Социогенетические концепции развития I
|Истоки социогенетического направления - в идеях фи- .
|лософа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появ- |
Iляется на свет с чистой как восковая доска душой. На t
Iэтой доске воспитатель может написать все, что угодно, и I
1ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет I
Iтаким, каким его хотят видеть близкие взрослые. '
(Акцентируя в противовес «биологизаторам» другой I
|фактор - социальный, авторы социогенетических кон- .
|цепций полагают, что в поведении человека нет ничего |
Iврожденного и каждое его действие - это лишь продукт i
Iвнешней стимуляции. Отсюда, манипулируя внешними I
'раздражителями, можно «изготовить» человека любого I
Iсклада. Представителем этой концепции является амери- '
канский психолог Дж. Уотсон. |
IНа передний план в исследованиях научения, после ,
Iвхождения в американскую психологию идеи проведения |
|строгого научного эксперимента, по примеру опытов ■
|И. П. Павлова, выступила идея сочетания стимула и реакции, I
Iусловных и безусловных стимулов. Так возникла ассоциа- I
I нистическая теория научения(Дж. Уотсон, Э. Газри). ■
Когда внимание исследователей привлекли функции I
Iбезусловного стимула в установлении новой ассоциатив- *
.ной стимульно-реактивной связи, возникла концепция \
|научения, в которой главный акцент был сделан на значе- i
|нии подкрепления. Это были концепции Э. Торндайка и I
IБ. Скиннера, получившие название «бихевиоризм». I
IПоиски ответов на вопрос, зависит ли научение от таких '
!состояний испытуемого, как голод, жажда, боль, привели I
jк появлению концепций Н. Миллера и К. Хала. (
IОсобым образом преломилась в сознании американ- |
|ских психологов еще одна идея павловского эксперимен- i
#------------------------------------------- ^
8. Психоаналитические теории '
Детского развития I
Два открытия 3. Фрейда - открытие бессознательного ■
и открытие сексуального начала - составляют основу тео- |
ретической концепции психоанализа. I
В последней модели личности 3. Фрейд выделил три 1
основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - |
наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, '
«бурлящий котел влечений», подчиняется принципу удо- I
вольствия. Инстанция «Я» следует принципу реальности и ■
учитывает особенности внешнего мира. «Сверх-Я» служит |
носителем моральных норм. Поскольку требования к «Я» |
со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовмести- I
мы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, I
создающего невыносимое напряжение, от которого лич- '
ность спасается с помощью специальных «защитных ме- I
ханизмов» -таких, например, как вытеснение, проекция, .
регрессия, сублимация. |
Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит I
к стадиям преобразования и перемещения по различным I
эрогенным зонам либидозной, или сексуальной, энергии. I
Оральная стадия (0-1 год).Основной источник
удовольствия сосредоточивается на зоне активности, I
связанной с кормлением. . .
Анальная стадия (1-3 года).Либидо концентриру- |
ется вокруг ануса, который становится объектом внима- I
ния ребенка, приучаемого к опрятности. I
Фаллическая стадия(3-5 лет)характеризует выс I
шую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной
зоной становятся генитальные органы. Сексуальность I
этой стадии предметна и направлена на родителей. Либи- .
дозную привязанность к родителям противоположного ' |
та - идея построения нового поведенческого акта в лаборатории. Она вылилась в идею «технологии поведения», его построения на основе положительного подкрепления любого акта, выбранного по желанию экспериментатора поведения (Б. Скиннер). Столь механистический подход к поведению полностью игнорировал необходимость ориентировки субъекта в условиях собственного действия, т. е. психического акта.
В классическом бихевиоризме проблема «развития ребенка» специально не акцентируется - там есть лишь проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.
Таким образом, в социогенетических теориях в качестве основного фактора развития психики рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.
ем аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.
И в современных теориях развития сторонники биоло-гизаторских взглядов, отводя ведущую роль в развитии личности человека его природно-биологическому началу, полагают, что основные психические свойства личности как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу. Генетически запрограммированными они считают интеллект, аморальные черты характера и др. Допущение преформизма мы видим и в теории Ж. Пиаже, который считает, что созревание ума выглядит как нечто биологически детерминированное, и у представителей гуманистической психологии, как, например, А. Маслоу, который, подчеркивая врожденный компонент гуманных потребностей человека (любовь, симпатия, уважение), доказывает, что они имеют инстик-тоидную природу, специфическую для человеческого рода.
пола 3. Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек.
Латентная стадия (5-12 лет).Снижение полового интереса. Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта.
Генитальная стадия (12-18 лет).По мнению 3. Фрейда, подросток стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий.
Развитие психоанализ получил в работах дочери 3. Фрейда - Анны Фрейд. Придерживаясь классической для психоанализа структуры личности, в инстинктивной ее части она выделила сексуальную и агрессивную составляющие. Детское развитие А. Фрейд рассматривает как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.
двух факторов развития не удалось выйти и 3. Фрейду. Метод психоанализа позволил ему создать структурную теорию личности,в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. По 3. Фрейду, всякий человек рождается с врожденными сексуальными влечениями. Эта внутренняя психическая инстанция - « Оно» - под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». С появлением не только физических запретов, но и моральных сентенций развивается новая инстанция «Сверх-Я», которая ограничивает наши влечения до самой старости. На «Я» давят « Оно» и «Сверх-Я». Это типичная схема двух факторов развития, но она интересна тем, что здесь средовые влияния вытесняют сексуальные влечения - они находятся с ними в антагонистических, противоречивых отношениях.
г----------------------------------------- f
9. Эпигенетическая теория личности '
Эрика Эриксона
Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанализа. Принимая структуру личности 3. Фрейда, он создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и об-щества. Обратив внимание на роль «Я» в развитии личности, Э. Эриксон перенес ударение с «Оно» на «Я». По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества. Применяя психоанализ в послевоенной Америке, он видел различные явления - тревожность, апатию, жестокость, смятение, - как результат воздействия сложного периода войны на личность.
Э. Эриксон посвящает свои исследования главным образом процессам социализации.
Работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики - психоисторического мето-да, который представляет собой применение психоанализа к истории. Этот метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек.
Э. Эриксон проводил полевые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и пришел к выводу, что стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит. Если индивид отвечает ожиданиям общества, он включается в него и наоборот. Эти соображения легли в основу двух важных понятий его концепции - «групповой идентичности» и «эго-идентичности».
Групповая идентичность формируется благодаря тому,
что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу.
Теория социального научения
Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации, подражания.
Так, А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение происходит через наблюдение, имитацию (подражание авторитетным образцам) и идентификацию (процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели).
Известный американский психолог Р. Сире предложил принцип диадического анализа развития личности. Поскольку действия каждого человека всегда зависят от другого и ориентированы на него, то многие свойства личности первоначально формируются в так называемых «диадических ситуациях». Он выделил три фазы развития ребенка:
-фаза рудиментарного поведения - основывается на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве;
-фаза первичных мотивационных систем - основывается на научении внутри семьи (основная фаза со- Iциализации); I
-фаза вторичных мотивационных систем - основывается на научении вне семьи.
По Р. Сирсу, центральный компонент научения - это
зависимость, т. е. потребность ребенка, которую нельзя
игнорировать. ■
Э*--
■-*
1 1 Когнитивная теория развития (концепция Ж. Пиаже)
В центре концепции Ж. Пиаже - положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект стремится к установлению равновесия с ней. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте.
Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления; ассимиляцию- это когда индивид приспосабливает новую информацию к существующим у него схемам действий, не изменяя их в принципе; аккомодацию- механизм, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т. е. он вынужден перестроить старые схемы. Развитие интеллекта - это процесс вызревания операциональных структур (понятий), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух основных механизмов.
Согласно Пиаже процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов.
Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года) - стадия допонятийного интеллекта. В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. На этой стадии происходит становление и развитие чув-ствительных и двигательных структур - сенсорных и мо-торных способностей.