Перечень практических занятий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
Б.1.3.1.1 «Психология»
Строительство» (СТЗС)
Профиль4 «Теплогазоснабжение и вентиляция»
форма обучения – заочная
курс –2
семестр – 4
зачетных единиц – 3
всего часов – 108,
в том числе:
лекции – 6
практические занятия – 10
самостоятельная работа – 92
контрольная работа – 4 семестр
зачет – 4семестр
РП-нет
РГР-нет
КР-нет
1. Цели и задачи дисциплины
Цель изучения курса – формирование у студентов психологического мышления, овладение студентами базовыми элементами психологических знаний.
Задачи курса:
- научить выявлять, описывать и анализировать психологические явления, факты и процессы объективной реальности;
- сформировать способность к самостоятельному приобретению психологических знаний;
- научить студентов осуществлять элементы научно-практической деятельности в рамках учебной дисциплины.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВО:
Дисциплина «Психология» относится к разделу «Дисциплины по выбору». Учебная дисциплина «Психология» включает в себя шесть разделов: теоретические основы психологии, психология личности, психология познавательных процессов, основы практической психологии, психология управления, социальная психология.
Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения формируемые дисциплинами, изучаемыми в рамках школьной программы. Знания, приобретенные в рамках дисциплины «Психология», могут быть использованы при изучении студентами общегуманитарных дисциплин и частично профессиональных.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
В результате освоения дисциплины студент должен:
- знать: основные категории, понятия и методы психологии, закономерности функционирования психики; специфику деятельности личности;социокультурные характеристики групп; особенности взаимодействия и поведения в коллективе.
- уметь: самостоятельно выявлять, описывать и анализировать психологические явления, факты и процессы объективной реальности; самостоятельно приобретать психологические знания;
- владеть: нормами взаимодействия, сотрудничества; методами самообразования и самоорганизации; толерантностью; элементами научно-практической деятельности.
4. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам
и видам занятий
№ мо-ду- ля | № неде-ли | № те-мы | Наименование темы | Часы/из них в интерактивной форме | |||||||
Всего | Лек-ции | Коллоквиум | Лабораторные | Прак-тичес-кие | СРС | ||||||
4семестр | |||||||||||
1,2 | Теоретические основы психологии | ||||||||||
2,3,4, 17,18 | Психология личности | 2/2 | 2/2 | ||||||||
5,6 | Психология познавательных процессов | 2/2 | |||||||||
7,8 | Основы практической психологии | 4/2 | |||||||||
9,10 | Психология управления | ||||||||||
11,12, 13,14, 15,16 | Социальная психология | 2/2 | |||||||||
Итого | |||||||||||
Из них интерактивных | |||||||||||
Содержание лекционного курса
№ темы | Всего часов | № лекции | Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекции | Учебно-методическое обеспечение |
Семестр 4 | ||||
Теоретические основы психологии. Цель и задачи психологии как науки. Предмет, методы и отрасли психологии. История становления психологии как науки. | 2, 3, 4 | |||
Психология личности. Проблема личности в психологии. Социализация личности. Деятельность и общение. Темперамент и характер. Задатки и способности. Творческий потенциал личности. Эмоции и чувства. Воля как способность к выбору действий | 1, 2, 4, 7 | |||
Психология познавательных процессов. Ощущения: виды, свойства, пороги. Восприятие: особенности, виды, свойства. Память: физиологические основы, виды, процессы. Механизмы запоминания. Мышление. Интеллект. Речь. Воображение. Внимание как психическое явление, особенности его формирования. | 2, 3, 4 |
Содержание коллоквиумов
Не предусмотрены учебным планом.
Уровни освоения компетенций
ОК-6 - способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
Ступени уровней освоения компетенции | Отличительные признаки |
Пороговый (удовлетворительный) | Знает: общие характеристики социальных групп; способы взаимодействия и поведения в коллективе. Умеет: в целом успешно, но не систематически выделять общие характеристики социальных групп; толерантно воспринимать социокультурные различия Владеет: в целом успешно, но не систематически владеет общими навыками совместной деятельности |
Продвинутый (хорошо) | Знает: социальные и культурные особенности групп; особенности взаимодействия и поведения в коллективе. Умеет: в целом успешно, но с пробелами анализирует особенности социальных групп; толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Владеет: на хорошем уровне владеет навыками совместной деятельности, способностью сотрудничать |
Высокий (отлично) | Знает: социальные, этнические, конфессиональные и культурные особенности групп; особенности взаимодействия и поведения в коллективе. Умеет: анализировать и систематизировать особенности социальных групп; толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Владеет: на высоком уровне владеет навыками совместной деятельности, эффективными способами взаимодействия в социальных группах |
ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию
Ступени уровней освоения компетенции | Отличительные признаки |
Пороговый (удовлетворительный) | Знает: общие закономерности функционирования психики; специфику деятельности личности Умеет: в целом успешно, но не систематически организовывает свою работу, выбирает способы и методы саморазвития Владеет: в целом успешно, но с пробелами владеет методами саморазвития |
Продвинутый (хорошо) | Знает: закономерности функционирования психики; специфику различных видов деятельности личности Умеет: грамотно организовывать свою работу, правильно выбирать способы и методы саморазвития Владеет: в целом успешно владеет методами самообразования и саморазвития |
Высокий (отлично) | Знает: закономерности функционирования психики; специфику различных видов деятельности личности Умеет: эффективно организовывать свою работу, правильно выбирать способы самообразования и методы саморазвития Владеет: комплексом методов самообразования и саморазвития |
13.2 Оценка уровня сформированности компетенций осуществляется в процессе следующих видов контроля:
o текущего контроля (вид проверки качества усвоения изучаемого материала);
o промежуточного (определение степени достижения учебных целей по учебной дисциплине.);
o итоговая аттестация (проверить и оценить подготовленность студентов по дисциплине, соответствие их подготовки требованиям ФГОС ВО).
При изучении дисциплины используются следующие формы текущего контроля:
o контрольный опрос студентов в устной и письменной форме и опрос с использованием технических средств обучения;
o проведение тестирования;
o индивидуальные собеседования преподавателя со студентами в ходе самостоятельной работы под руководством преподавателя;
o проверка выполнения задания, выданного на самостоятельную работу студентам.
13.3 Процедура оценивания знаний, умений, навыков по дисциплине «Психология»
К зачету по дисциплине обучающиеся допускаются при:
- выступлении с докладами, презентациями или сдачи рефератов с учетом того, что они «зачтены» преподавателем;
-подготовке и сдаче контрольной работы (методические указания для обучающихся и инструкция по подготовке контрольной работы представлены ниже в п.15.3)
Зачет сдается устно, по билетам, в которых представлено 2 вопроса из перечня «Вопросы для зачета». Оценивание проводится по принципу «зачтено» / «не зачтено».
«Зачтено» ставится при:
- правильном, полном и логично построенном ответе,
- умении оперировать специальными терминами,
- использовании в ответе дополнительного материала,
- иллюстрировании теоретического положения практическим материалом.
Но в ответе могут иметься
- негрубые ошибки или неточности,
- затруднения в использовании практического материала,
- не вполне законченные выводы или обобщения.
«Не зачтено» ставится при:
- схематичном неполном ответе;
- неумении оперировать специальными терминами или их незнании.
Темы контрольных работ
№п/п | Тема |
Предмет и задачи психологии. Методы психологии | |
История развития психологической мысли от древности до наших дней | |
Понятие о психике и психических явлениях | |
Основные направления психологии | |
Отрасли психологии | |
Место психологии в системе наук | |
Психодиагностика и тестирование | |
Основные методы и приемы практической психологии | |
Развитие психики в филогенезе | |
Развитие психики ребенка | |
Развитие психики в онтогенезе | |
Понятие и структура личности | |
Познавательные психические процессы | |
Ощущение | |
Восприятие | |
Понятие и виды памяти | |
Теории памяти | |
Методы развития памяти у человека | |
Понятие, свойства и виды внимания | |
Понятие о мышлении | |
Особенности и закономерности творческого мышления | |
Воображение | |
Функции и виды речи | |
Развитие речи у ребенка | |
Высшие психические функции | |
Эмоционально-волевая сфера личности | |
Теории возникновения эмоций | |
Воля как высший уровень регуляции | |
Эмоции и чувства | |
Понятие о сознании и бессознательном | |
Понятие о психических состояниях | |
Измененные состояния сознания | |
Сознание как высший уровень отражения реальности | |
Сознание и самосознание | |
Понятие о бессознательном, его функции и пути проявления | |
Личность и деятельность. Виды деятельности | |
Личность в общении | |
Закономерности и свойства межличностной коммуникации | |
Общение и профессиональная деятельность | |
Понятие о способностях | |
Понятие о темпераменте | |
Понятие о характере | |
Факторы формирования характера | |
Акцентуация характера | |
Воля и самовоспитание характера | |
Типология характера: многообразие школ и подходов | |
Одиночество как психологическая и социальная проблема | |
Потребности и мотивы | |
Зарубежные теории развития личности | |
Отечественные теории развития личности | |
Направленность личности | |
Деятельностный подход в отечественной психологии | |
Психология эффективного общения | |
Невербальные компоненты общения | |
Психология семьи | |
Психологические факторы устойчивости семьи и профилактика разводов | |
Психология подростка | |
Психология агрессии | |
Психология и культура материнства | |
Психология и культура отцовства | |
Понятие интеллекта в психологии | |
Психология индивидуальных различий | |
Психология труда и инженерная психология | |
Психология стресса | |
Основы физиологии нервной системы | |
Социальная психология | |
Психология воспитания | |
Психология принятия решений | |
Психология конфликта | |
Психология здоровья | |
Психология лидерства | |
Психология жизненного успеха | |
Психология одаренности и гениальности | |
Общее понятие о группах и коллективах | |
Социально-психологический климат в коллективе | |
Позиция, статус и роль личности в группе | |
Понятие о деятельности, виды деятельности | |
Естественнонаучные основы психологии. | |
Структура и функции нервной системы | |
Проблема мотивации поведения | |
Психологическая защита личности, ее механизмы | |
Эффекты межличностного восприятия (каузальная атрибуция, эффект ореола, стереотипизация, эффекты новизны и первичности, аттракция) | |
Понятие малой группы и коллектива. | |
Роль социальных установок в поведении человека. | |
Развитие общительности человека средствами социально-психологического тренинга | |
Общение как средство психологического воздействия на людей в современных условиях | |
Конформизм и нонконформизм | |
Межличностные отношения: дружба и любовь | |
Дискуссия в группе как модель групповой деятельности | |
Социально-психологический климат и пути его оптимизации | |
Основные модели развития группы | |
Межгрупповое сотрудничество и межгрупповые конфликты. | |
Личность и система установок | |
Понятие роли в социальной психологии | |
Я-концепция личности | |
Социальная компетентность личности | |
Психология политического лидерства | |
Методы предупреждения и разрешения конфликтов | |
Социально-психологические типологии личности | |
Социально-психологические функции массовых коммуникаций |
Вопросы для зачета
1. Понятие психологии как науки. Предмет, объект, задачи. Научная и житейская психология
2. Место психологии среди других наук и ее связь с другими науками. Отрасли психологии
3. Понятие психики. Структура и функции психики. Различия психики животных и человека
4. Сознание: особенности, возникновение и развитие сознания
5. Классификация психических явлений
6. Методы исследования в психологии
7. Основные психологические школы и теории: Гельштат-психология, психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология.
8. Деятельностный подход в отечественной психологии
9. Ощущение: понятие, виды, свойства, физиологическая основа
10. Восприятие: понятие и основные свойства
11. Воображение: понятие, виды, свойства.
12. Внимание: понятие, виды, свойства, физиологическая основа
13. Память: понятие, процессы памяти, виды, свойства, физиологическая основа, механизмы запоминания
14. Мышление: понятие, особенности, виды мышления, формы мышления, операции.
15. Речь: понятие, функции, виды
16. Понятие о личности. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Направленность личности
17. Структура личности по З. Фрейду, К.К. Платонову.
18. Темперамент: понятие, физиологическая основа, типы темперамента. Теории темперамента.
19. Понятие о характере: типология, черты, формирование характера.
20. Понятие о задатках и способностях. Качественная и количественная характеристика способностей. Виды способностей. Структура способностей. Формирование способностей.
21. Виды эмоциональных состояний: чувственный тон ощущений, собственно эмоции, настроение, стресс, фрустрация, аффект.
22. Высшие чувства: интеллектуальные, этические, эстетические, практические
23. Понятие воли. Признаки волевого поведения человека. Психологическая структура волевого акта. Волевые качества человека и их развитие.
24. Лидерство и руководство в малых группах.
25. Личность руководителя и личность подчиненного. Стили руководства.
26. Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп.
27. Общение как социально-психологический феномен: коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения. Общение как межличностное взаимодействие
28. Межличностные отношения в коллективе. Конфликты в коллективах. Социально-психологическая характеристика личности в группе.
13.6. Вопросы для экзамена:
Не предусмотрены
13.7. Тестовые задания по дисциплине
1. К психическим процессам относятся (несколько вариантов ответов)
а) ощущение б) восприятие в) характер г) воображение
2. Сознательно направляемым и регулируемым вниманием является:
а) непроизвольное; б) послепроизвольное; в) произвольное; г) проприоцептивное.
3. Воображение - это психический процесс:
а) манипуляция образами;
б) создания нового в форме образа;
в) установления связи и отношения между образами;
г) воспроизведения и использования прошлого опыта
4. Мышление, которое осуществляется без логического анализа условий задачи и без осознания пути нахождения решения, называют:
а)рациональным; б)интуитивным; в)творческим; г)репродуктивным
5. Неповторимое своеобразие присущих человеку духовных и физических свойств:
а) направленность б) индивидуальность в) характер г) темперамент
6. Процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира
а) Ощущение б) Восприятие в)Память г)Воображение
7. Вид внимания, первоначально требующий волевых усилий, которые затем обычно сменяются заинтересованностью, называются
а) непроизвольное внимание
б) произвольное внимание
в) послепроизвольное внимание
8. Автором психоанализа является
а) З.Фрейд б)Д.Уотсон в)Л.С. Выготский г)Э.Фромм
9. Определите соответствие мыслительных операций и их определений
1) обобщение | а) Выявление сходства и различий между объектами |
2) анализ | б) Мысленное расчленение объекта |
3) сравнение | в) Мысленное воссоединение элементов в единое целое |
4) дедукция | г) умозаключение в отношении частного случая на основании общего положения |
10. Психика – это субъективный образ объективного мира
А)верно Б)неверно
11. Эмпирический метод познания психической реальности, основанный на целенаправленном восприятии
А) эксперимент Б)наблюдение В)анкетирование
12. Состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку
А)эмоция Б)страсть В)стресс
13. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения
А)характер Б)темперамент В)способности
14. Направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других – это
а)Ощущение б)Восприятие в)Мышление г)Внимание
15. Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей
А)темперамент Б)характер В)задатки
16. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности — это
а)воля б)характер в)чувства г)способности
17. Темперамент человека проявляется:
а)в силе характера;
б)в динамике психики и поведения;
в)в структуре сознания;
г)в системе ценностей личности.
18. Процесс развития индивида от рождения до смерти называется:
а)Филогенез б)Онтогенез в)Эволюция г)Акселерация д)Эмансипация
19. Система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл
А)общение Б)речь В)язык
20. Тип темперамента, характеризующийся вспыльчивостью и поспешностью в действиях:
а)Меланхолик б)Холерик в)Сангвиник г)Флегматик
21. Предметом изучения в бихевиоризме является
а) Поведение б)Сознание в)Деятельность г)Бессознательное
22. Процесс целостного отражения предметов и явлений действительности
а) Ощущение б)Восприятие в)Память г) Воображение
23. Возникновение побуждения и постановка цели, стадия обсуждения и борьбы мотивов, принятие решения и исполнение относятся к фазам
а) волевого процесса б)формирования характера в)развития памяти
б) мыслительного процесса
24. Процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях – это
а) Ощущение б) Восприятие в) Мышление д)Внимание
25. К психическим свойствам не относится:
а) Темперамент б) Мышление в)Способности г)Характер
26. В гуманистическом направлении психологии человек рассматривается как
а) представитель вида Homo Sapiens б) уникальное творческое существо
в) субъект деятельности
27. Психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности — это
а) абстрагирование б)воображение в)ощущение г)медитация
28. Первую в мире психологическую лабораторию в 1879 г. создал
а) Вундт б)Гальтон в)Фолькман
29. Какое свойство внимания обеспечивает возможность удерживать в поле зрения одновременно несколько объектов:
а) Концентрация б) Объем в) Устойчивость г) Переключение д) Распределение
30. Определите соответствие названия психологических направлений и их авторов
1. Бихевиоризм | А) З.Фрейд |
2. Психоанализ | Б) А.Маслоу |
3. Гуманистическая психология | В) Д.Уотсон |
31. Процесс запечатления, сохранения, и воспроизведения следов прошлого опыта, позволяющий накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний и навыков
А)ощущение Б)внимание В)память Г)мышление
32.Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей
А)темперамент Б)характер В)задатки
33. Одним из центральных понятий психоаназиза является:
а) Либидо б)Гештальт в)Инсайт г)Эмпатия д)Деятельность
34. Биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида:
а) субъект б) личность в) индивид г) человек
35. Процесс формирования личности в социальных условиях, усвоения социального опыта, вхождения человека в общество:
а) общение б) адаптация в) интеграция г) социализация
36. С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних объектов по сравнению другими:
Предметность б)Структурность в)Целостность г)Константность д)Избирательность
37.По З. Фрейду, структуру личности составляют следующие компоненты:
а) Ид, Эго и Супер-Эго б)Инь и Ян в)Эрос и Танатос г)Тело и Душа
38. К психическим процессам не относится:
а) Память б)Мышление в)Темперамент г)Ощущение
39. Ощущение, восприятие, представление, внимание, память, мышление, воображение – это
А)эмоциональные процессы Б) познавательные процессы Б)волевые процессы
40. Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием продуктивного выполнения той или иной деятельности
А)способности Б)темперамент В)характер
41. Внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности
А)активность Б)мотив В)цель
42. Создание новых образов в процессе творческой деятельности человека
А)продуктивное воображение Б)пассивное В)репродуктивное
43. Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, обусловливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях
А)верно б)неверно
44. Наука о поведении называется
А)когнитивизм б)психоанализ в)бихевиоризм
45. Метод психологического исследования, осуществляемый в специально оборудованных помещениях и применением аппаратуры
А)наблюдение б)лабораторный эксперимент в)беседа
46. Одним из центральных понятий отечественной психологии является
а)Либидо б)Гештальт в)Инсайт г)самоактуализация д)Деятельность
47. Процесс отражения целостных образов предметов и явлений материального мира
А)Ощущение б) Восприятие в) Память г)Воображение
Образовательные технологии
При изучении данной дисциплины используются как традиционные формы обучения (лекция, семинар, практическое занятие), так и инновационные (подготовка и проведение студентами дискуссий, тестов по дисциплине, круглых столов). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 25%.
При обучении лиц с ограниченными возможностями и инвалидов используются подходы, способствующие созданию безбарьерной образовательной среды: технологии дифференциации и индивидуализации обучения, сопровождение тьюторами в образовательном пространстве; увеличивается время на самостоятельное освоение материала.
Тема занятия | Вид занятия | Вид интерактивного метода обучения |
Психология личности | Лекция №1 | Лекция-презентация |
Психология познавательных процессов | Лекция №2 | Лекция-презентация |
Психология личности | Практическое занятие №1 | Дискуссия |
Основы практической психологии | Практическое занятие №2 | Элементы социально-психологического тренинга |
Социальная психология | Практическое занятие №5 | Тренинг, развивающий коммуникативные способности |
Лекции: мультимедийные презентации к лекционным занятиям размещены к ИОС СГТУ.
Практическое занятие №1:
Дискуссия является методом активного обучения, представляет собой публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо вопроса, проблемы. Групповая дискуссия применяется на практическом занятии по теме «Индивидуально-психологические особенности личности»
Вопросы, обсуждаемые в ходе дискуссии:
- Структура способностей и уровни их развития (одаренность, талант, гениальность).
- Современные подходы к проблеме одаренности
- Общая одаренность и специальные способности
- Роль биологических и социальных компонентов в развитии человека
- Средовые факторы развития одаренности
Практическое занятие №2:
В рамках практического занятия №2 по теме «Основы практической психологии» применяются элементы социально-психологического тренинга.
Упражнение «Контакты»
Цель: развивать умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми.
Время проведения: 30-60 минут.
Количество участников: группа студентов.
Ход занятия: Преподаватель предлагает студентам разыграть некоторые ситуации.
Примерные ситуации:
«Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но он вам очень понравился и вызвал желание с ним ознакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы – 2-3 минуты».
Затем по сигналу преподавателя студенты должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому участнику.
Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации:
«В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его, и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая удача». Роль актера играют сидящие во внутреннем круге студенты.
«Вам нужна довольно крупная сумма денег. Нужно поговорить с родителями. И вот вы подошли к отцу (матери)».
«Вы узнали, что один из ваших друзей дурно отзывался о вас в неформальной обстановке. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятно, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай представился: вы одни, никого рядом нет».
15. Перечень учебно-методического обеспечения для обучающихся по дисциплине
1.Обязательные издания
- Мельникова Н.А. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мельникова Н.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6336.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии [Электронный ресурс]: учебник/ Немов Р.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2013.— 687 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14187.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Ступницкий В.П. Психология [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Ступницкий В.П., Щербакова О.И., Степанов В.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 518 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24808.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Столяренко А.М. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник/ Столяренко А.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 543 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15451.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Дополнительные издания
- Занковский А.Н. Психология деловых отношений [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Занковский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2008.— 383 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11094.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Захарова Л.Н. Психология управления [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Захарова Л.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2012.— 376 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9105.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Социальная психология. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Г.М. Андреева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2009.— 480 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8885.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Манухина С.Ю. Основы практической психологии [Электронный ресурс]: хрестоматия. Учебно-методический комплекс/ Манухина С.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 88 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11045.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Столяренко А.М. Психология менеджмента [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Столяренко А.М., Амаглобели Н.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 455 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16436.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины.
Практическое занятие состоит из следующих этапов:
· проверка исходных знаний;
· выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;
· обсуждение докладов и беседа по теме семинара;
· подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.
Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям), а также возможностью отработки пропущенных занятий.
Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы. Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов и др. По итогам изучения дисциплины проводится зачет.
Инструкция по подготовке контрольной работы
Контрольная работа выполняется самостоятельно. Из приведенного списка контрольных работ (п.13.4) выбирается тема с номером, совпадающим с двумя последними цифрами в номере зачетной книжки. Объем работы 18-20 листов формата А4, шрифт 14, интервал полуторный, выравнивание текста по ширине, нумерация внизу страницы. Контрольная работа должна включать: титульный лист; план; содержательную часть работы, состоящую из введения, нескольких глав и заключения; список литературы.