Нарушения межфункционального взаимодействия
Следующий параметр нарушенного развития связан с межфункциональными взаимодействиями. В норме встречается три типа межфункциональных отношений явления временной независимости функции, ассоциативные и иерархические связи.
1. Явления временной независимости функций встречаются в раннем возрасте (до двух лет) Так, например, на раннем этапе становления речи наблюдается независимое развитие фонетической и смысловой функции, что имеет относительный характер и достаточно быстро прекращается.
В патологии временная независимость превращается в изоляцию Изолированная функция лишается влияния со стороны других, стереотипизируется Изоляции может подвергаться как нарушенная, так и сохранная функция. Так, например, при некоторых видах олигофрении возможна хорошо развитая механическая память, но использование этой функции недостаточно за счет недоразвития мышления. Встречаются также изолированные способности у детей с выраженными формами олигофрении – музыкальный слух, иногда способность к быстрому счету. При патопсихологическом обследовании необходимо комплексное исследование функций психических процессов, так как хорошее развитее механической памяти и подражательной речи может маскировать интеллектуальны и дефект при кратковременном общении с ребенком
2. Второй тип нормальных связей – ассоциативный (Н А Берштейн). В качестве ведущего он также встречается в первые годы жизни При этом типе взаимодействия разрозненные чувственные впечатления объединяются на основе временно-пространственной близости. Эти ассоциативные комплексы могут быть различной степени сложности, но их всех отличает малая дифференцированность психических процессов.
Ассоциативные связи при органическом поражении нервной системы характеризуются повышенной инертностью. Возникают трудности перехода к другим типам связи, патологический механизм фиксации. В познавательной сфере это выступает как стереотипность мышления, трудности в формировании новых интеллектуальных навыков. Отмечается также фиксация в эмоциональной сфере: фиксация страхов, чувства гнева и т. д.
3. Третий тип связей – иерархический, он характерен для более старшего возраста и формируется в процессе предметной деятельности и общения.
В ходе иерархизации выделяются ведущие (регуляторные) и фоновые уровни, с определенной автономностью выполняющие свою задачу. Это позволяет усложнять и усовершенствовать все уровни, успешно компенсировать нарушения, возникающие на одном из фоновых уровней.
Новые типы межфункциональных связей возникают в норме в определенной последовательности; в случае же нарушения психического развития возникает явление асинх-ронии развития (Э. Кечмер, Г. Штуте, Р. Заззо, В.В.Лебединский).
Явление асинхронии развития может проявляться:
1) в виде ретардации – незавершенность отдельных периодов развития, сохранение более ранних форм. Ретардация характерна для олигофрении и задержки психического развития. Возможна также ретардация, затрагивающая отдельные функции: это отмечается при недоразвитии речи, эмоциопально-мотивационнои незрелости в рамках инфантилизма и т. д.;
2) в виде патологической акселерации отдельных функций, например, раннее проявление сексуального влечения при преждевременном половом созревании органов;
3) при сочетании явлений ретардации и акселерации. Данное явление характерно для различных нарушений, но прежде всего встречается при раннем детском аутизме, дисгармоническом инфантилизме, психопатии.
Асинхрония развития порождает выраженную дисгармонию формирования психических процессов и личности, в связи с чем прежде всего страдают процессы контроля и саморегуляции.
В ходе психологического обследования желательно проводить дифференцированное исследование функций психических процессов. Патопсихолог должен стремиться не к усредненному взгляду на нарушения в виде какого-либо коэффициента (типа IQ), а к обнаружению механизмов изоляции, патологической фиксации временных и стойких регрессий. Такой подход позволяет находить рациональные методы психологической коррекции, изменений социальной ситуации развития.
Контрольные вопросы
1. Как взаимосвязаны отклонения в психическом и личностном развитии у ребенка?
2. Дайте определение понятия первичного дефекта.
3. В результате действия каких факторов может возникнуть вторичный дефект?
4. Как нарушения частных функций психики влияют на развитие личности ребенка в целом? Приведите примеры.
5. Какие состояния можно отнести к нарушениям межфункционального взаимодействия?
6. В каких случаях может наблюдаться ретардация развития? , 7. Какая из концепций возникновения отклонений в личностном развитии вам кажется наиболее обоснованной и почему?