Тренинг уверенного поведения
Программа разработана для воспитанников детского дома или находящихся в воспитательных учреждениях, но при небольших изменениях может использоваться с любыми подростками.
В этом тренинге соединены две задачи: формирование цивилизованных форм отстаивания своих прав и приемы уверенного поведения. Эти два типа поведения и отношения связаны и составляют альтернативу более привычному агрессивному и провокативному поведению подростка из детского дома или из мест лишения свободы. Основная идея тренинга — расположить подростка вести себя в неоднозначных ситуациях оптимально, т.е. тренер сосредоточивается на том, что агрессивное поведение не столь плохо, сколь неэффективно. Такая постановка вопроса позволяет уйти от оценок «хорошо — плохо себя вести» и перейти к более убедительным для подростка доводам: добиваешься цели или нет.
УПРАЖНЕНИЯ И БЕСЕДЫ
Беседа 1. ВВЕДЕНИЕ В ТРЕНИНГ
Что значит вести себя уверенно? Можно ли стать уверенным в себе, если до этого вы не чувствовали в себе никаких способностей? Да и способность ли это — уверенное поведение? Наверное, вы часто слышите это как пожелание «ли порицание: «Перестань стесняться, веди себя увереннее», «Где твое чувство собственного достоинства, будь увереннее», «Не нужно так сомневаться. Ты что, какой-то неуверенный в себе маменькин сынок?!» В слово уверенность вкладывается так много смыслов, что психологи часто используют другое слово для обозначения уверенного поведения — ассертивность (от англ. assertive — отстаивающий свою точку зрения, напористый, защищающий свои права). Ниже приведен пример ситуации, в которой вести себя уверенно сложно.
Ситуация-пример. В класс, где вы учитесь, пришел новенький. Он не кажется вам ни высокомерным, ни занудливым, но ваш приятель подбивает вас показать новенькому, «где его место, чтобы не задавался». На ваше сопротивление приятель спрашивает: «Ты что, больше не хочешь и мной общаться?» Ваши действия.
1. Резко оборвать приятеля: «Ты мне тут не угрожай, я сам себе хозяин».
2.Напомнить приятелю о том, в чем он от вас зависит «Ну, это ты выступаешь до первой контрольной по физике».
3. Высказать свое мнение: «Без меня найдутся те, кто его доведет. Я не хочу пользоваться уязвимостью другого, чтобы самоутвердиться».
4.Поразмыслив, прийти к выводу, что с этим приятелем вы дружите много лет, и из-за какого-то новенького не стоит ссориться со старинным другом.
Вместо уверенного поведения люди могут вести себя агрессивно. Первый из вариантов ответа как раз и описывает такое поведение, когда человек использует силу и напор при отстаивании своей точки зрения. Опыт показывает, что агрессивная реакция — первая, которая приходит человеку в голову. Ее последствия непредсказуемы: другой может пойти на еще более жесткую агрессию (например, физическую) или он испугается, но отношения будут безнадежно испорчены. Агрессивная реакция действует как бумеранг - рано или поздно любой агрессор сталкивается с тем, и оказывается сильнее и агрессивнее его.
Вторая реакция — тоже распространенная замена уверенного поведения, ее называют манипулятивной, когда человек знает «слабые» места другого и умеет «надавить» на них так, чтобы другой вел себя в соответствии с ожиданиями. Все манипуляции направлены на подтверждение собственной значимости: «Я хороший (выдержанный, умный, успешный), а ты плохой (без тормозов, недалекий, невезучий)». Чем же плохи манипуляции? В первую очередь тем, что вместо решения реальной проблемы (в данном случае разрешения противоречий между вами и другом) решает совсем другая задача (кто в отношениях более авторитетен). Часто манипуляции и реализуются для того, чтобы уйти от решения задачи, которая кажется сложной, требующей признания своих слабостей и т.д.
Четвертый ответ отражает реакцию, противоположную агрессии, — уход. Чем же опасно поведение, которое часто называют избеганием? В первую очередь тем, что человек не приобретает опыта отстаивания своих интересов и точки зрения, а значит, легко может стать объектом чьей-то манипуляции. Такого человека могут использовать, а он, боясь показаться невежливым, недобрым, будет бояться сказать «нет».
Из приведенных четырех вариантов поведения уверенным является третий. Данный ответ объясняет ваше поведение и не задевает другого, оставляя ему шанс вести себя иначе. В этом и состоит уверенное поведение — остаться при своем мнении, но не давить на других, вести себя так, чтобы уважали, но не боялись. Конечно, не во всех ситуациях можно вести себя именно так — свобода во многом потому и свобода, что предоставляет возможность выбирать поведение.
Подумайте, как вы ведете себя чаще всего: агрессивно, уверенно, уходите из ситуации или манипулируете другими? А теперь ответьте на вопросы небольшого теста. Выбирайте один вариант ответа, который подходит вам больше всего и кажется самым лучшим (хотя, вы, может быть, и не всегда ведете себя так, как хотели бы).
Ситуация 1. Вы сидите в автобусе. Входит пожилая женщина и начинает, глядя на вас, говорить примерно следующее: «Вот молодежь пошла, никакого уважения к старым. Ни места не уступят, ни работать не умеют».
Ваше поведение.
1. Уступить место и уйти подальше от этой женщины.
2. Продолжать сидеть — бабушка сама виновата, могла бы попросить, я бы уступил, а не хамил.
3. Сказать, вставая: «Бабушка, ну не все такие».
4. Обратиться к рядом сидящему: «Вечно им больше всех надо».
Ситуация 2. Вы разговариваете со своим приятелем о том, то боитесь (например, контрольной, выволочки родителей за что-то, риска не найти работу и т.д.). Спрашиваете приятеля о том, боится ли он чего-то и как ведет себя в таких случаях. В ответ приятель говорит, что боятся таких вещей только лохи. Ваше поведение.
1. «Кто лох, я?» — Дать приятелю так, чтобы потом и не думал намекать на какие-то ваши проблемы.
2. Постараться узнать, почему ваш приятель так о вас думает, и впредь стараться не попадать впросак.
3. Напомнить приятелю, как он трясся, стоя перед кабинетом стоматолога.
4. «Страх и трусость — разные вещи. Только как раз дураки и не боятся».
Ситуация 3. Вы одолжили своему знакомому деньги (какую-то вещь). Время идет, а приятель и не вспоминаете том, что должен.
Ваше поведение.
1. Не слушая никаких оправданий, требовать вернуть долг немедленно, упрямо и не уходя.
2.Пригрозить, что если долг не будет возвращен в ближайшие дни, приятелю достанется.
3. Сказать, что если долг не будет возвращен, никакой другой помощи приятель от вас не получит, а при удобном случае отказать этому человеку, сказав, что помните, как тот возвращал вам долг.
4.Терпеливо ждать, что приятель вспомнит о долге.
Ситуация 4. Ваш преподаватель (начальник, наставник) при других довольно жестко вас оценивает: «Такой... работы давно не видел, так и обезьяна смогла бы». Ваше поведение.
1. Сказать, что как учили, так и сделал.
2. «Возможно, я не справился, мне нужна помощь...»
3. «Вы правы, я действительно не очень способный».
4.Сослаться на то, что лучшего качества вы ни у кого» не видели.
Посчитайте, сколько вариантов ответа вы даете, подумайте, в какой ситуации уверенное поведение дастся вам тяжелее всего. Чем вы можете это объяснить
Ключ к тесту | ||||
Тип поведения | Ситуация | Ситуация | Ситуация | Ситуация 4 |
Агрессивное | ||||
Манипулятивное | ||||
Уход | ||||
Уверенное |
Рекомендации по проведению беседы 1.Эта беседа решает две задачи: диагностики того, насколько подросток расположен к формированию уверенного поведения, и мотивации подростка к участию в этой серии занятий. Показателем заинтересованности подростка становится стремление разобраться в том, почему какие-то варианты поведения менее эффективны, а какие-то более. Упорное отстаивание подростком эффективности агрессивного поведения свидетельствует о том, что ему будет очень тяжело участвовать в тренинге.
При обработке теста обратите внимание на то, как расходятся данные между обычным и желаемым поведением. Апробация тренинга показала, что часто и в рамках желаемого поведения подростки из закрытых учреждений не выбирают уверенное поведение. Те, кто не относится к статусным группам, выбирают агрессивное поведение в качестве желаемого. А те, кто имеет неформально низкий статус, часто выбирают уход, поскольку не всегда в реальности могут уйти из неприятной и травмирующей для них ситуации. Важно сделать акцент на том, что поведение, которое помогает безопасности и успеху в детском доме и семье, может быть разным. Предложите подростку, который и в качестве желаемых ответов выбирает тот или иной вариант неуверенного поведения, ответить на вопросы с точек зрения детского дома и семьи. Пусть он сам почувствует разницу между тем, то приемлемо и что неприемлемо в поведении.
Рекомендации к беседам2, 3, 4. Беседы построены по одному принципу: обсуждение причин провоцирующего поведения со стороны других, разбор разных вариантов повеления и их последствий, а затем закрепление навыка уверенного поведения на сходных ситуациях.
Беседа 2. ЧТО ТАКОЕ МАНИПУЛЯЦИИ
Апробация тренинга показала, что многие подростки проявляют самый живой интерес к проблеме психологической манипуляции. По сути, их социальный опыт перенасыщен манипулированием как с их стороны, так и со стороны других людей по отношению к ним. Ниже приведено краткое описание проблемы манипуляции. Возможно, оно будет интересно и вам и подростку.
Манипулятивное взаимодействие состоит в использовании чувств и слабостей другого человека для получения выгоды (причем выгоды в самом широком смысле, например, даже психологической). Психологическая выгода состоит и в том, чтобы не делать усилий над собой, не работать над своим совершенствованием. Например, неуверенному в себе начальнику легче брать на себя весь объем работы, чем делегировать работу своим подчиненным, которых он регулярно обвиняет в несостоятельности.
Как можно распознать манипуляции? Одна из наиболее распространенных манипуляций — «Диктатор» – совершается в четыре шага. На первом шагу манипулятор убеждает другого человека в его исключительной работоспособности, необычайных профессиональных и личностных качествах. На втором — этому человеку поручается значительный объем работы. На третьем — после исполнения работы руководитель придирается к какой-то мелочи в провокативной, грубой форме. Когда подчиненный реагирует эмоционально и несдержанно (чего и добивается манипулятор), манипулятор завершает манипуляцию словами: «Ко всем вашим недостаткам вы еще и истеричка (хам, невоспитанный, плебей и т.д.)!» Цель манипулятора — убедиться в несостоятельности достойных людей и тем самым подтвердить себе, что только самому себе можно доверять в полной мере.
Как предотвратить манипуляцию «Диктатора»? Подумайте, почему вы верите людям, которые говорят вам о ваших необычных качествах? Зачем вам это нужно, если на собственном опыте вы убедились, что люди не хвалят других просто так? Итак, вы можете предотвратить манипуляцию на первом шагу, сказав, что ничем не отличаетесь от других, более того, у вас масса недостатков, например... и т.д. Если вы не сумели остановить «Диктатора» на первом шагу, составляйте отчет о своей деятельности, начиная с недостатков вашей работы, таким образом, вы лишите «Диктатора» возможности упрекнуть вас в чем-либо, спрашивайте у него совета, как в следующий раз предотвратить такие ошибки. Наконец, если «Диктатор» начинает придираться к мелочам, но в основном работа выполнена вами успешно, согласитесь, что не предусмотрели всех мелочей и надеетесь на опыт вашего босса, который даст ценные указания и рекомендаций. Помните, что у каждого «Диктатора» есть шанс стать напористым лидером и избавиться от своих манипулятивных привычек. Попросите подростка привести примеры поведения в духе «Диктатора» — скорее всего он сталкивался с таким поведением не один раз.
Другая распространенная манипуляция — это контроль из роли «Жертвы». Манипуляция «Жертвы» осуществляется в три шага. На первом этапе манипулятор вынуждает других давать советы и оказывать помощь. Жалостливый вид «Жертвы» располагает другого человека сразу установить короткую дистанцию в общении. На втором — помощь признается неэффективной или требуется столько помощи, сколько не может оказать другой человек. Жертва «Жертвы» инстинктивно отдаляется от манипулятора, в этот момент (3-й шаг) он выносит свой приговор: «Вы такой же, как все — наобещаете всего-всего и в кусты!» или «Что ж, я так и знал, моим проблемам нельзя помочь!» Психологическая выгода «Жертвы» велика и многообразна: она получает помощь (за нее делают то, что делать ей не хочется), она убеждается в том, что с ее проблемами нельзя справиться, а это звучит как разрешение ничего не делать и впредь. В повседневной жизни «Жертва» всегда дает почувствовать ту цену, которая она платит за других: «Что же, веселитесь, я потерплю!», «Чтобы тебе было хорошо, я готов на все!» Вместо просьбы о реальной помощи «Жертва» либо завышает требования, либо публично отказывается от помощи, поскольку унизительно просить о том, на что имеешь право.
Предотвратить манипуляцию «Жертвы» трудно, но возможно. Уже на первом шагу манипуляции вы можете сказать «Нет» или ограничить аппетиты «Жертвы». Если вам трудно это сделать, задайте себе вопросы. Почему вы проявляете инициативу в установлении контакта с тем, кто ищет помощь? Почему вы «ловитесь» на несчастье других? Говорите «Жертве» о своих чувствах, что вы сердитесь, что вас не устраивают эти требования, что вам не по себе от обилия просьб, жалоб и т.д. Говорите ей и о том, что для решения проблемы в первую очередь требуются ее усилия, а уже потом усилия других людей. Актуализация манипулятора «Жертвы» требует осознания самим человеком того, что он пользуется другими людьми и отказ от роли «Жертвы».
Еще одна манипуляция — это так называемая «Пила». «Пила» осуществляет свою манипуляцию в два шага. Она сажает другого человека «на крючок» условной любви: «Я полюблю вас (одобрю вас, повышу в звании), если вы сделаете...». Затем тот, кем манипулируют, старается сделать все, что требует «Пила», но она не замечает его усилий, и, если человек пробует обратить на себя внимание, «Пила» отвечает: «Делайте свое дело и не требуйте благодарности!» Тема благодарности — одна из самых значимых для «Пилы». Она не прощает тех, кто не оказывает ей знаков внимания, но сама редко благодарит других (точнее, никогда). Одно из действенных средств манипуляции «Пилы» — постоянное сомнение в искренности и преданности другого, понуждение доказывать свою искренность, преданность, трудолюбие и т.д.
Как справиться с «Пилой»? Для начала задайте себе вопросы. Что вас заставляет искать одобрения людей, которые вас используют? Можете ли вы обходиться без мнения других, насколько вы состоятельны в оценке собственной деятельности? Если вы не можете дождаться оценки своей деятельности, говорите о собственных удачах и неудачах сами, просите «Пилу» дать вам совет, поделиться опытом. Провоцируйте на оценку ваших действий, пусть даже не позитивную. Ведь потом у вас будет шанс сказать: «Как что-то плохое — так сразу отмечаете, а как что-то хорошее — так молчите! Это против всяких правил развития мотивации персонала».
Часто в паре с «Пилой» взаимодействует еще один тип манипулятора «Тряпка» («Загнанная домохозяйка»). Последняя осуществляет свою манипуляцию в два шага: на первом — она берет на себя очень много обязательств, а когда перестает справляться с нагрузкой (второй шаг), «круто» выходит из игры (посредством психосоматического заболевания, нервного срыва, крупной ссоры с окружающими). Цель «Тряпки» — на время разгрузиться, чтобы затем взяться за изнашивание себя с еще большим рвением. «Тряпка» доказывает другим, что она может все и что без нее другие не обойдутся. Одной из причин формирования этой манипуляции становится неуверенность человека в собственной ценности. Люди, взаимодействующие с «Тряпкой», чувствуют свою неловкость и вину перед манипулятором, что дает ей право регулярно напоминать о собственной значимости и зависимости других от ее активности. Остановить манипуляцию можно одним способом — перестать пользоваться услугами «Тряпки», не демонстрируя своей независимости, но сведя прием помощи к минимуму. Манипуляция «Тряпки» может быть преобразована в настоящую альтруистическую заботу, если она перестанет воспринимать свою заботу о других как плату за их внимание и любовь.
Еще одним распространенным типом манипуляции становится манипуляция «Калькулятор», осуществляемая в два шага. На первом этапе «Калькулятор» совершает провокативные действия, которые вызывают у человека яркую эмоциональную реакцию. После этого (на втором этапе) он налагает на чувства человека запрет: «Стоит ли из такой мелочи раздувать скандал...», «Я бы на вашем месте не обиделся...», «Что вы так волнуетесь, волнение вредно для здоровья...». «Калькулятор» сам боится многих чувств и стремится доказать себе, что проявление эмоций — удел слабых людей, особенно он нетерпим к отрицательным эмоциям: горю, гневу, обиде. Однако может стремиться «гасить» и положительные чувства. Излюбленная позиция «Калькулятора» — «Нужно быть рациональным», а отрицательная оценка обычно сводится к тому, что совершенное действие невыгодно (нерационально).
Одна из наиболее адекватных реакций — отстаивание своего права на чувства. Привыкните к мысли, что нет хороших и плохих чувств, есть адекватные и неадекватные действия и мысли. Ваши чувства — естественная реакция на события, показатель вашего отношения и состояния. «Калькулятор» может вовлечь вас в манипуляцию, только если вы не доверяете своим эмоциям, интуиции и опыту. Говорите себе, а если необходимо, и другим о том, что не стоит стесняться эмоций.
Один из наиболее «коварных» типов манипуляции — «Хороший парень». Эта манипуляция осуществляется в два шага, хотя между ними может быть значительный промежуток времени. На первом этапе совершенно бескорыстно «Хороший парень» оказывает вам мелкие услуги, привязывает вас к себе комплиментами, восхищением вашими способностями. Когда вы привыкаете к «Хорошему парню», он «выставляет счет»: просит об услуге (второй этап), осуществление которой будет вам довольно дорого стоить. Ваш отказ, в силу сложившихся обстоятельств, будет воспринят как стремление прервать отношения. Ваше согласие повлечет за собой довольно серьезные нагрузки, которые, скорее всего, вынудят вас отказаться от помощи «Хорошему парню». Предотвратить его манипуляцию довольно сложно, поскольку поведение «Хорошего парня» почти ничем не отличается от дружбы. Однако задумайтесь и над тем, почему «Хороший парень» выбирает именно вас? Может быть, вы располагаете его надеяться на то, что не сумеете вовремя сказать «Нет»? Научитесь говорить «Нет», объясняя свою позицию и декларируя право на отказ.
В поведении одного человека может соединяться несколько манипуляций. Так, «Пила» легко переходит к тактике «Диктатора», а «Диктатор» к манипуляции «Жертвы». Коммуникативная грамотность участника команды состоит не только в том, чтобы распознавать и предупреждать манипуляции со стороны других людей, но и контролировать свое поведение, не допускать манипуляции со своей стороны.
Часто возникает вопрос, почему люди манипулируют? Одна из причин — подмена конструктивных чувств неконструктивными. Конструктивные чувства не всегда бывают положительными. Такие переживания, как гнев и горе, дают много пищи для развития души и ума. Конструктивные чувства характеризуются искренностью и спонтанностью выражения, они содействуют взрослению человека, формированию его самостоятельности. Деструктивные чувства — уход от решения задачи взросления и формирования собственной позиции.
Одно из самых сильных конструктивных чувств — любовь (сопереживание, альтруистическая привязанность к другому). Неконструктивная замена любви — чувство вины, переживание своей несостоятельности в отношении другого человека и стремление исправить «ошибки» отношения. Вместо типичных для любовных отношений терминов «хочу помочь», «стремлюсь к доверию», «взаимная поддержка» чувство вины вносит свой словарь в отношения людей: «я должен», «пусть уж лучше я», «промолчу, чтобы другим было хорошо» и т.д. Вина, которая буквально давит на человека, вынуждает его вести себя то кающимся грешником («я тебе всю жизнь испортил»), то обвинителем («ты мне всю жизнь испортила»). Аналогично можно привести примеры замены позитивного чувства на деструктивное: гнев на ненависть, горя на утрату, страх на тревогу и т.д.
Беседа 3. КАК УВЕРЕННО ВЕСТИ СЕБЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Ситуация 1. Имею право – иди ты... Эта ситуация встречается часто – в магазинах, общественном транспорте, самых разных учреждениях, т.е. там, где вы выступаете в роли покупателя, клиента, просителя, иными словами, потребителя каких-либо благ и прав. Тот, кто стоит за прилавком, берет ваши справки, обслуживает вас в поликлинике или учебном заведении, не должен вести себя агрессивно, манипулятивно, однако вы знаете на своем опыте, что хамство и наглость – частый вариант поведения. Как же себя вести, если с вами поступают следующим образом?
Скептически: Ну-ка, что тут у тебя может быть? Ты сам-то кто?
Провокативно: На что ты рассчитываешь, ты же еще не взрослый? Ты бы со своими двойками вообще молчал.
Недоверчиво: «Интересно, что у тебя были за родственники, что ты оказался в детском доме? А почему ты решил, что тебе должны помогать? Из детского дома ангелочком не выйдешь.
Конечно, при таком обидном и несправедливом отношении очень хочется показать обидчику, чего он стоит, или напугать его, или съязвить, или гордо хлопнуть дверью. Но все три варианта поведения не приведут к достижению цели: оформлению и получению документов, полноценному информированию и т.д. Ваша агрессия или ироничность только убедят этих людей в том, что вы пропащий для нормальной жизни человек.
Как же себя вести? В общественных местах самая лучшая тактика поведения «долгоиграющая пластинка»: вам «про Фому», а вы про то, что вам нужно. Чиновник говорит, что не знает, как вам помочь, а вы уверены, что по закону именно в этом ведомстве вам должны оказать помощь. Спрашивайте его, кто знает. Он начинает давать вам нелестные оценки, вы продолжаете настаивать на своем: «Мне нужно получить справку (направление). Где я могу это сделать? Если вы не знаете, к кому мне обратиться?» Он, возможно, действительно не знает (но не хочет признаваться), он не хочет возиться, он может не хотеть оказать вам помощь по разным причинам, хотя и обязан. Помните, что ваша цель получить помощь, а не самоутвердиться. Попробуйте один раз не сорваться на агрессию или грубую шутку. После этого человек и начинает чувствовать свое достоинство. Итак, вы обращаетесь в службы и ведомства.
• Заранее сформулируйте свои вопросы.
• Подумайте, каким тоном вы будете спрашивать, какое впечатление собираетесь произвести.
• Поставьте перед собой задачу – сохранить самообладание и вежливость, показать другим, что вы можете управлять своим поведением и эмоциями.
• Соберите информацию о том, что подтверждает ваше право: статьи закона, распоряжения, возможно, газетные вырезки и т.д. Будьте готовы доказывать свою точку зрения.
Ситуации для разбора
Ситуация 1а. Вы пришли в учебное заведение, чтобы узнать, как можно поступить, какие подготовительные курсы существуют и т.д. Человек говорит, что конкурс в заведение очень серьезный, что сюда поступают солидные люди, и смотрит на вас с недоверием. Ваше поведение?
Ситуация 16. Вы приходите в Центр Социального Обслуживания за справкой для получения материальной помощи. Специалист Центра говорит, что и без таких, как вы, полно тех, кто нуждается в помощи. Вы отвечаете ему, что имеете на это право. Он заявляет, что у таких, как вы, прав нет.
В заключение попросите подростка вспомнить похожие ситуации. Они всегда могут его подстерегать.
Беседа 4. РАБОТАЕМ С КРИВЫМ ЗЕРКАЛОМ
Ситуация 2. Хочу жить по-другому — пятно на всю жизнь...
Эта ситуация часто встречается как во взаимодействии с близкими людьми, так и просто со знакомыми. Состоит она в том, что когда вы не соглашаетесь с кем-то, отказываетесь от чего-то, ваше поведение зачастую объясняют тем, что вы были в детском доме. Например, кто-то из семьи предлагает вам помочь ему с домашними делами прямо сейчас, а у вас другие планы. Когда вы говорите, что сейчас заняты, вам в ответ могут сказать: «После детского дома решил побездельничать?» или «Это в детском доме тебя научили не уважать семью?» Такое поведение родственников сравнимо с кривым зеркалом, в котором недостатки отражаются в преувеличенном виде, а достоинства незаметны.
То, что вы были в детском доме, может использоваться людьми как палка-погонялка для вас. Вы можете обидеться: «От вас такого не ожидал», «Не нравлюсь вам, ну и уйду». Можете нахамить и надерзить, т.е. уйти в агрессию: «Я попал туда не по своей воле — меня так воспитали». Все эти варианты только накаляют обстановку. Давайте для начала разберемся, означает ли такое поведение ваших близких и знакомых, что они вас не любят, не хотят общаться и т.п. Конечно, нет — люди нередко напоминают другому о его слабостях (а ваше пребывание в детском доме, по мнению многих, ваша слабость), потому что не знают, как по-другому расположить вас что-то делать. Иногда люди искренне верят в то, что, напоминая вам о слабостях в такой манере, они помогают от них избавиться. Как же себя вести в такой ситуации? В первую очередь подумайте, как вы сами относитесь к тому, что вы воспитывались в детском доме. Найдите несколько слов, которые лучше всего показывают ваше отношение и переживание: вам стыдно, больно, вы и хотели бы забыть, но знаете, что не получится. Научитесь говорить об этом чувстве и отношении своим близким и друзьям. Подумайте, как сказать своим знакомым, что их напоминание не приведет к желаемому результату, но скажите это без агрессии: «Я помню, что был в детском доме. Наверное, вам это так же неприятно вспоминать, как и мне. Тогда дайте мне шанс понять, что вы меня любите и не "тыкайте" все время в это прошлое».
Помните, что люди могут манипулировать вами из-за того, что они теряются и не знают, как себя вести. Допустите мысль, что вы можете быть не правы — или по форме, или по содержанию. Умейте признать свою ошибку так, чтобы у другого не осталось никакого желания злорадствовать по этому поводу.
Ситуации для разбора
Ситуация 2а. Один из ваших родственников начинает настаивать на том, что вам лучше учиться именно по этой специальности, хотя вы хотите продолжать образование по другому профилю. Когда вы отвечаете, что хотите заниматься другим, он говорит, что вам особенно выбирать не приходится, и многозначительно замолкает.
Ситуация 26. Ваш сосед (соседка) просит помочь ему в одном деле (ремонт машины, поездка на дачу и т.д.), вы не против, но в данный момент заняты. В ответ ваш знакомый говорит, что не так много у вас друзей, чтобы ими разбрасываться.
Рекомендации тренеру. В ходе этой беседы вы столкнетесь с такой проблемой, как условная и безусловная любовь (если речь идет о семейном подростке) и манипуляции со стороны других, достаточно близких подростку людей. Поэтому важно отделить манипуляцию, любовь (привязанность), обиду. Иными словами, показать подростку, что даже любящие люди могут вести себя не всегда корректно, что не означает, что они вас не любят, но и не означает, что вы должны им уступать. Было бы хорошо использовать фильм «Форест Гамп», в котором главный герой постоянно сталкивается с ситуацией умаления его способностей, но при этом отстаивает свое право добиваться желаемого.
Беседа 5. ДАВЛЕНИЕ СРЕДЫ
Ситуация 3. Хочу жить правильно. Ты что, маменькин сынок?..Часто после ухода из детского дома человек не хочет общаться с теми, кто может вовлечь его в «неправильную» жизнь. Но это не легко. Какие же приемы будут использовать ваши «бывшие» знакомые, чтобы втянуть в свой круг? В первую очередь угрозы. Конечно, одними словами и поведением от угроз вы не избавитесь, нужны и действия. И тем не менее важно показать, что вы не выходите из себя от того, что вам угрожают. Постарайтесь как можно меньше взаимодействовать: не угрожайте в ответ, не стремитесь убедить в обратном, что нужно жить по-другому, не старайтесь объяснить, что останетесь другом и т.д. Выйдите из контакта как можно быстрее. Если вас провоцируют вступить в объяснение, говорите, что вы так решили («Это мое решение») и не вдавайтесь ни в какие длительные объяснения. Ни слова, ни мимика не должны быть угрожающими или заискивающими, наоборот, будьте уверенны, немногословны и сдержанны.
Еще один прием давления на вас — постоянное напоминание о том, что вы ведете себя не как взрослый или не как настоящий мужчина (взрослая женщина): «держитесь за юбку», «ходите на задних лапках» и т.д. «Взрослое» поведение, которое вам навязывается, скорее всего, не такое уж и взрослое. Наилучшее поведение для вас в этой ситуации - мягкий уход, без объяснений. «Я считаю, что так будет для меня лучше». Если кто-то спрашивает вас, не считаете ли вы, что они живут не так, не вдавайтесь в оценки, каждый выбирает свой путь и сам за него потом отвечает. Просто скажите, что вы можете судить только о себе.
Ситуации для разбора
Ситуация 3а. В компании знакомых вам предлагают выпить, хотя вы знаете, что вам или не стоит пить вовсе, или не стоит пить больше того, что вы выпили. Вы вежливо отказываетесь, а вам говорят: «Расслабься, мамы рядом нет».
Ситуация 36. Вам предлагают нелегальную работу и хотя не сообщают, что дело «пахнет» криминалом, вы это чувствуете. Когда вы осторожно отказываетесь, вам говорят: «Думаешь прожить на честные деньги, подачки от начальства, хочешь за ними ходить?..»
ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИНГА
Любое финальное занятие — это подведение итогов и планирование самостоятельной работы. Вы только приблизились к уверенному поведению, т.е. такому, которое позволяет поддерживать добрые отношения с окружающими и не нарушать своих интересов. Уверенное поведение не получается выработать раз и навсегда. В каждой новой ситуации человек сталкивается с необходимостью выработки своею поведения, отстаивания своих интересов. Не всегда это можно сделать быстро, не всегда это можно сделать во всех ситуациях. Помните, что человек имеет право на ошибку, но обязан за нее отвечать. И легко умом понимать, что значит вести себя уверенно, тогда как на практике сдержаться и дать другому право на ошибку очень сложно.
Литература
1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком: Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2005.
2. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005.
3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
4. Гиндин Г. И., Духова О. Б. Социально-психологическая помощь детям-жертвам сексуального насилия в семье. Вологда, 1997.
5. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие: Учебное пособие для студентов и врачей. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2001.
6. Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. — СПб.: Питер, 2001.
7. Дмитриева Т.Б. Профилактика дезадаптации детей-сирот с резидуальной церебрально-органической недостаточностью. — М.: ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, 1998.
8. Защита детей от насилия и жестокого обращения: Рабочая книга / Под ред. Е.Н. Волковой, Т.Н. Балашовой. – Н.Новогород: Изд-во ООО «Папирус», 2004.
9. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. - СПб.: Речь, 2003.
10. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2007.
11. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М. : Эксмо, 2008.
12. Методика и технологии работы социального педагога / Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др.; Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева.-М.: «Академия», 2002.
13. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Этьенна Г. Круга и др. — М.: Весь Мир, 2003.
14. Сафонова Т.Я, Цимбал Е.И. Жестокое обращение с детьми. – М., 1993.
15. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Речь, 2007.
16. Фурманов И.А. Насилие над детьми: сходство и различия психологических последствий// Теоретические и прикладные аспекты кризисной психологии. Мн.,2001.
17. Черепанова Е. М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М.: Академия, 1996.
18. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
19. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям: тренинговые программы – М., 2007.
20. Школьные службы примирения. Методы, исследования , процедуры. Сборник материалов. Составитель и отв. редактор Н.Л.Ханашвили. М.: Фонд «Новая Евразия», 2012.
21. Шостакович Б.В., Ушакова И.М., Потапов С.А. Половые преступления против детей и подростков: Психиатрический аспект. - Ростов н/Д.: Феникс, 1993.