Исследование индивидуально - психологических особенностей спортсменов - единоборцев в связи с уровнем их спортивных достижений
Организация исследования
Итак, как было отмечено в теоретической части, качество ведения боя взаимосвязано со способностью спортсмена оценить обстановку, силу и тактику соперника, а это, по нашему мнению, напрямую зависит от психологических свойств спортсмена.
Для проверки данной гипотезы нами была исследована группа спортсменов - единоборцев в возрасте 12-14 лет. Численность испытуемых - 16 человек. Данные спортсмены были разделены на 3 подгруппы по результатам спортивных достижений:
- высокий уровень спортивных достижений - 4 человека;
- средний уровень спортивных достижений - 9 человека;
- низкий уровень спортивных достижений - 3 человека.
Распределение силовых и скоростных характеристик представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение силовых и скоростных характеристик участников эксперимента
Уровень спортивных достижений | Участник | Уровень силовых характеристик | Уровень скоростных характеристик |
Высокий | Высокий | Высокий | |
Высокий | Средний | ||
Средний | Средний | ||
Высокий | Средний | ||
Средний | Средний | Средний | |
Низкий | Высокий | ||
Средний | Средний |
Продолжение таблицы 1
Средний | Высокий | ||
Средний | Высокий | ||
Средний | Средний | ||
Высокий | Низкий | ||
Средний | Средний | ||
Средний | Высокий | ||
Низкий | Низкий | Средний | |
Средний | Высокий | ||
Средний | Средний |
Структура силовых и скоростных характеристик представлена на рис.1-3.
Силовые характеристики | Скоростные характеристики |
Рис.1. Структура силовых и скоростных характеристик у спортсменов с высоким уровнем спортивных достижений
Силовые характеристики | Скоростные характеристики |
Рис.2. Структура силовых и скоростных характеристик у спортсменов со средним уровнем спортивных достижений
Силовые характеристики | Скоростные характеристики |
Рис.3. Структура силовых и скоростных характеристик у спортсменов с низким уровнем спортивных достижений
Таким образом, на основании представленных данных можно заключить, что уровень спортивных достижений не зависит только лишь от силовых и скоростных характеристик спортсменов.
Для оценки психических свойств спортсменов были использованы следующие методики:
- Теппинг-тест Е.П. Ильина (Приложение 1);
- Опросник волевого самоконтроля (ВСК) Л.Г. Зверкова и Е.В. Эйдмана (Приложение 2);
- Методика определения уровня рефлексии А.В. Карпова и В.В. Пономаревой (Приложение 3);
- Методика «Самооценка волевых качеств спортсменов» Н.Е. Стамбуловой (Приложение 4).
Рассмотрим данные методики.
1.Теппинг-тест Е.П. Ильина предназначен для диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям. С помощью теппинг-теста определяется выносливость нервной системы.
Обязательным условием выполнения теста для определении сил нервной системы становится работа в максимальном темпе. Если это условие не выполняется, диагностика будет неправильной. Отсюда следует и другой вывод: по выносливости человека нельзя судить об имеющейся у него силе нервной системы. Обязательное условие диагностирования силы нервной системы с помощью теппинг-теста - максимальная мобилизованность обследуемого. Важно также акцентировать внимание обследуемых на том, что начинать выполнение требуемых действий надо сразу в максимальном темпе, иначе может искусственно создаться выпуклый тип кривой.
Определение силы нервной системы при помощи теппинг-теста заключается в следующем: сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая.
2. Опросник волевого самоконтроля (ВСК) Л.Г. Зверкова и Е.В. Эйдмана направлен на обобщённую оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым понимается (в самом общем виде) мера овладения собственным поведением в различных ситуациях - способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями. Указанные особенности во многом определяют индивидуальный стиль и конкретные проявления активности человека.
Опросник ориентирован на индивидуальное психологическое консультирование и коррекцию, позволяет получить информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции.
Опросник содержит 30 пунктов, из которых 24 рабочих и 6 маскировочных.
Высокий балл по опроснику ВСК характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, ответственность, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга. Как правило, они хорошо рефлектируют собственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, умеют распределять собственные усилия, способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях возможно нарастание внутренней напряжённости, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его возможной спонтанности.
Низкий балл ВСК наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у таких людей невысока. Общий фон активности, как правило, снижен, им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утончённостью натуры, не подкреплённой способностью к рефлексии и самоконтролю.
3. Методика определения уровня рефлексии А.В. Карпова и В.В. Пономаревой.
Данная методика является одной из немногих в настоящее время психодиагностических методик, позволяющих измерять такое важное свойство личности, как рефлексивность. Текст методики состоит из 27 утверждений. Из них 15 являются прямыми и 12 - обратными, что учитывается при обработке результатов для получения итогового балла.
Методика построена таким образом, что позволяет учитывать и измерять две сферы действия рефлексии:
1) собственное - «внутреннее» содержание мышления, сознание деятельности субъекта;
2) содержание процессов взаимодействия с другими людьми (анализировать содержание сознание другого человека, «рассуждения за него»; понимание его позиции, мотивов и т.д.).
Дифференциация двух сфер рефлексии авторами методики соответствует основным установкам теории деятельности, в рамках которой рефлексия - это процесс познания собственного внутреннего мира и внешнего мира, в том числе субъективное - «мира других субъектов». Рефлексия рассматривается ими как единая психологическая реальность - рефлексивное действие.
При обработке полученных результатов можно анализировать различные аспекты свойства рефлексивности в зависимости от той стороны реальности, которой касается рефлексирующий субъект.
Первый вид рефлексии, который позволяет измерять данная методика, направлен на собственную деятельность. Рефлексия выступает как механизм ее развития и регуляции. Направленность на освоение деятельности в целом отличает рефлексивный процесс от других сознательных процессов и позволяет трактовать его как интегральный. Данный вид рефлексии рассматривается авторами методики как обращенность познания человека на ход своей деятельности, на психические качества и состояния, проявляющиеся в ней, на свой внутренний мир. Рефлексия в данном случае является процессом критического осмысления текущей деятельности, умением выделять, анализировать, соотносить с предметной ситуацией собственные действия, процессом обоснования необходимости внести коррективы в ход деятельности, предпринять новую деятельность. Этот вид рефлексии включает самооценку и построение образов «Я» в ходе практической деятельности.
Данная методика позволяет проводить анализ рефлексии деятельности (саморефлексии) в зависимости от функций, которые она выполняет во времени. Измеряются уровни ситуативной, ретроспективной и перспективной рефлексии.
Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, критическое осмысление субъектом текущей деятельности, ее элементов, его умение выделять, анализировать, способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, при необходимости координировать, контролировать, вносить коррективы в ход выполнения деятельности в соответствии с меняющимися условиями. Внешними проявлениями ситуативной рефлексии являются следующие поведенческие характеристики: время обдумывания субъектом своей текущей деятельности; частота прибегания к обдумыванию происходящего и растянутость этого процесса во времени; легкость или тщательность подготовки принятия решения; склонность субъекта прибегать к самоанализу в жизненных ситуациях.
Оценка уровня ретроспективной рефлексии (рефлексия выполненной в прошлом деятельности, событий) позволяет фиксировать склонности субъекта к анализу собственных ошибок, размышлению над причинами происшедшего, предпосылок, мотивов, условий прошлой деятельности, ее результатов и возможных ошибок. Данный вид рефлексии проявляется в том, что субъект часто и подолгу перебирает в уме, оценивает прошедшие события, склонен анализировать свои ошибки и промахи, размышляет над причинами своих неудач.
Оценка перспективной рефлексии включает в себя склонность субъекта к размышлениям о предстоящей деятельности, планированию, представлениям о цели и будущих результатах, выбору наиболее эффективных способов выполнения, прогнозированию вероятностного исхода деятельность. Поведенческими характеристиками перспективной рефлексии могут служить тщательное планирование деталей, имеющих большое значение для выполнения предстоящей деятельности; частота мысленного обращения субъекта к будущей деятельности; беспокойство о будущем.
Таким образом, данная методика позволяет при обработке и интерпретации результатов испытуемого анализировать рефлексивные процессы, условно разделив их на два вида:
1) рефлексия содержания собственного сознания, хода и результатов собственной деятельности - саморефлексия;
2) рефлексия внутреннего мира другого человека.
4. Методика «Самооценка волевых качеств спортсменов» Н.Е. Стамбуловой.
С помощью данной методики оценивается уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.
Каждый опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью - универсальность качества, т. е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.
Таким образом, используемые в данном исследовании методики позволят оценить индивидуально - психические свойства спортсменов.
Также в работе рассчитан U-критерий Манна-Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5.
Далее рассмотрим результаты исследования.
Результаты исследования
В ходе проведенного нами исследования были получены результаты, рассмотрим их подробно.
Результаты Теппинг-теста Е. П. Ильина представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты Теппинг-теста Е. П. Ильина
Тип психики | Количество чел. |
Сильный | |
Стабильный | |
Слабый | |
Среднеслабый | |
Среднесильный | |
Итого |
Соотношение типов нервной системы в группах спортсменов на разных уровнях спортивных достижений представлено в таблице 3.
Таблица 3
Соотношение типов нервной системы в группах спортсменов на разных уровнях спортивных достижений
Уровень спортивных достижений | Участник | Тип нервной системы |
Высокий | Сильный | |
Среднесильный | ||
Сильный | ||
Сильный | ||
Средний | Среднесильный | |
Стабильный | ||
Стабильный | ||
Стабильный | ||
Стабильный | ||
Среднесильный |
Продолжение таблицы 3
Среднесильный | ||
Стабильный | ||
Стабильный | ||
Низкий | Среднеслабый | |
Слабый | ||
Слабый |
Из таблицы видно, что спортсмены- единоборцы с высоким уровнем спортивных достижений имеют, в основном, сильный тип нервной системы (выявлен у троих из четверых испытуемых (75%)), спортсмены с низким уровнем спортивных достижений имеют, в основном, слабый тип нервной системы (выявлен у двоих из троих испытуемых (67%)). Спортсмены - единоборцы со средним уровнем спортивных достижений имеют, в основном, стабильный тип нервной системы (выявлен у шестерых из девяти испытуемых (67%)).
Таблица 4
Достоверность различий показателей (баллы)
Показатели | Среднее значение | Критерий достоверности | ||
1 группа | 2 группа | U –Манна-Уитни | уровень значимости | |
Высокий- сильный | р>0,05 | |||
Средний- среднесильный | 58,5 | 19,5 | 13,5 | р>0,05 |
Средний- стабильный | р>0,05 |
Представим данные на графике, рис.4.
Рис.4. Соотношение типов психики в группах спортсменов с разным уровнем спортивных достижений, в %
Таким образом, из представленных данных можно заключить, что спортсмены с высоким уровнем достижений имеют более сильный тип нервной системы по сравнению со спортсменами среднего уровня спортивных достижений, существенная разница в типах нервной системы наблюдается по сравнению с группой с низким уровнем спортивных достижений.
На основании исследования по методике ВСК все участники эксперимента были разделены на два уровня:
- Высокий уровень волевого самоконтроля.
- Низкий уровень волевого самоконтроля.
Таблица 5
Результаты методики ВСК
Уровень волевого самоконтроля | Количество чел. |
Высокий | |
Низкий | |
Итого |
Соотношение уровней волевого самоконтроля в группах спортсменов на разных уровнях спортивных достижений представлено в таблице 6.
Таблица 6
Соотношение уровней волевого самоконтроля в группах спортсменов на разных уровнях спортивных достижений
Уровень спортивных достижений | Участник | Балл | Уровень волевого самоконтроля |
Высокий | Высокий | ||
Высокий | |||
Высокий | |||
Высокий | |||
Средний | Высокий | ||
Высокий | |||
Низкий | |||
Высокий | |||
Высокий | |||
Высокий | |||
Высокий | |||
Низкий | |||
Высокий | |||
Низкий | Низкий | ||
Низкий | |||
Низкий |
Из таблицы видно, что спортсмены с высоким уровнем спортивных достижений все без исключения имеют высокий уровень самоконтроля (выявлен у 100% испытуемых), с низким уровнем спортивных достижений -низкий уровень самоконтроля (также выявлен у 100% испытуемых).
Семь спортсменов из девяти (78%) со средним уровнем спортивных достижений имеют высокий уровень самоконтроля.
Следовательно, можно сделать вывод, что уровень развития самоконтроля напрямую влияет на качество ведения боя.
Таблица 7
Достоверность различий показателей (баллы)
Показатели | Среднее значение | Критерий достоверности | ||
1 группа | 2 группа | U –Манна-Уитни | уровень значимости | |
Высокий- высокий | р>0,05 | |||
Средний- высокий | 76,5 | 59,5 | 31,5 | р>0,05 |
Низкий- низкий | 10,5 | 10,5 | 4,5 | р>0,05 |
Представим данные на графике, рис.5.
Рис.5. Соотношение уровней волевого самоконтроля в группах спортсменов с разным уровнем спортивных достижений, в %
На основании исследования по методике А.В. Карпова и В.В. Пономаревой все подростки были разделены на три уровня:
- Высокий уровень рефлексии. Человек с таким баллом в большей степени склонен обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выяснять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и в будущем. Ему свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно планировать и прогнозировать все возможные последствия.
- Средний уровень рефлексии.
- Низкий уровень рефлексии. Это проявляется в том, что человеку сложно поставить себя на место другого и регулировать собственное поведение.
Результаты исследования представлены в таблице 8.
Таблица 8
Результаты исследования по методике А.В. Карпова и В.В. Пономаревой
Уровень рефлексии | Количество чел. |
Высокий | |
Средний | |
Низкий | |
Итого |
Из представленных данных видно, что большая часть подростков имеет средний уровень рефлексии. Рассмотрим их соотношение в группах спортсменов на разных уровнях спортивных достижений.
Таблица 9
Распределение уровней рефлексии в группах спортсменов на разных уровнях спортивных достижений
Уровень спортивных достижений | Участник | Балл | Уровень рефлексии |
Высокий | Высокий | ||
Высокий | |||
Высокий | |||
Высокий | |||
Средний | Средний | ||
Средний | |||
Средний | |||
Средний |
Продолжение таблицы 9
Средний | |||
Средний | |||
Высокий | |||
Средний | |||
Средний | |||
Низкий | Низкий | ||
Средний | |||
Низкий |
Из таблицы можно заключить следующее:
- все спортсмены в группе с высоким уровнем спортивных достижений имеют высокий уровень рефлексии (100%);
- в группе спортсменов с низким уровнем спортивных достижений 2 из 3 человек (67%) имеют низкий уровень рефлексии;
- восемь спортсменов из девяти (89%) со средним уровнем спортивных достижений имеют средний уровень рефлексии.
Таким образом, можно сделать предположение, что уровень рефлексии и уровень спортивных достижений спортсменов- единоборцев взаимосвязаны.
Таблица 10
Достоверность различий показателей (баллы)
Показатели | Среднее значение | Критерий достоверности | ||
1 группа | 2 группа | U –Манна-Уитни | уровень значимости | |
Высокий- высокий | р>0,05 | |||
Средний- средний | р>0,05 |
Представим данные на графике, рис.6.
Рис.6. Распределение уровней рефлексии в группах спортсменов с разным уровнем спортивных достижений, в %
Результаты исследования по методике «Самооценка волевых качеств спортсменов» Н.Е. Стамбуловой представлены в таблице 11.
Таблица 11
Результаты исследования по методике Н.Е. Стамбуловой
Уровень рефлексии | Количество чел. | ||||
Целеустремленность | Смелость и решительность | Настойчивость и упорство | Инициативность и самостоятельность | Самообладание и выдержка | |
Высокий | |||||
Средний | |||||
Низкий | |||||
Итого |
Из таблицы видно, что у большинства спортсменов – единоборцев все исследуемые качества представлены на среднем уровне. Рассмотрим их соотношение в группах спортсменов на разных уровнях спортивных достижений, таблица 12.
Таблица 12
Распределение уровней волевых качеств в группах спортсменов на разных уровнях спортивных достижений
Уровень спортивных достижений | Участник | Целеустремленность | Смелость и решительность | Настойчивость и упорство | Инициативность и самостоятельность | Самообладание и выдержка | |||||
Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | Балл | Уровень | ||
Высокий | Высокий | Высокий | Средний | Высокий | Высокий | ||||||
Средний | Высокий | Высокий | Средний | Высокий | |||||||
Высокий | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий | |||||||
Средний | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий | |||||||
Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | ||||||
Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | |||||||
Средний | Средний | Низкий | Средний | Средний | |||||||
Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | |||||||
Средний | Средний | Средний | Средний | Высокий | |||||||
Средний | Средний | Средний | Средний | Средний |
Продолжение таблицы 12
Низкий | Средний | Низкий | Средний | Низкий | |||||||
Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | |||||||
Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | |||||||
Низкий | Низкий | Средний | Низкий | Низкий | Низкий | ||||||
Низкий | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий | |||||||
Низкий | Низкий | Низкий | Средний | Низкий |
Из данных таблицы видно, что у спортсменов - единоборцев с высоким уровнем спортивных достижений волевые качества находятся преимущественно на высоком уровне, у спортсменов - единоборцев с низким уровнем спортивных достижений- на низком.
Таблица 13
Достоверность различий показателей (баллы)
Показатели | Среднее значение | Критерий достоверности | ||
1 группа | 2 группа | U –Манна-Уитни | уровень значимости | |
Целеустремленность | ||||
Средний- средний | р>0,05 | |||
Низкий-низкий | 10,5 | 10,5 | 4,5 | р>0,05 |
Смелость и решительность | ||||
Высокий- высокий | р>0,05 | |||
Средний-средний | 85,5 | 85,5 | 40,5 | р>0,05 |
Настойчивость и упорство | ||||
Высокий- высокий | р>0,05 | |||
Средний- средний | 76,5 | 59,5 | 31,5 | р>0,05 |
Средний- низкий | р>0,05 | |||
Низкий-низкий | 10,5 | 10,5 | 4,5 | р>0,05 |
Инициативность и самостоятельность | ||||
Высокий- высокий | р>0,05 | |||
Средний- средний | 85,5 | 85,5 | 40,5 | р>0,05 |
Самообладание и выдержка | ||||
Высокий- высокий | р>0,05 |
Продолжение таблицы 13
Средний-средний | р>0,05 | |||
Низкий-низкий | 10,5 | 10,5 | 4,5 | р>0,05 |
Таким образом, на основании полученных данных можно заключить, что на качество ведения боя у спортсменов - единоборцев сказываются их индивидуально - психологические свойства, а именно - умение анализировать действия противника, своевременно их предуагадать и отреагировать (нейтрализовать либо адекватно ответить).
Следовательно, во время тренировочного процесса необходимо большое внимание уделять психологической подготовке спортсменов - единоборцев, развивая у них рефлексию, спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, стрессоустойчивость.
Рекомендации по результатам исследования
В целях развития психики спортсменов - единоборцев можно рекомендовать психотехнические упражнения и рефлексивные задания.
Цель психотехнических упражнений и игрорефлексивных заданий - достижение и поддержание у подростков - спортсменов высокой психической, духовной и физической формы посредством направленного мысленного сосредоточения на собственных состояниях, размышлениях по поводу своих действий, способов деятельности и общения.
Большинство заданий и упражнений основаны на таких способах рефлексивного самопознания и саморегуляции, как релаксация, концентрация, визуализация и самовнушение.
Релаксация - это физическое и психическое расслабление. Цель релаксации - подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождении от излишнего физического и нервного напряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться.
Релаксация необходима для подготовки тела и психики к углубленному самопознанию и самовнушению. Для того, чтобы расслабиться необходимо принять удобную позу, закрыть глаза и сделать несколько глубоких брюшных вдохов и медленных выдохов ртом. Дышать до тех пор, пока не достигнется внутренне расслабление, снимется накопленное напряжение и усталость.
Концентрация - сосредоточение сознания на определенном объекте своей деятельности. Возможно сосредоточение на предмете, ощущениях, эмоциях и чувствах. В основе концентрации лежит управление вниманием.
С целью развития рефлексивного мышления важное значение принадлежит механизму деконцентрации, позволяющему взглянуть на ситуацию, на себя, свои действия как бы со стороны.
Визуализация - это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций.
Визуализация позволяет создать и войти в инобытие, иномир (в том числе, например, и мир прошлых эмоциональных состояний, связанных с переживаниями успеха, уверенности, счастья), и увидеть свое другое «Я».
Самовнушение - это создание установок воздействующих на подсознательные механизмы психики. Самовнушение - это утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени.
Занятия могут проводится в конце основной тренировки, время занятий- 10- 15 минут.
Цели занятий:
- расширение знаний о себе и других людях,
- развитие рефлексивных навыков, уверенности в себе,
- развитие критического мышления.
Ожидаемый результат: подростки повысят свою психологическую культуру, позитивное самоотношение, приобретут способность к рефлексии и самопониманию, научатся анализировать действия противника.
Методика проведения:
1. Организация группового процесса происходит в виде игры.
2. Начало каждого занятия предполагает выяснение актуального состояния каждого участника (настроение, заинтересованность в теме занятия, ожидания и пожелания).
3. Основная часть занятия (непосредственное выполнение упражнения) сопровождается одобрением со стороны тренера.
4. Заключительная часть - обсуждение результатов, выяснение изменений в эмоциональном состоянии участников.
Программа занятий, направленных на развитие психических свойств личности спортсменов - единоборцев, представлена в таблице 14.
Таблица 14
Программа занятий, направленных на развитие психических свойств личности спортсменов - единоборцев
Занятие | Описание |
Представь, что ты…. | Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения. Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д. Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали. Покажи, что чувствует герой произведения Покажи, что чувствуешь ты. Какое настроение. Изобрази радость, горе, обиду и т.д. |
Автопортрет | Цель упражнения: - формирование умений распознавания незнакомой личности, - развитие навыков описания других людей по различным признакам. Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты. Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы «автопортрет» был более полным. По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями. |
Продолжение таблицы 14
Утверждение самоценности | В состоянии покоя и расслабления попытайтесь дать несколько ответов на вопрос «Кто я?». Затем в монологе для себя и для других расскажите о своей уникальности. Начните со слов: «Я - это я. Все, чего я достиг сегодня принадлежит мне: все мои печали, радости, победы и поражения…». Говорите все, что придет вам в голову декларации своей самоценности. Постарайтесь закончить монолог словами: «Я - это я. Я хочу быть только собой». После монолога проанализируйте, что вы почувствовали, как изменилось ваше самоощущение. |
Образы моего «Я»-1 | Мысленно создайте образы, характеризующие восприятие вами себя в прошлом («Я в прошлом»), в настоящем («Я в настоящем»), в будущем («Я в будущем»). Сравните эти образы. Проанализируйте, какие изменения в вас уже произошли, какие еще произойдут. Что явилось причиной этих изменений? Что бы вы хотели изменить в себе, своей жизни и профессиональной деятельности ? Чего достичь? Подумайте, какими путями и способами это можно сделать? |
Образы моего «Я»-2 | Необходимо создать три ваших образа, но с позиции того, как вас воспринимают другие люди. Например: ваши подчиненные, коллеги по работе, вышестоящие руководители. Сравните эти образы с образом «Я в настоящем). Совпадают ли они? Какие ваши личностные и профессиональные качества, на ваш взгляд, в большей мере выделяют окружающие (положительные или отрицательные)? Как бы вы хотели, чтобы вас воспринимали другие? Словесно нарисуйте образ «Я идеальное». |
Продолжение таблицы 14
Точки (занимательные задачки) | А) Соедини четыре точки тремя линиями между собой, не отрывая руки от бумаги. Найди множество решений, в том числе и оригинальных. Б) Соедини девять точек четырьмя линиями между собой, не отрывая руки от листа бумаги. Причем крайние верхние и крайние нижние должны составлять вершину квадрата. После выполнения заданий проанализируйте, какими способами вы решали задачи? Каким был ход ваших рассуждений в процессе поиска оптимальных решений? Какой индивидуальный тип мыслительной деятельности был проявлен при решении задач: рациональный или импульсивный? На каком этапе (остановка, фиксация, объективация, обобщение, осмысление) рефлексивной мыслительной деятельности появилось понимание необходимости отказа от стандартных шаблонных действий и поиска оригинального способа решения задачи? |
Профессионально важные качества (ПВК) | Назовите 10 положительных и 10 отрицательных своих качеств, способствующих и мешающих успешности профессиональной деятельности. Затем проранжируйте их. Качества каждого ряда нужно ранжировать отдельно. При анализе следует обратить внимание на 3-5 первых. Именно они будут определять ваши профессиональные достоинства и недостатки. |
Продолжение таблицы 14
Мои цели | Для достижения любой цели, в том числе и в области профессиональной деятельности, необходимо п Наши рекомендации
|