Причины возникновения отклонений в личностном развитии
В отечественной и зарубежной психологии существует ряд концепций, каждая из которых объясняет нарушения личностного развития как результат весьма разнообразных причин: генетических, физиологических (осложнения процесса рождения), социальных (усвоение неадекватных форм родительского поведения) и т. д. Естественно, что в рамках учебного пособия невозможно отразить всю полноту и многообразие воззрений по этому поводу, но мы надеемся, что читатели восполнят это самостоятельным изучением рекомендуемой литературы. Мы также не даем собственных оценок данных теорий, полагая, что каждый практический психолог имеет право выбирать наиболее близкое ему направление и проводить коррекционную работу в русле соответствующей теории.
Порядок изложения различных концепций формирования личностных нарушений построен в соответствии с тем, к какому возрастному периоду развития ребенка авторы относят время возникновения расстройства: считают ли они его генетически обусловленным, зависящим от внутриутробного периода, течения родов, развития в первые месяцы жизни, влияния родительского отношения, и т. д.
В биологически ориентированной психиатрии и психологии личностные и поведенческие нарушения у детей и подростков рассматриваются как результат воздействия генетических факторов. Так, например, склонность к риску, агрессия, высокая делинквентная активность у мальчиков связываются с наличием добавочной «Y» хромосомы. Проводятся также серьезные исследования, выясняющие роль генетических факторов в процессе формирования психопатии, нарушений, влечений.
В последние годы в отечественной и зарубежной психологии развивается этологический подход, в соответствии с которым формы нарушенного поведения и патологических (с точки зрения современных социальных норм) личностных реакций рассматриваются в контексте поведенческой активности, характерной для любых биологических существ. Склонность к бродяжничеству у подростков рассматривается в этой концепции как потребность в освоении новой территории, выходе за пределы «родительского гнезда». Проводятся параллели между реакциями группирования у подростков и аналогичным поведением у детенышей других видов птиц и млекопитающих (пингвинов, волков и т. п.); реакции подражания, имитации также свойственны существам других видов и, возможно, диктуются одной и той же биологической закономерностью.
В различных психотерапевтических подходах рассматриваются личностные нарушения как результат влияния внутриутробного развития, родов, первого года жизни и последующих социальных влияний. Так, в «Дианетике» Р. Хаб-барда невротические реакции, нарушения поведения, мыслительные стереотипы воспринимаются как следствие восприятия плодом отношения к нему матери с момента его зачатия и закрепления им усвоенных ею речевых стереотипов.
Станислав Гроф связывает личностное развитие ребенка по мере его взросления с особенностями течения предродового периода и родов. Он выделяет 4 «базовые перинатальные матрицы», соответствующие стадиям родов и образовавшиеся впоследствии (на их основе) внутриличностных конфликтов и доминирующих потребностей у взрослого. Первая перинатальная матрица (безмятежного внутриматочного существования) связана с возникновением чувства удовлетворения от раскачивания, купания; со стремлением к тому, чтобы окружающие немедленно удовлетворяли все возникающие потребности.
Вторая перинатальная матрица (период схваток) закладывает восприятие мира как источника беспрерывных и неопределенных страданий, склонности к депрессии, стремление к самоубийству (но бескровными способами).
Третья перинатальная матрица (период потуг) может стать источником напряженности, полярности эмоциональных переживаний, высокой склонности к риску, к кровавым способам самоубийства. По мнению С. Грофа, такие формы нарушений влечений, как стремление к поджогам, бродяжничеству, агрессия, связаны с функцией третьей перинатальной матрицы.
Четвертая перинатальная матрица (сразу после рождения) связана с чувством радости, облегчения, стремления к преодолению препятствий. Формирование таких сексуальных нарушений, как эксгибиционизм, женский гомосексуализм, по мнению С. Грофа, связано с функцией этой матрицы.'
Возможно, наличие связи между функциями перинатальных матриц и уровнями базальной эмоциональной регуляции (см. гл. 7).
Теория О. Ранка считает первично перенесенной психо-травмирующей ситуацией сам факт рождения как переход от идеально благоприятных условий внутриутробного существования к враждебной среде. Это создает первичное чувство тревоги. О. Ранк считает отделение ребенка от тела матери основной травмой рождения, что приводит в дальнейшем к страху одиночества, расставания и т. д.
Влияние на процесс формирования личности негативных факторов развития ребенка в раннем возрасте, в частности недостаточного внимания со стороны матери, прослеживается и в работах 3. Фрейда. Психоаналитическая тракг лзча -«неизгладимого следа от ухода матери в сознании ре-i еька> является основой концепции 3. Фрейда о возникновении у человека комплексов неполноценности. Сточки зрения 3. Фрейда, основой нарушений личностного развития и ряда психопатологических симптомов является конфликт между бессознательными потребностями и социальными нормами. Основным периодом формирования невротических конфликтов 3. Фрейд считает возраст от рождения до 5 лет. В этот период ребенок проходит фазы созревания сексуальности. Первая – оральная (во время грудного вскармливания), при которой рот младенца функционирует как эрогенная зона. Позднее, с приучением к туалету, основное внимание переносится на ощущения, связанные с дефекацией (анальная фаза) и мочеиспусканием (уретральная фаза). В возрасте 4 лет начинает преобладать интерес к половым органам (фаллическая фаза).
3. Фрейд установил зависимость нарушений межличностного общения и поведения от подавления влечений. В частности, при нарушениях со стороны семейного воспитания (чрезмерной строгости, стремлении к ограничению естественного поведения ребенка) начинается формирование невроза. При задержке личностного и психосексуального развития на какой-либо из ранних стадий возникают специфические особенности характера, поведения, полового влечения.
А. Фрейд, продолжая и развивая теории своего отца, описывает особенности формирования защитных механизмов личности в детском возрасте. Она считает, что ребенок обладает большим, по сравнению со взрослым, диапазоном реагирования на конфликт между сознанием и бессознательным. Он способен достичь удовлетворения своих влечений в ходе фантазии, ролевой игры, а в случае, если эти компенсаторные механизмы недостаточны, то происходит формирование невроза. Возникшие в детстве навыки вытеснения или переноса, или другие способы психологической защиты от конфликта, по мнению А. Фрейд, переносятся во взрослую жизнь больного и продолжают там функционировать как бы «автоматически».
В современных концепциях гуманистической психологии большое значение уделяется детско-родительским отношениям, особенно эмоциональному контакту матери с ребенком.
С самого раннего возраста, еще до того, как ребенок начинает осознавать себя, он уже чувствует отношение к нему, ощущая себя любимым или отвергнутым. Естественно, что эти впечатления ребенок получает прежде всего в отношениях с матерью, поскольку связь с матерью наиболее тесная (в первые месяцы жизни – симбйотическая) и эмоционально насыщенная. Любовь матери, ее одобрение и полное принятие ребенка, проявляющееся в постоянном контакте, нежности и заботливом уходе, являются фундаментом формирования гармоничной, эмоционально устойчивой личности. Если же мать внутренне отвергает ребенка *, то, несмотря на хороший уход и внешние проявления внимания (сына или дочь учат вежливости, приличиям, развивают интеллект, контролируют общение, но не интересуются их переживаниями, внутренним миром), тесный эмоциональный контакт не возникает. Отсутствие уверенности ребенка в постоянстве и надежности любви матери, ее неизменной поддержке и полном приятии проявляется впоследствии в искажениях личностного развития взрослеющего сына или дочери. Дети, выросшие в ситуации эмоционального отвержения, оказываются неспособными к привязанности и любви, у них отсутствует чувство общности с другими людьми, им свойственны холодность, отвержение других и неприятие себя. Эти качества находят свое проявление в агрессии, направленной либо вовне (вплоть до асоциального поведения), либо на собственную личность (склонность к самоповреждениям). Таким образом, отсутствие или неразвитость положительных эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением (прежде всего, с матерью) могут лежать в основе психопатического развития личности. Не случайно поэтому среди воспитанников детских домов так часто встречаются дети с психопатическими чертами характера и более серьезными отклонениями в развитии личности (хотя здесь, естественно, следует учитывать и возможную генетическую отягощенность этих детей).
Иной вариант искаженного личностного развития формируется в результате разрушения (или даже угрозы разрушения и разрыва) ранее сформировавшегося положительного эмоционального контакта. Если мать вынуждена длительно разлучаться с маленьким ребенком (отъезд, необходимость госпитализации, помещение ребенка в ясли), то это оставляет неизгладимый след в развитии его психики. Причем острая негативная реакция на разлуку возникает не просто как следствие ухудшения качества ухода за ребенком, а именно как эмоциональное переживание потери совершенно определенного близкого человека. В этом случае искажения в личностном развитии формируются по невротическому типу. Эти дети не уверены в себе, тревожны, боязливы, зависимы, им свойственна жажда любви и навязчивый страх потерять объект привязанности. При малейших затруднениях они плачут, обижаются, теряют целевую ориентацию, что приводит к дезорганизации деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что такие отклонения в личностном развитии встречаются не только у детей, которые часто оказывались в ситуации разлуки с матерью, но и у тех, которые воспитывались в ситуации постоянной угрозы разрыва положительной эмоциональной связи с ней. Это касается случаев, когда родители в качестве основного дисциплинарного метода используют угрозу бросить ребенка («Перестань плакать, а то сейчас отдам тебя дяде!») или разлюбить его («Не ной, не приставай ко мне, я тебя такого не люблю!»); когда ребенка обвиняют, что из-за его поведения заболела мама или умерла бабушка и т. п.; когда ребенка используют как средство воздействия на супруга в ходе семейных ссор или развода; когда за непослушание или неуспехи в учебе ребенку объявляют длительный бойкот или применяют наказания, унижающие его личность, и т. д.
Постоянная угроза разрыва положительных эмоциональных связей с самыми близкими людьми, дефицит постоянства духовной близости с ними затрудняют идентификацию ребенка с родителями, что вынуждает его искать сочувствие, сопереживание и образцы для подражания вне семьи.
В концепции индивидуальной психологии А. Адлера такие личностные особенности, как стремление превосходству и успеху, а также неврозы рассматриваются как реализация потребности в гиперкомпенсации биологической недостаточности. Указана тесная зависимость аномалий личностного развития от условий воспитания в раннем детстве – слишком сильной опеке или заброшенности, или того и другого поочередно. Эго порождает у ребенка страх столкновения с новыми ситуациями, чувство неполноценности.
В теориях патохарактерологического развития (К. Леонгард, А.Е. Личко) акцентуации воспринимаются как результат сочетания определенной генетической и конституциональной предрасположенности и неблагоприятных условий воспитания и обучения.
Поведенческий подход в детской патопсихологии представлен в работах М, Раттера. Он рассматривает личностные нарушения как результат усвоения неправильных поведенческих стереотипов и формирования вредных привычек. В связи с этим задачей психолога является коррекция неправильных форм поведения, независимо от их детерминант.
Трансакционный анализ (Э. Берн) основное внимание обращает на систему межличностных и внутриличностных отношений. Внутри личности человека выделяют как бы 3 части: Родителя, Взрослого и Ребенка. Это означает, что в поведении и личностных особенностях ребенка проявляются элементы как более раннего поведения, так и способность к рациональной оценке действительности (маленький профессор), а также подражание родительским нормам и стереотипам. При неблагоприятных воздействиях со стороны семейного окружения у ребенка могут актуализироваться свойственные более младшему возрасту формы поведения: так, например, ребенок в 6 лет сосет палец. Возможна и такая ситуация, при которой у ребенка актуализируется оценочная, обвиняющая часть Взрослого. Это приводит к неуверенности, чувству вины и несвободы. В дальнейшем, по мере роста и личностного развития подростка, внутри-личностный конфликт между частями Ребенка, Родителя и Взрослого может приводить к недостаточно адекватной оценке окружающего, автоматическому следованию стереотипам поведения, бессознательно усвоенным от родителей. Особый раздел теории трансакционного анализа составляет теория «сценария жизни», который усваивается в детском возрасте.
В концепции нейролингвисгического программирования причиной личностных нарушений является искажение коммуникации членов семьи, рассогласование между их словесными и несловесными «высказываниями», что приводит к чувству замешательства у ребенка и формированию у него нарушенных форм общения и неадекватного представления о себе. Так, например, если мать говорит ребенку: «Ты лучше всех!» с гневной интонацией и отталкивающими движениями рук, то ребенок не знает, на какое из эгих сообщении ему ориентироваться, и при многократных повторениях подобных ситуаций начинает реагировать либо только на речь, либо на движения и интонацию. В дальнейшем он сам усваивает подобные формы коммуникации.
В работах В. Франкла и В. Бсттетьгеима проявления внут-риличностного конфликта у детей и подростков, невротические реакции рассматриваются как следствие психотрав-мируюшего воздействия со стороны родителей либо общества в целом (в условиях гетто, концлаюря и т. п.). В качестве механизма компенсации предлагается работа, направленная на понимание ребенка, помощь подростку в осознании им смысла жизни, спора на творческую и познавательную активность личности.
Более синтетическим подходом к проблеме возникновения личностных расстройств и их терапии является точка зрения Дж. Грэхема, который воспринимает невротические расстройства у взрослых как результат психотравмирующих воздействий, пережитых в момент родов, периода грудного детства, в ходе конфликтных отношений с родителями в дальнейшем, что приводит к искаженному восприятию своего «Я», окружения, чувству неполноценности, подавленности, страха. Он предлагает способ психогенетической коррекции Э1их нарушений у детей и взрослых путем повторного, более осознанного проживания и «проигрывания» психотравмирующих моментов. Понимание многообразия и часто взаимодополнительности причин личностных расстройств позволяет строить более гибкую систему психотерапии.
Существует также ряд исследований, посвященных отдельным феноменам личностных нарушений в детском и подростковом возрасте. Это работы Ф. Зимбардо, Д. и К. Байярдов, ориентированные на ознакомление родителей и педагогов с особенностями коррекции нежелательных личностных реакций.
В отечественной психологии, к сожалению, до последнего времени уделялось мало внимания причинам и динамике формирования нарушений личностного развития. Имеются чисто психиатрические подходы к нарушениям личностно-гб развития (неврозам, психопатиям, адаптационным реакциям и т. д.), отраженные в трудах В.И. Гарбузова, В.В. Ковалева, М.И. Буянова, А.Е. Личко и др. В возрастной психологии встречаются описания отклонений в формировании, например, морально-этических норм (П.Я. Якобсон) либо когнитивных функций (Л.А. Венгер). Целостным подходом к проблеме неврозов и невротических реакций в детском возрасте отличаются исследования А.И. Захарова, Д.И. Исаева и др. Они рассматривают динамику формирования этих расстройств на уровне нарушений со стороны нейродина-мики (истощаемости, лабильности функций ЦНС), особенностей внутриличностного конфликта, самооценки ребенка, его реакции на свои достижения и неудачи.
Значительная роль в формировании личностных нарушений традиционно отводится ошибкам семейного воспитания (Э.Г. Эйдемиллер, В.Д. Москаленко, М.И. Буянов и др.).
Известно, что ребенок, который родился вполне здоровым, может иметь серьезные отклонения в личностном развитии в результате неблагоприятного семейного окружения. Формированию психопатических черт личности и невротических проявлений способствуют внутрисемейные конфликты, отсутствие одного из родителей, неправильные воспитательные воздействия, ранняя изоляция ребенка от семьи и др.
Нарушения в поведении у детей наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Исследования А.И. Захарова показывают, что в пятилетнем возрасте 37% мальчиков и 29% девочек имеют отклонения в поведении. У мальчиков несколько чаще, чем у девочек, отмечаются повышенная возбудимость, неуправляемость, расторможенность в сочетании с агрессивностью (драчливостью), конфликтность и неуживчивость. У девочек чаще преобладают пугливость, боязливость, повышенное эмоциональное реагирование, склонность обижаться, плакать и расстраиваться.
Поступление ребенка в школу предъявляет новые требования к нему, что нередко становится дополнительным фактором возникновения отклонений в личностном развитии. Существует даже специальное определение для психических расстройств такого рода – дидактогения1. Педагогически неграмотные воспитательные воздействия учителя могут стать причиной таких особенностей интеллектуальной деятельности ученика, которые часто воспринимают как умственную отсталость. Бывает, что дети, которые не выполняют мгновенно и беспрекословно требование учителя, вызывают у него нетерпение, раздражение, неприязнь. Окрики, угрозы, а подчас и оскорбления вызывают у ребенка состояние заторможенности. Заторможенное состояние ребенка– это непроизвольно включенное защитное торможение, необходимое для того, чтобы не допустить продолжения воздействия, разрушительного для психики. Повторение таких стрессовых для ребенка ситуаций закрепляет «тормозную реакцию» на замечания и резкое обращение учителя, она становится привычной. Затем такой способ реагирования распространяется и на другие ситуации затрудненности в осуществлении, интеллектуальной деятельности. Параллельно с «тормозной реакцией» на резкий тон учителя у ученика закрепляется привычка к отказу от мыслительного усилия. Так создается впечатление, что ребенок умственно отсталый, поскольку знания он почти не усваивает.
При высоком уровне интеллекта, несмотря на указанные негативные факторы, ребенок часто все же справляется с учебной программой, однако у него могут наблюдаться отклонения в развитии личности по невротическому типу. Не случайно среди младших школьников процент детей с невротическими отклонениями больше, чем среди дошкольников, а к 10 годам количество нервных детей достигает 56% (среди мальчиков)1.
Таким образом, специфическими отклонениями в личностном развитии детей младшего школьного возраста являются различного рода психогении: школьная тревожность, психогенная школьная дезадаптация и др.
В подростковом возрасте количество невротических проявлений снижается. Заболеваемость неврозами в подростковом возрасте значительно ниже и относительно большое' количество (около 15%) подростков, состоящих на учете в психоневрологических диспансерах, создается за счет тех,( кто страдает неврозами с более раннего детства. На первый взгляд может показаться странным, что «кризисный» подростковый возраст, несмотря на всю его сложность и противоречивость, не дает резкого увеличения заболеваемости неврозами. Однако, как справедливо замечает А.Е. Личко, адесь «дело в том, что в этом возрасте обнаруживается склон-иость к «замене» невротических вегетативных и моторных симптомов нарушениями поведения. Те же самые психогенные факторы, что у детей и взрослых, вызывают невроз (хотя и различный по картине проявлений) у подростков в период становления характера, ведут к девиантному поведению».
Итак, мы рассмотрели причины возникновения отклонений в психическом и личностном развитии у детей. Подчеркнем, что речь шла не только о тех детях, которые име-•»? дефекты, но и о тех, которые родились здоровыми и не «щвергались вредоносным воздействиям экзогенного происхождения (различного рода интоксикации, нейроинфек-ции, травмы головы и другие повреждения мозга и т. п.). Безусловно, если развитие ребенка уже изначально осложнено врожденными либо прижизненными нарушениями психической деятельности физиологического порядка, то роль негативных социальных воздействий становится фатальной. В этом случае социально дезадаптированное поведение может трансформироваться в криминальное, а также приобретать болезненные формы.
Именно поэтому необходимо вмешательство психолога и психотерапевта с целью предупреждения или уже коррекции нежелательных форм личностного развития: неврозов, психопатий, устойчивых неадекватных поведенческих реакций и т. д.
В последнее время усилиями психологов, психиатров, психотерапевтов создается наиболее синтезированный, многоплановый подход к диагностике и коррекции нарушений психического и личностного развития детей. Это отражает необходимость многоуровневого анализа проблем каждого конкретного ребенка: изучение его генетической отягощен-ности, особенностей течения беременности и родов у его матери, ее эмоционального состояния в этот период, перенесенных вредных воздействий в первые дни и месяцы жизни ребенка; особенности его семейного воспитания и микросоциальной среды. При патопсихологическом обследовании психолог выявляет особенности нарушений психических процессов и функций, структуру дефекта, специфику личностного реагирования и развития компенсаторных механизмов. Наряду с этим необходимо изучение личностных особенностей ребенка, его способов взаимодействия в семье и других группах. Такой подход позволяет определить наиболее оптимальные направления и формы дальнейшей работы.