Классификация приемов управления функциональным состоянием
Формы воздействия | Средства и методы |
Организационные Психологические Физиолого-гигиенические и электрофизиологические Фармакологические Физические | — индивидуальная регламентация труда: рабочая нагрузка, режим труда, отдыха и питания; — психогенные: аутотренинг, психосоматическая саморегуляция, гипноз, функциональная музыка и цветомузыка; — рефлексологические воздействие (электротоком, массажем, лазером) на биологически активные точки и зоны кожи; — дыхание кислородом и искусственными газовыми смесями, ускоренная температурная адаптация, регуляция среды обитания (динамическая освещенность и др.), закаливание организма; — электростимуляция нервно-мышечного аппарата и электротранквилизация активности коры головного мозга, воздействие электромагнитным излучением; — стимуляторы центральной нервной системы, транквилизаторы, адаптогены, психоседативные (успокаивающие) препараты; — общая и специальная физическая подготовка, спорт; — активный отдых: физзарядка, турпоходы, пешеходные прогулки, рыбалка и т. п.; — массаж, душ, ванны, сауна. |
Основная задача тренировок заключается в освоении трех методических приемов:
1) аутогенной релаксации, предназначенной для самоуспокоения и снятия чрезмерного нервно-психического напряжения;
2) аутогенной стимуляции, направленной на снятие явлений утомления или оперативного повышения работоспособности;
3) релаксидеомоторной тренировки для формирования образного представления рабочего овладения состоянием при выполнении трудовых задач.
В настоящее время наука располагает довольно большим количеством фармакологических средств, способствующих коррекции функционального состояния и повышению работоспособности. С этой целью могут быть использованы различные препараты:
- для мобилизации резервных возможностей организма — стимуляторы центральной нервной системы (феналин, сиднокарб и др.);
- для улучшения обменных процессов, нормализации энергетического баланса — психоэнергизаторы (амивис, бемитил и др.);
- для предотвращения воздействия на организм неблагоприятных факторов — актопротекторы (бромантин, бемитил и др.);
- для ускорения и закрепления эффектов адаптации организма — адаптогены (корень женьшеня, элеутерококк и др.);
- для регуляции эмоционального состояния — транквилизаторы (триоксазин, мебикар и др.).
Следует отметить, что применение фармакологических средств целесообразно лишь в качестве временной меры поддержания или повышения работоспособности человека в особых условиях деятельности и должно проводиться по назначению врача с учетом индивидуальных особенностей человека.
Вопросы
1. В чем заключается сущность понятия «функциональное состояние» и какие факторы определяют его формирование?
2. В чем заключаются основные принципы классификации состояния утомления?
3. В чем заключаются различия в понятиях «стресс» и «психологический стресс»?
4. В чем основная суть когнитивной теории стресса?
5. Какие виды психологического стресса вам известны и каковы основные причины их развития?
6. Перечислите основные компоненты структуры состояния психологической готовности к деятельности и определите различия между временной и длительной готовностью.
7. Какие этапы и условия формирования состояния психологической готовности к деятельности вам известны?
8. Перечислите основные направления мероприятий психологического обеспечения трудовой деятельности в целях поддержания работоспособности и профилактики нарушений функционального состояния.
9. Приведите классификацию приемов управления функциональным состоянием и определите направленность регулирующего воздействия методов и средств каждого класса приемов.
Литература
Авиационная медицина: Руководство / Под ред. Н. М. Рудного, П. В. Васильева, С. А. Гозулева. — М.: Медицина, 1986. - 534 с. - С. 407-418.
Бодров В. А. Проблема утомления летного состава // Физиология человека. — 1988. — № 5.
Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / РАН, Ин-т психологии. - М.: ИП РАН, 1995. - 136 с.
Дикая Л. Г., Гримак Л. П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека // Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. — М.: Наука, 1983. - 234 с.
Дьяченко М. И. и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях / Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономоренко В. А. — Минск: Изд-во «Университетское», 1985. — 206 с.
Зинченко В. П. и др. Психометрика утомления / Зинченко В. П., Леонова А. Б., Стрелков Ю. К.; Научн. ред. А. Л. Журавлев. - М.: Изд-во МГУ, 1977. - 129 с.
Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983. — 368 с.
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под. ред. Л. Леви. - Л.: Медицина, 1970. - 104 с.
Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964. — 344 с.
Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 199 с.
Медведев В. И., Леонова А. Б. Функциональные состояния человека // Физиология трудовой деятельности / Отв. ред. В. И. Медведев, В. С. Аверьянов; РАН. - СПб.: Наука, 1993. - 522 с. - С. 30.
Медведев В. И. Функциональные состояния оператора // Эргономика: Принципы и рекомендации: Сборник статей. Вып. 1. - М.: ВНИИТЭ, 1970. - 120 с.
Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л.: ЛГУ, 1960. — 426 с.
Наенко Н. И. Психическая напряженность. — М.: МГУ, 1976. — 112 с.
Розенблат В. В. Проблема утомления. — М.: Наука, 1975. — 220 с.
Селье Г. На уровне целого организма. — М.: Наука, 1972.
Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979.