Тренинг модификации поведения

Данная программа рассчитана на организацию коррекционной работы с агрессивными детьми. При ее организации необходимо исходить из особенностей нарушений в той или иной сфере личности ребенка, таких как нравственная нестабильность, слабая совестливость, игнорирование конвенциональных норм в сочетании со слабым самоконтролем, расторможенностью и импульсивностью, с одной стороны, я негативными эмоциональными состояниями, с другой. Более того, необходимо учитывать влияние на поведение подростков некомпетентных поступков родителей и педагогов.

Цель тренинга заключается в поиске альтернативных (соци­ально приемлемых) способов удовлетворения собственных по­требностей подростков и взаимодействия с окружающими.

В ходе тренинга решаются следующие задачи:

— осознание собственных потребностей;

— отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния;

— формирование адекватной самооценки;

— обучение способам целенаправленного поведения, внут­реннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;

— формирование позитивной моральной позиции, жизнен­ных перспектив и планирования будущего.

Предметомкоррекции является не столько собственно агрес­сивное поведение детей, сколько мотивационный, эмоциональ­ный, волевой и нравственный компоненты его регуляции. По­этому техники,используемые в тренинге, в основном направле­ны: на обучение подростков использованию прямого отказа от нежелательного поведения вместо привычных для них способов агрессивного реагирования; обучение оценке социальных ситуа­ций; подкрепление торможения агрессивных стереотипов пове­дения; не подкрепление отклоняющегося поведения и формиро­вание более адаптивных поведенческих паттернов; усиление и расширение продуктивных поведенческих реакций; миними­зацию тревожности.

В программе тренинга применена модельпошагового изме­нения агрессивного поведения:

1 шаг — «Сознавание»: расширение информации о собствен­ной личности и проблеме агрессивного поведения;

2 шаг — «Переоценка собственной личности»: оценка того, что ребенок чувствует и думает о себе и собственном поведении;

3 шаг — «Переоценка окружения»: оценка того, как агрессив­ное поведение ребенка влияет на окружение;

4 шаг — «Внутригрупповая поддержка»: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного по­ведения и его последствий;

5 шаг — «Катарсис»: ощущение и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения;

6 шаг — «Укрепление "Я"»: поиск, выбор и принятие реше­ния действовать, формирование уверенности в способности из­менить поведение;

7 шаг — «Поиск альтернативы»: обсуждение возможных за­мен агрессивному поведению;

8 шаг — «Контроль за стимулами»: избегание стимулов, про­воцирующих агрессивное поведение, или противостояние им;

9 шаг — «Подкрепление»: самопоощрение или поощрение со стороны окружающих за измененное поведение;

10 шаг — «Социализация»: расширение возможностей в социальной жизни в связи с отказом от агрессивного поведения.

Процедура знакомства. Руководитель и члены группы делятся информацией о себе: называют имя и возраст, рассказывают о семье, родителях, друзьях, своих интересах. То­гда же оговаривается способ обращения друг к другу.

Установление правил группы. В этой части работы определяются:

а) регламент встреч (время начала и конца занятий, продолжительность, частота, режим работы группы);

б) групповые нормы;

в) групповые ритуалы (способ приветствия и прощания, ограничения, санкции за опоздание и нарушение групповых норм и пр.).

Регламент встреч сообщается руководителем. Групповые же ритуалы и нормы устанавливаются, во-первых, после обсуждения в группе, во-вторых, после получения, согласия большинства членов группы следовать им. Это важный момент в работе груп­пы, так как обсуждение и принятие групповых ритуалов и норм является первым шагом в формировании у членов группы ответ­ственности за собственные изменения, а также за изменения, происходящие в группе. В противном случае члены группы по­стоянно будут стремиться делегировать или перекладывать от­ветственность на руководителя группы. Тренер должен следить за неукоснительным соблюдением принятых правил. Обычно их несоблюдение пресекается использованием санкций и наказа­ний или групповым обсуждением инцидента.

При использовании санкций и наказаний всегда учитывается принцип ненасилия и уважения личностного достоинства подрост­ков. Поэтому «наказания» используются различные. Например, прочитать стихотворение, рассказать анекдот, спеть песню, стан­цевать, сделать стойку на голове, выполнить серию приседаний.

Сбор информации. Для того чтобы получить перво­начальное представление об ограничениях, затруднениях и про­блемах подростков, проводится обсуждение по трем основным направлениям:

а) что не нравится и что нравится в жизни;

б) что не нравится и что нравится дома;

в) что не нравится и что нравится в школе.

При этом очень важно соблюдать последовательность обсу­ждения — вначале обсуждается негативный опыт, а затем пози­тивный. Это объясняется тем, что подростки с нарушением по­ведения имеют очень сильный потенциал негативного опыта взаимодействия с окружающими: взрослыми, родителями, педа­гогами, инспекторами по делам несовершеннолетних. Обсуждение опыта дает возможность рассказать о собственных переживаниях, с одной стороны, и отреагировать негативные эмоции, с другой. Обсуждение позитивного опыта часто приводит к осознанию того, что не так все плохо, что есть люди, на которых можно по­ложиться, которые могут оказать поддержку, которые понимают и любят.

Корректирующие психологические упраж­нения. Суть и содержание этих упражнений состоит в направленной стимуляции изменений в эмоциональ­ной, волевой, нравственной и поведенческой сферах. Целевая направленность заключается в следующем:

— актуализация «Я-состояний» в прошлом, настоящем и бу­дущем, активизация самосознания;

— актуализация «Я-мотиваций», усиление динамических про­цессов мотивации, активизация процессов мотивации и волевой регуляции;

— проигрывание внутриличностных конфликтов, изучение самоотношения, обучение позитивной оценке и принятие соб­ственных негативных качеств;

— ознакомление с эмоциями, вербальное и невербальное об­щение с чувствами, отреагирование негативного опыта;

— сознавание и выражение собственного отношения к про­блеме агрессивного поведения, научение распознаванию направ­ленности собственных агрессивных импульсов;

— выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и аг­рессивности, отреагирование негативных эмоций;

— распознавание мотивов собственного агрессивного пове­дения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств;

— реконструкция позитивного опыта в прошлом через дет­ские воспоминания и интеграция его с настоящим;

— «построение» будущего через планирование и фантазиро­вание, интеграция его с настоящим.

Психотехнические упражнения, стимулиру­ющие групповую динамику. Суть и содержание этих упражнений состоит в оптимизации внутригрупповых связей, структуры группы, взаимоотношений с руко­водителем. Целевая направленность заключается в следующем:

— включение участников тренинга в групповой процесс, оптимизация интеграционных процессов, изучение структуры группы;

— формирование навыков оказания друг другу эмоциональ­ной поддержки, стабилизация самооценки в эмоционально на­пряженных ситуациях личностно-ролевой дифференциации, оп­тимизация структуры группы;

— прояснение отношений между участниками группы и тре­нером;

— расширение информации о членах группы, формирование групповой сплоченности;

— расширение информации о руководителе, интеграция его в групповые процессы, оптимизация взаимоотношений в систе­ме «тренер — группа».

Внутригрупповая дискуссия. Представляет собой групповое обсуждение какой-либо проблемы, сопоставление мнений, оценок членов группы по поводу самой проблемы и воз­можных вариантов ее разрешения. Целевая направленность внутригрупповой дискуссии состоит в следующем:

— формирование способностей к альтернативному взгляду и оценки проблемы;

— установление соотношения позитивного и негативного в поведении;

— определение нравственной позиции членов группы;

— эмоциональный и ролевой обмен, проработка детско-родительских отношений.

Межгрупповая дискуссия. Представляет собой обсуждение какой-либо проблемы между микрогруппами, выска­зывающими различные, порой полярные точки зрения. Обычно для этого используются конфронтационные техники. Суть их сводится к научению членов группы анализировать и ста­вить под сомнение свое поведение, что осуществимо через осозна­ние себя и рефлексию собственного и чужого опыта. Целевая на­правленность межгрупповой дискуссии состоит в следующем:

— стимуляция изучения самого себя, способствование пове­денческим изменениям;

— формирование способности отстаивать собственную точку зрения (через выражение протеста и возражения собеседнику);

— прояснение внутренней позиции, формирование навыков высказывания собственного мнения и принятия обратных связей;

— стимуляция поведенческих изменений.

Проективное рисование. Используется с целью восстановления позитивного эмоционального состояния в тех случаях, когда группа сопротивляется эмоциональному отреагированию через вербализацию чувств.

Ролевое проигрывание жизненных ситуаций. Банк жизненных ситуаций, разрешение которых актуально для подростков, накапливался в процессе работы группы и обсужде­ния различных проблем. Использование техники «ролевого обме­на» в работе группы чрезвычайно важно для участников тренин­га, так как не только позволяет «проиграть», расширить репертуар собственного опыта, но и познакомиться с различными моделя­ми поведения, ассимилировать опыт других. Кроме того участие в разыгрывании ситуаций предоставляет возможность членам группы моделировать, а следовательно, и модифицировать соб­ственное поведение.

Описанный подход дает определенные положительные ре­зультаты. Однако, как показывает опыт, эффект от психотера­певтической работы существенно возрастает, когда присутствует ощутимая поддержка усилий психолога и ребенка со стороны ро­дителей и педагогов.

Использование тренинга модификации поведения как фор­мы индивидуально-групповой психоррекционной работы можно отнести к разряду воспитательного воздействия с целью предот­вращения рецидива или, по крайней мере, уменьшения его ве­роятности.

В этом смысле воздействие служит для освобождения пове­дения от всего «старого и плохого» и обучение «новому и хоро­шему». Поэтому индивидуальная (групповая) психокоррекционная работа с детьми, имеющими деструктивно, асоциально направленное поведение либо негативизм, должна не предпо­лагать отыскивание каких-то оправданий поведению в про­шлом. Она должна ставить детей лицом к настоящему и буду­щему, добиваясь того, чтобы они воспринимали реальное в том виде, в каком оно существует, а будущее в соответствии с усло­виями реального мира. При этом важным является не только способность удовлетворять свои реальные потребности соци­ально приемлемыми способами, но и нести ответственность за свои действия.

В рамках программы «Тренинг модификации поведения» дети не только начинают понимать социальные, возрастные и другие проблемы своих сверстников, но и причины своего неправиль­ного поведения. Расширяются пределы их терпимости, снижает­ся порог агрессивности. Дети обретают способность контролиро­вать свои стрессовые состояния, страхи, гнев, учатся адекватно реагировать на свои эмоциональные конфликты и прорабатывать их совместно с группой. Помощь и поддержка от сверстников, обремененных теми же проблемами, воспринимаются эффектив­нее (легче и быстрее), чем наставления взрослых. В результате проработки личных проблем и разрешения трудностей общения с окружающими позитивные чувства к себе (повышение само­оценки) и другим людям выражаются более спонтанно.

Наши рекомендации