет- ства у детей появляются первые представления о себе как I о личности, отличающейся от других самостоятельностью * собственных действий. | Этапы развития личности I Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка Jтесно связано с зарождающимся в это время самосо- знанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать 1 себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная . форма самосознания. Новый этап в развитии самосозна- | ния начинается, когда ребенок называет себя - сначала | по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем I годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребен- I ка появляется и первичная самооценка - осознание " не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень I хороший», «я хороший и больше никакой». Сознание «я», [ «я хороший», «я сам» и появление личных действий про- \ |
I Глямб
] РАННЕЕ ДЕТСТВО
Социальная ситуация
| развития детей раннего возраста
.Новообразования, которые возникают к концу первого
Iгода жизни, с необходимостью вызывают построение но-
Iвой социальной ситуации развития. Это ситуация совмест-
Iной деятельности со взрослым человеком. Содержание
Iэтой совместной деятельности - усвоение общественно
Iвыработанных способов употребления предметов, кото-
Iрые ребенку открылись и затем стали его миром. Со-
.циальная ситуация развития в раннем возрасте такова:
|«ребенок - ПРЦЦМБГ - взрослый». В этом возрасте ре-
■бенок целиком поглощен предметом. К. Лоренц даже го-
|ворил о фетишизации предмета в раннем детстве. Это
Iпроявляется, например, в том, как ребенок садится на
Iстульчик или возит за собой машину - ребенок все время
Iсмотрит на этот предмет. Правда, за предметом ребенок
еще не видит взрослого человека, однако без взрослого
Iон не может овладеть человеческими способами употреб-
■ления предметов.
1Социальная ситуация совместной деятельности ребен-
Iка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой си-
[туации способ действия с предметом, образец действия
[принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен
•выполнять индивидуальное действие. Это противоречие
|решается в новом типе деятельности, который рождается
Iв период раннего возраста. Это предметная деятель-
I ность,направленная на усвоение общественно вырабо-
Iтанных способов действия с предметами. Прежде всего
она предметная, потому что мотив деятельности заключа-
* -