Исследование индивидуально - психологических особенностей спортсменов - единоборцев в связи с уровнем их спортивных достижений

Организация исследования

Итак, как было отмечено в теоретической части, качество ведения боя взаимосвязано со способностью спортсмена оценить обстановку, силу и тактику соперника, а это, по нашему мнению, напрямую зависит от психологических свойств спортсмена.

Для проверки данной гипотезы нами была исследована группа спортсменов - единоборцев в возрасте 12-14 лет. Численность испытуемых - 16 человек. Данные спортсмены были разделены на 3 подгруппы по результатам спортивных достижений:

- высокий уровень спортивных достижений - 4 человека;

- средний уровень спортивных достижений - 9 человека;

- низкий уровень спортивных достижений - 3 человека.

Распределение силовых и скоростных характеристик представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение силовых и скоростных характеристик участников эксперимента

Уровень спортивных достижений Участник Уровень силовых характеристик Уровень скоростных характеристик
Высокий Высокий Высокий
Высокий Средний
Средний Средний
Высокий Средний
Средний Средний Средний
Низкий Высокий
Средний Средний

Продолжение таблицы 1

  Средний Высокий
Средний Высокий
Средний Средний
Высокий Низкий
Средний Средний
Средний Высокий
Низкий Низкий Средний
Средний Высокий
Средний Средний

Структура силовых и скоростных характеристик представлена на рис.1-3.

исследование индивидуально - психологических особенностей спортсменов - единоборцев в связи с уровнем их спортивных достижений - student2.ru исследование индивидуально - психологических особенностей спортсменов - единоборцев в связи с уровнем их спортивных достижений - student2.ru
Силовые характеристики Скоростные характеристики

Рис.1. Структура силовых и скоростных характеристик у спортсменов с высоким уровнем спортивных достижений

исследование индивидуально - психологических особенностей спортсменов - единоборцев в связи с уровнем их спортивных достижений - student2.ru исследование индивидуально - психологических особенностей спортсменов - единоборцев в связи с уровнем их спортивных достижений - student2.ru
Силовые характеристики Скоростные характеристики

Рис.2. Структура силовых и скоростных характеристик у спортсменов со средним уровнем спортивных достижений

исследование индивидуально - психологических особенностей спортсменов - единоборцев в связи с уровнем их спортивных достижений - student2.ru исследование индивидуально - психологических особенностей спортсменов - единоборцев в связи с уровнем их спортивных достижений - student2.ru
Силовые характеристики Скоростные характеристики

Рис.3. Структура силовых и скоростных характеристик у спортсменов с низким уровнем спортивных достижений

Таким образом, на основании представленных данных можно заключить, что уровень спортивных достижений не зависит только лишь от силовых и скоростных характеристик спортсменов.

Для оценки психических свойств спортсменов были использованы следующие методики:

- Теппинг-тест Е.П. Ильина (Приложение 1);

- Опросник волевого самоконтроля (ВСК) Л.Г. Зверкова и Е.В. Эйдмана (Приложение 2);

- Методика определения уровня рефлексии А.В. Карпова и В.В. Пономаревой (Приложение 3);

- Методика «Самооценка волевых качеств спортсменов» Н.Е. Стамбуловой (Приложение 4).

Рассмотрим данные методики.

1.Теппинг-тест Е.П. Ильина предназначен для диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям. С помощью теппинг-теста определяется выносливость нервной системы.

Обязательным условием выполнения теста для определении сил нервной системы становится работа в максимальном темпе. Если это условие не выполняется, диагностика будет неправильной. Отсюда следует и другой вывод: по выносливости человека нельзя судить об имеющейся у него силе нервной системы. Обязательное условие диагностирования силы нервной системы с помощью теппинг-теста - максимальная мобилизованность обследуемого. Важно также акцентировать внимание обследуемых на том, что начинать выполнение требуемых действий надо сразу в максимальном темпе, иначе может искусственно создаться выпуклый тип кривой.

Определение силы нервной системы при помощи теппинг-теста заключается в следующем: сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая.

2. Опросник волевого самоконтроля (ВСК) Л.Г. Зверкова и Е.В. Эйдмана направлен на обобщённую оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым понимается (в самом общем виде) мера овладения собственным поведением в различных ситуациях - способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями. Указанные особенности во многом определяют индивидуальный стиль и конкретные проявления активности человека.

Опросник ориентирован на индивидуальное психологическое консультирование и коррекцию, позволяет получить информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции.

Опросник содержит 30 пунктов, из которых 24 рабочих и 6 маскировочных.

Высокий балл по опроснику ВСК характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, ответственность, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга. Как правило, они хорошо рефлектируют собственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, умеют распределять собственные усилия, способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях возможно нарастание внутренней напряжённости, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его возможной спонтанности.

Низкий балл ВСК наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у таких людей невысока. Общий фон активности, как правило, снижен, им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утончённостью натуры, не подкреплённой способностью к рефлексии и самоконтролю.

3. Методика определения уровня рефлексии А.В. Карпова и В.В. Пономаревой.

Данная методика является одной из немногих в настоящее время психодиагностических методик, позволяющих измерять такое важное свойство личности, как рефлексивность. Текст методики состоит из 27 утверждений. Из них 15 являются прямыми и 12 - обратными, что учитывается при обработке результатов для получения итогового балла.

Методика построена таким образом, что позволяет учитывать и измерять две сферы действия рефлексии:

1) собственное - «внутреннее» содержание мышления, сознание деятельности субъекта;

2) содержание процессов взаимодействия с другими людьми (анализировать содержание сознание другого человека, «рассуждения за него»; понимание его позиции, мотивов и т.д.).

Дифференциация двух сфер рефлексии авторами методики соответствует основным установкам теории деятельности, в рамках которой рефлексия - это процесс познания собственного внутреннего мира и внешнего мира, в том числе субъективное - «мира других субъектов». Рефлексия рассматривается ими как единая психологическая реальность - рефлексивное действие.

При обработке полученных результатов можно анализировать различные аспекты свойства рефлексивности в зависимости от той стороны реальности, которой касается рефлексирующий субъект.

Первый вид рефлексии, который позволяет измерять данная методика, направлен на собственную деятельность. Рефлексия выступает как механизм ее развития и регуляции. Направленность на освоение деятельности в целом отличает рефлексивный процесс от других сознательных процессов и позволяет трактовать его как интегральный. Данный вид рефлексии рассматривается авторами методики как обращенность познания человека на ход своей деятельности, на психические качества и состояния, проявляющиеся в ней, на свой внутренний мир. Рефлексия в данном случае является процессом критического осмысления текущей деятельности, умением выделять, анализировать, соотносить с предметной ситуацией собственные действия, процессом обоснования необходимости внести коррективы в ход деятельности, предпринять новую деятельность. Этот вид рефлексии включает самооценку и построение образов «Я» в ходе практической деятельности.

Данная методика позволяет проводить анализ рефлексии деятельности (саморефлексии) в зависимости от функций, которые она выполняет во времени. Измеряются уровни ситуативной, ретроспективной и перспективной рефлексии.

Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, критическое осмысление субъектом текущей деятельности, ее элементов, его умение выделять, анализировать, способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, при необходимости координировать, контролировать, вносить коррективы в ход выполнения деятельности в соответствии с меняющимися условиями. Внешними проявлениями ситуативной рефлексии являются следующие поведенческие характеристики: время обдумывания субъектом своей текущей деятельности; частота прибегания к обдумыванию происходящего и растянутость этого процесса во времени; легкость или тщательность подготовки принятия решения; склонность субъекта прибегать к самоанализу в жизненных ситуациях.

Оценка уровня ретроспективной рефлексии (рефлексия выполненной в прошлом деятельности, событий) позволяет фиксировать склонности субъекта к анализу собственных ошибок, размышлению над причинами происшедшего, предпосылок, мотивов, условий прошлой деятельности, ее результатов и возможных ошибок. Данный вид рефлексии проявляется в том, что субъект часто и подолгу перебирает в уме, оценивает прошедшие события, склонен анализировать свои ошибки и промахи, размышляет над причинами своих неудач.

Оценка перспективной рефлексии включает в себя склонность субъекта к размышлениям о предстоящей деятельности, планированию, представлениям о цели и будущих результатах, выбору наиболее эффективных способов выполнения, прогнозированию вероятностного исхода деятельность. Поведенческими характеристиками перспективной рефлексии могут служить тщательное планирование деталей, имеющих большое значение для выполнения предстоящей деятельности; частота мысленного обращения субъекта к будущей деятельности; беспокойство о будущем.

Таким образом, данная методика позволяет при обработке и интерпретации результатов испытуемого анализировать рефлексивные процессы, условно разделив их на два вида:

1) рефлексия содержания собственного сознания, хода и результатов собственной деятельности - саморефлексия;

2) рефлексия внутреннего мира другого человека.

4. Методика «Самооценка волевых качеств спортсменов» Н.Е. Стамбуловой.

С помощью данной методики оценивается уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.

Каждый опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью - универсальность качества, т. е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.

Таким образом, используемые в данном исследовании методики позволят оценить индивидуально - психические свойства спортсменов.

Также в работе рассчитан U-критерий Манна-Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5.

Далее рассмотрим результаты исследования.

Результаты исследования

В ходе проведенного нами исследования были получены результаты, рассмотрим их подробно.

Результаты Теппинг-теста Е. П. Ильина представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты Теппинг-теста Е. П. Ильина

Тип психики Количество чел.
Сильный
Стабильный
Слабый
Среднеслабый
Среднесильный
Итого

Соотношение типов нервной системы в группах спортсменов на разных уровнях спортивных достижений представлено в таблице 3.

Таблица 3

Соотношение типов нервной системы в группах спортсменов на разных уровнях спортивных достижений

Уровень спортивных достижений Участник Тип нервной системы
Высокий Сильный
Среднесильный
Сильный
Сильный
Средний Среднесильный
Стабильный
Стабильный
Стабильный
Стабильный
Среднесильный

Продолжение таблицы 3

  Среднесильный
Стабильный
Стабильный
Низкий Среднеслабый
Слабый
Слабый

Из таблицы видно, что спортсмены- единоборцы с высоким уровнем спортивных достижений имеют, в основном, сильный тип нервной системы (выявлен у троих из четверых испытуемых (75%)), спортсмены с низким уровнем спортивных достижений имеют, в основном, слабый тип нервной системы (выявлен у двоих из троих испытуемых (67%)). Спортсмены - единоборцы со средним уровнем спортивных достижений имеют, в основном, стабильный тип нервной системы (выявлен у шестерых из девяти испытуемых (67%)).

Таблица 4

Достоверность различий показателей (баллы)

Показатели Среднее значение Критерий достоверности
1 группа 2 группа U –Манна-Уитни уровень значимости
Высокий- сильный р>0,05
Средний- среднесильный 58,5 19,5 13,5 р>0,05
Средний- стабильный р>0,05

Представим данные на графике, рис.4.

исследование индивидуально - психологических особенностей спортсменов - единоборцев в связи с уровнем их спортивных достижений - student2.ru

Рис.4. Соотношение типов психики в группах спортсменов с разным уровнем спортивных достижений, в %

Таким образом, из представленных данных можно заключить, что спортсмены с высоким уровнем достижений имеют более сильный тип нервной системы по сравнению со спортсменами среднего уровня спортивных достижений, существенная разница в типах нервной системы наблюдается по сравнению с группой с низким уровнем спортивных достижений.

На основании исследования по методике ВСК все участники эксперимента были разделены на два уровня:

- Высокий уровень волевого самоконтроля.

- Низкий уровень волевого самоконтроля.

Таблица 5

Результаты методики ВСК

Уровень волевого самоконтроля Количество чел.
Высокий
Низкий
Итого

Соотношение уровней волевого самоконтроля в группах спортсменов на разных уровнях спортивных достижений представлено в таблице 6.

Таблица 6

Соотношение уровней волевого самоконтроля в группах спортсменов на разных уровнях спортивных достижений

Уровень спортивных достижений Участник Балл Уровень волевого самоконтроля
Высокий Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Средний Высокий
Высокий
Низкий
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Низкий
Высокий
Низкий Низкий
Низкий
Низкий

Из таблицы видно, что спортсмены с высоким уровнем спортивных достижений все без исключения имеют высокий уровень самоконтроля (выявлен у 100% испытуемых), с низким уровнем спортивных достижений -низкий уровень самоконтроля (также выявлен у 100% испытуемых).

Семь спортсменов из девяти (78%) со средним уровнем спортивных достижений имеют высокий уровень самоконтроля.

Следовательно, можно сделать вывод, что уровень развития самоконтроля напрямую влияет на качество ведения боя.

Таблица 7

Достоверность различий показателей (баллы)

Показатели Среднее значение Критерий достоверности
1 группа 2 группа U –Манна-Уитни уровень значимости
Высокий- высокий р>0,05
Средний- высокий 76,5 59,5 31,5 р>0,05
Низкий- низкий 10,5 10,5 4,5 р>0,05

Представим данные на графике, рис.5.

исследование индивидуально - психологических особенностей спортсменов - единоборцев в связи с уровнем их спортивных достижений - student2.ru

Рис.5. Соотношение уровней волевого самоконтроля в группах спортсменов с разным уровнем спортивных достижений, в %

На основании исследования по методике А.В. Карпова и В.В. Пономаревой все подростки были разделены на три уровня:

- Высокий уровень рефлексии. Человек с таким баллом в большей степени склонен обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выяснять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и в будущем. Ему свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно планировать и прогнозировать все возможные последствия.

- Средний уровень рефлексии.

- Низкий уровень рефлексии. Это проявляется в том, что человеку сложно поставить себя на место другого и регулировать собственное поведение.

Результаты исследования представлены в таблице 8.

Таблица 8

Результаты исследования по методике А.В. Карпова и В.В. Пономаревой

Уровень рефлексии Количество чел.
Высокий
Средний
Низкий
Итого

Из представленных данных видно, что большая часть подростков имеет средний уровень рефлексии. Рассмотрим их соотношение в группах спортсменов на разных уровнях спортивных достижений.

Таблица 9

Распределение уровней рефлексии в группах спортсменов на разных уровнях спортивных достижений

Уровень спортивных достижений Участник Балл Уровень рефлексии
Высокий Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Средний Средний
Средний
Средний
Средний

Продолжение таблицы 9

  Средний
Средний
Высокий
Средний
Средний
Низкий Низкий
Средний
Низкий

Из таблицы можно заключить следующее:

- все спортсмены в группе с высоким уровнем спортивных достижений имеют высокий уровень рефлексии (100%);

- в группе спортсменов с низким уровнем спортивных достижений 2 из 3 человек (67%) имеют низкий уровень рефлексии;

- восемь спортсменов из девяти (89%) со средним уровнем спортивных достижений имеют средний уровень рефлексии.

Таким образом, можно сделать предположение, что уровень рефлексии и уровень спортивных достижений спортсменов- единоборцев взаимосвязаны.

Таблица 10

Достоверность различий показателей (баллы)

Показатели Среднее значение Критерий достоверности
1 группа 2 группа U –Манна-Уитни уровень значимости
Высокий- высокий р>0,05
Средний- средний р>0,05

Представим данные на графике, рис.6.

исследование индивидуально - психологических особенностей спортсменов - единоборцев в связи с уровнем их спортивных достижений - student2.ru

Рис.6. Распределение уровней рефлексии в группах спортсменов с разным уровнем спортивных достижений, в %

Результаты исследования по методике «Самооценка волевых качеств спортсменов» Н.Е. Стамбуловой представлены в таблице 11.

Таблица 11

Результаты исследования по методике Н.Е. Стамбуловой

Уровень рефлексии Количество чел.
Целеустремленность Смелость и решительность Настойчивость и упорство Инициативность и самостоятельность Самообладание и выдержка
Высокий
Средний
Низкий
Итого

Из таблицы видно, что у большинства спортсменов – единоборцев все исследуемые качества представлены на среднем уровне. Рассмотрим их соотношение в группах спортсменов на разных уровнях спортивных достижений, таблица 12.

Таблица 12

Распределение уровней волевых качеств в группах спортсменов на разных уровнях спортивных достижений

Уровень спортивных достижений Участник Целеустремленность Смелость и решительность Настойчивость и упорство Инициативность и самостоятельность Самообладание и выдержка
Балл Уровень Балл Уровень Балл Уровень Балл Уровень Балл Уровень
Высокий Высокий Высокий Средний Высокий Высокий
Средний Высокий Высокий Средний Высокий
Высокий Высокий Высокий Высокий Высокий
Средний Высокий Высокий Высокий Высокий
Средний Средний Средний Средний Средний Средний
Средний Средний Средний Средний Средний
Средний Средний Низкий Средний Средний
Средний Средний Средний Средний Средний
Средний Средний Средний Средний Высокий
Средний Средний Средний Средний Средний

Продолжение таблицы 12

  Низкий Средний Низкий Средний Низкий
Средний Средний Средний Средний Средний
Средний Средний Средний Средний Средний
Низкий Низкий Средний Низкий Низкий Низкий
Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
Низкий Низкий Низкий Средний Низкий

Из данных таблицы видно, что у спортсменов - единоборцев с высоким уровнем спортивных достижений волевые качества находятся преимущественно на высоком уровне, у спортсменов - единоборцев с низким уровнем спортивных достижений- на низком.

Таблица 13

Достоверность различий показателей (баллы)

Показатели Среднее значение Критерий достоверности
1 группа 2 группа U –Манна-Уитни уровень значимости
Целеустремленность
Средний- средний р>0,05
Низкий-низкий 10,5 10,5 4,5 р>0,05
Смелость и решительность
Высокий- высокий р>0,05
Средний-средний 85,5 85,5 40,5 р>0,05
Настойчивость и упорство
Высокий- высокий р>0,05
Средний- средний 76,5 59,5 31,5 р>0,05
Средний- низкий р>0,05
Низкий-низкий 10,5 10,5 4,5 р>0,05
Инициативность и самостоятельность
Высокий- высокий р>0,05
Средний- средний 85,5 85,5 40,5 р>0,05
Самообладание и выдержка
Высокий- высокий р>0,05

Продолжение таблицы 13

Средний-средний р>0,05
Низкий-низкий 10,5 10,5 4,5 р>0,05

Таким образом, на основании полученных данных можно заключить, что на качество ведения боя у спортсменов - единоборцев сказываются их индивидуально - психологические свойства, а именно - умение анализировать действия противника, своевременно их предуагадать и отреагировать (нейтрализовать либо адекватно ответить).

Следовательно, во время тренировочного процесса необходимо большое внимание уделять психологической подготовке спортсменов - единоборцев, развивая у них рефлексию, спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, стрессоустойчивость.

Рекомендации по результатам исследования

В целях развития психики спортсменов - единоборцев можно рекомендовать психотехнические упражнения и рефлексивные задания.

Цель психотехнических упражнений и игрорефлексивных заданий - достижение и поддержание у подростков - спортсменов высокой психической, духовной и физической формы посредством направленного мысленного сосредоточения на собственных состояниях, размышлениях по поводу своих действий, способов деятельности и общения.

Большинство заданий и упражнений основаны на таких способах рефлексивного самопознания и саморегуляции, как релаксация, концентрация, визуализация и самовнушение.

Релаксация - это физическое и психическое расслабление. Цель релаксации - подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождении от излишнего физического и нервного напряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться.

Релаксация необходима для подготовки тела и психики к углубленному самопознанию и самовнушению. Для того, чтобы расслабиться необходимо принять удобную позу, закрыть глаза и сделать несколько глубоких брюшных вдохов и медленных выдохов ртом. Дышать до тех пор, пока не достигнется внутренне расслабление, снимется накопленное напряжение и усталость.

Концентрация - сосредоточение сознания на определенном объекте своей деятельности. Возможно сосредоточение на предмете, ощущениях, эмоциях и чувствах. В основе концентрации лежит управление вниманием.

С целью развития рефлексивного мышления важное значение принадлежит механизму деконцентрации, позволяющему взглянуть на ситуацию, на себя, свои действия как бы со стороны.

Визуализация - это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций.

Визуализация позволяет создать и войти в инобытие, иномир (в том числе, например, и мир прошлых эмоциональных состояний, связанных с переживаниями успеха, уверенности, счастья), и увидеть свое другое «Я».

Самовнушение - это создание установок воздействующих на подсознательные механизмы психики. Самовнушение - это утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени.

Занятия могут проводится в конце основной тренировки, время занятий- 10- 15 минут.

Цели занятий:

- расширение знаний о себе и других людях,

- развитие рефлексивных навыков, уверенности в себе,

- развитие критического мышления.

Ожидаемый результат: подростки повысят свою психологическую культуру, позитивное самоотношение, приобретут способность к рефлексии и самопониманию, научатся анализировать действия противника.

Методика проведения:

1. Организация группового процесса происходит в виде игры.

2. Начало каждого занятия предполагает выяснение актуального состояния каждого участника (настроение, заинтересованность в теме занятия, ожидания и пожелания).

3. Основная часть занятия (непосредственное выполнение упражнения) сопровождается одобрением со стороны тренера.

4. Заключительная часть - обсуждение результатов, выяснение изменений в эмоциональном состоянии участников.

Программа занятий, направленных на развитие психических свойств личности спортсменов - единоборцев, представлена в таблице 14.

Таблица 14

Программа занятий, направленных на развитие психических свойств личности спортсменов - единоборцев

Занятие Описание
Представь, что ты…. Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения. Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д. Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали. Покажи, что чувствует герой произведения Покажи, что чувствуешь ты. Какое настроение. Изобрази радость, горе, обиду и т.д.
Автопортрет Цель упражнения: - формирование умений распознавания незнакомой личности, - развитие навыков описания других людей по различным признакам. Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты. Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы «автопортрет» был более полным. По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.

Продолжение таблицы 14

Утверждение самоценности В состоянии покоя и расслабления попытайтесь дать несколько ответов на вопрос «Кто я?». Затем в монологе для себя и для других расскажите о своей уникальности. Начните со слов: «Я - это я. Все, чего я достиг сегодня принадлежит мне: все мои печали, радости, победы и поражения…». Говорите все, что придет вам в голову декларации своей самоценности. Постарайтесь закончить монолог словами: «Я - это я. Я хочу быть только собой». После монолога проанализируйте, что вы почувствовали, как изменилось ваше самоощущение.
Образы моего «Я»-1 Мысленно создайте образы, характеризующие восприятие вами себя в прошлом («Я в прошлом»), в настоящем («Я в настоящем»), в будущем («Я в будущем»). Сравните эти образы. Проанализируйте, какие изменения в вас уже произошли, какие еще произойдут. Что явилось причиной этих изменений? Что бы вы хотели изменить в себе, своей жизни и профессиональной деятельности ? Чего достичь? Подумайте, какими путями и способами это можно сделать?
Образы моего «Я»-2 Необходимо создать три ваших образа, но с позиции того, как вас воспринимают другие люди. Например: ваши подчиненные, коллеги по работе, вышестоящие руководители. Сравните эти образы с образом «Я в настоящем). Совпадают ли они? Какие ваши личностные и профессиональные качества, на ваш взгляд, в большей мере выделяют окружающие (положительные или отрицательные)? Как бы вы хотели, чтобы вас воспринимали другие? Словесно нарисуйте образ «Я идеальное».

Продолжение таблицы 14

Точки (занимательные задачки) А) Соедини четыре точки тремя линиями между собой, не отрывая руки от бумаги. Найди множество решений, в том числе и оригинальных. Б) Соедини девять точек четырьмя линиями между собой, не отрывая руки от листа бумаги. Причем крайние верхние и крайние нижние должны составлять вершину квадрата. После выполнения заданий проанализируйте, какими способами вы решали задачи? Каким был ход ваших рассуждений в процессе поиска оптимальных решений? Какой индивидуальный тип мыслительной деятельности был проявлен при решении задач: рациональный или импульсивный? На каком этапе (остановка, фиксация, объективация, обобщение, осмысление) рефлексивной мыслительной деятельности появилось понимание необходимости отказа от стандартных шаблонных действий и поиска оригинального способа решения задачи?
Профессионально важные качества (ПВК) Назовите 10 положительных и 10 отрицательных своих качеств, способствующих и мешающих успешности профессиональной деятельности. Затем проранжируйте их. Качества каждого ряда нужно ранжировать отдельно. При анализе следует обратить внимание на 3-5 первых. Именно они будут определять ваши профессиональные достоинства и недостатки.

Продолжение таблицы 14

Мои цели Для достижения любой цели, в том числе и в области профессиональной деятельности, необходимо п

Наши рекомендации