Характеристика компонентов психологической готовности к школе
Компоненты психологической готовности | Содержательная характеристика |
Интеллектуальная готовность | Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Сформированность начальных умений учебной деятельности. Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу). Логическое запоминание. Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности. Развитие фонематического слуха. |
Личностная готовность | Принятие новой социальной позиции. Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе. Развитие познавательных критериев, любознательности. Развитие желания ходить в школу. Произвольное управление своим поведением. Объективность самооценки. Потеря «детскости», непосредственности. |
Социально-психологическая готовность | Гибкое владение способами установления взаимоотношений. Развитие потребности в общении. Умение подчиняться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действия. |
Эмоционально-волевая готовность | Развитие «эмоционального предвосхищение» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности). Эмоциональная устойчивость. Сформирлованность небоязни трудностей. Умение ограничивать эмоциональные порывы. Умение систематически выполнять задания. |
Исследование мотивационной сферы
Диагностический комплекс | ||
Изучаемый параметр | Методика | Источник |
Самооценка | Хухлаева Л. «Лесенка» | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997 |
Мотивационная готовность | Банков С.А. Тестовая беседа | Посевина Г.П., Король Л. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни «радость познания». Ростов-на-Дону, 2001 |
Гуткина Н.И. Методика «Сказка», | Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002 | |
Гуткина Н.И. Мотивационная беседа «Внутренняя позиция школьника» | Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002 | |
Гинзбург М.Р., Пахонова И.Ю., Овчарова Р.В. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников. | ||
Лусканова Н.Г. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» | ||
Лусканова Н.Г. Анкета | ||
Венгер А.Н., Бугрименко Е.А. «Отношение ребенка к школе» | ||
Статус в группе | «Два дома» | Агаева Е.Л., Брофман В.В. и др. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. М., 1998 |
Коммуникативные навыки | Степанова Г.Б. Индивидуальный профиль социального развития | Юдина Е.Г., Степанова Г.Б. Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском салу. М., 2002 |
Ганошенко Н.И., Тихомирова И.В. Методика «Разноцветные домики» | Журнал «Психолог в детском саду»- 2005- №4. С. 36-42.; Журнал «Психологическая диагностика»-2005-№2.-С.57-64 |
Ситуации
Ситуация 1
Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимые знания, умения, навыки для обучения в школе. Но в беседе с Ваней она узнала, что у него нет желания идти в школу.
Будет ли успешным обучение ребенка в школе?
Ситуация 2
Представьте себе урок математики. Учитель объясняет условие задачи: «дети поехали в лес за грибами. Мама собрала 4 гриба…» Едва услышав условие задачи, дети начинают выкрикивать: «А мы тоже ездили в лес. Мы тоже летом грибы собирали».
Ребенок заменяет учебную задачу прямым общением с учителем. Из ситуации видно, что у детей недостаточно сформирована мотивация, он не наигрался.
Ситуация 3
«Света учится в первом классе. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится Светой, а света собой.
как-то идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дает задания труднее, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше
|
|