Коррекция агрессивных проявлений у аутичных детей 2-й группы

Второй уровень аффективной организации в .норме обеспечивает большую активность в непосредственных чувственных контактах с, ближайшим окружением. Но отвечая за аффективную адаптацию в достаточно стереотипных условиях существования, ребенок еще ограничен как в наборе врожденных или условно приобретенных положительных приспособительных реакций, так и в способах защиты от дискомфортных, угрожающих воздействий. Последние выражаются преимущественно в недифференцированных реакциях типа "двигательной бури". Таким образом, еще не сформировано специальное .защитное поведение, избирательно направленное на целенаправленное устранение нежелательного воздействия извне. Следовательно, для этого уровня развернутое агрессивное поведение тоже не характерно.

Однако отдельные реакции активного протеста уже возможны, и в этом наблюдается безусловный шаг вперед по сравнению с первым уровнем в развитии форм защитного поведения.

Вместе с тем с этого уровня запускается и ряд аффективных агрессивных действий, тесно связанных с врожденными влечениями и проявляющихся у ребенка уже в первые месяцы его жизни (например, хватание матери за волосы, за лицо, желание дотронуться до ее глаз, попытки укусить и т. д.). Эти примитивные стереотипные реакции неизбежно провоцируются, наличием релизеров и вызывают, по-видимому, сильные аффективные переживания. На их основе формируются более разнообразные, но тоже стереотипные аффективные действия с объектами (разрывание бумаги, извлечение неприятных скрежещащих звуков и т. п.). Эти аффективные действия не являются прогрессивными, они лежат в основе приемов патологической аутостимуляции. При доминировании второго уровня аффективной организации происходит фиксация этих агрессивных действий и они начинают преобладать в поведении ребенка. Как указывалось выше, аутичные дети 2-й группы особенно болезненно переживают малейшие изменения окружающей обстановки; склонны к длительному фиксированию на легко возникающих страхах; наиболее ограничены в своих реальных действиях, в выходе за рамки привычного достаточно примитивного стереотипа. В их поведении преобладает активное отвержение и заглушение окружающего. В русле этого и расцветают проявления физической аутостимуляции и агрессивных разрядов, направленных на объекты окружения, на других людей и на себя самого ребенка.

Рассмотрим последовательно эти возможные варианты.

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Самоагрессия

Проявления ее встречаются у аутичных детей 2-й группы достаточно часто. Они возникают в ситуации сильнейшей фрустрации для такого ребенка-ломки привычного стереотипа- единственно возможного условия его существования: изменения привычной обстановки в комнате; прихода на занятие нового педагога; накладывания взрослым запрета на обычно дозволенное действие и т. д.

Внешне самоагрессия обретает форму характерных для ребенка разрядов аутостимуляции, но доведенных до иступления, до сильных болезненных ощущений. Например, ритмически раскачиваясь, он с силой ударяется головой о стену. Самоагрессия здесь, видимо, и вырастает из защитной (заглушающей внешние отрицательные воздействия) аутостимуляции в тех случаях, когда дискомфорт настолько силен для ребенка, что обычная доза аутостимуляционных приемов не может его нейтрализовать.

В такой ситуации бессмысленно обращаться к ребенку с уговорами, запретами, пытаться отвлечь его. То, что могло помочь в случае самоагрессии у аутичных детей 1-й группы, оказывает здесь противоположное воздействие - усиливает дискомфорт ребенка и порождает все более ожесточенный его протест. Вместе с тем такую самоагрессию необходимо срочно купировать, так как она часто бывает реально опасной для ребенка.

Если это возможно, следует быстро восстановить измененный стереотип до привычного, т. е. исправить катастрофическую для ребенка ситуацию. Но в большинстве случаев изменение, доставляющее столько страданий аутичному ребенку, бывает вынужденным и исправить его сложно. Кроме того, взрослый не всегда может безошибочно выявить причину фрустрации ребенка (для нее достаточно бывает изменения и какой-то детали ситуации).

Как показывает опыт нашей коррекционной работы, наиболее действенным оказывается следующий способ оказания "скорой помощи": психолог начинает сопереживать ребенку,. активно подключаясь к нему, "голося" вместе с ним, в унисон его отрицательным аффективным переживаниям; вербально обозначая его состояние, причитая "ой-ой-ой, какая беда!" В такой ситуации перенасыщения отрицательным аффективным знаком ребенок почти всегда замолкает, на время успокаивается, иногда, что особенно ценно, принимает формулировку взрослого и в дальнейшем использует ее вместо недифференцированного крика. Но часто подобная форма агрессивного реагирования возникает в других ситуациях.




Наши рекомендации