Задачи ведущего на различных этапах дискуссии
Задачи ведущего | Комментарии |
1 СТАДИЯ – ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОБЛЕМЕ | |
1. Сформулировать проблему и цели дискуссии | 1. Объяснить, что именно обсуждается, зачем используется метод дискуссии в данной ситуации, что должно дать обсуждение. |
2. Провести знакомство участников (если они не знакомы) | 2. Попросить представиться каждого участника (можно по кругу). Можно предложить участникам бейджики. |
3. Создать необходимую мотивацию – заинтересовать участников содержанием проблемы. | 3. Руководитель (ведущий) дискуссии излагает проблему и ее актуальность, выявляет в ней нерешенные и противоречивые вопросы; формулирует ожидаемый результат дискуссии. |
4. Установить регламент дискуссии. | 4. Объявить участникам общий регламент дискуссии и регламент отдельных выступлений. |
5. Сформулировать правила ведения дискуссии. | 5. Выступить должен каждый. При этом необходимо: · Внимательно выслушивать оппонентов; · Не перебивать оппонентов; · Аргументировать свою позицию; · Не повторяться; · Не допускать личной конфронтации; · Поддерживать дружескую атмосферу; · Сохранять объективность; · Не оценивать выступающих. |
6. Создать доброжелательную, деловую атмосферу, положительный эмоциональный фон. | 6. Проявить заинтересованность в проведении дискуссии, выбрать правильный доброжелательный тон. Использовать персонифицированное обращение к участникам. Динамично вести обсуждение. |
7. Добиться семантического единообразия в понимании терминов, понятий. | 7. Перед началом обсуждения проблемы уточнить понятийный аппарат с помощью вопросов и ответов. |
2 СТАДИЯ – ОБМЕН МНЕНИЯМИ | |
1. Начать обмен мнениями. | 1. Предоставить слово желающим или предложить высказаться конкретным участникам. Ведущему не рекомендуется высказывать свое мнение о решении проблемы первому. |
2. Собрать максимум мнений, идей, предложений. | 2. Активизировать каждого участника. Высказывая свою позицию по проблеме, каждый участник может сразу вносить предложения. Или предложения вариантов решения обсуждаемой проблемы могут быть сформулированы после высказываний всех участников. |
3. Не допускать отклонений от темы. | Тактично останавливать отклоняющихся от темы. |
4. Поддерживать высокий уровень активности всех участников. | 4. Не допускать чрезмерной активности одних за счет других (останавливать затянувшиеся монологи). Соблюдать регламент. Включить в дискуссию всех участников. |
5. Оперативно проводить анализ высказанных мнений, идей, предложений перед тем, как переходить к следующему аспекту обсуждаемой темы: это позволит ведущему систематизировать информацию для обобщения альтернативных решений. | 5. Через определенные интервалы времени (каждые 10-15 мин) ведущий обобщает высказанные к этому моменту позиции, - делает предварительные выводы, подводит промежуточные итоги. |
3 СТАДИЯ – ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИСКУССИИ | |
1. Анализ и оценка проведенной дискуссии. Подведение итогов. | 1. Сопоставить цель и результат дискуссии. Формулирование выводов, решений или аспектов потенциального решения. Ведущий оценивает результаты, выявляет положительные и отрицательные итоги. |
2. Помочь участникам дискуссии прийти к согласованному мнению. | 2. Внимательное выслушивание различных толкований, поиск общих тенденций для принятия решения. Ведущий объединяет различные высказывания по общим признакам (не всегда очевидным для всех участников). Поэтому ведущий должен обладать аналитическими способностями и навыками управления групповыми процессами. |
3. Групповое решение как результат дискуссии. | 3. Подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов для альтернативных решений. Совместно с участниками ведущий формулирует решения. |
4. Добиться позитивного эмоционального фона в группе участников дискуссии в отношении ее результатов. | 4. Поблагодарить всех участников, отметить тех, чьи идеи оказались особенно продуктивны для принятия совместного решения. |
Психологические характеристики ведущего дискуссии:
· Предметная компетентность (в проблеме дискуссии);
· Методологическая компетентность;
· Речевая культура;
· Коммуникабельность;
· Быстрота и гибкость реакции;
· Лидерские качества;
· Организаторские способности;
· Естественность и открытость;
· Уважение к участникам;
· Умение вести диалог;
· Открытость к новому (познавательная мотивация);
· Умение прогнозировать;
· Аналитические способности;
· Умение управлять групповой динамикой;
· Умение владеть собой;
· Исследовательская позиция;
· Объективность;
· Социально-психологическая компетентность (знание групповых процессов и феноменов: групповая поляризация, огруппление мышления, социальная леность, плюралистическое неведение, социальное сравнение и др.).