Третий уровень – вторичная профилактика
Цель - Предотвращение суицида
Мероприятия
1. Оценка риска суицида.
Определение формы реализации суицидальных действий:
- Истинный (у подростка есть действительно твёрдые намерения совершить самоубийство, выработан чёткий план, имеется средство совершения самоубийства. Чаще всего попытки удаются, если подростку кто-то препятствует, то происходит повтор.)
- Аффективный или чувствительный (возникает под влиянием сиюминутных сильных чувств. Если попытка самоубийства не удаётся, то скорее всего, повтора не будет).
- Демонстративный (основная цель – привлечь к себе внимание. Попытки могут повторяться многократно, почти никогда (если только дело случая) не заканчиваются самоубийством).
Задачи педагога-психолога:
- Педагог-психолог может выступить в роли консультанта или взять на себя роль волонтёра, решиться вступить в контакт с учащимся, который угрожает покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.
- Психолог входит в состав группы по предотвращению самоубийства.
2. Оповещение родителей. Направление их на консультацию к врачу суицидологу психоневрологического диспансера.
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть чётко определены и проработаны.
3. Информирование администрации школы и членов группы по предотвращению самоубийства, относительно стратегий и плана работы.
Если официальной причиной смерти учащегося признается самоубийство, тогда в сообщении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно упоминаться средство совершения самоубийства.
Задачи педагога-психолога:
- Оказание психологической помощи близким друзьям погибшего ученика
- Друзьям и одноклассникам можно разрешить посетить похороны и проститься с погибшим. Но они не должны нести гроб.
- В исключении увеличения возможности эпидемии самоубийств, не проводить вечера памяти в честь погибшего учащегося.
Четвертый уровень – третичная профилактика
Цель- Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев суицида, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Мероприятия
1. Информирование педагогов, учащихся, их родителей, оказание психологом консультативной помощи, внимание к состоянию эмоционального климата в школе и его изменениям.
Задачи педагога-психолога:
- Оказание экстренной психологической помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, педагоги).
2. Направление на консультацию к врачу суицидологу, медицинскому психологу.
Мероприятия, проводимые педагогом-психологом
образовательного учреждения
Диагностическая работа.
Суицидальное поведение – это последнее звено в цепи дезадаптационного процесса. Профилактическую работу по предупреждению самоубийств необходимо строить как систему, включающую в себя все уровни превенции, а также мероприятия на предотвращение повторных покушений.
И.А. Погодин провел исследование на основе контент-анализа отечественной и зарубежной литературы по проблеме адаптации. Это позволило выделить основные и наиболее диагностичные критерии оценки эффективности адаптации несовершеннолетних.
1. Субъективные критерии оценки эффективности адаптации.Психологическому уровню эффективности адаптации соответствуют:
№ | Успешная адаптация | Дезадаптация |
1. | Эмоциональный комфорт; высокая степень удовлетворенности отноше-ниями с окружающими, социальным статусом, основными формами деятельности, реализацией основных потребностей, самореализацией и пр. | Эмоциональный дискомфорт, низкая степень удовлетворенности отноше-ниями с окружающими, социальным статусом, основными формами деятельности, реализацией основных потребностей, самореализацией и пр. |
Диагностика: опросник социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда, шкала субъективной удовлетворенности, опросник САН | ||
2. | Низкий уровень ситуативной и личностной тревожности | Высокий уровень ситуативной и личностной тревожности |
Диагностика: опросник ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, шкала личностной тревожности (Дж. Тейлор) | ||
3. | Самоприятие, адекватные самооценка и уровень притязаний, минимальное разведение Я-реального и Я-идеаль-ного, самооценки и уровня притязаний | Неприятие себя, неадекватные самооценка и уровень притязаний, максимальное разведение Я-реального и Я-идеального, самооценки и уровня притязаний |
Диагностика: методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, методика исследования уровня притязаний Ф. Хоппе, методика исследования самоотношения Р.С. Пантелеева, методика исследования самооценки А.С. Будасси, опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, тест Т. Лири | ||
4. | Отсутствие тенденций к невротизации и депрессии | Выраженные невротизация и депрессия |
Диагностика: психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского, шкала депрессивности Бека, MMPI и его модификации | ||
5. | Интернальный локус контроля | Экстернальный локус контроля |
Диагностика: методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) СР. Пантелеева и В.В. Столина | ||
6. | Ощущение включенности в деятельность группы | Субъективное ощущение одиночества |
Диагностика: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, шкала одиночества Дж. Янга |
2. Объективные критерии оценки эффективности социально-психологической адаптации.На социальном уровне критериями эффективности адаптации являются:
№ | Успешная адаптация | Дезадаптация |
1. | Высокая степень интеграции индивида со средой, включенность в деятельность группы | Низкая степень интеграции (вплоть до дезинтеграции) индивида со средой |
2. | Высокий социальный и социометрический статус, высокая эмоциональная экспансивность | Низкий социальный и социометрический статус, низкий уровень эмоциональной экспансивности |
3. | Самостоятельность в принятии решений, отстаивание своего мнения | Зависимость, конформность |
4. | Наличие глубоких личностных контактов, широкий круг общения | Отсутствие глубоких личностных контактов, ограниченный крут общения |
5. | Умение обеспечить свои основные потребности | Неумение обеспечить свои основные потребности |
6. | Социальная активность | Социальная пассивность, замкнутость |
7. | Высокие работоспособность и успешность деятельности, профессиональный рост | Низкие работоспособность и успешность деятельности (иногда – вплоть до дезорганизации), отсутствие профессионального роста |
8. | Достаточные коммуникативные навыки, построение отношений с окружающими на основе взаимоуважения, адекватность поведенческих паттернов | Недостаточные коммуникативные навыки, использование малоадаптивных паттернов поведения (конфликтность, агрессивность, необоснованные лидерские устремления) |
9. | Относительная стабильность эмоциональной сферы, адекватность аффективных реакций | Быстрая смена настроения, эмоциональная неустойчивость, неадекватность аффективных реакций, чаще – доминирование астенического и депрессивного эмоционального фона |
10. | Соматическое благополучие | Жалобы на состояние здоровья, быструю утомляемость, нарушение аппетита и т.д. |
Диагностика: включенное и невключенное наблюдение, анализ документов и продуктов деятельности, экспертный опрос, интервью, тестирование (социометрия, референтометрия, шкала приемлемости и т.д.) |
Таким образом, в целях более полного анализа рассматриваемой проблемы необходимо отметить, что ведущим в структуре адаптацииявляется психологический аспект.
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ