Психологическая характеристика единоборств как видов спорта
Единоборства как виды спорта имеют свои психологические особенности, среди которых Т.В. Огородова выделяет семь основных [26, с.33]:
- Одной из важнейших особенностей спортивной деятельности, составной ее частью является психомоторика - функциональная взаимосвязь различных психических процессов с движениями и деятельностью человека. Психомоторика - связующее звено между основными факторами и закономерностями психического развития, обеспечивающее совершенное владение техникой конкретного вида спорта. К психомоторным процессам относят специализированные восприятия («чувство противника»), все произвольно управляемые действия (в том числе двигательные навыки), быстроту и точность реагирования на раздражители.
- Вторая особенность - стремление спортсмена к совершенствованию в избранном виде спорта (необходимость овладения совершенной техникой выполнения физических упражнений) и достижению наивысших результатов в нем. Это требует от спортсмена систематической и длительной тренировки,
в процессе которой формируются и совершенствуются определенные двигательные навыки и развиваются необходимые для конкретного вида спорта качества.
-Третья особенность - наличие спортивной борьбы, которая приобретает особо острый характер во время спортивных соревнований и сопровождается проявлением ярко выраженных эмоций.
- Четвертая особенность - наличие ярко выраженного стресса, особенно на уровне соревнований крупного масштаба. Так, стрессогенный характер современного спорта определяют: бурный рост спортивных результатов, условия острой соревновательной борьбы равных по силам соперников (на современном этапе развития спорта физическая и техническая подготовленность сильнейших спортсменов находятся примерно на одном уровне, поэтому исход соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами), увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок, омолаживание спортсменов (на арену крупных соревнований выходят подростки, которые не отличаются психической зрелостью, эмоциональной устойчивостью).
- Пятая особенность - наличие психологических особенностей личности спортсмена (волевых, интеллектуальных, эмоциональных и др.), способствующих успешности деятельности.
- Шестая особенность - взаимодействие участников спортивной деятельности, протекающее в форме непосредственной или опосредованной борьбы. В процессе соревнований оно выступает в двух формах: противоборства - по отношению к противнику (соперничество), взаимодействия -по отношению к команде (сотрудничество).
- Седьмая особенность спортивной деятельности - вербальное и невербальное общение (коммуникация): специальные жесты (жесты спортивных судей), мимика, пантомимика, а также непроизвольные моторные действия.
У каждого единоборца вырабатывается индивидуальный стиль деятельности. Е.А. Климов выделяет следующие общепризнанные формальные признаки индивидуального стиля деятельности (ИСД) [19, с.56]:
а) устойчивая система приемов и способов деятельности;
б) обусловленность этой системы определенными личными качествами;
в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.
Индивидуальный стиль деятельности в узком смысле слова - «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности», в широком - «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [19, с.57].
В отечественной психологии формирование ИСД связывается главным образом с типологическими различиями людей, обусловленными свойствами нервной системы и темперамента (Е.А. Климов, В.С. Мерлин и др.). В психологии спорта ИСД М.В. Китаевой выделено несколько групп стилей спортивной деятельности [18, с.43]:
- Стили, характеризующие предпочитаемую тактику ведения спортивной борьбы: атакующий, контратакующий, защитный и комбинационный стили.
Атакующий (агрессивный) стиль - прямолинейный в тактическом отношении, связанный с навязыванием сопернику своей тактики, с подавлением его инициативы, более присущ спортсменам с преобладанием возбуждения по внешнему балансу, с инертностью возбуждения и сильной нервной системой. Спортсмены атакующего стиля более импульсивны, уверены в себе, обладают высокой самооценкой.
Защитный стиль характеризуется сведением риска до минимума, использованием защитных приемов (большей частью), дальней стойки и т. п. Этот стиль используется в основном лицами с подвижностью нервных процессов, преобладанием торможения по внешнему балансу и слабой нервной системой, т. е. боязливыми, нерешительными, имеющими установку на точность действий.
Контратакующий стиль по существу является разновидностью защитного стиля, поэтому и типология спортсменов, выбирающих этот стиль, соответствует защитному стилю. В ряде видов спорта (например, борьбе) лица с защитным стилем среди спортсменов высокого класса не встречаются, т. к. правила соревнований предусматривают наказание за ведение пассивной борьбы. Не контратакуя, схватку не выиграешь. В то же время слабая нервная система, присущая спортсменам с этим стилем, создает за счет высокой чувствительности хорошие предпосылки для проведения контратакующих действий. Боксерам контратакующего стиля по сравнению с боксерами атакующего стиля присущи такие психологические особенности, как высокая тревожность, ригидность, избирательность в контактах, повышенная ответственность перед командой и тренером, большая зависимость и меньшая самостоятельность.
- Стили, связанные с распределением сил на дистанции: равномерный (слабая нервная система, инертность нервных процессов с преобладанием торможения); с ускорением в начале (слабая нервная система, подвижность, уравновешенность нервных процессов с преобладанием возбуждения); с ускорением в конце (сильная нервная система, уравновешенные нервные процессы).
Стили деятельности, связанные с распределением сил на дистанции, касаются общего вопроса - динамики работоспособности спортсменов с различными типологическими особенностями. Спортсмены с подвижностью нервных процессов и слабостью нервной системы эффективнее играют в начале и хуже проводят концовку. Это связано, с одной стороны, с более быстрой их врабатываемостью, что обеспечивает эффективное начало боя, а с другой - с меньшей возможностью сопротивляться усталости, что приводит к снижению эффективности игры в конце встречи.
Спортсмены с сильной нервной системой и инертностью нервных процессов, наоборот, лучше проводят концовки встреч и хуже начало боя. Они медленнее врабатываются, но обладают лучшей способностью мобилизовываться к концу боя. А потому со спортсменами, имеющими инертность нервных процессов и сильную нервную систему, следует проводить более интенсивную и длительную разминку, чтобы к началу деятельности они были максимально подготовлены функционально и мобилизованы.
У лиц со слабой нервной системой в первой части занятия обнаруживается высокая моторная плотность, а во второй части она снижается, и эти спортсмены все чаще пользуются паузами для отдыха (у спортсменов со средней силой нервной системы такого снижения не происходит).
- Стили соревновательной деятельности, основанные на двух параметрах: типе эмоциональной регуляции деятельности (ровная и взрывная) и типе ориентации в деятельности (внешняя и внутренняя).
Формирование стиля деятельности. Влияние типологических особенностей на формирование стиля деятельности носит не прямой, а опосредованный характер. В результате стиль деятельности формируется под влиянием двух факторов - желания и целесообразности. Первый отражает наличие склонностей, второй - самооценку имеющихся возможностей.
Е.П. Ильин подчеркивает, что целенаправленное формирование тренером у ученика стиля деятельности по принципу «делай как я» и вопреки имеющимся у спортсмена типологическим особенностям (т. е. «чужого» стиля) не проходит для спортсмена бесследно. Энергетически работа «чужим» стилем обходится дороже, замедляется освоение технико-тактических приемов, а это ведет к тому, что спортсмены выполняют спортивные разряды на два-три года позднее, чем спортсмены, у которых сформирован «свой» стиль. Нельзя не учитывать и того, что у новичков при формировании у них «чужого» стиля может пропасть интерес к занятиям, а это приведет к их уходу [16, с.88].