Возрастная психология как наука
Солодилова О. П.
С60 Шпаргалка по возрастной психологии : учеб. пособие.— М.: ТК Велби, 2005. — 56 с.
ISBN 5-482-00071-0
Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Возрастная психология».
Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, — все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.
УДК 159.922.6(075.8) ББК 88.37я73 Учебное издание
Солодилова Ольга Петровна
ШПАРГАЛКА ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Учебное пособие
Подписано в печать 24.01.05. Формат 60x901/ie. Печать офсетная. Печ. л. 3,5. Тираж 10 000 экз. Заказ № 111
ООО «ТК Велби»
107120, г. Москва, Хлебников пер, д. 7, стр. 2.
Отпечатано с готовых диапозитивов
в ОАО «Типография № 9»
г. Москва, ул. Волочаевская, 40.
ISBN 5-482-00071-0
© О. П. Солодилова, 2005 © ООО «ТК Велби», 2005
Глава 1
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Предмет и задачи возрастной психологии
Предметом возрастной психологии является возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развиваю
щегося человека, закономерности развития психических процессов.
Теоретические задачи возрастной психологии крытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития.
Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша и др.
Проблемы современной возрастной психологии: проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей; проблема соотношения и выявления задатков и способностей; проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка; проблема разработки разделов возрастной психологии; проблема возрастной периодизации; проблема методов исследования, их стандартизации, адаптирования для разных возрастов.
Выделяется 4 раздела возрастной психологии:
1)перинатальная психология (от зачатия до рождения);
2)детская психология (от рождения до 17 лет);
3)психология взрослых, зрелых возрастов;
4) геронтология, или психология пожилого возраста.
Возрастная психология тесно связана с другими облас
тями психологии: общей психологией, психологией чело-
-tf-
I Глава 2
1 ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
I 7. Концепция конвергенции
I двух факторов детского развития
IПри попытке ответить на вопрос о том, как соотносятся
I ■среда и наследственность, возникла теория конвер-
I генции,или теория двух факторов, разработанная
I . В. Штерном.
I8. Штерн - специалист в области дифференциальной
1психологии, в которой наиболее остро стоит проблема
Iвзаимоотношения биологического и социального. В пси-
iхологии существовали две теоретические концепции,
\ одинаково имеющие право на существование, - эмпи-
|ризм («человек - чистая доска») и нативизм («существу-
1ют врожденные идеи»). Если из двух противоположных
Iточек зрения каждая может опираться на серьезные осно-
'вания, то истина должна заключаться в их соединении, -
Iтак полагал В. Штерн (1922). С его точки зрения психи-
.ческое развитие является результатом конвергенции
|внутренних данных с внешними условиями. В этой кон-
■вергенции ведущее значение остается за врожденными
fкомпонентами. В. Штерн писал, что ни об одной функции,
|ни об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли
Iоно извне или изнутри? Закономерен лишь вопрос: что
Iименно происходит извне и что изнутри? Потому что
|в проявлении функции действуют всегда и то, и другое,
Iтолько всякий раз в разных соотношениях.
IТеория конвергенции рассматривает психическое раз-
Iвитие как процесс, который складывается под влиянием
|икс-элементов наследственности и игрек-элементов сре-
Jды. Это самая распространенная концепция в современной
|психологии. Так, английский психолог Г. Айзенк считал, что
,интеллект определяется на 80% влиянием наследствен-
Iности и на 20% влиянием среды. За рамки концепции
I___________________________
Детского развития I
Два открытия 3. Фрейда - открытие бессознательного ■
и открытие сексуального начала - составляют основу тео- |
ретической концепции психоанализа. I
В последней модели личности 3. Фрейд выделил три 1
основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - |
наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, '
«бурлящий котел влечений», подчиняется принципу удо- I
вольствия. Инстанция «Я» следует принципу реальности и ■
учитывает особенности внешнего мира. «Сверх-Я» служит |
носителем моральных норм. Поскольку требования к «Я» |
со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовмести- I
мы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, I
создающего невыносимое напряжение, от которого лич- '
ность спасается с помощью специальных «защитных ме- I
ханизмов» -таких, например, как вытеснение, проекция, .
регрессия, сублимация. |
Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит I
к стадиям преобразования и перемещения по различным I
эрогенным зонам либидозной, или сексуальной, энергии. I
Оральная стадия (0-1 год).Основной источник
удовольствия сосредоточивается на зоне активности, I
связанной с кормлением. . .
Анальная стадия (1-3 года).Либидо концентриру- |
ется вокруг ануса, который становится объектом внима- I
ния ребенка, приучаемого к опрятности. I
Фаллическая стадия(3-5 лет)характеризует выс I
шую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной
зоной становятся генитальные органы. Сексуальность I
этой стадии предметна и направлена на родителей. Либи- .
дозную привязанность к родителям противоположного ' |
та - идея построения нового поведенческого акта в лаборатории. Она вылилась в идею «технологии поведения», его построения на основе положительного подкрепления любого акта, выбранного по желанию экспериментатора поведения (Б. Скиннер). Столь механистический подход к поведению полностью игнорировал необходимость ориентировки субъекта в условиях собственного действия, т. е. психического акта.
В классическом бихевиоризме проблема «развития ребенка» специально не акцентируется - там есть лишь проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.
Таким образом, в социогенетических теориях в качестве основного фактора развития психики рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.
ем аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.
И в современных теориях развития сторонники биоло-гизаторских взглядов, отводя ведущую роль в развитии личности человека его природно-биологическому началу, полагают, что основные психические свойства личности как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу. Генетически запрограммированными они считают интеллект, аморальные черты характера и др. Допущение преформизма мы видим и в теории Ж. Пиаже, который считает, что созревание ума выглядит как нечто биологически детерминированное, и у представителей гуманистической психологии, как, например, А. Маслоу, который, подчеркивая врожденный компонент гуманных потребностей человека (любовь, симпатия, уважение), доказывает, что они имеют инстик-тоидную природу, специфическую для человеческого рода.
пола 3. Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек.
Латентная стадия (5-12 лет).Снижение полового интереса. Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта.
Генитальная стадия (12-18 лет).По мнению 3. Фрейда, подросток стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий.
Развитие психоанализ получил в работах дочери 3. Фрейда - Анны Фрейд. Придерживаясь классической для психоанализа структуры личности, в инстинктивной ее части она выделила сексуальную и агрессивную составляющие. Детское развитие А. Фрейд рассматривает как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.
двух факторов развития не удалось выйти и 3. Фрейду. Метод психоанализа позволил ему создать структурную теорию личности,в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. По 3. Фрейду, всякий человек рождается с врожденными сексуальными влечениями. Эта внутренняя психическая инстанция - « Оно» - под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». С появлением не только физических запретов, но и моральных сентенций развивается новая инстанция «Сверх-Я», которая ограничивает наши влечения до самой старости. На «Я» давят « Оно» и «Сверх-Я». Это типичная схема двух факторов развития, но она интересна тем, что здесь средовые влияния вытесняют сексуальные влечения - они находятся с ними в антагонистических, противоречивых отношениях.
г----------------------------------------- f
9. Эпигенетическая теория личности '
Эрика Эриксона
Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанализа. Принимая структуру личности 3. Фрейда, он создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и об-щества. Обратив внимание на роль «Я» в развитии личности, Э. Эриксон перенес ударение с «Оно» на «Я». По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества. Применяя психоанализ в послевоенной Америке, он видел различные явления - тревожность, апатию, жестокость, смятение, - как результат воздействия сложного периода войны на личность.
Э. Эриксон посвящает свои исследования главным образом процессам социализации.
Работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики - психоисторического мето-да, который представляет собой применение психоанализа к истории. Этот метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек.
Э. Эриксон проводил полевые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и пришел к выводу, что стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит. Если индивид отвечает ожиданиям общества, он включается в него и наоборот. Эти соображения легли в основу двух важных понятий его концепции - «групповой идентичности» и «эго-идентичности».
Групповая идентичность формируется благодаря тому,
что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу.
Теория социального научения
Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации, подражания.
Так, А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение происходит через наблюдение, имитацию (подражание авторитетным образцам) и идентификацию (процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели).
Известный американский психолог Р. Сире предложил принцип диадического анализа развития личности. Поскольку действия каждого человека всегда зависят от другого и ориентированы на него, то многие свойства личности первоначально формируются в так называемых «диадических ситуациях». Он выделил три фазы развития ребенка:
-фаза рудиментарного поведения - основывается на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве;
-фаза первичных мотивационных систем - основывается на научении внутри семьи (основная фаза со- Iциализации); I
-фаза вторичных мотивационных систем - основывается на научении вне семьи.
По Р. Сирсу, центральный компонент научения - это
зависимость, т. е. потребность ребенка, которую нельзя
игнорировать. ■
Э*--
■-*
1 1 Когнитивная теория развития (концепция Ж. Пиаже)
В центре концепции Ж. Пиаже - положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект стремится к установлению равновесия с ней. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте.
Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления; ассимиляцию- это когда индивид приспосабливает новую информацию к существующим у него схемам действий, не изменяя их в принципе; аккомодацию- механизм, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т. е. он вынужден перестроить старые схемы. Развитие интеллекта - это процесс вызревания операциональных структур (понятий), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух основных механизмов.
Согласно Пиаже процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов.
Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года) - стадия допонятийного интеллекта. В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. На этой стадии происходит становление и развитие чув-ствительных и двигательных структур - сенсорных и мо-торных способностей.
Глава 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Процесс развития личности
Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности определяет главный принцип в рассмотрении проблем ее становления - принцип развития.
Что же такое развитие? Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост,например, - это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса без существенных изменений в структуре отдельных процессов.
Развитиехарактеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта.
В психологии идея развития психики как в филогенезе, так и в онтогенезе получила распространение лишь в конце X I X в. К. Бюлер в своей концепции развития психики перенес на социальное развитие ребенка биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля. Согласно этому закону онтогенез во внутриутробном состоянии есть краткое и сжатое повторение филогенеза.
Современное представление о психическом развитии усматривает его причины в различных биологических и социальных факторах, в неповторимости пути становле-
i
-#-' |
&"
Преформированный
Развитие деятельности -
Взаимодействие
Движущие силы,
Pji
&
-з*
20. Закономерности психи<М«кого развития
Сформулируем основные закономерности психического развития.
1. Развитие характеризуется неравномерностью и
гетерохронностью.
Неравномерностьразвития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. Гетерохронностьразвития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Чем же она вызвана? По мнению П. К. Анохина, гетерохронность является закономерностью, заключающейся в неравномерном раз-наследственной информации.
2.Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций -с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.
3.Сензитивность развития. Сензитивный период развития - это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Периоды сензи-тивного развития ограничены во времени. Поэтому если упущен сензитивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.
непосредственная зависимость высших форм поведения, высших психических функций от структуры и функций нервной системы.
В онтогенезе человека, безусловно, представлены оба типа психического развития, которые в филогенезе изолированы: биологическое и историческое (культурное) развитие. В онтогенезе оба процесса имеют свои аналоги . В свете данных генетической психологии можно различать две линии психического развития ребенка, соответствующие двум линиям филогенетического развития. Эти две линии реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе. В этом состоит самое основное своеобразие психического развития ребенка.
Природные предпосылки - строение организма, его функции, его созревание - необходимы для психического развития, а общественный опыт - среда и воспитание - источник психического развития человека.
их целенаправленной перестройке. В мотивах опредмечиваются те или иные потребности человека. Развитие личности предполагает формирование иерархической мотивационно-потребностной структуры, где доминируют высшие духовные потребности. Сознательно выдвигая цели собственной деятельности, когнитивно преобразуя потребности, человек строит программу действий, выступает как личность, ответственная за свои поступки.
Процесс развития деятельности, ее расширения и усложнения наиболее интенсивно протекает у растущего человека, определяя становление его как личности. Причем это закономерное развитие, процесс которого обеспечивает освоение ребенком как действий, операций, так и мотивов, целей, социальных норм, приводя к овладению миром вещей и выработке позиции в мире людей. Таким образом, деятельность выступает как условие и способ развития личности.
4.Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример - последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.
5.Дивергентность - конвергентностьхо д а развития. Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции - дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция - это повышение разнообразия в процессе психического развития,
а конвергенция - его свертывание, усиление избирательности.
Кризис развития - это следующий основной механизм развития ребенка. Кризис - это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает на стыке двух возрастов. Источником его возникновения выступает противоречие между возрастающими физическим и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми' и видами (способами) деятельности. Такое противоречие является основной движущей силой развития ребенка.
Психологическое новообразование -это:
-психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь;
-обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.
21. Влияние внутренней позиции личности на психическое развитие
Развитие личности определяется не только врожденными особенностями, не только социальными условиями, но и внутренней позицией - складывающимся уже у малого ребенка определенным отношением к миру людей, к миру вещей и к самому себе. Указанные предпосылки и условия психического развития глубинно взаимодействуют друг с другом, определяя внутреннюю позицию человека по отношению к себе самому и окружающим людям.
На первом этапе происходит стихийное, не направляемое самосознанием формирование личности. Это период подготовки рождения сознающей себя личности, когда у ребенка появляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий. Начало развития личности обусловлено следующими событиями в жизни ребенка. В первую очередь он выделяет себя как персону (это происходит на протяжении всего раннего и дошкольного возраста), как носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я» и определенный физический облик). Психологически «Я-образ» формируется с эмоционального (положительного или отрицательного) отношения к людям и с изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Очень скоро начинает проявляться притязание на признание. В то же время у ребенка формируется чувство половой принадлежности, что также определяет особенности развития личности. Далее у ребенка возникает ощущение себя во времени, у него появляется психологическое прошлое, настоящее и будущее, он по-новому начинает относиться к самому себе - для него открывается
т
Глава 4
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
I в перинатальном периоде
■ Социальная ситуация развития ребенка в утробе
|матери тесным образом связана с соматическим и психи-
|ческим здоровьем матери, поэтому объектом исследова-
Iния в перинатальной психологии выступает диада «мать -
Iребенок».
В психической жизни ребенка наблюдаются следующие
Iпроцессы.
.К концу первого триместра беременности, как указыва-
[ет Г. Г. Филиппова, у ребенка появляются не только раз-
|нообразные сенсорные переживания, но и положитель-
I ные и отрицательные эмоциональные переживания,
Iсопровождающие комфортное и дискомфортное состоя
ние. Влияние матери на ребенка в этот период происхо-
Iдит через функции ее организма.
.Во втором триместре беременности эмоциональное
Iсостояние ребенка - удовольствие/неудовольствие -
Iизменяется в зависимости от собственного эмоциональ-
'ного состояния матери напрямую, через поступающие
Iс кровью гормоны матери. В этом периоде ребенок уже
(реагирует изменением двигательной активности в ответ
|на эмоциональное состояние матери. Поскольку ребенок
Iтеперь постоянно находится в зоне интенсивной звуковой
Iстимуляции - и внутриутробной, и внешней - он реаги-
Iрует на структурированные высокочастотные звуки. Пос-
'ле 20 недель при обучении ребенок может отвечать дви-
*--------------------------------------------
Положение, занимаемое ребенком в данном обществе, определяется, с одной стороны, существующими представлениями о том, каким должен быть ребенок на каждом возрастном этапе, а с другой - достигнутым ребенком уровнем развития, его индивидуальными возможностями удовлетворять общественные требования к тому или иному этапу возрастного развития.
В настоящее время в нашем обществе наметилась тенденция к изменению требований к ребенку, к усилению его самостоятельности и в то же время к осознанию особых прав ребенка. Социальная ситуация развития может сильно различаться у детей одного возраста в связи с социальным расслоением в обществе.
Адаптация, индивидуализация, интеграция выступают как механизмы взаимодействия человека и общности, механизмы его социализации и личностного развития, которое происходит в процессе разрешения возникающих в этом взаимодействии противоречий. Личностное развитие человека соотносится с формированием его самосознания, образа «Я» («Я»-концепции, «Я»-системы), с изменением сферы потребностей и мотиваций, направленности как системы отношений, с развитием личностной рефлексии, механизма самооценки.
жениями на определенную тактильную стимуляцию, а после 24-26 недель - на тактильную и слуховую стимуляцию. В этом периоде, считают исследователи, можно говорть о факте активности ребенка, организованной и достигающей цели - изменять и поддерживать свое состояние определенного качества. Здесь закладывается начало формирования содержания субъективного опыта, которое станет основой привязанности.
Отсутствие зрительного восприятия партнера ребенком не дает ему в этом триместре возможность прямого зрительного взаимодействия с матерью на эмоциональном уровне, которое осуществляется непрямым путем -через гормоны матери в крови.
В третьем триместре, который сензитивен для образования индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей ребенка и его способностей, ребенок имеет возможность формировать предпочтения к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее сердца, характеристикам родного языка, музыкальным и речевым фразам, мелодиям, стихам, песням, развивается избирательность к культурным особенностям пищи.
ваться на еще не созревшие функции, на зону ближайшего развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения.
Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего развития имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения. Зона ближайшего развития - симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Определение обоих уровней развития - актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития - составляют вместе то, что Л. С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.
г
|периода бодрствования по сравнению с периодом сна,
&-----------------------------------------
I 31. Основные новообразования
I периода новорожденности
.Источником зрительных и слуховых впечатлений, необ-
|ходимых для нормального развития нервной системы и ор-
Iганов чувств ребенка, и, что еще важнее, организатором
Iтаких впечатлений в новорожденном периоде становится
Iвзрослый. Взрослый подносит к лицу ребенка предметы,
наклоняет свое лицо, разговаривает с ребенком, тем са-
Iмым активизируя его ориентировочные реакции.
*Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который
|в первые дни носит безусловный рефлекторный харак-
1 тер. Первый крик - результат спазма голосовой щели.
IСпазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Уже
Iв первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприят-
'ные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне,
Lтепле.
t При нормальном воспитании оглушительное «уа» ново-
[рожденного переходит в менее бурное выражение отри-
[цательной эмоции - плач.
IНаблюдения за младенцами в течение четырех часов
Iв день в первые пять дней жизни и в течение десяти часов
:в шестой день жизни обнаружили, что в период от двух до
Iдвенадцати часов после рождения на лице младенца от-
■мечаются движения, морфологически напоминающие
|улыбку. Эти движения возникали во сне и рассматрива-
]лись как спонтанные и рефлекторные. Собственно улыбка
1возникала на лице младенца в первую неделю жизни
Iв ответ на различные звуковые стимулы, в том числе
1в ответ на высокий человеческий голос. Вместе с тем
|к пятой неделе сам по себе человеческий голос не вызы-
lвает у младенца улыбку. К этому возрасту в качестве ак-
|тиваторов улыбки начинают выступать различные зри-
t___________________________
eff*
лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает
•-*
I
32. Социальная ситуация развития младенца|
Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация психиче-
ского развития'ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Ребенок ничего не может без взрослого человека. Жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта -взрослый человек. Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и в то же время не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. Разрешение указанного противоречия приводит к разрушению социальной ситуации развития, которая его породила.
С необходимостью заботы взрослого связан и факт преимущественного развития сенсорики в данном периоде, т. е. органов чувств, а не движений, так как необходимые операции по уходу и обслуживанию берет на себя взрослый, давая возможность тем самым сформироваться органам, по которым проходит наиболее важная для психического развития информация. Развитие восприятиявсе первые годы жизни, фактически весь школьный возраст является одним из наиболее важных психических процессов. От развития восприятия в этом возрасте во многом зависят и все другие познавательные процессы, прежде всего мышление.
Однако роль взрослого не сводится только к уходу за ребенком, созданию благоприятных условий для разви-
громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления», она и является показателем перехода к новому этапу развития - младенчеству.
формирования первых, необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредоточения (т. е. умения сосредоточиться на звуковом или зрительном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.
В это же время начинает проявляться закономерность, характерная для общего направления развития детей в первые годы жизни и существенно отличающая их от детенышей животных. Эта закономерность проявляется в том, что развитие сенсорных процессов, т. е. зрения, слуха, осязаний, существенно опережает у человеческих младенцев развитие моторики, в то время как у животных, наоборот, движения развиваются раньше, чем группы чувств.
тия восприятия. Исследования многих психологов (М. И. Лисина, Л. И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) показали, что в первые месяцы жизни крайне важным для ребенка является эмоциональный контакт, привязанность и защита, которая исходит от близкого взрослого.
Доказывая, что ведущей деятельностью в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общениесо взрослым, Лисина провела серию экспериментов, в которых показала, что и познавательное развитие, а не только развитие эмоций и речи, связано с общением со взрослым.
Для большинства детей, воспитывающихся в семье, социальная ситуация развития в данном периоде выступает как благоприятная, так как взрослые стараются создать все условия для развития младенцев.
тельные стимулы, в том числе вид человеческого лица. На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции.
Так постепенно у ребенка вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная ко взрослому, которая называется комплексом оживления.Это выражение появившейся потребности в общении со взрослым - первой социальной потребности ребенка.
Психологи детства считают это новообразованиеосновным показателем завершения периода новорожденное™. «Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденное™. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь. Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми» (Эльконин Д. Б.).
Основные психологические
новообразования младенческого периода
Основными новообразованиями младенческого периода являются хватание и ходьба.Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, он связан с возникновением акта хватания - первого организованного, направленного-действия. Первоначально кист