По профилактике суицидального поведения подростков

Организация работы

По профилактике суицидального поведения подростков

в образовательном пространстве

Методические рекомендации

Рецензент:

Авторы – составители:

Л.К.Стадухина, зам.директора по научно-методической работе ГБОУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство»;

Н.В.Петрова, методист ГБОУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство»;

Е.Л.Норкина, методист ГБОУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство»;

О.А.Маркова педагог-психолог методист ГБОУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство»;

М.Ю.Бондаренко, врач-суицидолог ГБУ «Республиканский психоневрологический диспансер»

Суицидальное поведение подростков. Методические рекомендации./ Авторы-составители: Л.К.Стадухина, Н.В.Петрова, Е.Л.Норкина, О.А.Маркова, М.Ю.Бондаренко. – Йошкар-Ола: Издательство «», 2013. - с.

В пособии раскрываются вопросы особенностей суицидального поведения подростков, некоторых черт суицидентов. Даются практические рекомендации родителям, подросткам, психологам, столкнувшимся с данной трагической ситуацией.

Книга адресована педагогам образовательных учреждений, родителям несовершеннолетних

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

ГБОУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической

реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей
и их профессионального сопровождения «Детство», 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Особенности суицидального поведения детей и подростков

Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде

Психотерапевтическая помощь в ситуации суицидогенного кризиса

Приложения

Приложение 1. Распознание суицидента. Ключи к суициду

Приложение 2. Методика определения степени риска совершения суицида

Приложение 3. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона

Приложение 4. Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения

Приложение 5. Психодиагностический тест (ПДТ)

Приложение 6. Исследование уровня субъективного контроля (УСК)

Приложение 7. Исследование самооценки по методу Дембо-Рубенштейн

Приложение 8. Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

Приложение 9. Шкала самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина)

Приложение 10. Методика исследования самоотношения (МИС).

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Самоубийства подростков – тема, которая в последние дни особенно активно обсуждается в обществе и освещается в СМИ.

По данным ВОЗ около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше.

В России в последние 6-7 лет частота суицидов составляет 19-20 случаев на 100 тысяч подростков. Ежегодно это составляет от полутора до двух с лишним тысяч человек. Средний показатель в мире – 7 случаев на 100 тысяч. Это выводит нашу страну на одно из первых мест в списке стран, где подросткам наиболее свойственно суицидальное поведение.

Пока общество задается вопросом, зачем подростки лезут в петлю и прыгают с крыши, психологи отмечают: главный вопрос – не зачем дети сводят счеты с жизнью, а в чем причина таких действий? И почему им никто вовремя не помог?

Самоубийство подростка – результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Но, кроме того, – это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание.

Некоторые теоретики считают, что период юности сам по себе создает стрессовый климат, в котором более вероятно совершение попытки суицида. Юность - период быстрого роста. В нашем обществе он зачастую связан с конфликтами, ощущением депрессии, напряжением и проблемами в школе и дома. Подростки, как правило, более чувствительно, более сердито и импульсивно реагирует на события, чем люди из других возрастных групп. Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида.

В одном исследовании было обнаружено, что 93% подростков пытавшихся покончить с собой, оказались знакомы с кем-то, кто уже совершал попытку самоубийства. Чаще всего попытки тинейджеров покончить с собой, оказываются неудачными - пропорция здесь может быть 100:1. Это необычайно большое количество безуспешных попыток может означать, что они действуют не столь решительно как люди постарше. Некоторые из подростков действительно желают умереть, тогда, как многие другие просто хотят дать понять другим, в какой отчаянной ситуации они находятся, как им нужна помощь, или хотят преподать окружающим урок. В целом, с 1955 года уровень самоубийства молодых людей возрос более чем вдвое. Предлагались некоторые теории, которые объясняют этот драматический рост. Во-первых, по мере того как число молодых людей в общем числе населения продолжает расти, в ней усиливается конкуренция на работу, учебу, академические и спортивные достижения, и вместе с тем у многих рушатся мечты и не удовлетворяются амбиции. Другие объяснения указывают на ослабления связей в семье, что приводит к чувству отчуждения и отвержения у многих молодых людей, возрастает доступность наркотиков. При проведении исследований было обнаружено, что 75% тинэйджеров пытавшихся покончить с собой, злоупотребляли наркотиками и алкоголем.

В данном методическом пособии сделана попытка разобраться в мотивах суицидального поведения несовершеннолетних и его характерных признаках. Также даны рекомендации педагогам, психологам и родителям, что же делать, если вы столкнулись с данной проблемой.

ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО

СУИЦИДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В образовательном учреждении подростки проводят большую часть дня, поэтому оно является идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Большая нагрузка в этом направлении ложится на педагога-психолога учреждения.

Профилактической работой необходимо охватить все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, а также сформулировать цели и продумать систему мер по предупреждению суицидального поведения.

Цель работы по профилактике суицида в образовательной среде: систематизация мер, предпринимаемых в образовательном учреждении без понимания всего диапазона возможных ситуаций, связанных с проблемой суицида.

Принципы работы:

- Принцип ценности личности, включающий в себя ценность каждого участника процесса образования.

- Принцип уникальности личности – признание индивидуальности каждого участника образовательного процесса.

- Принцип приоритета личностного развития, заключается в том, что обучение является не самоцелью, а средством развития личности каждого ребенка.

- Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого обучающегося.

- Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат:

Проведение социальной и психологической защиты детей, снижение количества детей с девиантным поведением и исключение суицидальных попыток, организация работы по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

Мероприятия

1. Диагностика суицидального поведения

Задачи педагога-психолога:

- Выявление детей «группы риска».

- Работа с семьей обучающегося, попавшего в трудную жизненную ситуацию или находящегося в кризисном состоянии.

- Оказание экстренной помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

2. Индивидуальные и групповые занятия, направленные на формирование умения регулировать своё поведение; воспитание у ребёнка чувства защищённости, его способности быть счастливым; поиска социальной поддержки, принятие её, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Задачи педагога-психолога:

- Сопровождение детей и подростков группы риска с целью предупреждения суицида: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию подростками себя и позволяющих эффективно преодолевать напряжённые ситуации.

- Работа с семьей ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуацию или в кризисном состоянии.

3. Классные часы, круглые столы, информационные стенды.

Задачи педагога-психолога:

- Изучение отечественной и зарубежной литературы по данному направлению с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование полученной информации в работе с педагогами и родителями.

- Повышение осведомленности педагогов, родителей и учащихся об особенностях суицидального поведения подростков, факторах риска и возможных путях выхода из данной ситуации.

С педагогами проводится просветительская и консультативная работа по вопросам дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, сообщается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Родителей необходимо познакомить с причинами, факторами, динамикой суицидального поведения, подготовить рекомендации о том, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения, куда можно обратиться с данной проблемой.

С детьми беседы о суициде необходимо вести с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Бесспорно, подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому они должны быть осведомлены о том, что суицид это бегство от решения проблемы, от наказания, позора, унижения, отчаяния, разочарования, утраты.

4. Разработка алгоритма действий в случае самоубийства, в который включаются действия по выявлению учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства.

Задачи педагога-психолога:

- Разработка общего плана действий с учётом созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).

- Формирование своей позиции и алгоритма действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и в ситуации самоубийства.

Мероприятия

1. Оценка риска суицида.

Определение формы реализации суицидальных действий:

- Истинный (у подростка есть действительно твёрдые намерения совершить самоубийство, выработан чёткий план, имеется средство совершения самоубийства. Чаще всего попытки удаются, если подростку кто-то препятствует, то происходит повтор.)

- Аффективный или чувствительный (возникает под влиянием сиюминутных сильных чувств. Если попытка самоубийства не удаётся, то скорее всего, повтора не будет).

- Демонстративный (основная цель – привлечь к себе внимание. Попытки могут повторяться многократно, почти никогда (если только дело случая) не заканчиваются самоубийством).

Задачи педагога-психолога:

- Педагог-психолог может выступить в роли консультанта или взять на себя роль волонтёра, решиться вступить в контакт с учащимся, который угрожает покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.

- Психолог входит в состав группы по предотвращению самоубийства.

2. Оповещение родителей. Направление их на консультацию к врачу суицидологу психоневрологического диспансера.

Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть чётко определены и проработаны.

3. Информирование администрации школы и членов группы по предотвращению самоубийства, относительно стратегий и плана работы.

Если официальной причиной смерти учащегося признается самоубийство, тогда в сообщении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно упоминаться средство совершения самоубийства.

Задачи педагога-психолога:

- Оказание психологической помощи близким друзьям погибшего ученика

- Друзьям и одноклассникам можно разрешить посетить похороны и проститься с погибшим. Но они не должны нести гроб.

- В исключении увеличения возможности эпидемии самоубийств, не проводить вечера памяти в честь погибшего учащегося.

Мероприятия

1. Информирование педагогов, учащихся, их родителей, оказание психологом консультативной помощи, внимание к состоянию эмоционального климата в школе и его изменениям.

Задачи педагога-психолога:

- Оказание экстренной психологической помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, педагоги).

2. Направление на консультацию к врачу суицидологу, медицинскому психологу.

Диагностическая работа.

Суицидальное поведение – это последнее звено в цепи дезадаптационного процесса. Профилактическую работу по предупреждению самоубийств необходимо строить как систему, включающую в себя все уровни превенции, а также мероприятия на предотвращение повторных покушений.

И.А. Погодин провел исследование на основе контент-анализа оте­чественной и зарубежной литературы по проблеме адапта­ции. Это позволило выделить основные и наиболее диагностичные критерии оценки эффективности адаптации несовершеннолетних.

1. Субъективные критерии оценки эффективности адаптации.Психологическому уровню эффективности адаптации соответствуют:

Успешная адаптация Дезадаптация
1. Эмоциональный комфорт; высокая степень удовлетво­ренности отноше-ниями с ок­ружающими, социальным статусом, основными форма­ми деятельности, реализа­цией основных потребностей, самореализацией и пр. Эмоциональный дискомфорт, низкая степень удовлетворен­ности отноше-ниями с окружаю­щими, социальным статусом, основными формами деятель­ности, реализацией основных потребностей, самореализацией и пр.
Диагностика: опросник социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда, шкала субъективной удовлетворенности, опросник САН
2. Низкий уровень ситуативной и личностной тревожности Высокий уровень ситуативной и личностной тревожности
Диагностика: опросник ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, шкала личностной тревожности (Дж. Тейлор)
3. Самоприятие, адекватные самооценка и уровень притя­заний, минимальное разведе­ние Я-реального и Я-идеаль-ного, самооценки и уровня притязаний   Неприятие себя, неадекватные самооценка и уровень притяза­ний, максимальное разведение Я-реального и Я-идеального, самооценки и уровня притяза­ний
Диагностика: методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, методика исследования уровня притязаний Ф. Хоппе, методика исследования самоотношения Р.С. Пантелеева, методика исследования самооценки А.С. Будасси, опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, тест Т. Лири
4. Отсутствие тенденций к невротизации и депрессии Выраженные невротизация и депрессия
Диагностика: психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского, шкала депрессивности Бека, MMPI и его модификации  
5. Интернальный локус контроля Экстернальный локус контроля
Диагностика: методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) СР. Пантелеева и В.В. Столина
6. Ощущение включенности в деятельность группы Субъективное ощущение одино­чества
Диагностика: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, шкала одиночества Дж. Янга

2. Объективные критерии оценки эффективности социаль­но-психологической адаптации.На социальном уровне критериями эффективности адап­тации являются:

Успешная адаптация Дезадаптация
1. Высокая степень интеграции индивида со средой, включен­ность в деятельность группы Низкая степень интеграции (вплоть до дезинтеграции) инди­вида со средой
2. Высокий социальный и социометрический статус, высокая эмоциональная экспансивность Низкий социальный и социометри­ческий статус, низкий уровень эмо­циональной экспансивности
3. Самостоятельность в при­нятии решений, отстаива­ние своего мнения Зависимость, конформность
4. Наличие глубоких лич­ностных контактов, ши­рокий круг общения Отсутствие глубоких личностных контактов, ограниченный крут общения
5. Умение обеспечить свои основные потребности Неумение обеспечить свои основные потребности
6. Социальная активность Социальная пассивность, замкну­тость
7. Высокие работоспособ­ность и успешность дея­тельности, профессиональ­ный рост Низкие работоспособность и успеш­ность деятельности (иногда – вплоть до дезорганизации), отсутст­вие профессионального роста
8. Достаточные коммуника­тивные навыки, построе­ние отношений с окружа­ющими на основе взаимо­уважения, адекватность поведенческих паттернов Недостаточные коммуникативные навыки, использование малоадап­тивных паттернов поведения (конф­ликтность, агрессивность, необос­нованные лидерские устремления)
9. Относительная стабиль­ность эмоциональной сфе­ры, адекватность аффек­тивных реакций Быстрая смена настроения, эмоцио­нальная неустойчивость, неадекват­ность аффективных реакций, чаще – доминирование астенического и де­прессивного эмоционального фона
10. Соматическое благополу­чие Жалобы на состояние здоровья, быструю утомляемость, нарушение аппетита и т.д.
Диагностика: включенное и невключенное наблюдение, анализ документов и продуктов деятельности, экспертный опрос, интервью, тестирование (социометрия, референтометрия, шкала приемлемости и т.д.)

Таким образом, в целях более полного анализа рассматриваемой проблемы необходимо отметить, что ведущим в структуре адаптацииявляется психологический аспект.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Приглашение на беседу

Приглашение на беседу делается обязательно лично, желательно без посторонних. Лучше сна­чала встретиться как бы случайно, обратиться к человеку с небольшой просьбой или поручением, выполнение которого даст повод для следующей встречи.

Место беседы

Можно провести разговор в служебном кабине­те, но предпочтительнее выбрать неформальное место. Главное условие – отсутствие посторонних. Никто не должен преры­вать разговора, сколько бы он ни длился.

Поведение во время беседы

В ходе беседы старайтесь быть максимально внимательным и заинтересован ным собеседником. Не делайте никаких записей или ограничивайтесь краткими пометками. Не посматривайте на часы и тем более не выполняйте каких-либо попутных дел. Покажите, что эта беседы для вас важна и сейчас нет ничего более значимого.

Начальный этап беседы

Главная задача – установление эмоционального контакта с суицидентом, взаимоотношение «сопереживающего партнерства», которому характерна высокая степень доверительности.

Необходимо убедить собеседника, что его проблемы поняты и вы искренне разделяете его заботы и труд­ности. Это способствует более чистосердечному изложению ситуации и переживаний.

Ваш собеседник должен быть выслушан терпеливо и со­чувственно, без сомнения и критики. Даже если вы не раз­деляете его мнение, по-иному смот­рите на людей, окружающих его, на сложившуюся ситуа­цию. Остановитесь, подумайте, не спешите противоречить, опровергать, высказывать свои взгляды. На данном этапе клиенту необходимо только внимательное эмпатическое выслушивание, доброжелательность, неподдельное (не показное!) стремление понять собеседника. Уточняющие вопросы не должны заключать в себе сомнения в правомерности его мнений и представ­лений. В результате вас будут воспринимать как человек понимающего, чуткого и заслуживающего доверия.

В ходе беседы складывается полное представле­ние о личности суицидента, его потребностях, интересах и ценностях. Важно иметь сведения о близких ему людях, так как именно они (родственники, друзья и т.д.) являются резервными источниками помощи и поддержки, которые будут содействовать преодолению че­ловеком настоящего кризиса.

В ходе беседы будьте внимательны и наблюдательны: обращайте внимание не только на вербальные проявления, но и старайтесь обнаружить подтекст, недо­молвки, оговорки, следите за манерой общения и поведения, невербальными особенностями речи (жесты, мимика). Они помогут вам определить установлен ли взаимный кон­такт и когда можно будет переходить ко второму этапу беседы.

Второй этап беседы

На втором этапеустанавливается последователь­ность событий, в результатекоторых сложилась кризисная ситуация, выясняются факторы, оказавшие влияние на душевное состоя­ние человека. Одни изглавных моментов этого этапа – снятие у суицидента ощущения безвыходности его ситуации.

Установив причины и последовательность развития кри­зиса, необходимо убедить его в том, что подобные ситуации возникают и у других людей и положение дел вполне поправимо и при­чины могут быть устранены. Неблагоприятная ситуация не носит исключительный характер.

Для этого можно использовать вопросы, сформу­лированные таким образом, что ответ на них будет пред­полагать изменение позиции человека по отношению к его проблемам и трудностям. Специалистунеобходимо помнить золотое правило при проведении беседы: «Если не можешь изменить обстоя­тельства, измени отношение к ним».

В искренней эмпатической атмосфере человек, рассказывая о своей жизни, сообщает об успехах, достижениях, о трудностях, с которыми ему приходится сталкиваться. Необходимо тактично сфокусировать акцент на эти успехи, формируя у собеседника представление о себе как о личнос­ти, способной к преодолению жизненных невзгод. Важно отметить, что поддержка успехами и достижениями, будучи методом косвенного внушения, является очень действенным и мощны приемом психологической помощи и должна неоднократ­но повторяться на протяжении всей беседы.

В ходе этого этапа необходимо также использовать при­емы, такие как высказывания, направленные на внесение последовательности в рассказ. В результате переживаемой эмоциональной напряженности собеседник может забегать вперед в своем рассказе или пропускать некоторые моменты, иногда весьма существенные. В то же время суициденты в ходе беседы часто фиксируются на психотравмирующих эпизодах. Эту тенденцию необходимо обязательно преодолевать, в противном случае негативные переживания будут усиливаться.

Выстраивание логической последовательности фактов, приведение их в определенную систему, во многих случаях помогает челове­ку изменить оценку ситуации, осознать, что неблагоприят­ная обстановка, принимаемая им как непреодолимая и безна­дежная, вполне поправима. Следует учитывать, что процесс рассказа всех обстоятельств и возвращение к переживаниям, способ­ствует снятию отрицательных эмоций.

В ходе беседы могут возникнуть паузы. В этих случаях можно использовать метод уточнения: повторение некоторых фактов, сообщен­ных вам ранее, тем самым показывая заинтересованность в собеседнике.

В завершении второго этапа беседы целесообразно выска­зать четкую формулировку ситуации, переживаемой суицидентом. Это создает представле­ние, что, какой бы трудной ни была проблема, она может быть понята, и вы ее понимаете.

Третий этап беседы

Этот этап направлен на совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Вероятность реализации запланированных дей­ствий будет выше, если в планировании ваш собеседник занимает ведущую роль.

Основываясь на информации, полученной в результате беседы, нужно предложить определенный вариант по­ведения, возможные пути разрешения ситуации, которые приведут к выходу из психологического кризиса.

Психотравмирующая ситуация расчленяется на более мелкие, принципиально разрешимые задачи, и для ближайших задач разрабатывается несколько предваритель­ных решений.

Советы необходимо давать чрезвычайно осторожно и ни в коем случае не настаивать, ссылаясь на собственный опыт. Каков бы ни был ваш собственный жизненный и профессиональный опыт, дать стопроцентно хороший совет просто невозможно, поскольку жизненные ситуации каждого человека строго индивидуальны и уникальны. Наиболее приемлемыми будут те рекомендации, которые опираются на систему ценностей самого суицидента, в противном случае это может привести к тому, что он будет механически отвергать навязываемые ему взгляды, недоверчиво и без необходимого внимания от­носиться к вашим словам.

В некоторых случаях в ходе планирования действий суициденты занимают пассивную позицию, пытаются вернуть­ся к обсуждению проявления своего эмоционального состояния. В данном случае необходимо вернуть собеседника к об­суждению конкретных планов.

В результате рассмотрения предварительных решений выраба­тывается конкретный план поведения, направленный за преодоление неблагоприятных обстоятельств. Совместный поиск способов решения проблемы способствует повышению самооценки индивида и уве­ренности в собственных силах.

Советы для родителей

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Вербальные ключи

Непосредственные высказывания типа «Я подумываю о самоубийстве» или «Было бы лучше умереть» или «Я не хочу больше жить».

Косвенные сообщения, например, «Вам не придется больше обо мне беспокоиться» или «Мне все надоело» или «Они пожалеют, когда я уйду».

Шутки или намек на смерть по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми, недосказанность фраз.

Бихевиоральные ключи

- Отчаяние и плач.

- Неоднократное обращение к теме смерти в музыке, живописи и литературе.

- Повторное прослушивание унылой, печальной музыки и песен.

- Повторное прослушивание грустной музыки и песен.

- Недостаток жизненной активности.

- Самоизоляция от близких (семьи и любимых людей).

- Рост употребления алкоголя или наркотиков.

- Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем).

- Повышение или потеря аппетита.

- Вялость и апатия.

- Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение.

- Уход от обычной социальной активности, замкнутость.

- Приведение в порядок своих дел.

- Отказ от личных вещей.

- Стремление к безрассудным действиям и поступкам, например, рискованное хождение по карнизам.

- В прошлом суицидальные попытки.

- Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.

- Потеря интереса к увлечениям, спорту, работе или школе.

- Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.

- Бесперспективные планы на будущее.

- Стремление оставаться в состоянии покоя, всё это вызывает раздражение со стороны других людей.

Ситуационные ключи

- Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону.

- Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников.

- Недавняя перемена места жительства.

- Семейные неурядицы.

- Неприятности с законом.

- Коммуникативные затруднения.

- Проблемы со школой или занятостью.

- Социальная изоляция, особенно от семьи или друзей.

- Хроническая, прогрессирующая болезнь.

- Нежелательная беременность.

Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

1. К суицидальным поступкам чаще всего склонны подростки из неблагополучных семей, наркоманы или алкоголики, подростки, столкнувшиеся с проблемой, которая, по их мнению, неразрешима или считают, что их не поймут, пристыдят.

2. По формам суицида можно понять, что суицидальные попытки совершаются в состоянии аффекта, с целью привлечения внимания, либо человеку действительно не хочется жить. Причины суицида разнообразны, их довольно много и они зависят от того, что для человека является ценностью: любовь, семья, друзья, совокупность неприятностей и т.п.

3. Подросток, начинающий задумываться о суициде, надеется, что должны произойти изменения к лучшему, что хоть кто-нибудь увидит, как он нуждается в помощи, понимании и поддержке, что ему необходимо поделиться своими переживаниями. Поэтому он и ведёт себя так, чтобы привлечь внимание к себе. Задача друзей и родителей заметить эти изменения в поведении.

Приложение 2

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ

РИСКА СОВЕРШЕНИЯ СУИЦИДА

Предлагаемая методика призвана способствовать психологам, социологам, врачам в установлении степени риска совершения суицида людьми, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях. Вместе с тем ее могут использовать педагоги, работники социальных и правоохранительных органов подтверждения своих выводов о людях, которые по своим поведенческим и другим признакам находятся в условиях жизненного кризиса или в пресуицидальном состоянии.

Основу методики составляет специальная карта, в которую включен 31 фактор риска суицида. Наличие и степень выраженности каждого из этих факторов необходимо установить у обследуемого индивида. Сбор информации осуществляется традиционными методами, которые широко используются психологами: наблюдение, индивидуальные беседы, изучение и анализ документов. Лучше узнать человека помогает обобщение мнений о нем знакомых с ним людей, сопоставление результатов наблюдений и выводов, сделанных из бесед с его окружением.

Квалифицированную помощь в более глубоком изучения человека могут оказать медицинские работники. Проводя амбулаторные приемы, постоянно общаясь с пациентами, врач имеет возможность систематически наблюдать за их по­ведением, определять психологические особенности и выявлять причины тех или иных отклонений в поведении. Мно­гие нужные сведения можно получить из общения с родителями, близкими и друзьями, одноклассниками и сослужив­цами потенциального суицидента.

Достоверность методики повышается с расширением ис­точников информации и способов изучения личности.

На основании материала, предшествующего изучению личности исследуемого, а также по результатам свободной беседы с ним постарайтесь отметить наличие выраженности у него перечисленных в карте факторов. При этом напротив каждого фактора поставьте его условный «вес» в соответ­ствии с таблицей. Так, например, при наличии факторов 8, 9, 11–31 напротив них ставится «вес» +1; если они слабо выражены – +0,5; если не выявлены – 0; если фактор от­сутствует, ставится -0,5. «Вес» факторов 5–7 оценивается баллами от -0,5 до +2, а факторов 1–4, 10 от -0,5 до +3.

Нулем оцениваются также характеристики факторов 7–10 у лиц, не достигших среднего возраста начала половой жизни (19 лет) и вступления в брак (21 год). Затем вычисляется ал­гебраическая сумма «весов» всех факторов. Если полученная величина меньше, чем 8, 80, риск суицида незначителен. Если эта величина колеблется от 8, 80 до 15, 40, то имеется риск совершения суицидальной попытки. В случае, когда сумма «весов» превышает 15, 40, риск суицида исследуемо­го лица велик, а в случае наличия в анамнезе попытки само­убийства значителен риск ее повтора. При наличии цифр, превышающих критические значения риска суицида, необхо­димо немедленно обратиться к врачам и провести клинико-психологическое обследование этого индивида. Для правильного определения степени риска суицида необходимо точно соблюдать все указанные условия. Результаты изучения целе­сообразно записывать в рабочую тетрадь, блокнот по определенной системе. Важно систематически накапливать факты и анализировать их, придать этой работе целенаправленный ха­рактер. При самой хорошей организации не рассчитывайте на быстрый успех. Несомненно одно: хорошее знание человека изволит сразу распознать неладное в его поведении, найти приемлемые формы душевного контакта, оказать профилак­тическое воздействие и помощь.

Карта риска суицидальности

Изучаемые факторы

I. Данные анамнеза

1. Возраст первой суицидальной попытки – до 18 лет.

2. Ранее имела место суицидальная попытка.

3. Суицидальные попытки у родственников.

4. Развод или смерть одного из родителей (до 18 лет).

5. Недостаток тепла в семье в детстве или юношестве.

6. Полная или частичная безнадзорность в детстве.

7. Начало половой жизни – 16 лет и ранее.

8. Ведущее место в системе ценностей принадлежит любовным отношениям.

9. Производственная сфера не играет важной роли г системе ценностей.

10. В анамнезе имел место развод.

АКТИВНОСТИ И НАСТРОЕНИЯ

Цель методики САН: Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.

Описание методики САН. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Инструкция методики САН. Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.

Обработка данных методики САН. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие – сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность – сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение – сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 – о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0–5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.

Наши рекомендации