Часть 2. Практические приемы коррекции нарушений психологического здоровья

КОРРЕКЦИЯ ЗАЩИТНОЙ АГРЕССИВНОСТИ

На первом этапе коррекции ребенку дают возможность проявлять чувство гнева, но при этом постепенно вытесняют стереотипное восприятие традиционных агрессивных объектов (вампира, монстра и т. п.), например, при рисовании «злого» персонажа ребенку предлагают добавлять симпатичные детали: бантики, брошки, книжки и т. п.

Одновременно его учат размышлять о причинах и последствиях своего агрессивного поведения, а также контролировать себя в ситуациях, вызывающих соответствующие реакции: ссоры, конкуренция и т. п.

Агрессивные дети, как правило, претендуют на лидирующие «сильные» роли и категорически отрицают собственные страхи. Поэтому нужно предоставить ребенку возможность не скрывать, а проявлять чувство страха, для того чтобы ребенок приучался не прятать от самого себя свои истинные чувства и не стеснялся выражать их.

На втором, собственно коррекционном этапе агрессивность из деструктивного фактора развития переводится в конструктивный. У ребенка формируют умение использовать агрессивные импульсы в социально желательных целях (например, для защиты придуманного им самим сказочного персонажа, совершения «подвигов», связанных с опасностью, и т. д.).

На заключительном этапе у ребенка стремятся пробудить доверие к окружающему миру, который представляется ему небезопасным, а значит, требует защитной реакции; развивают позитивный образ Я.

Детей учат также анализировать причины и следствия агрессивного поведения.

Говоря об особенностях поведения на коррекционных занятиях, еще раз подчеркнем, что дети, склонные к защитной агрессивности, подвержены перевозбуждению, рисуют или фантазируют на агрессивные темы, с удовольствием выполняют роли агрессивных героев и отрицают у себя чувство страха.

На каждом этапе работы дети выполняют определенный комплекс заданий.

Задания на проявление чувства гнева

РАЗРУШЕНИЕ СТЕРЕОТИПНОГО ВОСПРИЯТИЯ АГРЕССИВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ

«Конкурс художников »

Ведущий заранее готовит два одинаковых черно-белых изображения «злого» персонажа и предлагает ребенку поиграть в художников, которые сумеют сделать его «добрым». Выиграет тот, чей персонаж окажется «добрее». Ведущий и ребенок берут по рисунку, затем по очереди, проговаривая свои действия вслух, дорисовывают своему персонажу пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т. п.

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ АНАЛИЗИРОВАТЬ ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

«Почему подрались дети »

Ребенку предлагают рассмотреть рисунок дерущихся детей и придумать, почему они подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть, что подрались, и почему, как можно было бы поступить по-другому. На последующих занятиях можно рассматривать другие рисунки с аналогичной тематикой.

ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕТЬМИ АГРЕССИВНЫХ ЧУВСТВ; РЕФЛЕКСИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ; УМЕНИЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ В СООТВЕТСТВУЮЩИХ СИТУАЦИЯХ; ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВА СТРАХА

«Школа пугания »

Взрослый предлагает поступить в необычную школу — «школу пугания», где детей учат пугать друг друга.

Урок 1. «Испугаем по-разному»

Ребенок придумывает способы «пугания», а взрослый их записывает, если ребенок затрудняется словесно выразить предлагаемые варианты, помогает ему. Как правило, дети называют крик, громкий стук, страшные слова, страшный смех, страшное лицо или картинку.

Далее ребенок должен испугать взрослого тем или иным способом из составленного списка. За каждое выполненное задание в специальном дневничке ставятся плюсы. При этом ребенок должен строго следовать предложенному заданию, например испугать только лицом или только криком, не меняя выражения лица. Можно предложить ему подойти к зеркалу и убедиться, что страшный крик или страшные слова («Я тебя съем» и т. п.) не сопровождаются изменениями мимики. В этом случает ребенок учится осознавать и контролировать свои действия.

В конце урока ведущий договаривается с ребенком, что все «изученное» в этой школе должно остаться тайной, чтобы никто из ребят о ней не узнал. Это необходимо для того, чтобы ребенок не начал применять «полученные знания» на практике в классе или группе детского сада. Естественно, занятие должно заканчиваться расслаблением. Можно предложить ребенку удобно устроиться в кресле, закрыть глаза и послушать звуки в комнате, в коридоре, на улице. При этом ведущий сам закрывает глаза, слушает звуки и некоторые негромко называет, чтобы привлечь к ним внимание ребенка.

Урок 2. «Страшный рисунок»

Ребенку предлагают нарисовать что-то очень страшное, затем он вспоминает, как можно испугать человека, и показывает эти способы (пугает ведущего) в темной или затемненной комнате.

Петя, 6 лет.

Сначала я нарисую хранилище мертвых. Это могилы. Я там был и видел настоящего ужаса — ужаса смерти. Смерть — это когда кого-то убивают. Нарисую еще грозу, потому что тоже страшно. Если ты в темноте останешься играть, то такое случится по-настоящему. В квартире еще страшнее. Я лежал в постели как-то и видел глаза Фреди Крюгера. Он меня чуть не схватил. Я взял пистолет настоящий и еле-еле отбился. Он умер, а потом ожил из мертвых. Только я от него убежал.

Урок 3. «Страшная маска»

Ребенку предлагают, используя кусочки пластилина, «нарисовать» маску какого-либо страшного персонажа. Взрослый следит, чтобы кусочки тщательно размазывались по бумаге, и с помощью вопросов, «где он живет», «что он любит» и т. п., побуждает ребенка рассказывать о своем персонаже. Особое внимание уделяется тому, чтобы ребенок тщательно изобразил глаза, по возможности описал словами взгляд персонажа, а также изображению рта и средствам агрессии (клыки, зубы, ядовитая слюна, рога и т. п.), свидетельствам агрессии (кровь). После того как маска будет готова, ребенок может примерить ее на себя, рассмотреть себя в зеркале. Можно предложить ему побыть в роли этого персонажа, произнести звуки, посмеяться или попутать кого-либо. А затем самому немного попутаться. В этом случае маску надевает ведущий.

Петя решил изготавливать маску Фреди Крюгера: «Он живет в одном месте, где ужасы живут». Показывает, как он хохочет. Делает ему клыки. Сообщает, что Фреди Крюгеры бывают и среди людей, только их сразу не заметишь. Потом делает ему еще и шипы, чтобы защищаться от полиции. Добавляет, что Фреди Крюгер «приходит в дома ночью, когда люди спят».

Урок 4, «Страшная рука»

С помощью пластилина ребенок изображает на бумаге руку страшного персонажа. Сначала он обводит карандашом свою руку, затем обмазывает ее пластилином, чтобы она стала очень-очень страшной.

Шура, 6 лет.

— Ух, какая страшная рука получилась. Когти какие. Надо еще красным пластилином, чтобы кровь было видно.

Урок 5. «Страшный рисунок на полу»

Ведущий предлагает ребенку нарисовать «страшное существо» в полный рост. На пол кладется кусок обоев или бумаги, ребенок на него ложится, а взрослый обводит его контуры. Затем ребенок и взрослый раскрашивают полученный рисунок так, чтобы он был похож на выбранный ребенком образ страшного персонажа. Если на предыдущих занятиях была изготовлена «страшная маска», можно ее положить на рисунок. (Необходим кусок обоев или бумаги по росту ребенка.)

Шура, 6 лет.

— Это будет Крюгер. Приятно, когда вы меня обводите. Я даже знаю историю про него — ему нравится есть детей. Это его самое главное дело жизни.

Урок 6. «Страшный кукольный театр»

Ребенок сначала вырезает по контуру изготовленного на прошлом занятии «страшного персонажа», затем ему предлагают устроить кукольный театр.

Два составленных вместе стула закрывают куском ткани (лучше черной) — это ширма, сверху раскладывают «страшного персонажа». Взрослый зритель хлопает, как перед началом спектакля. Ребенок садится на корточки за ширму и сочиняет рассказ от лица того персонажа: где он жил раньше, что он любит сейчас и т. п.

Затем взрослый и ребенок меняются ролями. Ребенок становится зрителем, а взрослый — этим страшным персонажем. При этом взрослый видоизменяет рассказ ребенка: его персонаж раньше был хорошим человеком, которого заколдовала злая ведьма. Теперь он, хотя и совершает злые дела, грустит и чувствует себя одиноко.

Страшный персонаж просит зрителей расколдовать его.

Ребенок расколдовывает страшного персонажа, а затем идет за ширму и придумывает свой рассказ, по возможности похожий на только что прослушанный. Взрослый расколдовывает его «героя» и предлагает ему в будущем защищать детей и взрослых от таких же заколдованных ужасов.

Шура так объясняет ситуацию жизни своего героя: «Он пришел домой, выпил таблетку и превратился в ужас. Это ведьма такая была, она разносила таблетки. Все думали, что она добрая. А она была злая. Все пили эти таблетки и превращались в ужасы».

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ЧУВСТВ, РАЗВИТИЕ КОНТРОЛЯ ЗА СИТУАЦИЕЙ

«Планеты »

Ребенку предлагают путешествие по планетам, которые он придумает сам.

Взрослый раскладывает на столе крути разного размера — планеты, а ребенок дает им названия, рассказывает, кто живет в каждой из них. Затем они путешествуют по этим планетам, общаются с их обитателями.

Леша, 9 лет.

— На Меркурии все дерутся очень страшно, на Венере все языки показывают, на Марсе кидаются подушками, на Юпитере все тебя ругают, на Сатурне делают рабами, на Уране темно и привидения, на Нептуне плюются, на Плутоне заставляют уроки делать, стегают, если не хочешь делать. Люблю злые планеты.

Саша, 9 лет (сверхподвижный, остро переживает маленький рост).

— На Венере все маленькие, на Меркурии — великаны, на Уране — пьяницы, на Марсе — драчуны, на Сатурне ругаются, на Юпитере — людоеды, на Плутоне — сильные, на Нептуне — бегающие.

ПРОЯВЛЕНИЕ ЧУВСТВА СТРАХА В ИГРОВОЙ БЕЗОПАСНОЙ СИТУАЦИИ

«Ты пугаешь — я пугаю »

Ребенок и ведущий по очереди путают друг друга и боятся друг друга. При этом ведущий предупреждает ребенка, что путать и бояться нужно как можно громче.

Павлик, 7 лет.

Поначалу мальчик отказывается пугаться. Выступает только в роли пугающего. Выбирает для этого маску бобра. Потом разрешает ведущему надеть эту маску и пугать его. При этом радостно и громко визжит и смеется.

«Испугаться по -разному »

Ребенка просят придумать и показать, как можно по-разному испугаться. Если упражнение проводится с ассистентом, полезно провести конкурс: кто лучше испугается.

Антон, 7 лет.

По очереди берет из шкафа страшные маски. Надевает их. Затем выходит за дверь и выпрыгивает оттуда с громкими звуками. Потом пугает уже без масок. Сам с помощью мимики делает страшное выражение лица.

Задания на перевод агрессивности из деструктивного фактора развития в конструктивный

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ АГРЕССИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНО ЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ

«Я могу защитить »

Ребенок и ведущий перебрасываются мячом и по очереди по-разному заканчивают фразу «Я могу защитить». Если ребенок достаточно взрослый, можно использовать фразу «Я могу защитить, потому что».

«Три подвига Андрея »

Ведущий рассказывает о мальчике Андрее, который часто дрался. Как-то раз он подрался на улице с незнакомым мальчиком и побил его. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник. Он рассердился на Андрея и забросил его на фантастическую планету. Вернуться домой Андрей мог, совершив три опасных подвига. Далее ребенок вместе с ведущим придумывают и разыгрывают эти подвиги. Каждому подвигу можно посвятить отдельное занятие.

«Игрушечная история »

Для игры требуется наличие маленьких игрушек. Взрослый старается повернуть сюжетную линию истории так, чтобы ее герой использовал агрессию в целях защиты кого-либо.

Гриша, 6 лет.

— Главным героем будет лошадь. Это я.

— Кто тебе еще нужен в твоей сказке?

— Бандит, олень, кенгуру и медведь.

— Ты будешь рассказывать сказку, а мы — помогать.

— Лошадь сказала, потом выскочил бандит. Лошадь брыкнула его, и он улетел за тридевять земель.

Бросаю бандита на диван. Гриша радуется:

— Потом он опять вернулся и выскочил. А лошадь его опять брыкнула, и он улетел за пятьдесят земель. Потом бандит опять вернулся, а лошадь раз. И он улетел за шестьдесят земель.

— Подожди, а другие игрушки почему не участвуют?

— А они все хотели защитить лошадь.

— Почему ее надо защищать? Она разве слабая?

— Нет, она приказала, чтобы ее защищали. И кенгуру сразилась с бандитом. Он плюнул на нее и сказал ей: «Большая тупая голова».

Пытаемся изменить сюжет.

— А бандит стащил сыночка у кенгуру. И она стала просить лошадь: «Помоги мне».

— Не помогу.

— Хочу сыночка, он маленький, бандит убьет его. Помоги.

— Не помогу.

— Гриша, давай все-таки попробуем сделать так, чтобы лошадь совершила подвиг.

— Ладно.

— Лошадь, помоги!

— В следующий раз.

— Помоги!

— Мне нельзя. Я не могу выходить. Я в крови.

Наконец лошадь соглашается, нападает на бандита и отбирает кенгуренка. Хвалим ее:

— Лошадь спасла кенгуренка. Какая лошадь храбрая и хорошая. А теперь давай еще раз вспомним всю сказку сначала. Что в ней было?

— Лошадь была.

— Что с ней произошло?

— У нее была серьезная рана. Она сразилась с бандитом. И она вся умерла. Спасла кенгуренка и умерла. Не было сил.

— Ну ладно, завтра она оживет. Договорились?

— Да.

Задания на формирование доверия к окружающему миру

ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИЯ К ЛЮДЯМ

«Я не упаду »

На полу ведущий раскладывает канат (толстую веревку около 2 м) так, чтобы получилась какая-либо замысловатая фигура. Ребенок снимает обувь и становится на один край каната двумя ногами (пяточка одной касается пальцев другой). Ему завязывают глаза.

Затем взрослый, страхуя ребенка, дает команды, помогающие ему идти по канату, например: «шаг вперед», «шаг влево», «шаг вправо» и т. п. Ребенок должен, не сходя с каната, дойти до его конца. Упражнение можно повторять несколько раз, начиная с простых фигур из каната, и постепенно усложнять их.

«Мышарик »

Ведущий предлагает ребенку послушать очень страшную сказку. Ребенок ложится на матрасик, а взрослый рассказывает сказку, изображая движения ее персонажей своими руками на спинке ребенка.

«Жил-был маленький мышарик, вот как-то раз решил он поселиться на спине у… около шейки (ведущий бегает своими пальцами по спине ребенка, затем „ложится спать“ около его шеи). Но хитрый заяц решил съесть мышарика, он прискакал на спину к… (ведущий скачет пальцами по спине ребенка). Нашел мышарика и давай его зубами хватать (ведущий пощипывает спину ребенка). Но мышарик рассердился и съел зайца».

Далее на спину ребенка приходят олень, волк, медведь, слон. Ведущий соответственно разыгрывает на спине ребенка бои этих животных с мышариком и его победы. После этого у мышарика болит живот, он идет в туалет, а затем снова весело гуляет по спине ребенка.

Ваня (8 лет) ложится на коврик с некоторой опаской. Потом громко хохочет и соглашается вместе с ведущим рассказать эту сказку большому игрушечному медведю.

ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИЯ, РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА «Я»

«Мячик »

Ребенок садится на корточки, прижимая голову к коленям. Взрослый «лепит» из него мячик, поглаживая его с разных сторон. Если ребенок легкий или психолог мужчина, «мячик» можно поднять несколько раз вверх. Если присутствуют двое взрослых, «мячик» можно покидать друг другу.

Тема (8 лет) держится очень напряженно, никак не может прижать голову к коленям, все время пытается «раскрыть» мячик. Но через некоторое время успокаивается и просит поиграть еще.

КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ

На первом этапе работы осуществляется аффективная стимуляция, или повышение психического тонуса ребенка, поскольку дети, обладающие страхами, как правило, имеют низкий тонус и не умеют адекватно проявлять свои чувства. Ведущий снимает запрет на проявление агрессии, более того, может специально провоцировать ее. Здесь используются игры, требующие громких криков и резких действий. Можно давать задания на толкание, бросание или разрушение чего-либо, например потолкаться с ведущим, стоя на одной ножке, пометать дротик, порвать бумагу.

Необходимо помнить, что детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения в целом и имеют положительный адаптационный смысл (В. В. Лебединский). А ребенок имеет естественные механизмы его преодоления. Поэтому коррекция страхов должна основываться прежде всего на использовании этих механизмов борьбы с ними. Спонтанный механизм борьбы со страхами, по В. В.Лебединскому, заключается в достижении ребенком объекта страха и в уничтожении его либо в таком его преобразовании, чтобы он перестал быть страшным.

На втором этапе ребенку предоставляют возможность проявить страх с помощью различных средств (вербально или невербально). Полезно придумать имя каждому объекту страха, так они становятся как бы знакомыми и уже не такими страшными.

Третий этап — собственно коррекционный. С помощью взрослого ребенок ищет способ символического уничтожения пугающего объекта или ситуации либо старается преобразовать их так, чтобы они перестали быть страшными. Уничтожению страха следует придать положительный социальный смысл, ориентируя ребенка на героический идеал. Чтобы уничтожить пугающий объект, ребенок должен преодолевать опасности, мобилизовывать свою волю, проявлять активность.

Способы преобразования пугающего объекта можно условно разделить на две группы: 1) идентификация с объектом, 2) дистанцирование от него. Идентификация с пугающим объектом означает включение его в себя, а следовательно, возможность контроля за ним, что делает его менее страшным. Дистанцирование — это отдаление от ситуции, в которой объект внушает страх. Оно может быть осуществлено разными способами:

1) постановкой объекта страха в необычную для него роль;

2) усилением «страшных» признаков персонажа до такой степени, что объект начинает казаться смешным;

3) созданием ситуации сопереживания страшному герою (см. рис. 2).

Четвертый этап работы со страхами должен быть направлен на усиление Я, стимуляцию собственных возможностей ребенка для преодоления стрессовых ситуаций.

Особенности поведения на коррекционных занятиях . Дети не сразу соглашаются принимать на себя роли агрессивных персонажей; в рисунках стремятся наделить их социально желательными качествами, например назвав Пушистиком, Ласкуном и т. п.; не хотят «пугаться» даже в очевидно игровых ситуациях; могут проявлять страх за жизнь и здоровье родителей.

Рис. 2. Схема третьего этапа коррекции страхов

Задания на аффективную стимуляцию, повышение психического тонуса ребенка

АФФЕКТИВНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ РЕБЕНКА

«Петушиный бой »

Ведущий и ребенок — петушки, — прыгая на одной ноге, дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник встал на обе ноги, что означает его проигрыш.

«Покажи страшного »

Для игры необходимы страшные маски. Ребенок надевает их по очереди и изображает страшных персонажей движениями и голосом.

«Кто больше собьет »

На полу расставляются пластмассовые игрушки. Ведущий и ребенок по очереди бросают мяч так, чтобы сбить как можно больше игрушек. Побеждает тот, кто собьет больше.

Заранее готовятся шарики из ваты, обмазываются клеем и высушиваются. Ведущий и ребенок получают равное количество «снежков» (примерно по пять) и бросают друг в друга; кто больше попадает, тот выиграл.

СНИЖЕНИЕ СВЕРХКОНТРОЛЯ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ГНЕВА

«Маленькие человечки »

Для проведения упражнения ведущий заранее готовит из плотной бумаги маленьких человечков: мужчину и женщину. Ребенку предлагают раскрасить их, придумать им имя, а затем разыграть какую-нибудь историю.

Семен, 8 лет.

— Его зовут Ничто. Он ничего не умеет делать, только пакостить, ругаться, обзываться. Он всех пожирает. А тетенька будет его мама. Она будет ведьмой. Она его хлещет больно по попе веником. А он орет: «О! О! О!»

Миша, 9 лет.

— Однажды сын приходит к маме и говорит: «Извини, мамаша, на улице очень жарко, мне хочется в холодильник».

А мама отвечает: «Ты что, сыночек, у тебя с мозгом все в порядке?» А сын стал на нее наезжать и как треснет ее.

«Цирк »

Ведущий — дрессировщик, а ребенок — собачка, лошадь, тигр. Животные не всегда слушаются дрессировщика. А тигр даже рычит на него. Но дрессировщик подчиняет их себе. Потом ребенок и взрослый меняются ролями.

Задания на проявление чувства страха

ПРОЯВЛЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ ЧУВСТВ

«Рисование кусочками »

Ребенку предлагают сначала разрезать листы цветной бумаги на мелкие кусочки, затем способом аппликации изобразить что-либо на чистом листе.

Режет бумагу, потом наклеивает кусочки, рассказывает:

Аня, 9 лет.

— Я очень беспокоюсь за папу. Он иногда садится на диету, хочет похудеть. Боюсь, что он заболеет и умрет.

— А может, ты сама боишься смерти?

— Да, боюсь. У меня в детстве был порок сердца, поэтому боюсь. Очень быстро сделала «картинку». Рассказывает:

— Это дерево просто. Это дуб. Недалеко от него находятся другие, которые прожили двести лет. Он тоже хочет прожить больше двухсот лет.

Когда он начинал подрастать, он очень боялся, что умрет раньше времени. Ему было очень одиноко. Но потом он еще подрос и стал ощущать свое могущество. И когда он дожил до двухсот лет, то подумал, какая жизнь хорошая. Ему не захотелось умирать. И в результате он еще через много лет умер.

«Свободное рисование »

Ребенку предлагают нарисовать все, что он хочет.

ПРОЯВЛЕНИЕ СТРАХА

«Конкурс боюсек »

Ребенок и взрослый быстро передают друг другу мячик. Получивший его должен назвать тот или иной страх человека. (Повторяться нельзя.) Кто не может быстро придумать страх, выбывает из игры. Определяется победитель конкурса, которым должен оказаться ребенок.

«Закончи предложение »

Ребенку предлагается закончить предложения:

«Дети обычно боятся…»;

«Взрослые обычно боятся…»;

«Мамы обычно боятся…»;

«Учителя обычно боятся…».

При обсуждении делается вывод, что страх могут испытывать все люди, и бояться совсем не стыдно. Чем старше становится человек, тем меньше у него становится страхов.

«Очень страшное »

Ребенку предлагают нарисовать «что-то очень страшное», а затем рассказать о нем.

Настя, 6 лет.

— Это будет кто?

— Такой монстр. У него огромные глаза черные. Нет, один черный, другой серый.

— Почему разные?

— Чтобы было страшнее. Нос зеленый и голубой. И у него была такая черточка. Это он был в чужих домах и поцарапался.

— Что он там делал?

— Пугал. У него были угадайте что? — Что?

— Козявки в носу. И шерсть. И он любил есть людей. И рот у него огромный. А зубы были зеленые, потому что он их не чистил. И у него на зубах были червяки. И язык торчал красный. Он был короткий, чтобы другие не отрезали. Он любил лизать мертвых. У него были фиолетовые волосы. Оранжевые уши огромные, чтобы хорошо секреты слышать.

«Дом ужасов »

Ребенку предлагают представить и нарисовать «дом ужасов» и его обитателей.

Дима, 10 лет.

— Здесь будут жить привидения собак, зверей, птиц. Это шабаш. Они там шумят, кричат, пугают людей. Этот человек испугался. Это Дракула. Он инвалид с деревянной ногой. Он таким родился. На чердаке есть окно, оно не светится. Там темно. Дом будет страшный. Он будет кричать: «Я тебя съем».

«Чего я боялся , когда был маленьким» (для детей с 8 лет)

Ведущий рассказывает о своих собственных детских страхах, подчеркивая, что страха не нужно стыдиться. Затем он просит ребенка представить себя маленьким и вспомнить свои страхи. Можно начать занятие с рассказа ребенка.

Дима, 10 лет.

— Я в детстве боялся собак-сенбернаров. Боялся темноты. Казалось, что из шкафа кто-то вылезет. Казалось, что занавески качаются как живые. Любил засыпать со светом, да и сейчас сплю. И не могу в комнате оставаться один.

Далее ведущий рассказывает о своих детских страхах, поясняет, что все дети боятся темноты и одиночества, и это нормально и совсем не стыдно; со временем эти страхи проходят. Пройдут и у Димы.

«Лабиринт страхов »

Ребенку дается пустой лабиринт, предлагается его закончить, т. е. «заселить» страшными персонажами.

Олег, 10 лет.

Рисует чудовищ, долго задумывается о том, чем они занимаются. После описания одного чудовища вдруг говорит:

— Ой, неужели это у меня в голове все творится?

Дина, 10 лет.

В лабиринте рисует одинаковые дома (см. рис. 3).

Рис. 3. Лабиринт страхов

— В домах живут страшные призраки. У призраков отрубленная голова и туловище. Они разъединились. Призраки спрятали старшую сестру в кладовку (разрыли яму и закопали). Она пытается выбраться.

А это многоглазница с туловищем в виде зубов с глазами. Все заключено в общий глаз на ножках. Она отбирает у людей глаза, вытаскивает специальными приспособлениями. Есть и большой глаз, который видит весь мир и может спасти девочку — старшую сестру.

Вот как Дина комментирует свой рисунок.

— Это особый мир. Когда ты в него попадаешь, то тебе кажется, что он идеален, но он вскоре превратится в ад. А эта милая девушка заманивает тебя в дом, а потом вырывает у тебя сердце и разрывает тело на куски и кладет в банки, а потом коллекционирует. А здесь — разорванные трупы родителей и ты в панике рвешь себя на части.

«Чужие рисунки »

Ребенку показывают «страхи», нарисованные другими детьми, предлагают придумать, чего они боялись и как им можно было бы помочь.

Артем, 9 лет.

— Этот рисунок, наверное, нарисовал мальчик. Он боится чудовищ ужасных с кровищею из ушей и носа.

ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОТКРЫТО ПРОЯВИТЬ РЕАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА

«Превратись в игрушку »

Ребенок выбирает среди маленьких игрушек ту, в которую он хотел или мог бы превратиться, и от ее имени составляет рассказ.

Дима, 10 лет, «превратился в автомобиль».

У него получился эмоциональный рассказ. На вопрос: «А что любит и боится автомобиль?», слегка запинаясь, отвечает: «Он боится подъемного крана, потому что он его поднимает высоко».

«А у тебя в жизни было что-то похожее?»

Дима вспоминает случай в Евпатории, когда дядя на пляже то поднимал, то опускал его в воду. Он шутил, а Диме было очень страшно. Психолог предлагает нарисовать дядю и на рисунке проявить агрессию. Он согласился только нарисовать слишком большие уши, при этом долго смеялся. По-другому проявить агрессию отказался.

2.2.3. Задания на уничтожение страха, преобразование пугающего объекта, ситуации

СИМВОЛИЧЕСКОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ СТРАХА, ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В КОНСТРУКТИВНЫХ ЦЕЛЯХ

«Прогони Бабу Ягу »

Ребенка просят представить, что в стул залезла Баба Яга, необходимо прогнать ее громкими криками и стучанием по стулу пустыми полиэтиленовыми бутылками.

«Сказка звезд »

Ребенку читают сказку. Он рисует к ней иллюстрацию, затем вместе со взрослыми обсуждает ее и рассказывает о своих случаях, когда он мог победить страх.

Эта история произошла на далекой и незнакомой тебе планете.

Если когда-нибудь ты не сможешь усидеть дома, выйдешь на улицу и посмотришь на звездное небо, ты обязательно обратишь внимание на эту необычную звезду. Она очень маленькая, но светит необычайно теплым и ярким светом. А если тебе повезет и это будет редкий вечер, когда звезды на небе встанут определенным образом, что случается раз в двадцать лет, ты сможешь прислушаться к разговорам планет, то звезды расскажут тебе эту историю.

На той планете, которая находится так далеко от нас, жил Мальчик. Звали этого Мальчика так же, как и тебя; он любил играть; как и ты, иногда смотрел на звездное небо. Да-да! Теперь я вижу, что и внешне он был похож на тебя: те же волосы, такой же нос, такая же улыбка. И больше всего он любил, да ты же лучше меня знаешь, что же больше всего на свете любил Мальчик.

Но одна печаль была в жизни Мальчика: каждый вечер, ложась спать, он просил свою маму не выключать свет в комнате. Мама свет не выключала, желала сыну спокойной ночи и уходила, а Мальчик оставался один. У него был секрет — Мальчик боялся темноты. Он не был трусом и всегда защищал слабых, но в темноте страх грозился, пугал, заставлял дрожать Мальчика. Все бы так и осталось, как было, но однажды вечером…

Однажды вечером Мальчик лежал на кровати и смотрел на свет от лампы. Глаза его слипались, он засыпал. Но вдруг в углу кто-то зашевелился. Мальчик вздрогнул и открыл глаза. В углу он увидел чью-то тень. В комнате было светло, поэтому Мальчик не испугался. Он встал с кровати и подошел посмотреть, кто это в углу. И что же он увидел? Это был маленький гномик. Да-да! На той планете в каждом доме жил свой гном, который охранял дом от мышей и наводил по ночам в доме порядок. Это был веселый народец, но гном, который сидел в углу комнаты, был очень несчастным и рассказал Мальчику страшную историю о том, что злой волшебник Страх захватил страну гномов-рудокопов (дальних родственников домашних гномов) и превратил в своих рабов.

Жаль стало Мальчику несчастных, решил он им помочь, победить злого волшебника. Для этого надо было спуститься в глубокое подземелье. Это подземелье было самое темное и самое страшное. Страшнее и темнее, чем ты можешь себе представить. Самые страшные страхи и кошмарные ужасы поджидали его на пути. Но как бы ни было страшно, Мальчик помнил, что только он может спасти страну гномов.

В конце пути его ждало самое страшное испытание. Злой волшебник был ужасен. Если ты представишь себе самое страшное чудовище, оно будет в 10 раз красивее злого волшебника Страха.

Сердце дрогнуло в груди у Мальчика, но он вспомнил несчастного гнома, сжал кулаки, громко-громко крикнул в лицо волшебнику:

«Раз, два, три, четыре!

Не один я в этом мире!

Я со страхом поборюсь,

Темноты я не боюсь!»

И удивительное дело, услышав эти слова, злой волшебник скрючился, упал и растаял.

Темное подземелье озарил яркий свет. Тысячи светлячков вспыхнули под сводами подземелья, и стало светло как днем. Тысячи освобожденных гномов благодарили Мальчика за спасение и наградили его веточкой цветущей вишни, сделанной из серебра. У Мальчика от счастья закружилась голова, и он проснулся.

«Это был всего лишь сон», — решил Мальчик и оглянулся вокруг. На подушке лежала живая веточка вишни. С тех пор Мальчик не просил маму оставлять свет на ночь. Он победил свой страх.

Если когда-нибудь ты не сможешь усидеть дома, выйдешь на улицу и посмотришь на звездное небо, ты обязательно обратишь внимание на особенную звезду. На этой звезде Мальчик победил свой страх.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ С ОБЪЕКТАМИ СТРАХА

«Азбука страхов »

Ребенку предлагают нарисовать страшных персонажей и расположить их в виде книжечки в алфавитном порядке, например, Б — Баба Яга, Г — гадина, Д — Дракула и т. п. Работа обычно проводится в течение нескольких занятий. После каждого рисунка ребенок превращается на какое-то время в очередного злодея и пугает взрослого.

Семен, 7 лет, просит разрешения закончить задание дома, а затем через некоторое время приносит тщательно выполненную книжечку.

«Страшные маски »

Ребенок и ведущий по очереди надевают страшные маски и пугают друг друга. Пугаться необходимо как можно громче. Можно, кроме масок, использовать черную ткань, в нее заворачивается пугающий. Если пугает ведущий, ребенка стимулируют, чтобы он при помощи диванных подушек начал отбиваться, а затем обязательно побеждал страшилище. При повторах можно предложить ребенку пожалеть побежденного, а затем с ним подружиться. (Необходимы резиновые маски страшных персонажей.)

Сережа, 7 лет.

— Больше всего мне нравится побеждать. Ведь правда я победитель?

«Красивый рассказ про страшное »

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ СТРАХА

Ребенку предлагают не просто сочинить рассказ о чем-либо страшном, но и рассказать его грамотно и красиво. Для этого он составляет рассказ по частям. Каждая часть записывается на диктофон, затем ребенок прослушивает ее, находит свои речевые ошибки, записывает на диктофон снова (необходим диктофон).

«Девочка с мишкой »

Ребенку читают сказку, он выполняет иллюстрацию к ней, после чего проводится обсуждение сказки.

Жила-была девочка Света в самом обычном городе, и были у нее самые обычные мама и папа. У Светы было много красивых игрушек, но особенно ей нравился маленький плюшевый мишка, которому она заменяла маму и пела ему песенки, убаюкивая его. Перед сном мама Светы рассказывала ей на ночь сказки и уходила, поцеловав дочку и пожелав ей «спокойной ночи».

Как только гас свет, Света накрывалась одеялом с головой, сильно зажмуривалась и старалась уснуть, прижимая к себе мишку. Под одеялом было душно и жарко, но выглянуть из-под него Света боялась. Ей казалось, что вокруг нее пляшут страшные, зловещие чудовища, которые длинными ручищами поймают ее и будут мучить. Если уснуть не удавалось, то девочка начинала кричать и плакать, зовя маму. Приходила мама, включала свет, прижимала Свету к себе, убаюкивала ее, и девочка засыпала, спокойная и уверенная, что мама рядом с ней и всегда сможет защитить ее. Но однажды случилось так, что мама с папой должны были пойти в гости. Прежде чем уйти, мама рассказала девочке сказку, убедилась, что она спит, и, спокойная, погасила свет в комнате.

Неожиданно ночью Света проснулась, увидела, что вокруг нее темнота. Сердце ее сильно забилось, и слезы сами собой покатились из глаз; она попыталась позвать маму и поняла, что ее нет дома. Ей стало еще страшнее! Света подумала, что можно включить свет, но надо было встать и сделать несколько шагов, нет… от самой этой мысли мурашки бежали по коже… Света заплакала еще сильнее, сжалась вся в маленький комочек, натянула на себя одеяло. Но тут она вдруг почувствовала, что плачет не одна, что кто-то еще всхлипывает рядом с ней.

Девочка притихла, вылезла из-под одеяла. Это был плюшевый мишка, из глаз которого, точно росинки, капали слезы.

— Ты тоже плачешь, ты тоже боишься темноты и этих страшных… которые вокруг нас? Ничего, я помогу тебе, я не дам им тебя в обиду. Я буду рядом с тобой. Сейчас я расскажу тебе сказку, а ты вытри слезы, закрой глазки и постарайся уснуть.

Света уложила мишку, совсем как это делала мама, накрыла его одеялом и начала тихо петь колыбельную. Затем рассказала одну из тех сказок, которые обычно рассказывала мама.

В это время мама и папа вернулись. Папа услышал шепот в комнате дочери, он приоткрыл дверь и увидел Свету, которая сидела на кровати и что-то говорила.

— Света, ты почему не спишь? Я включу свет, если тебе страшно…

— Нет, папочка, тише! Ты разбудишь мишку — это ему было страшно. Он сильно плакал, и я ему рассказала сказку. А теперь он спит и ничего не боится. И мне уже давно пора спать, спокойной ночи…

«Темноландия »

Ребенку читают сказку, он выполняет иллюстрацию к ней, затем сказку обсуждают.

Жил один маленький мальчик, очень похожий на тебя. Он ужасно боялся темноты, никогда не выключал свет на ночь, старался не оставаться один в темной комнате. Когда его родители находились в другой комнате, он сразу же бежал к ним комнату, лишь бы не оставаться одному.

Однажды, когда он заснул, ему приснился удивительный, яркий, красочный сон. А когда мальчик проснулся, то даже усомнился, сон ли это был, так четко отложились образы в его сознании… Он очень хорошо помнил, что закрывал глаза при свете, а сейчас, когда он их открыл, было темно. «Наверное, мама выключила свет», — подумал мальчик и увидел рядом с собой маленького челове

Наши рекомендации