Социогенетические концепции развития I

|Истоки социогенетического направления - в идеях фи- .

|лософа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появ- |

Iляется на свет с чистой как восковая доска душой. На t

Iэтой доске воспитатель может написать все, что угодно, и I

1ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет I

Iтаким, каким его хотят видеть близкие взрослые. '

(Акцентируя в противовес «биологизаторам» другой I

|фактор - социальный, авторы социогенетических кон- .

|цепций полагают, что в поведении человека нет ничего |

Iврожденного и каждое его действие - это лишь продукт i

Iвнешней стимуляции. Отсюда, манипулируя внешними I

'раздражителями, можно «изготовить» человека любого I

Iсклада. Представителем этой концепции является амери- '

канский психолог Дж. Уотсон. |

IНа передний план в исследованиях научения, после ,

Iвхождения в американскую психологию идеи проведения |

|строгого научного эксперимента, по примеру опытов ■

|И. П. Павлова, выступила идея сочетания стимула и реакции, I

Iусловных и безусловных стимулов. Так возникла ассоциа- I

I нистическая теория научения(Дж. Уотсон, Э. Газри). ■

Когда внимание исследователей привлекли функции I

Iбезусловного стимула в установлении новой ассоциатив- *

.ной стимульно-реактивной связи, возникла концепция \

|научения, в которой главный акцент был сделан на значе- i

|нии подкрепления. Это были концепции Э. Торндайка и I

IБ. Скиннера, получившие название «бихевиоризм». I

IПоиски ответов на вопрос, зависит ли научение от таких '

!состояний испытуемого, как голод, жажда, боль, привели I

jк появлению концепций Н. Миллера и К. Хала. (

IОсобым образом преломилась в сознании американ- |

|ских психологов еще одна идея павловского эксперимен- i

#------------------------------------------- ^

8. Психоаналитические теории '

Детского развития I

Два открытия 3. Фрейда - открытие бессознательного ■

и открытие сексуального начала - составляют основу тео- |

ретической концепции психоанализа. I

В последней модели личности 3. Фрейд выделил три 1

основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - |

наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, '

«бурлящий котел влечений», подчиняется принципу удо- I

вольствия. Инстанция «Я» следует принципу реальности и ■

учитывает особенности внешнего мира. «Сверх-Я» служит |

носителем моральных норм. Поскольку требования к «Я» |

со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовмести- I

мы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, I

создающего невыносимое напряжение, от которого лич- '

ность спасается с помощью специальных «защитных ме- I

ханизмов» -таких, например, как вытеснение, проекция, .

регрессия, сублимация. |

Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит I

к стадиям преобразования и перемещения по различным I

эрогенным зонам либидозной, или сексуальной, энергии. I

Оральная стадия (0-1 год).Основной источник

удовольствия сосредоточивается на зоне активности, I

связанной с кормлением. . .

Анальная стадия (1-3 года).Либидо концентриру- |

ется вокруг ануса, который становится объектом внима- I

ния ребенка, приучаемого к опрятности. I

Фаллическая стадия(3-5 лет)характеризует выс­ I
шую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной

зоной становятся генитальные органы. Сексуальность I

этой стадии предметна и направлена на родителей. Либи- .

дозную привязанность к родителям противоположного ' |

та - идея построения нового поведенческого акта в лабо­ратории. Она вылилась в идею «технологии поведения», его построения на основе положительного подкрепления любого акта, выбранного по желанию экспериментатора поведения (Б. Скиннер). Столь механистический подход к поведению полностью игнорировал необходимость ориентировки субъекта в условиях собственного дей­ствия, т. е. психического акта.

В классическом бихевиоризме проблема «развития ре­бенка» специально не акцентируется - там есть лишь проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.

Таким образом, в социогенетических теориях в качест­ве основного фактора развития психики рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.

ем аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.

И в современных теориях развития сторонники биоло-гизаторских взглядов, отводя ведущую роль в развитии личности человека его природно-биологическому началу, полагают, что основные психические свойства личности как бы заложены в самой природе человека, определяю­щей его жизненную судьбу. Генетически запрограммиро­ванными они считают интеллект, аморальные черты ха­рактера и др. Допущение преформизма мы видим и в теории Ж. Пиаже, который считает, что созревание ума выглядит как нечто биологически детерминированное, и у представителей гуманистической психологии, как, на­пример, А. Маслоу, который, подчеркивая врожденный компонент гуманных потребностей человека (любовь, симпатия, уважение), доказывает, что они имеют инстик-тоидную природу, специфическую для человеческого рода.





пола 3. Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчи­ков и комплексом Электры для девочек.

Латентная стадия (5-12 лет).Снижение полового интереса. Энергия либидо переносится на освоение об­щечеловеческого опыта.

Генитальная стадия (12-18 лет).По мнению 3. Фрейда, подросток стремится к одной цели - нор­мальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сек­суального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыду­щих стадий.

Развитие психоанализ получил в работах дочери 3. Фрейда - Анны Фрейд. Придерживаясь классической для психоанализа структуры личности, в инстинктивной ее части она выделила сексуальную и агрессивную со­ставляющие. Детское развитие А. Фрейд рассматривает как процесс постепенной социализации ребенка, под­чиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

двух факторов развития не удалось выйти и 3. Фрейду. Метод психоанализа позволил ему создать структурную теорию личности,в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. По 3. Фрейду, всякий человек рождается с врожденными сексуальными влечениями. Эта внутренняя психическая инстанция - « Оно» - под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». С появлением не только физических запретов, но и моральных сентенций развивается новая инстанция «Сверх-Я», которая ограничивает наши влечения до са­мой старости. На «Я» давят « Оно» и «Сверх-Я». Это типич­ная схема двух факторов развития, но она интересна тем, что здесь средовые влияния вытесняют сексуальные вле­чения - они находятся с ними в антагонистических, про­тиворечивых отношениях.



г----------------------------------------- f

9. Эпигенетическая теория личности '

Эрика Эриксона

Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанали­за. Принимая структуру личности 3. Фрейда, он создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и об-щества. Обратив внимание на роль «Я» в развитии лично­сти, Э. Эриксон перенес ударение с «Оно» на «Я». По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социаль­ной организации общества. Применяя психоанализ в пос­левоенной Америке, он видел различные явления - тре­вожность, апатию, жестокость, смятение, - как результат воздействия сложного периода войны на личность.

Э. Эриксон посвящает свои исследования главным об­разом процессам социализации.

Работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики - психоисторического мето-да, который представляет собой применение психоана­лиза к истории. Этот метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек.

Э. Эриксон проводил полевые этнографические иссле­дования воспитания детей в двух индейских племенах и пришел к выводу, что стиль материнства всегда опреде­ляется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит. Если ин­дивид отвечает ожиданиям общества, он включается в него и наоборот. Эти соображения легли в основу двух важных понятий его концепции - «групповой идентично­сти» и «эго-идентичности».

Групповая идентичность формируется благодаря тому,

что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентиро­вано на включение его в данную социальную группу.

Теория социального научения

Концепция социального научения показывает, как ре­бенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации, подражания.

Так, А. Бандура считал, что награда и наказание недо­статочны, чтобы научить новому поведению. Дети приоб­ретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение происходит через наблюдение, имитацию (под­ражание авторитетным образцам) и идентификацию (процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в ка­честве модели).

Известный американский психолог Р. Сире предложил принцип диадического анализа развития личности. Посколь­ку действия каждого человека всегда зависят от другого и ориентированы на него, то многие свойства личности перво­начально формируются в так называемых «диадических си­туациях». Он выделил три фазы развития ребенка:

-фаза рудиментарного поведения - основывает­ся на врожденных потребностях и научении в раннем мла­денчестве;

-фаза первичных мотивационных систем - ос­новывается на научении внутри семьи (основная фаза со- Iциализации); I

-фаза вторичных мотивационных систем - ос­новывается на научении вне семьи.

По Р. Сирсу, центральный компонент научения - это
зависимость, т. е. потребность ребенка, которую нельзя
игнорировать. ■



Э*--

■-*



Социогенетические концепции развития I - student2.ru Социогенетические концепции развития I - student2.ru 1 1 Когнитивная теория развития (концепция Ж. Пиаже)

В центре концепции Ж. Пиаже - положение о взаимо­действии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, по­этому субъект стремится к установлению равновесия с ней. Установить равновесие со средой можно двумя пу­тями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем измене­ний в самом субъекте.

Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления; ассимиляцию- это когда индивид приспосабливает новую информацию к существующим у него схемам дей­ствий, не изменяя их в принципе; аккомодацию- меха­низм, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т. е. он вынужден перестроить старые схемы. Развитие интел­лекта - это процесс вызревания операциональных струк­тур (понятий), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух основных механизмов.

Согласно Пиаже процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов.

Период сенсомоторного интеллекта (0-2 го­да) - стадия допонятийного интеллекта. В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. На этой стадии происходит становление и развитие чув-ствительных и двигательных структур - сенсорных и мо-торных способностей.

Наши рекомендации