Характеристика компонентов психологической готовности к школе

Компоненты психологической готовности Содержательная характеристика
Интеллектуальная готовность Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Сформированность начальных умений учебной деятельности. Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу). Логическое запоминание. Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности. Развитие фонематического слуха.
Личностная готовность Принятие новой социальной позиции. Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе. Развитие познавательных критериев, любознательности. Развитие желания ходить в школу. Произвольное управление своим поведением. Объективность самооценки. Потеря «детскости», непосредственности.
Социально-психологическая готовность Гибкое владение способами установления взаимоотношений. Развитие потребности в общении. Умение подчиняться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.
Эмоционально-волевая готовность Развитие «эмоционального предвосхищение» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности). Эмоциональная устойчивость. Сформирлованность небоязни трудностей. Умение ограничивать эмоциональные порывы. Умение систематически выполнять задания.

Исследование мотивационной сферы

Диагностический комплекс
Изучаемый параметр Методика Источник
Самооценка Хухлаева Л. «Лесенка» Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997
Мотивационная готовность Банков С.А. Тестовая беседа Посевина Г.П., Король Л. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни «радость познания». Ростов-на-Дону, 2001
Гуткина Н.И. Методика «Сказка»,   Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002
Гуткина Н.И. Мотивационная беседа «Внутренняя позиция школьника» Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002
Гинзбург М.Р., Пахонова И.Ю., Овчарова Р.В. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.  
Лусканова Н.Г. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе»  
Лусканова Н.Г. Анкета  
Венгер А.Н., Бугрименко Е.А. «Отношение ребенка к школе»  
Статус в группе «Два дома» Агаева Е.Л., Брофман В.В. и др. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. М., 1998
Коммуникативные навыки Степанова Г.Б. Индивидуальный профиль социального развития Юдина Е.Г., Степанова Г.Б. Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском салу. М., 2002
Ганошенко Н.И., Тихомирова И.В. Методика «Разноцветные домики» Журнал «Психолог в детском саду»- 2005- №4. С. 36-42.; Журнал «Психологическая диагностика»-2005-№2.-С.57-64


Ситуации

Ситуация 1

Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимые знания, умения, навыки для обучения в школе. Но в беседе с Ваней она узнала, что у него нет желания идти в школу.

Будет ли успешным обучение ребенка в школе?

Ситуация 2

Представьте себе урок математики. Учитель объясняет условие задачи: «дети поехали в лес за грибами. Мама собрала 4 гриба…» Едва услышав условие задачи, дети начинают выкрикивать: «А мы тоже ездили в лес. Мы тоже летом грибы собирали».

Ребенок заменяет учебную задачу прямым общением с учителем. Из ситуации видно, что у детей недостаточно сформирована мотивация, он не наигрался.

Ситуация 3

«Света учится в первом классе. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится Светой, а света собой.

как-то идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дает задания труднее, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше

Школьная готовность  

Физическая
Характеристика компонентов психологической готовности к школе - student2.ru

Наши рекомендации