Многоаспектность проблемы изменения социальной ситуации развития ребенка
Определяя понятие социальной ситуации развития, мы исходим из учения Л.С.Выготского (1984), рассматривая не просто условия жизни ребенка, а то, как они влияют на его развитие, в каких взаимоотношениях с социумом находится сам ребенок на данном этапе жизни. Социальная ситуация развития – это сочетание внешних обстоятельств жизни ребенка, т. е. то, что переживает ребенок, с тем, как переживает он эти обстоятельства.
Обстоятельства жизни ребенка определяются как макросоциумом (экономические, культурно-исторические, национальные особенности и т. д.), так и микросоциумом (семья, школа, ровесники, значимые взрослые и т. д.). Каждый из этих факторов по-разному влияет на формирование личности, приобретая особую роль в тех случаях, когда у ребенка имеются нарушения психического развития. Так, например, в таких культурно-исторических условиях, где нарушения психической деятельности считались «происками дьявола», социальная ситуация развития ребенка с отклонениями в психическом развитии была совсем иной, чем сейчас.
Влияние микросоциума на развитие ребенка более очевидно и в значительно большей степени может быть изменено. Поэтому, понимая всю значимость социально-экономических и культурологических факторов, мы будем рассматривать возможности социальной ситуации развития ребенка в узком смысле, только как тот реальный круг общения, где происходит воспитание и обучение подрастающей личности.
Помимо многофакторности, проблема изменения социальной ситуации развития ребенка имеет еще одну сложность – этическую. Поскольку какие-либо изменения с целью оптимизации условий формирования личности ребенка всегда связаны с вмешательством в жизнь семьи, возникает вопрос о правомерности нарушения «границ личности» родителей, да и самого ребенка. Например, если по решению суда у матери-алкоголички отбирают маленьких детей, которые ее любят несмотря ни на что, то является ли такой выход из ситуации наиболее правильным?
В мировой практике также применяются строгие методы воздействия на родителей, которые пренебрегают своими обязанностями либо злоупотребляют своей властью над детьми. Так, в США всем педагогам и психологам вменяется в обязанность информировать социальные службы о тех семьях, где родители не обеспечивают нормальных условий для жизни и здоровья детей, жестоко обращаются с ними, либо где есть случаи (или угроза) сексуального насилия по отношению к ребенку со стороны взрослых членов семьи. Если указанные факты подтверждаются, то социальные работники направляют таких родителей на психиатрическое или наркологическое лечение, обязывают их посещать семейного психотерапевта. Если эти мероприятия оказываются малоэффективными, и родители по-прежнему не могут обеспечить надлежащих условий для развития ребенка, семья может быть направлена на временное проживание в социально-реабилитационный центр. Если и это не помогает, то родители временно (через суд) лишаются родительских прав, а ребенок передается на воспитание во «временную приемную семью» или в интернат. При нормализации семейной ситуации дети могут быть возвращены родителям, в противном случае – переведены на окончательное усыновление.
Безотносительно к сложностям решения проблемы изменения социальной ситуации развития ребенка, в Украине действуют соответствующие законы и инструкции, касающиеся тех случаев, когда семья является явно неблагополучной и оказывает отрицательное влияние на развитие ребенка. К явно неблагополучной группе следует отнести семьи, где родители страдают психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией либо ведут аморальный образ жизни. В результате своего образа жизни они не имеют ни возможности, ни желания заниматься воспитанием ребенка. В этих семьях, как правило, не удовлетворяются даже элементарные потребности ребенка в пище, чистоте, общении со сверстниками, бывают случаи жестокого обращения с ребенком, сексуального насилия. Если психологу или педагогу известно о таком положении ребенка в семье, он имеет право привлечь к этому внимание правоохранительных органов, инспекции по делам несовершеннолетних, социального работника. В компетенцию этих служб входит постановка вопроса о лишении родительских прав, установлении опекунства, передачи ребенка на воспитание в детский дом или интернат.
Установление опекунства осуществляется в том случае, когда ребенок, лишившийся родительской заботы, передается на воспитание другим родственникам либо чужим людям (например, соседям). Если родственников, либо других взрослых, желающих и имеющих возможность заниматься воспитанием этих детей не имеется, дети должны быть направлены в Детский дом.
Следует отметить, что реально детских домов в Украине не существует. Есть три вида различных учреждений (подчиненных разным ведомствам): Дом ребенка (т. е. круглосуточные ясли), детский дом (т. е. круглосуточный детский сад) и школа-интернат. В результате такой системы ребенок в течение жизни переживает сиротство минимум еще два раза: когда переводится в каждое следующее учреждение. Это приводит к нарушению уже установившихся межличностных отношений с группой и персоналом, смене внешней обстановки 1, что является серьезным стрессовым фактором.
За счет большого количества детей в группе, недостаточности персонала, его сменности происходит эмоциональная, сенсорная и интеллектуальная депривация. Это приводит к педагогической и микросоциальной запущенности, задержке формирования речи, интеллекта при относительно более успешном овладении навыками самообслуживания. При всех недостатках помещение ребенка в детский дом все же может быть необходимо (в случаях неблагоприятной семейной ситуации развития) для детей школьного возраста и особенно подростков, у которых легче произойдет адаптация к нейтральной среде учреждения, чем к новой семье. Дети, находящиеся в доме ребенка и школе-интернате, нуждаются в постоянной помощи психологов, которая заключается в патопсихологическом обследовании, наблюдении за динамикой развития ребенка, помощи ребенку и персоналу в кризисных ситуациях.
Таким образом, изменение социальной ситуации развития ребенка из явно неблагополучной семьи формально регламентировано довольно четко. Однако эта ясность и простота действий относятся к изменению внешних условий жизни, а вот как это изменение жизненных обстоятельств переживается самим ребенком, способствует его личностному развитию и эмоциональному благополучию, каковы реальные пути оптимизации этих условий – вопрос пока остается открытым.
Еще более сложно говорить об эффективности изменения социальной ситуации развития ребенка в случае неправильного воспитания при внешнем благополучии семьи. Как правило, такие семьи наглухо закрыты для какого-либо воздействия и обращаются за помощью только тогда, когда социальная деадаптация ребенка становится очевидной уже
и для родителей. В этом случае, не вмешиваясь в жизнь семьи, школьный психолог (или педагог) должен проводить работу, компенсирующую неблагоприятные воздействия семейного окружения. Так, например, если ребенок воспитывается в ситуации гипопротекции, с раннего возраста испытывая психическую депривацию и чувство незащищенности, педагогу следует проявить в нему больше внимания, заботы. Очень важно наладить с ребенком эмоционально насыщенные отношения, осуществлять не навязчивый, а доброжелательный контроль за успеваемостью, способствовать расширению его кругозора и поиску сферы самоутверждения в социально одобряемой деятельности. Критерием успешности деятельности учителя (или школьного психолога) будет то, что, вопреки неблагоприятной социальной ситуации развития, у ребенка не будет закрепляться педагогическая запущенность со свойственными ей проявлени-- ями и последующей социальной дезадаптацией.
Если же речь идет о формировании собственно трудновоспитуемое™, а изменять ситуацию развития ребенка в семье, детерминирующую возникновение негативных личностных образований, путем воздействия на родителей не удается, целесообразно применять методику системы многостороннего оценивания, разработанную Н.Ю. Максимовой (1989).