Возрастная психология как наука

Солодилова О. П.

С60 Шпаргалка по возрастной психологии : учеб. пособие.— М.: ТК Велби, 2005. — 56 с.

ISBN 5-482-00071-0

Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Воз­растная психология».

Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учи­тывая небольшой формат пособия, — все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

УДК 159.922.6(075.8) ББК 88.37я73 Учебное издание

Солодилова Ольга Петровна

ШПАРГАЛКА ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Учебное пособие

Подписано в печать 24.01.05. Формат 60x901/ie. Печать офсетная. Печ. л. 3,5. Тираж 10 000 экз. Заказ № 111

ООО «ТК Велби»

107120, г. Москва, Хлебников пер, д. 7, стр. 2.

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ОАО «Типография № 9»

г. Москва, ул. Волочаевская, 40.

ISBN 5-482-00071-0

© О. П. Солодилова, 2005 © ООО «ТК Велби», 2005

возрастная психология как наука - student2.ru возрастная психология как наука - student2.ru Глава 1

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Предмет и задачи возрастной психологии

Предметом возрастной психологии является возраст­ная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развиваю

щегося человека, закономерности развития психических процессов.

Теоретические задачи возрастной психологии крытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к друго­му, определение возможностей развития.

Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша и др.

Проблемы современной возрастной психологии: проб­лема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие де­тей; проблема соотношения и выявления задатков и спо­собностей; проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка; проблема разработки разделов возрастной психологии; проблема возрастной периодизации; проблема методов исследования, их стандартизации, адаптирования для разных возрастов.

Выделяется 4 раздела возрастной психологии:

1)перинатальная психология (от зачатия до рождения);

2)детская психология (от рождения до 17 лет);

3)психология взрослых, зрелых возрастов;

4) геронтология, или психология пожилого возраста.
Возрастная психология тесно связана с другими облас­
тями психологии: общей психологией, психологией чело-

-tf-

I Глава 2

1 ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

I 7. Концепция конвергенции

I двух факторов детского развития

IПри попытке ответить на вопрос о том, как соотносятся

I ■среда и наследственность, возникла теория конвер-

I генции,или теория двух факторов, разработанная

I . В. Штерном.

I8. Штерн - специалист в области дифференциальной

1психологии, в которой наиболее остро стоит проблема

Iвзаимоотношения биологического и социального. В пси-

iхологии существовали две теоретические концепции,

\ одинаково имеющие право на существование, - эмпи-

|ризм («человек - чистая доска») и нативизм («существу-

1ют врожденные идеи»). Если из двух противоположных

Iточек зрения каждая может опираться на серьезные осно-

'вания, то истина должна заключаться в их соединении, -

Iтак полагал В. Штерн (1922). С его точки зрения психи-

.ческое развитие является результатом конвергенции

|внутренних данных с внешними условиями. В этой кон-

■вергенции ведущее значение остается за врожденными
fкомпонентами. В. Штерн писал, что ни об одной функции,
|ни об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли
Iоно извне или изнутри? Закономерен лишь вопрос: что
Iименно происходит извне и что изнутри? Потому что
|в проявлении функции действуют всегда и то, и другое,
Iтолько всякий раз в разных соотношениях.

IТеория конвергенции рассматривает психическое раз-

Iвитие как процесс, который складывается под влиянием

|икс-элементов наследственности и игрек-элементов сре-

Jды. Это самая распространенная концепция в современной

|психологии. Так, английский психолог Г. Айзенк считал, что

,интеллект определяется на 80% влиянием наследствен-

Iности и на 20% влиянием среды. За рамки концепции

I___________________________

Детского развития I

Два открытия 3. Фрейда - открытие бессознательного ■

и открытие сексуального начала - составляют основу тео- |

ретической концепции психоанализа. I

В последней модели личности 3. Фрейд выделил три 1

основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - |

наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, '

«бурлящий котел влечений», подчиняется принципу удо- I

вольствия. Инстанция «Я» следует принципу реальности и ■

учитывает особенности внешнего мира. «Сверх-Я» служит |

носителем моральных норм. Поскольку требования к «Я» |

со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовмести- I

мы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, I

создающего невыносимое напряжение, от которого лич- '

ность спасается с помощью специальных «защитных ме- I

ханизмов» -таких, например, как вытеснение, проекция, .

регрессия, сублимация. |

Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит I

к стадиям преобразования и перемещения по различным I

эрогенным зонам либидозной, или сексуальной, энергии. I

Оральная стадия (0-1 год).Основной источник

удовольствия сосредоточивается на зоне активности, I

связанной с кормлением. . .

Анальная стадия (1-3 года).Либидо концентриру- |

ется вокруг ануса, который становится объектом внима- I

ния ребенка, приучаемого к опрятности. I

Фаллическая стадия(3-5 лет)характеризует выс­ I
шую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной

зоной становятся генитальные органы. Сексуальность I

этой стадии предметна и направлена на родителей. Либи- .

дозную привязанность к родителям противоположного ' |

та - идея построения нового поведенческого акта в лабо­ратории. Она вылилась в идею «технологии поведения», его построения на основе положительного подкрепления любого акта, выбранного по желанию экспериментатора поведения (Б. Скиннер). Столь механистический подход к поведению полностью игнорировал необходимость ориентировки субъекта в условиях собственного дей­ствия, т. е. психического акта.

В классическом бихевиоризме проблема «развития ре­бенка» специально не акцентируется - там есть лишь проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.

Таким образом, в социогенетических теориях в качест­ве основного фактора развития психики рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.

ем аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.

И в современных теориях развития сторонники биоло-гизаторских взглядов, отводя ведущую роль в развитии личности человека его природно-биологическому началу, полагают, что основные психические свойства личности как бы заложены в самой природе человека, определяю­щей его жизненную судьбу. Генетически запрограммиро­ванными они считают интеллект, аморальные черты ха­рактера и др. Допущение преформизма мы видим и в теории Ж. Пиаже, который считает, что созревание ума выглядит как нечто биологически детерминированное, и у представителей гуманистической психологии, как, на­пример, А. Маслоу, который, подчеркивая врожденный компонент гуманных потребностей человека (любовь, симпатия, уважение), доказывает, что они имеют инстик-тоидную природу, специфическую для человеческого рода.



пола 3. Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчи­ков и комплексом Электры для девочек.

Латентная стадия (5-12 лет).Снижение полового интереса. Энергия либидо переносится на освоение об­щечеловеческого опыта.

Генитальная стадия (12-18 лет).По мнению 3. Фрейда, подросток стремится к одной цели - нор­мальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сек­суального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыду­щих стадий.

Развитие психоанализ получил в работах дочери 3. Фрейда - Анны Фрейд. Придерживаясь классической для психоанализа структуры личности, в инстинктивной ее части она выделила сексуальную и агрессивную со­ставляющие. Детское развитие А. Фрейд рассматривает как процесс постепенной социализации ребенка, под­чиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

двух факторов развития не удалось выйти и 3. Фрейду. Метод психоанализа позволил ему создать структурную теорию личности,в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. По 3. Фрейду, всякий человек рождается с врожденными сексуальными влечениями. Эта внутренняя психическая инстанция - « Оно» - под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». С появлением не только физических запретов, но и моральных сентенций развивается новая инстанция «Сверх-Я», которая ограничивает наши влечения до са­мой старости. На «Я» давят « Оно» и «Сверх-Я». Это типич­ная схема двух факторов развития, но она интересна тем, что здесь средовые влияния вытесняют сексуальные вле­чения - они находятся с ними в антагонистических, про­тиворечивых отношениях.



г----------------------------------------- f

9. Эпигенетическая теория личности '

Эрика Эриксона

Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанали­за. Принимая структуру личности 3. Фрейда, он создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и об-щества. Обратив внимание на роль «Я» в развитии лично­сти, Э. Эриксон перенес ударение с «Оно» на «Я». По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социаль­ной организации общества. Применяя психоанализ в пос­левоенной Америке, он видел различные явления - тре­вожность, апатию, жестокость, смятение, - как результат воздействия сложного периода войны на личность.

Э. Эриксон посвящает свои исследования главным об­разом процессам социализации.

Работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики - психоисторического мето-да, который представляет собой применение психоана­лиза к истории. Этот метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек.

Э. Эриксон проводил полевые этнографические иссле­дования воспитания детей в двух индейских племенах и пришел к выводу, что стиль материнства всегда опреде­ляется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит. Если ин­дивид отвечает ожиданиям общества, он включается в него и наоборот. Эти соображения легли в основу двух важных понятий его концепции - «групповой идентично­сти» и «эго-идентичности».

Групповая идентичность формируется благодаря тому,

что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентиро­вано на включение его в данную социальную группу.

Теория социального научения

Концепция социального научения показывает, как ре­бенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации, подражания.

Так, А. Бандура считал, что награда и наказание недо­статочны, чтобы научить новому поведению. Дети приоб­ретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение происходит через наблюдение, имитацию (под­ражание авторитетным образцам) и идентификацию (процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в ка­честве модели).

Известный американский психолог Р. Сире предложил принцип диадического анализа развития личности. Посколь­ку действия каждого человека всегда зависят от другого и ориентированы на него, то многие свойства личности перво­начально формируются в так называемых «диадических си­туациях». Он выделил три фазы развития ребенка:

-фаза рудиментарного поведения - основывает­ся на врожденных потребностях и научении в раннем мла­денчестве;

-фаза первичных мотивационных систем - ос­новывается на научении внутри семьи (основная фаза со- Iциализации); I

-фаза вторичных мотивационных систем - ос­новывается на научении вне семьи.

По Р. Сирсу, центральный компонент научения - это
зависимость, т. е. потребность ребенка, которую нельзя
игнорировать. ■



Э*--

■-*



возрастная психология как наука - student2.ru возрастная психология как наука - student2.ru 1 1 Когнитивная теория развития (концепция Ж. Пиаже)

В центре концепции Ж. Пиаже - положение о взаимо­действии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, по­этому субъект стремится к установлению равновесия с ней. Установить равновесие со средой можно двумя пу­тями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем измене­ний в самом субъекте.

Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления; ассимиляцию- это когда индивид приспосабливает новую информацию к существующим у него схемам дей­ствий, не изменяя их в принципе; аккомодацию- меха­низм, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т. е. он вынужден перестроить старые схемы. Развитие интел­лекта - это процесс вызревания операциональных струк­тур (понятий), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух основных механизмов.

Согласно Пиаже процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов.

Период сенсомоторного интеллекта (0-2 го­да) - стадия допонятийного интеллекта. В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. На этой стадии происходит становление и развитие чув-ствительных и двигательных структур - сенсорных и мо-торных способностей.

Глава 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Процесс развития личности

Личность представляет собой онтогенетическое при­обретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности опре­деляет главный принцип в рассмотрении проблем ее ста­новления - принцип развития.

Что же такое развитие? Как известно, объект может из­меняться, но не развиваться. Рост,например, - это ко­личественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса без существенных изменений в структуре отдельных процессов.

Развитиехарактеризуется качественными изменения­ми, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых эле­ментов в самом развитии; перестройка связей между сто­ронами объекта.

В психологии идея развития психики как в филогенезе, так и в онтогенезе получила распространение лишь в кон­це X I X в. К. Бюлер в своей концепции развития психики перенес на социальное развитие ребенка биогенетиче­ский закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля. Согласно этому за­кону онтогенез во внутриутробном состоянии есть крат­кое и сжатое повторение филогенеза.

Современное представление о психическом развитии усматривает его причины в различных биологических и социальных факторах, в неповторимости пути становле-

i



-#-'

&"

Преформированный

Развитие деятельности -

Взаимодействие

Движущие силы,

Pji

&

-з*

20. Закономерности психи<М«кого развития

Сформулируем основные закономерности психическо­го развития.

1. Развитие характеризуется неравномерностью и
гетерохронностью.

Неравномерностьразвития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои ста­дии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. Гетерохронностьразвития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Чем же она вызва­на? По мнению П. К. Анохина, гетерохронность является закономерностью, заключающейся в неравномерном раз-наследственной информации.

2.Неустойчивость развития. Развитие всегда про­ходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм сис­темы возможен на основе частых, мелкоамплитудных ко­лебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций -с другой. Таким образом, устойчивость возможна благо­даря неустойчивости.

3.Сензитивность развития. Сензитивный период развития - это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Периоды сензи-тивного развития ограничены во времени. Поэтому если упущен сензитивный период развития той или иной функ­ции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.



непосредственная зависимость высших форм поведения, высших психических функций от структуры и функций нервной системы.

В онтогенезе человека, безусловно, представлены оба типа психического развития, которые в филогенезе изо­лированы: биологическое и историческое (культурное) развитие. В онтогенезе оба процесса имеют свои анало­ги . В свете данных генетической психологии можно раз­личать две линии психического развития ребенка, соот­ветствующие двум линиям филогенетического развития. Эти две линии реально существуют в слитом виде и обра­зуют единый процесс в онтогенезе. В этом состоит самое основное своеобразие психического развития ребенка.

Природные предпосылки - строение организма, его функции, его созревание - необходимы для психическо­го развития, а общественный опыт - среда и воспита­ние - источник психического развития человека.

их целенаправленной перестройке. В мотивах опредме­чиваются те или иные потребности человека. Развитие личности предполагает формирование иерархической мотивационно-потребностной структуры, где доминиру­ют высшие духовные потребности. Сознательно выдвигая цели собственной деятельности, когнитивно преобразуя потребности, человек строит программу действий, вы­ступает как личность, ответственная за свои поступки.

Процесс развития деятельности, ее расширения и усложнения наиболее интенсивно протекает у растущего человека, определяя становление его как личности. При­чем это закономерное развитие, процесс которого обес­печивает освоение ребенком как действий, операций, так и мотивов, целей, социальных норм, приводя к овладе­нию миром вещей и выработке позиции в мире людей. Таким образом, деятельность выступает как условие и способ развития личности.



4.Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным об­разом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психи­ческом развитии. Характерный пример - последователь­ное становление и развитие наглядно-действенного, на­глядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

5.Дивергентность - конвергентностьхо д а разви­тия. Психическое развитие включает в себя две противо­речивые и взаимосвязанные тенденции - дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция - это повы­шение разнообразия в процессе психического развития,

а конвергенция - его свертывание, усиление избиратель­ности.

Кризис развития - это следующий основной меха­низм развития ребенка. Кризис - это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возни­кает на стыке двух возрастов. Источником его возникно­вения выступает противоречие между возрастающими физическим и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми' и видами (способами) деятель­ности. Такое противоречие является основной движущей силой развития ребенка.

Психологическое новообразование -это:

-психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь;

-обобщенный результат этих изменений, всего психи­ческого развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психи­ческих процессов и личности ребенка следующего воз­раста.



возрастная психология как наука - student2.ru возрастная психология как наука - student2.ru 21. Влияние внутренней позиции личности на психическое развитие

Развитие личности определяется не только врожденны­ми особенностями, не только социальными условиями, но и внутренней позицией - складывающимся уже у малого ребенка определенным отношением к миру лю­дей, к миру вещей и к самому себе. Указанные пред­посылки и условия психического развития глубинно взаимодействуют друг с другом, определяя внутреннюю позицию человека по отношению к себе самому и окру­жающим людям.

На первом этапе происходит стихийное, не направляе­мое самосознанием формирование личности. Это период подготовки рождения сознающей себя личности, когда у ребенка появляются в явных формах полимотивирован­ность и соподчиненность его действий. Начало развития личности обусловлено следующими событиями в жизни ребенка. В первую очередь он выделяет себя как персону (это происходит на протяжении всего раннего и дошколь­ного возраста), как носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я» и определенный физиче­ский облик). Психологически «Я-образ» формируется с эмоционального (положительного или отрицательного) отношения к людям и с изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Очень скоро начинает проявляться притязание на признание. В то же время у ребенка формируется чув­ство половой принадлежности, что также определяет осо­бенности развития личности. Далее у ребенка возникает ощущение себя во времени, у него появляется психологи­ческое прошлое, настоящее и будущее, он по-новому на­чинает относиться к самому себе - для него открывается

т

Глава 4

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

I в перинатальном периоде

■ Социальная ситуация развития ребенка в утробе

|матери тесным образом связана с соматическим и психи-

|ческим здоровьем матери, поэтому объектом исследова-

Iния в перинатальной психологии выступает диада «мать -

Iребенок».

В психической жизни ребенка наблюдаются следующие

Iпроцессы.

.К концу первого триместра беременности, как указыва-

[ет Г. Г. Филиппова, у ребенка появляются не только раз-

|нообразные сенсорные переживания, но и положитель-

I ные и отрицательные эмоциональные переживания,

Iсопровождающие комфортное и дискомфортное состоя­
ние. Влияние матери на ребенка в этот период происхо-

Iдит через функции ее организма.

.Во втором триместре беременности эмоциональное

Iсостояние ребенка - удовольствие/неудовольствие -

Iизменяется в зависимости от собственного эмоциональ-

'ного состояния матери напрямую, через поступающие

Iс кровью гормоны матери. В этом периоде ребенок уже

(реагирует изменением двигательной активности в ответ

|на эмоциональное состояние матери. Поскольку ребенок

Iтеперь постоянно находится в зоне интенсивной звуковой

Iстимуляции - и внутриутробной, и внешней - он реаги-

Iрует на структурированные высокочастотные звуки. Пос-

'ле 20 недель при обучении ребенок может отвечать дви-

*--------------------------------------------

Положение, занимаемое ребенком в данном обществе, определяется, с одной стороны, существующими пред­ставлениями о том, каким должен быть ребенок на каждом возрастном этапе, а с другой - достигнутым ребенком уровнем развития, его индивидуальными возможностями удовлетворять общественные требования к тому или ино­му этапу возрастного развития.

В настоящее время в нашем обществе наметилась тен­денция к изменению требований к ребенку, к усилению его самостоятельности и в то же время к осознанию осо­бых прав ребенка. Социальная ситуация развития может сильно различаться у детей одного возраста в связи с со­циальным расслоением в обществе.

Адаптация, индивидуализация, интеграция выступают как механизмы взаимодействия человека и общности, механизмы его социализации и личностного развития, которое происходит в процессе разрешения возникаю­щих в этом взаимодействии противоречий. Личностное развитие человека соотносится с формированием его са­мосознания, образа «Я» («Я»-концепции, «Я»-системы), с изменением сферы потребностей и мотиваций, направ­ленности как системы отношений, с развитием личност­ной рефлексии, механизма самооценки.



жениями на определенную тактильную стимуляцию, а после 24-26 недель - на тактильную и слуховую стиму­ляцию. В этом периоде, считают исследователи, можно говорть о факте активности ребенка, организованной и достигающей цели - изменять и поддерживать свое со­стояние определенного качества. Здесь закладывается начало формирования содержания субъективного опыта, которое станет основой привязанности.

Отсутствие зрительного восприятия партнера ребен­ком не дает ему в этом триместре возможность прямого зрительного взаимодействия с матерью на эмоциональ­ном уровне, которое осуществляется непрямым путем -через гормоны матери в крови.

В третьем триместре, который сензитивен для образо­вания индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей ребенка и его способностей, ребенок имеет возможность формировать предпочтения к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее сердца, характеристикам родного языка, му­зыкальным и речевым фразам, мелодиям, стихам, пес­ням, развивается избирательность к культурным особен­ностям пищи.

ваться на еще не созревшие функции, на зону ближайше­го развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего раз­вития имеет большое практическое значение для реше­ния вопроса об оптимальных сроках обучения. Зона бли­жайшего развития - симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Определение обоих уров­ней развития - актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития - составля­ют вместе то, что Л. С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных раз­личий детей.



г

|периода бодрствования по сравнению с периодом сна,

&-----------------------------------------

I 31. Основные новообразования

I периода новорожденности

.Источником зрительных и слуховых впечатлений, необ-

|ходимых для нормального развития нервной системы и ор-

Iганов чувств ребенка, и, что еще важнее, организатором

Iтаких впечатлений в новорожденном периоде становится

Iвзрослый. Взрослый подносит к лицу ребенка предметы,
наклоняет свое лицо, разговаривает с ребенком, тем са-

Iмым активизируя его ориентировочные реакции.

*Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который

|в первые дни носит безусловный рефлекторный харак-

1 тер. Первый крик - результат спазма голосовой щели.

IСпазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Уже

Iв первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприят-

'ные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне,

Lтепле.

t При нормальном воспитании оглушительное «уа» ново-

[рожденного переходит в менее бурное выражение отри-

[цательной эмоции - плач.

IНаблюдения за младенцами в течение четырех часов

Iв день в первые пять дней жизни и в течение десяти часов

:в шестой день жизни обнаружили, что в период от двух до

Iдвенадцати часов после рождения на лице младенца от-

■мечаются движения, морфологически напоминающие

|улыбку. Эти движения возникали во сне и рассматрива-

]лись как спонтанные и рефлекторные. Собственно улыбка

1возникала на лице младенца в первую неделю жизни

Iв ответ на различные звуковые стимулы, в том числе

1в ответ на высокий человеческий голос. Вместе с тем

|к пятой неделе сам по себе человеческий голос не вызы-

lвает у младенца улыбку. К этому возрасту в качестве ак-

|тиваторов улыбки начинают выступать различные зри-

t___________________________

eff*

лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает

•-*

I

32. Социальная ситуация развития младенца|

Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация психиче-

ского развития'ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Л. С. Выгот­ский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Ребенок ни­чего не может без взрослого человека. Жизнь и деятель­ность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта -взрослый человек. Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противо­речие: ребенок максимально нуждается во взрослом и в то же время не имеет специфических средств воздей­ствия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. Разрешение указанного противоречия приводит к разрушению социальной ситуа­ции развития, которая его породила.

С необходимостью заботы взрослого связан и факт преимущественного развития сенсорики в данном перио­де, т. е. органов чувств, а не движений, так как необходи­мые операции по уходу и обслуживанию берет на себя взрослый, давая возможность тем самым сформировать­ся органам, по которым проходит наиболее важная для психического развития информация. Развитие восприя­тиявсе первые годы жизни, фактически весь школьный возраст является одним из наиболее важных психических процессов. От развития восприятия в этом возрасте во многом зависят и все другие познавательные процессы, прежде всего мышление.

Однако роль взрослого не сводится только к уходу за ребенком, созданию благоприятных условий для разви-

громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоцио­нальная реакция была названа «комплексом оживления», она и является показателем перехода к новому этапу раз­вития - младенчеству.

формирования первых, необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредото­чения (т. е. умения сосредоточиться на звуковом или зри­тельном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.

В это же время начинает проявляться закономерность, характерная для общего направления развития детей в первые годы жизни и существенно отличающая их от детенышей животных. Эта закономерность проявляется в том, что развитие сенсорных процессов, т. е. зрения, слуха, осязаний, существенно опережает у человеческих младенцев развитие моторики, в то время как у живот­ных, наоборот, движения развиваются раньше, чем груп­пы чувств.



тия восприятия. Исследования многих психологов (М. И. Лисина, Л. И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) показали, что в первые меся­цы жизни крайне важным для ребенка является эмоцио­нальный контакт, привязанность и защита, которая исхо­дит от близкого взрослого.

Доказывая, что ведущей деятельностью в младенче­ском возрасте является эмоционально-личностное общениесо взрослым, Лисина провела серию экспери­ментов, в которых показала, что и познавательное разви­тие, а не только развитие эмоций и речи, связано с обще­нием со взрослым.

Для большинства детей, воспитывающихся в семье, со­циальная ситуация развития в данном периоде выступает как благоприятная, так как взрослые стараются создать все условия для развития младенцев.

тельные стимулы, в том числе вид человеческого лица. На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивает­ся на лице человека, наклонившегося над ним, улыбает­ся, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции.

Так постепенно у ребенка вырабатывается особая эмо­ционально-двигательная реакция, обращенная ко взрос­лому, которая называется комплексом оживления.Это выражение появившейся потребности в общении со взрослым - первой социальной потребности ребенка.

Психологи детства считают это новообразованиеос­новным показателем завершения периода новорожден­ное™. «Улыбка на лице ребенка и является концом кризи­са новорожденное™. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь. Дальнейшее психи­ческое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми» (Эльконин Д. Б.).



Основные психологические

новообразования младенческого периода

Основными новообразованиями младенческого перио­да являются хватание и ходьба.Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, он связан с воз­никновением акта хватания - первого организованного, направленного-действия. Первоначально кист

Наши рекомендации