Показатели, критерии и оценивание компетенций по этапам их формирования
Наименование темы (раздела) | Код компетенции | Код ЗУН | Показатели оценивания | Критерии оценивания | Оценка (баллы) |
Предмет, методы и задачи психологии | ОК-3; | З1; З2; З3; З4; З5; З6; У1; У2; У3; У4; У5; В1; В6; В7; В8; В9; | Конспект лекции-конференции, материалы для выступлений с докладами на заседании круглого стола. | Полнота записей, четкость формулировок, соответствие тематике. | 1-10 |
Психика и организм | ПК-1; | З1; З2; З3; З4; У1; У2; В1; В2; В3; В4; В5; | Количество проанализированных источников компендиума, частота выступлений в ходе анализа и группового обсуждения конкретных ситуаций (case-study). | Источники содержательно связаны, логично интегрированы, представляют авторскую позицию. Актуальность темы выступления, систематизация материала, выявление проблем. | 1-10 |
Сознание как высшая ступень развития психики | ПК-1; | З5; З6; З7; З8; З9; З10; У3; У4; У5; У6; У7; У8; У9; В6; | Правильность оформления введения, основной части и заключения в реферате и презентации. Частота выступлений в работе малой группы. | 1) во введении четко сформулирован тезис, соответствующий заявленной теме, выполнена задача заинтересовать читателя (слушателя); 2) в основной части текста выдвинутый тезис логично, связно и в полной мере доказывается; 3) заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части; 4) Студент демонстрирует полное понимание проблемы. | 1-10 |
Деятельность как психологическая категория | ОПК-3; | З1; З2; З3; З4; У1; | Конспект лекции-конференции, материалы для доклада, количество выступлений в ходе диспута. | Полнота записей, четкость формулировок, соответствие содержания выступления заявленной теме. | 1-10 |
Основы социальной психологии и профессиональная деятельность | ПК-1; ОПК-3; | З13; З14; З15; У10; У11; В11; В12; В13; З11; З12; У7; В4; | Анализ структуры и содержания источника информации (периодическая литература, профессиональные издания). | Умение описать ситуацию и выделить проблему. | 1-10 |
Деловое общение в профессиональной деятельности | ОПК-3; ОК-3; ПК-1; | З5; З6; У2; У3; В2; В1; У12; | Научный стиль речи эссе. Количество выполненных практических заданий в ходе анализа и обсуждения реальных социально-экономических ситуаций. | Правильность выполнения, сложность задания. Обоснована практическая и теоретическая значимость работы. Проведен детальный анализ теоретических и эмпирических источников, выводы автора самостоятельны и аргументированы. | 1-10 |
Основы профессиональной конфликтологии | ОПК-3; | З7; З8; З9; З10; У4; У5; У6; В2; В3; | Конспект лекции-конференции. Материал для выступлений. Перечень Интернет-сайтов | Полнота записей, четкость формулировок. Лаконичность речи, содержательность и эмоциональность выступления, умение выделять главное. Сайты тематически подобраны, каталог соответствует требованиям. | 1-10 |
Проблема профессионального успеха и профессионального стресса | ПК-1; | З11; З12; З16; У13; У14; У15; У16; У17; В10; | Достижение цели в ходе выполнения групповых заданий, разработки управленческих решений. | Правильность выполнения, сложность задания. Значимость вклада в достижение поставленной цели. Тесная связь с другими участниками группы. | 1-10 |
Основы педагогики | ОК-3; ПК-1; ОК-3; | З7; У18; В14; З8; З9; З10; З11; З12; У6; У7; У8; У9; У10; У11; У12; В1; В2; В3; В4; В5; | Сообщение с презентацией в ходе коллоквиума. | Актуальность, темы, наличие систематизированного материала, содержательность и эмоциональность выступления | 1-10 |
Семья и семейное воспитание детей |
Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
Тест для самопроверки компетентности в изучаемой дисциплине
1. Что представляется как совокупность закономерностей и свойств возникновения, развития и завершение конфликта?
a) предмет конфликтологии;
b) объект конфликтологии;
c) конфликт.
2. Что на Ваш взгляд представляет собой совокупность противоречий и проблем, которые существуют в обществе?
a) объект конфликтологии;
b) предмет конфликтологии;
c) конфликт.
3. Острое столкновение позиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействию субъектов конфликта и сопровождаемое негативными эмоциями с их стороны, называется:
a) конфликт;
b) объект конфликтологии;
c) предмет конфликтологии.
4. Период, который включает этапы: возникновение объективной проблемной ситуации; осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации, принято считать:
a) латентным периодом (предконфликтом);
b) открытым периодом (конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом);
c) латентным периодом (послеконфликтная ситуация).
5. Период, который включает этапы: инцидент; эскалация конфликта; сбалансированное противодействие; завершение конфликта, называется:
a) открытым периодом (конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом);
b) латентным периодом (послеконфликтная ситуация);
c) латентным периодом (предконфликтом).
6. Период, который включает этапы: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений, называется:
a) латентным периодом (послеконфликтная ситуация);
b) латентным периодом (предконфликтом);
c) открытым периодом (конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом).
7. Этап латентного периода (предконфликта), когда в результате действия объективных причин возникает противоречие между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.), которое еще не осознано сторонами и не сопровождается конфликтными действиями, называется:
a) возникновением объективной проблемной ситуации;
b) осознанием объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;
c) попытками сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;
d) возникновением предконфликтной ситуации.
8. Этап латентного периода (предконфликта), когда одним из условий перехода объективной противоречивой ситуации из потенциальной возможности в реальность, смысл, которого составляют восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия, называется:
a) осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;
b) попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию
неконфликтными способами;
c) возникновение предконфликтной ситуации;
d) возникновением объективной проблемной ситуации.
9. Этап латентного периода (предконфликта), когда действия сторон, направленные на разрешение объективной противоречивой ситуации, включающие аргументацию своих интересов и целей, определяющих свое положение по отношению к другому участнику в возникшей ситуации, называется:
a) попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию
неконфликтными способами;
b) возникновение предконфликтной ситуации;
c) возникновение объективной проблемной ситуации;
d) осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия.
10. Этап латентного периода (предконфликта), когда восприятие объективной реальности как наличие угрозы непосредственной, а не потенциальной, способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения и называется:
a) возникновение предконфликтной ситуации;
b) возникновение объективной проблемной ситуации;
c) осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;
d) попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию
неконфликтными способами.
11. Этап открытого периода (собственно конфликта), когда происходит первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу, называется:
a) инцидент;
b) эскалация конфликта;
c) сбалансированное противодействие;
d) завершение конфликта.
12. Этап открытого периода (собственно конфликта), когда взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий в виде процесса: переход от переговоров к борьбе – накал эмоций в ходе борьбы – увеличение ошибок восприятия под влиянием эмоций – дальнейшая интенсификация борьбы и т.д. Такой этап получил название:
a) эскалация конфликта;
b) сбалансированное противодействие;
c) завершение конфликта;
d) инцидент.
13. Этап открытого периода (собственно конфликта), когда стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение борьбы силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются. Этот этап называется:
a) сбалансированное противодействие;
b) завершение конфликта;
c) инцидент;
d) эскалация конфликта.
14. Этап открытого периода (собственно конфликта), когда осуществляется переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта в одной из форм: разрешение; урегулирование; затухание; устранение или перерастание в другой конфликт. Этот этап называется:
a) завершение конфликта;
b) инцидент;
c) эскалация конфликта;
d) сбалансированное противодействие.
15. Этап латентного периода (послеконфликтная ситуация), который характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции, коррекцией самооценки, уровня притязаний и отношения к партнеру, обострением чувства вины за свои действия в конфликте, постепенным преодолением негативных установок по отношению друг к другу, называется:
a) частичная нормализация отношений;
b) полная нормализация отношений.
16. Этап латентного периода (послеконфликтная ситуация), который характеризуется наступлением осознания сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия, полным преодолением негативных установок по отношению друг к другу, продуктивным участием в совместной деятельности, установлением доверия, называется:
a) полная нормализация отношений;
b) частичная нормализация отношений.
17. Что представляет собой явление, которое способствует возникновению конфликта, но не определяет появление конфликта с необходимостью?
a) повод;
b) причина.
18. Явление, действие которого вызывает или производит какое-либо другое явление (конфликт как следствие), называется:
a) причина;
b) повод.
19. Как называется в конфликтологии слово, действие (или бездействие), могущее привести к конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт:
a) конфликтоген;
b) инцидент;
c) конфликтная ситуация.
20. Кем является лицо или группа лиц, которая планирует конфликт и руководит его развитием?
a) организатор;
b) подстрекатель;
c) медиатор.
21. Кем является лицо, организация или государство, которое подталкивает одного или нескольких участников к конфликту?
a) подстрекатель;
b) медиатор;
c) организатор.
22. Кем является специалист, участвующий в процессе переговоров как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона и призванный разрешать конфликты, помогая конфликтующим сторонам понять интересы свои и противника, определить занимаемые позиции, подводя стороны к поиску конструктивного решения спора, приемлемого для обеих сторон и помогая сторонам найти то решение, которое бы устроило всех участников конфликта.
a) медиатор;
b) организатор;
c) подстрекатель.
23. Дифференцирующая функция конфликта относится к:
a) дисфункциональным (деструктивным, негативным) функциям, приводящим к снижению личной удовлетворённости, разрушающим групповое сотрудничество;
b) функциональным (конструктивным, позитивным) функциям, ведущим к повышению эффективности и результативности работы.
24. Интегративная функция конфликта относится к:
a) функциональным (конструктивным, позитивным) функциям, ведущим к повышению эффективности и результативности работы;
b) дисфункциональным (деструктивным, негативным) функциям, приводящим к снижению личной удовлетворённости, разрушающим групповое сотрудничество.
25. В ходе конфликта в сфере организационных и социальных отношений индивид получает полную и достоверную информацию, на основании которой он может сделать вывод о наиболее вероятной стратегии и тактике противника – это:
a) информационная функция трудового конфликта;
b) инновационная функция трудового конфликта;
c) сигнализационная функция трудового конфликта.
26. В ходе конфликта в сфере организационных и социальных отношений в организации вырабатываются новые правила и нормы взаимодействия, с помощью которых преодолеваются препятствия в системе социально-трудовых отношений, мешающие экономическому и социальному развитию коллектива. У субъектов конфликта вырабатываются новые нормы поведения, ценности и установки – это:
a) инновационная функция трудового конфликта;
b) сигнализационная функция трудового конфликта;
c) информационная функция трудового конфликта.
27. В ходе конфликта в сфере организационных и социальных отношений выявляются невыносимые условия труда, административный произвол, злоупотребления служебным положением – это:
a) сигнализационная функция трудового конфликта;
b) информационная функция трудового конфликта;
c) инновационная функция трудового конфликта.
28. Философский и общенаучный принцип исследования конфликтов, при котором конфликтолог ориентируется на выявление тенденций в их эволюции, поиск закономерностей эволюции конфликтов, изучение факторов, действующих на конкретный конфликт и оказывающих значимое влияние на состояние движения, ход развития, непрерывное изменение конкретного конфликтного взаимодействия:
a) принцип развития;
b) принцип объективности;
c) принцип всеобщей связи.
29. Принцип научного анализа конфликтов, при котором конфликтолог стремится минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, других субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов, узнать реальное положение дел, называется:
a) принцип объективности;
b) принцип всеобщей связи;
c) принцип развития.
30. Философский и общенаучный принцип исследования конфликтов, при котором конфликтолог ориентируется на методологию поиска причин, исследование взаимосвязей конфликта с другими явлениями и между его подструктурами, называется:
a) принцип всеобщей связи;
b) принцип развития;
c) принцип объективности.
31. Принцип научного познания, который раскрывает диалектику движения нашего знания к истине и определяющую роль практики в процессе познания, называется:
a) принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики;
b) принцип системного подхода;
c) принцип конкретно-исторического подхода.
32. Принцип научного анализа конфликта, при котором конфликтолог рассматривает их как сложноорганизованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие в свою очередь в качестве подсистем в системы более высокого уровня, называется:
a) принцип системного подхода;
b) принцип конкретно-исторического подхода;
c) принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики.
33. В процессе изучения конфликтов конфликтологу необходимо учитывать все конкретные условия, в которых они развиваются (место, время, конкретно сложившаяся обстановка в конкретном коллективе) для поиска уникальности – того единичного знания о конкретном конфликтном взаимодействии, в котором всегда проявляется, и особенное для конфликтов подобного вида, и общее для всех конфликтов. Этот принцип научного познания называется:
d) принцип конкретно-исторического подхода;
e) принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики;
f) принцип системного подхода.
34. Научный метод исследования конфликтов, при котором конфликт рассматривается как целое, состоящее из системы подструктур, которые в свою очередь состоят из элементов, не разлагаемых на подструктуры; как социально обусловленная и динамичная система, обладающая структурой с четко определенным местом ее элементов:
a) системно-структурный анализ конфликта;
b) системно-функциональный анализ конфликта;
c) системно-генетический анализ конфликта;
d) системно-информационный анализ конфликта.
35. Научный метод анализа конфликта, который состоит в определении внешних проявлений его свойств в системе отношений того социума или психики, в которых конфликт развивается, а также выявлении характера воздействия и способов воздействия одних элементов и подструктур на другие:
a) системно-функциональный анализ конфликта;
b) системно-генетический анализ конфликта;
c) системно-информационный анализ конфликта;
d) системно-структурный анализ конфликта.
36. Научный метод анализа конфликта, который нацелен на исследование движущих сил эволюции, развития и динамики конфликтов (раскрытии обусловленности конфликтов факторами макро- и микросреды, зависимости от субъективного мира участников конфликта, определении иерархии причин, порождающих конфликты):
a) системно-генетический анализ конфликта;
b) системно-информационный анализ конфликта;
c) системно-структурный анализ конфликта;
d) системно-функциональный анализ конфликта.
37. Научный метод анализа конфликта, заключается в выявлении роли информации и ее функций в зарождении, развитии и завершении конфликтов (анализе закономерностей информационного обмена между основными подструктурами конфликта, динамики когнитивных процессов в психике оппонентов и других участников конфликта, основных факторов, влияющих на полноту и объективность информационных моделей конфликтной ситуации у ее субъектов):
a) системно-информационный анализ конфликта;
b) системно-структурный анализ конфликта;
c) системно-функциональный анализ конфликта;
d) системно-генетический анализ конфликта.
38. Какой личностный опросник предназначен для определения свойств темперамента?
a) опросник Г. Айзенка;
b) опросник Р. Кеттелла;
c) опросник К. Томаса;
d) опросник А.Басса-А.Дарки
39. Какой личностный опросник предназначен для измерения 16 факторов личности – личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой:
a) опросник Р. Кеттелла;
b) опросник К. Томаса;
c) опросник А. Басса-А. Дарки;
d) опросник Г. Айзенка.
40. Какой личностный опросник предназначен для определения стиля поведения в конфликтных ситуациях?
a) опросник К. Томаса;
b) опросник А. Басса-А. Дарки;
c) опросник Г. Айзенка;
d) опросник Р. Кеттелла.
41. Какой личностный опросник предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций?
a) опросник А. Басса-А. Дарки;
b) опросник Г. Айзенка;
c) опросник Р. Кеттелла;
d) опросник К. Томаса.
42. Управление конфликтом – это:
a) сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной;
b) процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт;
c) процесс приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений в организации.
43. Прогнозирование конфликтов заключается
a) в научно обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении или развитии, основанном на исследованиях конфликтов, а также на практической деятельности по симптоматике и диагностике назревающих социальных противоречий;
b) в организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними;
c) в создании объективных, организационно-управленческих и социально-психологических условий, блокировании личностных причин, препятствующих возникновению конфликтных ситуаций.
44. Профилактика конфликтов заключается
a) в организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними;
b) в определении сущности конфликтов, разработке их классификации, выявлении структуры, функций, описании эволюции и динамики; изучении движущих сил развития конфликтов, их детерминант и причин;
c) в научно обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении или развитии, основанном на исследованиях конфликтов, а также на практической деятельности по симптоматике и диагностике назревающих социальных противоречий.
45. Деятельность по предупреждению конфликтов включает:
a) создание объективных, организационно-управленческих и социально-психологических условий, блокирование личностных причин, препятствующих возникновению конфликтных ситуаций;
b) определение сущности конфликтов, разработку их классификации, выявление структуры, функций, описание эволюции и динамики; изучение движущих сил развития конфликтов, их детерминант и причин;
c) разработку научно обоснованного предположения об их возможном будущем возникновении или развитии, основанном на исследованиях конфликтов, а также на практической деятельности по симптоматике и диагностике назревающих социальных противоречий.
46. Социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер, если оно сбалансировано. Сознательное или неосознанное нарушение балансов может привести к конфликтам. Каждый из партнеров социального взаимодействия по отношению к другому по своему психологическому статусу может быть старшим, равным или младшим. Этот баланс называется:
a) баланс ролей;
b) баланс взаимозависимости в решениях и действиях;
c) баланс взаимных услуг;
d) баланс ущерба;
e) сбалансированность самооценки и внешней оценки.
47. Каждому человеку изначально присуще стремление к свободе и независимости. Однако, в ходе социального взаимодействия один человек может быть зависимым от другого. Слишком большая зависимость может спровоцировать конфликт. Комфортный баланс называется:
a) баланс взаимозависимости в решениях и действиях;
b) баланс взаимных услуг;
c) баланс ущерба;
d) сбалансированность самооценки и внешней оценки;
e) баланс ролей.
48. В процессе совместной деятельности люди оказывают друг другу помимо нормативной помощи личные услуги. Они осознанно или подсознательно фиксируют услуги, которые оказали другим, и те, которые были оказаны им. С целью профилактики напряженности во взаимоотношениях и возможных конфликтов во взаимодействиях людей необходимо поддерживать:
a) баланс взаимных услуг;
b) баланс ущерба;
c) сбалансированность самооценки и внешней оценки;
d) баланс ролей;
e) баланс взаимозависимости в решениях и действиях.
49. В процессе социального взаимодействия, люди могут сознательно или неосознанно причинить друг другу вред. Также им свойственно деструктивное чувство мести. Сформированное мировоззрение, социальные традиции и страх наказания позволяют снизить остроту желания отомстить. С целью профилактики конфликтов необходимо поддерживать:
a) баланс ущерба;
b) сбалансированность самооценки и внешней оценки;
c) баланс ролей;
d) баланс взаимозависимости в решениях и действиях;
e) баланс взаимных услуг.
50. В процессе социального взаимодействия, оценивая себя и результаты своей деятельности, человек в качестве основы оценки чаще выбирает положительные стороны своей личности и то, что ему удалось сделать в результате работы. При оценке работы сослуживца человек чаще всего оценивает ее по тому, что другому не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормативными требованиями к деятельности и ее целью. Профилактике конфликтов способствует сохранение:
a) сбалансированности самооценки и внешней оценки;
b) баланса ролей;
c) баланса взаимозависимости в решениях и действиях;
d) баланса взаимных услуг;
e) баланса ущерба.
51. Прекратить или сгладить обостряющийся спор можно следующими приемами: сказать, что в чем-то правы вы, а в чем-то ваш оппонент; свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна для вас; предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (когда эмоции улягутся). Этот способ влияния на свое поведение называется:
a) умение определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт;
b) умение человека понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты;
c) умение проявлять терпимость по отношению к инакомыслию.
52. В процессе социального взаимодействия, информация, сообщаемая одним из партнеров, может существенно искажаться. Кроме того, другой партнер может оценивать обсуждаемую проблему с противоположных позиций. Эти две причины, а не действительные противоречия между людьми, могут вызвать спор. Споров, вызванных непониманием друг друга и различными подходами к проблеме, целесообразно избегать. Этот способ влияния на свое поведение называется:
a) умение человека понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты;
b) умение проявлять терпимость по отношению к инакомыслию;
c) умение определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт.
53. Если вы обнаружили, что партнер в чем-то не прав, то не обязательно доказывать ему это. Достаточно того, что вы разобрались более глубоко по сравнению с ним и знаете это. Иногда необходимо сообщить партнеру, что он не прав, но не обязательно делать это при свидетелях, настаивать на том, чтобы он публично признал свою неправоту и т.п. Необходимо быть твердым по отношению к проблеме, к выполнению требований дела и мягким по отношению к людям. Эту способность управлять своим поведением и организовывать социальное взаимодействие так, чтобы достичь цели и избежать конфликта, называется:
a) умение проявлять терпимость по отношению к инакомыслию;
b) умение определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт;
c) умение человека понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты.
54. Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в предупреждении конфликтов, используя аутогенную тренировку, физические упражнения, организуя для себя полноценный отдых, поддерживая благоприятный социально-психологический климат на работе и в семье, называется:
a) способность снижать собственную тревожность и агрессивность;
b) способность управлять своим текущим психическим состоянием, избегать переутомлении или перевозбуждении;
c) способность и готовность к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избегания или уступки.
55. Успешность выполненной работы и общения с сослуживцами, физиологическое состояние организма, степень усталости, погода и другие обстоятельства жизни и деятельности оказывают значимое влияние на психическое состояние человека и, следовательно, на его конфликтность. Человек способен оценить степень влияния факторов внешней среды, степень собственной раздраженности, свое актуальное состояние психики, и учесть это с целью предупреждения конфликтов. Эти индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают успех в деятельности и в общении, называется:
a) способность управлять своим текущим психическим состоянием, избегать переутомления или перевозбуждения;
b) готовность к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избегания или уступки;
c) способность снижать собственную тревожность и агрессивность.
56. В процессе социального взаимодействия столкновение интересов людей, стремящихся отстаивать свои права, а также представляющих интересы разных социальных групп естественно и неизбежно. Однако отсутствует неизбежность разрешения социальных противоречий только путем противоборства с окружающими. Состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов человека на оперативное выполнение конкретной трудовой задачи, помогает правильно использовать свои знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать свои действия при появлении непредвиденных препятствий в социальном взаимодействии, называется:
a) готовность к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избегания или уступки;
b) умение снижать собственную тревожность и агрессивность;
c) умение управлять своим текущим психическим состоянием, избегать переутомлении или перевозбуждении.
57. Бесконфликтному решению задач межличностного взаимодействия способствуют: удовольствие, получаемое в ходе общения с теми людьми, кто достиг успеха, обусловленное неосознанным желанием собеседника заимствовать у победителя опыт достижения успеха, надеждой получить полезную информацию и т.п.; ответная симпатия к улыбающемуся собеседнику, возникающая неосознанно под воздействием автоматического подражания эмоциональному состоянию партнера по общению; улыбка как способ уменьшить собственные негативные эмоции, если они были до начала общения. Эти индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в коммуникации, называются:
a) способность улыбаться, то есть демонстрировать собеседнику в ходе общения, что у вас все в порядке и что Вы рады встрече с ним; передавать ему собственное эмоциональное состояние не словесно, а с помощью интонации, темпа, ритма речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики, движений; поднимать собственное настроение;
b) способность минимизировать негативные эмоции в ходе общения;
c) способность проявлять искреннюю заинтересованность в партнере по общению.
58. Одним из основных факторов, способствующих возникновению конфликтов, являются негативные эмоции – реакция человека на существенное несовпадение реального хода развития событий с тем, на который он рассчитывал. Субъективными условиями успешного решения задач межличностного взаимодействия являются: способность к прогнозированию возможных вариантов развития событий; возможность влиять на изменение хода событий в нужную сторону в случае, если они начнут развиваться не так, как ожидалось; готовность к развитию событий по худшему варианту. Индивидуально-психологические особенности личности, которые позволяют делать добро бескорыстно, не рассчитывая получить что-либо взамен, и проектировать реалистичные прогнозы в отношении возможных поступков окружающих, называются:
a) способность минимизировать негативные эмоции в ходе общения;
b) способность проявлять искреннюю заинтересованность в партнере по общению;
c) способность улыбаться, то есть демонстрировать собеседнику в ходе общения, что у вас все в порядке и что Вы рады встрече с ним; передавать ему собственное эмоциональное состояние не словесно, а с помощью интонации, темпа, ритма речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики, движений; поднимать собственное настроение.
59. В условиях современной сложной и трудной жизни люди в межличностном взаимодействии люди часто нуждаются в сочувствии. Стремление понять проблемы партнера по общению, желание помочь ему хотя бы советом. Эта индивидуально-психологическая особенность личности называется:
a) способность проявлять искреннюю заинтересованность в партнере по общению;
b) способность улыбаться, то есть демонстрировать собеседнику в ходе общения, что у вас все в порядке и что Вы рады встрече с ним; передавать ему собственное эмоциональное состояние не словесно, а с помощью интонации, темпа, ритма речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики, движений; поднимать собственное настроение;
c) способность минимизировать негативные эмоции в ходе общения.
60. Способность человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов (психофизиологических – проявляющихся в эмоционально-волевой устойчивости; когнитивных – проявляющихся в качестве психических познавательных процессов человека; мотивационных – проявляющихся в направленности личности человека и его мотивах в конкретной ситуации общения; социально-психологических – отражающих социально-психологические особенности личности, стереотипы ее взаимодействия с окружающими) называется:
a) .Конфликтоустойчивостью человека
d) Жизнестойкостью человека
Тест № 1.
Выберите вариант правильного ответа
1. Понятие «управление» подразумевает:
a. Воздействие на людей;
b. Воздействие на технологические процессы;
c. Воздействие как на людей, так и на технологические процессы;
d. Все ответы полностью верны.
2. Понятие «руководство» подразумевает:
a. Воздействие на людей;
b. Воздействие на технологические процессы;
c. Воздействие как на людей, так и на технологические процессы;
d. Все ответы верны.
3. Предметом дисциплины Психология и педагогика профессиональной деятельности является:
a. информация;
b. психологические закономерности деятельности по реализации управленческих функций;
c. организованная деятельность людей;
d. оптимизация функционирования системы с получением максимального результата при минимуме затрат и усилий.
4. Объектом дисциплины Психология и педагогика профессиональной деятельности является:
a. информация;
b. психологические закономерности деятельности по реализации управленческих функций;
c. организованная деятельность людей;
d. оптимизация функционирования системы с получением максимального результата при минимуме затрат и усилий.
5. Либеральный стиль управления возможно использовать при:
a. решении творческих задач;
b. четкой структуризации задачи;
c. в ситуации неопределенности;
d. нет верных ответов.
6. Метод планирования времени Б. Франклина основан на:
a. разделении дел по категории очередности;
b. установлении приоритетов по срочности и важности;
c. иерархическом разбиении всех временных интервалов, начиная от всей жизни и целей, которые человек желает в ней достичь и завершая рабочим днем и его планированием;
d. учете уже использованного времени.
7. Решение важных и срочных дел приводит к:
a. увольнению с работы;
b. представлению о бессмысленности целей и планов;
c. стрессу и самосожжению;
d. малому количеству кризисн