Социальная ситуация развития ребенка в алкогольной семье
Для того чтобы выжить в семье, отягощенной алкогольной зависимостью, ребенок должен выработать соответствующие установки и нормы поведения. Поскольку такая семья дисфункциональна, сформировавшиеся у ребенка установки и формы поведения будут дезадаптивными.
Исследования показывают, что для детей алкоголиков риск заболевания алкоголизмом исключительно высок. Так, по данным разных авторов, частота алкоголизма встречается до 86,7% у сыновей и до 25% у дочерей, родители которых злоупотребляли алкоголем (День за днем в Ал-Аноне, 1993, с. 7). Такой же высокий риск и в отношении заболевания наркоманией. Так, изучение наследственности больных наркоманией показало, что у них 35,8% родственников (первой степени родства) злоупотребляли алкоголем. Это в три с лишним раза превышает самые высокие данные о распространенности алкоголизма в популяции – от 2 до 10% (День за днем в Ал-Аноне, 1993, с. 11).
Однако алкоголизм и наркомания не исчерпывают всех проявлений дезадаптивного поведения детей из алкогольных семей. Психопатии, аффективные нарушения, пограничные психические расстройства, отклонения в личностном развитии и девиантное поведение (от делинквентного до криминального) – вот перечень последствий социальной ситуации развития ребенка в семье, отягощенной алкогольной зависимостью. Естественно, что часть этих последствий может быть обусловлена влиянием генетических факторов, а часть – системой воспитания в этих семьях.
Своеобразие воспитания детей в алкогольной семье определяется ее дисфункциональностью. Причиной дисфункциональное™, как уже отмечалось, является то, что все вертится вокруг алкоголя: отец зависим от него (психически или уже и физически), а мать созависима от алкоголизма отца. Социальная ситуация развития ребенка в такой семье, естественно, выступает как производное от поведения и настроения родителей, от их проблем. Рассмотрим основные факторы, влияющие на формирование личности ребенка в семье, отягощенной алкогольной зависимостью.
Секрет семьи
Тот факт, что отец злоупотребляет алкоголем, является большим секретом семьи. Жена скрывает это не только от внешнего мира, но и всеми силами старается скрыть от детей, особенно пока они еще маленькие и, как она считает, ничего не понимают. Всем своим поведением, иногда словами, а чаще невербально (мимикой, жестами, интонациями) мать дает понять, что дети не должны «выносить сор из избы», что не следует кому-либо рассказывать о том, что происходит с отцом. Подрастая, дети начинают задавать вопросы, поскольку все плохое в семье, связанное с алкоголизмом отца, скрыть невозможно. Но мать никогда не обсуждает с детьми эту проблему семьи. Даже слово такое – «алкоголизм» – не произносится, поскольку мать, будучи созависимой, не признает отца больным. Если, например, ребенок спрашивает, почему вчера папа пришел так поздно, почему он кричал и ругался, а мама плакала, то чаще всего он не получает ответа. «Не думай об этом, все нормально», «Не вмешивайся в дела взрослых, ты еще мал», – примерно так отвечает мать.
Постепенно, наблюдая, как мать выгораживает отца, как она все время обманывает окружающих, скрывая его пьянство, ребенок привыкает к тому, что ложь, увертки – это обычный элемент жизни. Он все больше приучается к тому, что взрослые говорят одно, а делают другое. Например, отец все время дает обещания: жене – что бросит пить, сыну – что пойдет с ним на рыбалку, и т. п., но так никогда этого и не выполняет. Мать требует, чтобы сын всегда говорил правду, но когда он однажды решил посоветоваться с ней, можно ли рассказать учительнице, что он не выучил уроков, потому что они ушли с мамой от пьяного папы на весь вечер в кино, то мама очень испугалась и сказала, что напишет в школу записку, будто у сына болела голова.
Очень рано дети начинают понимать, что пьянство – это позор, что люди осуждают пьяниц, смеются над ними. Поэтому дети всеми силами стараются скрыть то, что их отец пьет. Это объясняется не только тем, что ребенок любит отца, что поверить в «плохого папу» – выше его сил. Даже если ребенок уже ненавидит отца, он скрывает его пьянство, поскольку стыдится этого, считая, что пятно позора лежит на всей семье. Потому дети не могут говорить откровенно о своей семье ни с друзьями, ни с учителями. Ребенок боится, что над ним будут смеяться, станут дразнить или осуждать его, или хотя бы жалеть. Даже мысль об этом вызывает у него жгучий стыд. Отсюда возникают трудности в общении: ребенок в напряжении ждет момента, когда кто-то из друзей скажет: «Давай сегодня поиграем у тебя». Поскольку никогда неизвестно, придет отец домой пьяным или трезвым, то пригласить к себе друзей – слишком большой риск быть разоблаченным и униженным.
В жизни алкогольной семьи так много всего построено на лжи, что ребенок начинает терять ориентацию, ему трудно понимать, что же вокруг реально, а что нет. Наблюдая постоянное несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что ему говорят, дети начинают не доверять тому, что видят, слышат и чувствуют. Отрицание происходящего носит почти навязчивый характер. Это происходит потому, что легче отрицать действительность, чем посмотреть правде в глаза. Вся семья будто играет в игру: «Давайте притворяться, что все хорошо, давайте все плохое спрячем и так защитимся». Несмотря на весь ужас происходящего, слово «игра» тут, действительно, подходит больше всего. Потому что серьезное отношение означает признание своего бессилия перед алкоголем и обращение за помощью.