Пренебрежение основными нуждами ребёнка

Пренебрежение основными нуждами ребенка – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заме­няющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нару­шается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития.

Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребенка может включать: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка жилья, образования, питания, одежды, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребен­ка); отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску быть жертвой несчастного случая, нанесения повреждения, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, в совершение преступлений и т. п. Недостаток забо­ты о ребенке может быть не предумышленным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бед­ствий, социальных потрясений.

Недостаточность заботы о ребенке и пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными материальными пробле­мами. Однако, несмотря на то, что многие дети из таких семей стра­дают от нехватки одежды, еды, сладкого и т.п., во многих малообеспе­ченных семьях этот дефицит может компенсироваться теплотой, за­ботой, участием. В противном случае дефицит внимания со стороны родителей при­водит к тому, что ребенок развивается в эмоционально и информаци­онно бедной среде, им никто специально не занимается, а сам ребенок не способен обеспечить себе необходимые условия для нормального развития.

Дети из таких семей часто либо с очень раннего возраста поме­щаются в круглосуточные ясли, детские сады, санатории и т.п., либо вовсе не посещают дошкольные учреждения, так как родители не способны регулярно отводить и забирать их, следить за внешним видом, удовлетворять требованиям детского учреждения, оплачивать пребывание в нем. Нехватка внимания и заботы зачастую приводит к задержкам физического и психического развития, которые, как пра­вило, обнаруживаются в момент поступления ребенка в школу.

В этих случаях обычно оказывается, что ребенок не готов начать обучение в школе. Кроме того, многие дети из неблагополучных се­мей в силу разных причин не начинают обучение в школе вовремя. Иногда это связано с отсутствием необходимых документов (пропис­ки, документов на ребенка и др.), иногда — с нежеланием ребенка посещать школу (родители не настаивают), иногда родителям про­сто «не до ребенка». Часто при начале обучения впервые определя­ются задержки в интеллектуальном развитии, преимущественно выз­ванные социально-педагогической запущенностью.

Если ребенок поступает в школу позже обычного возраста, он подвергается насмешкам детей, в кругу сверстников начинает остро чувствовать материальное неблагополучие своей семьи, что способствует его адаптации к школьной жизни. При более благоприят­ных обстоятельствах ребенок начинает учиться вовремя, но зачастую его все равно ожидают трудности:

— ему трудно усваивать учебный материал в связи с невысоким уровнем общего развития или неврологическими проблемами;

— он физически ослаблен и часто пропускает занятия по болезни;

— его дразнят за внешний вид (плохая одежда, неприятный за­пах и т.п.);

— его ругают за плохое поведение (трудности самоконтроля, дви­гательная расторможенность, повышенная утомляемость от за­нятий и др.);

— он не пользуется поддержкой учителя;

— его наказывают дома за плохие отметки и за вызовы родите­лей в школу;

— он начинает прогуливать уроки;

— в связи с неуспеваемостью его могут оставить на второй год либо перевести в коррекционный класс.

Все перечисленные трудности способствуют тому, что он будет чувствовать себя в школе несостоятельным и частично или полнос­тью «выпадет» из процесса обучения. У ребенка формируется стой­кий негативизм к школе и любому обучению вообще. Как правило, снова возникает вопрос об интеллектуальной полноценности ребен­ка, о возможности его обучения. Хроническое чувство неуспешности и отвращение к школе приводят к тому, что в качестве альтернатив­ного варианта у ребенка остается пребывание дома или в уличной компании.

Социально-педагогическая запущенность является одним из ви­дов неправильного обращения с ребенком, в частности, многими ав­торами она квалифицируется как neglect – пренебрежение нуждами ребенка, непредоставление ему возможностей развиваться, получать образование.

При этом если дети, пострадавшие от других видов насилия (фи­зического, сексуального), вызывают сочувствие окружающих, то дети с социально-педагогической запущенностью, как правило, отвергаются, их часто ругают, над ними смеются и т.п., что способствует снижению и без того невысокой самооценки и еще больше обостряет школьные проблемы.

Помощь таким детям оказывать очень трудно в силу переплетен­ности разных проблем: сформированного у ребенка недоверия к ок­ружающим, нарушенной мотивации к продуктивной деятельности и привычного чувства своей несостоятельности.

Наши рекомендации