Познавательная сфера личности
Ощущения. Понятие «ощущения». Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Физиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений. Виды ощущений. По взаимодействию рецепторов с раздражителями: контактные и дистантные ощущения. По расположению рецепторов: экстерорецептивные, интерорецептивные и проприоцептивные ощущения. По ведущему анализатору: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и др. Характеристика основных видов ощущений. Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителей.
Пороги чувствительности. Учет порогов чувствительности в педагогической практике. Психофизиологические закономерности ощущений. Адаптация и ее виды. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия.
Совершенствование ощущений в результате упражнений. Зависимость развития личности от богатства ощущений. Компенсаторные возможности ощущений.
Восприятие. Общее представление о восприятии. Связь восприятия с мышлением и опытом. Восприятие как рефлекторный процесс. Восприятие и система перцептивных действий. Виды восприятия их классификация.
Восприятие пространства (формы, величины, глубины и удаленности предметов, направления). Восприятие движения и времени. Иллюзии восприятия. Наблюдения и условия его эффективности. Восприятие человека человеком.
Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и избирательность восприятия. Понятие апперцепции.
Адекватность восприятия внешнему воздействию. Зависимость восприятия от характера деятельности. Учет закономерностей ощущений и восприятия в педагогической практике. Значение перцептивных процессов в профессиональной деятельности педагога.
Память. Понятие «память». Значение памяти в жизни и деятельности человека. Теории памяти (ассоциативная, смысловая, биохимическая и др.).
Связь памяти с другими психическими процессами. Роль памяти в познавательной деятельности и жизни человека. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Зависимость запоминания от содержания и структуры деятельности. Кривая забывания Г. Эббингауза и ее модификации.
Виды памяти, критерии их выделения. Виды памяти в зависимости от продолжительности хранения материала: мгновенная (ультракороткая), кратковременная, долговременная, оперативная. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения: двигательная (моторная), образная (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная), эмоциональная, словесно-логическая. В зависимости от характера деятельности: произвольная, непроизвольная. В зависимости от способа запоминания: механическая, смысловая. Понятия иконической и эхонической памяти.
Развитие процессов памяти в онтогенезе. Индивидуальные различия в процессах памяти. Компенсируемость видов памяти. Использование мнемотехнических приемов и средств как специфический принцип организации человеческой памяти. Тренировка и развитие памяти. Использование знаний об особенностях памяти в педагогической практике.
Мышление. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Социальная природа мышления. Мышление и предметно-практическая деятельность. Роль мышления в жизни и деятельности человека.
Виды мышления. По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое, словесно-логическое. По характеру решаемых задач: теоретическое, практическое. По степени развернутости: дискурсивное, интуитивное. По степени новизны и оригинальности: репродуктивное, продуктивное.
Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятия: всеобщие и единичные, конкретные и абстрактные, теоретические и эмпирические. Суждения: истинные или ложные, общие, частные и единичные. Умозаключения: индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Мышление как процесс. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация.
Мышление и речь. Роль скрытых речевых реакций в процессах мышления. Роль слова в формировании понятий.
Мышление как деятельность. Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и решение задач. Творческое мышление. Способы активизации мыслительной деятельности педагога.
Воображение. Понятие «воображение». Социальная природа воображения. Воображение как процесс преобразования реальности. Воображение и образное мышление. Виды воображения: активное (воссоздающее, творческое), пассивное (преднамеренное, непреднамеренное). Формы синтеза представлений: агглютинация, акцентирование (гиперболизация), заострение, схематизация, типизация. Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации как формы воображения. Связь творчества с воображением человека Особенности воображения в научном, художественном, литературном творчестве. Роль воображения в деятельности педагога.
Внимание. Понятие «внимание». Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности психических процессов. Роль внимания в других познавательных процессах.
Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Факторы, обуславливающие непроизвольное внимание. Особенности и условия возникновения и поддержания произвольного внимания. Послепроизвольное внимание и условия его возникновения. Практическое значение послепроизвольного внимания.
Свойства внимания. Объем внимания, его зависимость от структуры материала, характера действий с объектами, индивидуальных особенностей. Устойчивость внимания, ее зависимость от значимости объекта и организации деятельности. Переключение и распределение внимания. Роль переключения и распределения внимания в учебной деятельности. Отвлекаемость (внешняя и внутренняя). Рассеянность мнимая и подлинная, апатия.
Развитие внимания в онтогенезе. Способы тренировки и коррекции внимания. Методы исследования внимания. Внимательность как профессионально важное свойство личности педагога.
Эмоционально-волевая сфера
Эмоции. Понятие «эмоции». Основные психологические теории эмоций. Психофизиологические исследования эмоций. Основные функции эмоций: сигнальная, приспособительная, побудительная, переключательная, подкрепляющая, коммуникативная. Виды эмоций: эмоциональный тон, настроение, страсть, стресс, страх, аффект, фрустрация. Понятие стресса в физиологии и психологии. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.
Чувства. Понятие о чувствах. Историческая обусловленность человеческих чувств. Высшие чувства как результат общественного развития личности и как мотивы поведения. Роль чувств в формировании самосознания человека. Нравственные чувства – необходимое условие нравственного поведения. Интеллектуальные чувства – важнейший показатель интеллектуального развития субъекта. Эстетические чувства. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности педагога. Развитие эмоциональной сферы личности. Особенности эмоционального развития в различные возрастные периоды. Эмоциональная зрелость и эмоциональная культура.
Воля. Понятие «воля». Воля как сознательная регуляция деятельности. Особенности волевой деятельности. Функции воли. Волевой акт и его структура. Волевые качества личности. Принятие решения и его психологическая характеристика. Мотивация и волевое действие. Волевое усилие. Основные направления развития воли. Воля и формирование сознания. Воля и нравственная регуляция поведения. Воспитание и самовоспитание воли.
2.6. Индивидуально-психологические особенности: