Развитие специализированных психических процессов у спортсменов- единоборцев
Достижение высокого спортивного мастерства во многом зависит от уровня развития специализированных психических процессов и качеств, которые позволяют единоборцу реализовать свои физические и технико-тактические возможности. Для сильнейших единоборцев характерны емкое восприятие и быстрая оценка боевой обстановки, точный расчет времени и дистанции, умение мгновенно находить нужные моменты для ударов и защит, тонкое внимание, молниеносная реакция [11, с.36].
Анализируя результаты выступлений единоборцев, можно установить характерные особенности психических процессов, которые позволили этим спортсменам добиться выдающихся результатов. Рассмотрим наиболее важные психические процессы, характерные для единоборцев в ходе тренировки и участия в соревнованиях.
Восприятие. В спорте особенно важны пространственно-временные, без которых немыслим анализ движений, и специализированные мышечно-двигательные восприятия. Это - чувство дистанции, времени, ориентирование на ринге, чувство положения тела, свободы движений, чувство удара, внимание, боевое мышление, быстрота реакции. Они должны быть тесно взаимосвязаны между собой и влиять друг на друга.
Чувство дистанции - умение единоборца точно определять расстояние до противника. В данных видах спорта чувство дистанции проявляется в двух формах - при атаке и при защите. Так, для единоборца контратакующей манеры веления боя характерно чувство дистанции, связанное с защитными действиями.
На разных дистанциях это чувство у единоборцев не одинаково. В бою на средней и ближней дистанциях для оценки расстояния до противника основное значение приобретают мышечно-двигательные восприятия. На дальних дистанциях это чувство зависит от уровня развития зрительного восприятия, быстроты реакции.
Единоборцы должны знать, что хорошее чувство дистанции позволит им успешнее защищаться и атаковать. Лучшим средством для развития чувства дистанции являются бои в парах. В условных боях тренер должен давать задания, требующие правильного определения расстояния до противника, что будет способствовать сознательному и активному отношению единоборцев к работе над развитием чувства дистанции.
Спортсмен, проводя бой с партнером, должен постоянно приучать себя следить за малейшими изменениями дистанции между ним и противником и четко фиксировать момент, когда дистанция подходящая для атаки.
Выбор момента атаки требует от атакующего чувства дистанции, которое связано с чувством времени [11, с.37].
Чувство времени определяется особенностями протекания физиологических и психических процессов в организме. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения создает предпосылки для удержания от несвоевременного движения.
Некоторые единоборцы обладают отличным чувством времени и умеют выбрать момент атаки тогда, когда противник уже не в состоянии избежать удара. Благодаря развитому чувству времени, спортсмен в состоянии оценить длительность раунда, перерыва, отдельных временных интервалов боевых действий и рационально расходовать силы. Его можно развивать главным образом в бою с партнером, когда необходимо точно определять время для ударов и защит, а также в упражнениях на быстро перемещающихся снарядах (мяче на резинах, пневматических грушах и на лапах) [11, с.37].
Ориентирование на ринге. Ведя напряженный бой, маневрируя, атакуя, контратакуя противника и защищаясь от его ударов, спортсмен должен уметь в любой момент определить свое положение на ринге относительно его углов, канатов: атаки намного эффективнее, если противник в это время находится в неудобном положении (например, в углу или возле канатов).
Для выработки умения ориентироваться на ринге можно одному из единоборцев дать задание проводить боевые действия в углах и около канатов и чаще делать выходы оттуда, а другому партнеру - не допускать этого и держаться на середине ринга.
Во время проведения вольных боев тренер должен обращать внимание на умение выбирать место для атак и контратак, ориентироваться на ринге. Следует больше практиковать упражнения в передвижении [15, с.42].
Чувство положения тела. Во время боя спортсмен постоянно ищет удобное исходное положение для атак, защит и контратак. Умение контролировать положение своего тела по отношению к противнику создает предпосылки для успешных боевых действий.
Хорошим средством для развития чувства положения тела служат специализированные упражнения по механике ударов и защит (на месте и в движении). Полезны также бои с тенью попарно с учетом положения тела по отношению к противнику и выбора места действия на ринге.
Спортсмен должен научиться варьировать боевое положение, выбирая наиболее удобную позицию для своих действий, в частности использовать положения при защитах для последующих контратак [15, с.43].
Чувство свободы движений. Одна из отличительных черт мастерства единоборца - умение не напрягаться излишне, в сложных условиях поединка держаться свободно и непринужденно. На дальней дистанции чувству свободы способствует хорошее передвижение и неуязвимость. На ближней и средней - надежные защиты при помощи туловища (нырки, уклоны).
Основой для развития чувства свободы движений является овладение координацией движений и правильной техникой с оптимальным чередованием расслабления и напряжения мышц, умением наносить удары разной силы, что воспитывает уверенность в себе. Совершенствуется свобода движений в соревнованиях, которые являются также средством контроля этого чувства [15, с.43].
Чувство удара. Важнейшим качеством единоборца является чувство удара, связанное с восприятием быстроты и учетом момента соприкосновения кулака с целью.
Спортсмен должен научиться наносить удары различной силы, быстроты и длины и из разных исходных положений.
Наиболее сложно научиться сильным, акцентированным ударам. Спортсмен должен быть уверен в том, что своим ударом потрясет противника. Нокаутирующий эффект удара зависит от умения нанести удар в момент, когда противник его не ожидает (недостаточно внимателен), от точности удара, силы удара, места попадания. Кроме этого, удар должен быть нанесен той частью кулака, которая обеспечивает наибольшую жесткость.
Развитие чувства удара вырабатывается в упражнениях на мешках, снарядах и лапах, причем тренироваться следует не в боевых перчатках, а в перчатках для снарядов, или шингардах, чтобы наиболее четко ощутить место, которым наносится удар [15, с.44].
Внимание. Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-нибудь объекте. Наиболее важные свойства внимания - интенсивность и устойчивость.
Спортсмен должен быть предельно внимательным во время боя. Тренер следит за случаями падения интенсивности, концентрации и устойчивости его внимания. Без обостренного внимания трудно правильно воспринимать и перерабатывать информацию, продуктивно мыслить, своевременно реагировать на смену тактической обстановки и контролировать свою деятельность.
Поддержание высокого уровня внимания требует больших расходов нервной энергии. Когда организм утомляется, интенсивность внимания снижается вследствие охранительного торможения.
Устойчивость внимания определяется тем, что направленность психической деятельности не переключается на объекты, отвлекающие от решения основной задачи.
В единоборствах требуется умение максимально сосредоточить свое внимание на одном объекте - на противнике. Поэтому спортсмен буквально «ничего не видит и не слышит». Зато любое движение противника не остается незамеченным.
Внимание единоборца может быть улучшено в ходе учебно-тренировочных занятий. Характер боевых упражнений с партнером, в которых постоянно содержится угроза получить удар, предрасполагает к интенсивному и устойчивому вниманию. Но в других видах тренировочной деятельности единоборец может отвлекаться, например, при выполнении специально-подготовительных упражнений, при упражнениях на снарядах. Чтобы с достаточной интенсивностью сосредоточить внимание на своих действиях во время тренировки, единоборец должен выработать в себе постоянное стремление концентрировать восприятие и мышление на выполняемых упражнениях. Это стремление может быть основано только на интересе к упражнениям, к результатам своих действий, который надо развивать [21, с.17].
Следует отметить, что все упражнения для развития быстроты реакции одновременно улучшают внимание, так как требуют распределить внимание на двух, практически почти одновременных моментах: появлении раздражителя (удара противника) и начале собственного ответного действия.
Спортсмен должен уметь переключать внимание, чтобы реагировать на мгновенные изменения обстановки боя. Так, готовя атаку или контратаку и пользуясь для этого маневрированием и финтами, единоборец старается выбрать нужную дистанцию для ударов, использовать неподготовленность противника (его неудобное положение для атаки или контратаки и т. п.), а в случае неожиданной атаки или контратаки противника мгновенно переключить внимание и отреагировать защитой [21, с.18].
Боевое мышление. Мышление как процесс обобщенного отражения действительности протекает в словесной форме. Вместе с тем оно опирается на конкретные образы, отражающие предметы и реальные явления.
Мышление спортсмена характеризуется тесной связью с восприятиями и представлениями. Необходимым условием успешного решения тактических задач (тактического мышления) является наблюдательность, зрительная память и воображение спортсмена. Ведь для достижения победы на ринге необходимо умело применять наиболее целесообразные методы борьбы, находить оптимальные в данных условиях способы и приемы (неожиданные для противника удары и защиты), создавать ситуации, выгодные для себя и невыгодные для него, и т. д. В этом случае творческое мышление реализуется в тактической деятельности единоборца и, таким образом, приобретает важнейшее значение для успеха в состязании. Выбор имеющихся «под рукой» вариантов - предмет оперативного мышления.
Развитию мышления единоборца способствуют глубокие знания по анатомии, биомеханике, психологии, физиологии, знание принципов планирования спортивной тренировки.
Одной из главных проблем в тренировке является проблема воспитания тактического мышления. Конечно, лучшим средством воспитания тактического мышления является творческое отношение к проведению вольных и условных боев, где сами условия единоборства требуют проявления единоборцем умения наблюдать и разгадывать действия противника, принимать мгновенные решения; выбран правильное контрдействие, бороться за осуществление своих замыслом; преодолевать трудности, возникающие в ходе боя, а в случае необходимости - изменять принятое решение.
Задача тренера состоит в том, чтобы умело подбирать спортсмену различных по манере ведения боя противников и моделировать как отдельные элементы боя, так и бой в целом. При этом тренер должен направлять мышление единоборца на анализ тактических вариантов своих действий с учетом действий противника. И, наконец, совершенствование тактического мышления единоборца продолжается в соревнованиях, регулярное участие в которых является очень эффективным средством повышения спортивного мастерства [21, с.19].
Быстрота реакции. Реакцией называется сознательное ответное действие, при котором спортсмен заранее знает о предстоящих действиях и заранее готовится ответить на них определенным образом.
Каждому единоборцу в бою присущ определенный тип двигательной реакции, связанный с характерным для него распределением внимания: психологи различают реакции сенсорного, моторного и нейтрального типа.
При сенсорном типе реакции внимание единоборца в основном сосредоточено на том, чтобы разгадать замыслы противника и предусмотреть его действия. В этом случае спортсмен часто упускает возможность своевременно атаковать, защищаться и контратаковать.
Единоборцы, имеющие моторный тип реакции, сосредоточивают внимание и основном на собственных ударах или защите, а не на согласовании своих действий с действиями противника и его замыслами. В результате этого они поспешно и часто не вполне обдуманно атакуют и преждевременно защищаются.
При нейтральном типе реакции внимание единоборца распределено как им собственных действиях, так и на действиях противника, вследствие чего спортсмен своевременно переходит от атаки к защите и контратаке. Как было сказано раньше, для единоборца характерны сложные реакции, что значительно усложняет, но вместе с тем и разнообразит тактику. Например, ожидая атаку противника одним или несколькими ударами, спортсмен может среагировать определенными контрдействиями или же отойти и т. п.
Знание психологических особенностей учеников позволит преподавателю (тренеру) целесообразно подбирать индивидуальные задания на преимущественное развитие реакции нейтрального типа.
Быстроту реакции можно развивать по-разному. Например, при совершенствовании мастерства за счет искусного обыгрывания вся система специальных упражнений по технике и тактике способствует также развитию быстроты реакции и внимания единоборца [21, с.21].
Итак, для единоборств характерна глубокая взаимозависимость различных психических качеств, как, например, чувства дистанции с чувством времени и быстротой реакции (ведь удар надо нанести в определенное время с определенного расстояния и очень быстро); или чувства ориентировки на ринге с чувством дистанции и т. д. А можно ли представить тактическое мышление единоборца без острого внимания, связанного с активными действиями?
Воспитание указанных чувств, конечно, связано и с уровнем технико-тактической и физической подготовки. Однако, психическая подготовка является основой в овладении технико-тактическим мастерством.