Третий уровень – вторичная профилактика

Цель - Предотвращение суицида

Мероприятия

1. Оценка риска суицида.

Определение формы реализации суицидальных действий:

- Истинный (у подростка есть действительно твёрдые намерения совершить самоубийство, выработан чёткий план, имеется средство совершения самоубийства. Чаще всего попытки удаются, если подростку кто-то препятствует, то происходит повтор.)

- Аффективный или чувствительный (возникает под влиянием сиюминутных сильных чувств. Если попытка самоубийства не удаётся, то скорее всего, повтора не будет).

- Демонстративный (основная цель – привлечь к себе внимание. Попытки могут повторяться многократно, почти никогда (если только дело случая) не заканчиваются самоубийством).

Задачи педагога-психолога:

- Педагог-психолог может выступить в роли консультанта или взять на себя роль волонтёра, решиться вступить в контакт с учащимся, который угрожает покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.

- Психолог входит в состав группы по предотвращению самоубийства.

2. Оповещение родителей. Направление их на консультацию к врачу суицидологу психоневрологического диспансера.

Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть чётко определены и проработаны.

3. Информирование администрации школы и членов группы по предотвращению самоубийства, относительно стратегий и плана работы.

Если официальной причиной смерти учащегося признается самоубийство, тогда в сообщении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно упоминаться средство совершения самоубийства.

Задачи педагога-психолога:

- Оказание психологической помощи близким друзьям погибшего ученика

- Друзьям и одноклассникам можно разрешить посетить похороны и проститься с погибшим. Но они не должны нести гроб.

- В исключении увеличения возможности эпидемии самоубийств, не проводить вечера памяти в честь погибшего учащегося.

Четвертый уровень – третичная профилактика

Цель- Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев суицида, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Мероприятия

1. Информирование педагогов, учащихся, их родителей, оказание психологом консультативной помощи, внимание к состоянию эмоционального климата в школе и его изменениям.

Задачи педагога-психолога:

- Оказание экстренной психологической помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, педагоги).

2. Направление на консультацию к врачу суицидологу, медицинскому психологу.

Мероприятия, проводимые педагогом-психологом

образовательного учреждения

Диагностическая работа.

Суицидальное поведение – это последнее звено в цепи дезадаптационного процесса. Профилактическую работу по предупреждению самоубийств необходимо строить как систему, включающую в себя все уровни превенции, а также мероприятия на предотвращение повторных покушений.

И.А. Погодин провел исследование на основе контент-анализа оте­чественной и зарубежной литературы по проблеме адапта­ции. Это позволило выделить основные и наиболее диагностичные критерии оценки эффективности адаптации несовершеннолетних.

1. Субъективные критерии оценки эффективности адаптации.Психологическому уровню эффективности адаптации соответствуют:

Успешная адаптация Дезадаптация
1. Эмоциональный комфорт; высокая степень удовлетво­ренности отноше-ниями с ок­ружающими, социальным статусом, основными форма­ми деятельности, реализа­цией основных потребностей, самореализацией и пр. Эмоциональный дискомфорт, низкая степень удовлетворен­ности отноше-ниями с окружаю­щими, социальным статусом, основными формами деятель­ности, реализацией основных потребностей, самореализацией и пр.
Диагностика: опросник социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда, шкала субъективной удовлетворенности, опросник САН
2. Низкий уровень ситуативной и личностной тревожности Высокий уровень ситуативной и личностной тревожности
Диагностика: опросник ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, шкала личностной тревожности (Дж. Тейлор)
3. Самоприятие, адекватные самооценка и уровень притя­заний, минимальное разведе­ние Я-реального и Я-идеаль-ного, самооценки и уровня притязаний   Неприятие себя, неадекватные самооценка и уровень притяза­ний, максимальное разведение Я-реального и Я-идеального, самооценки и уровня притяза­ний
Диагностика: методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, методика исследования уровня притязаний Ф. Хоппе, методика исследования самоотношения Р.С. Пантелеева, методика исследования самооценки А.С. Будасси, опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, тест Т. Лири
4. Отсутствие тенденций к невротизации и депрессии Выраженные невротизация и депрессия
Диагностика: психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского, шкала депрессивности Бека, MMPI и его модификации  
5. Интернальный локус контроля Экстернальный локус контроля
Диагностика: методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) СР. Пантелеева и В.В. Столина
6. Ощущение включенности в деятельность группы Субъективное ощущение одино­чества
Диагностика: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, шкала одиночества Дж. Янга

2. Объективные критерии оценки эффективности социаль­но-психологической адаптации.На социальном уровне критериями эффективности адап­тации являются:



Успешная адаптация Дезадаптация
1. Высокая степень интеграции индивида со средой, включен­ность в деятельность группы Низкая степень интеграции (вплоть до дезинтеграции) инди­вида со средой
2. Высокий социальный и социометрический статус, высокая эмоциональная экспансивность Низкий социальный и социометри­ческий статус, низкий уровень эмо­циональной экспансивности
3. Самостоятельность в при­нятии решений, отстаива­ние своего мнения Зависимость, конформность
4. Наличие глубоких лич­ностных контактов, ши­рокий круг общения Отсутствие глубоких личностных контактов, ограниченный крут общения
5. Умение обеспечить свои основные потребности Неумение обеспечить свои основные потребности
6. Социальная активность Социальная пассивность, замкну­тость
7. Высокие работоспособ­ность и успешность дея­тельности, профессиональ­ный рост Низкие работоспособность и успеш­ность деятельности (иногда – вплоть до дезорганизации), отсутст­вие профессионального роста
8. Достаточные коммуника­тивные навыки, построе­ние отношений с окружа­ющими на основе взаимо­уважения, адекватность поведенческих паттернов Недостаточные коммуникативные навыки, использование малоадап­тивных паттернов поведения (конф­ликтность, агрессивность, необос­нованные лидерские устремления)
9. Относительная стабиль­ность эмоциональной сфе­ры, адекватность аффек­тивных реакций Быстрая смена настроения, эмоцио­нальная неустойчивость, неадекват­ность аффективных реакций, чаще – доминирование астенического и де­прессивного эмоционального фона
10. Соматическое благополу­чие Жалобы на состояние здоровья, быструю утомляемость, нарушение аппетита и т.д.
Диагностика: включенное и невключенное наблюдение, анализ документов и продуктов деятельности, экспертный опрос, интервью, тестирование (социометрия, референтометрия, шкала приемлемости и т.д.)

Таким образом, в целях более полного анализа рассматриваемой проблемы необходимо отметить, что ведущим в структуре адаптацииявляется психологический аспект.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Наши рекомендации