Методическое направление в работе психолога

Специальная документация

Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:

1. Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.

2. Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.

3. Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.

4. Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.

5. Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.

6. Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.

Организационно-методическая документация

В организационно-методическую документацию входят:

1. Хронометраж рабочего времени практического психолога.

2. График работы.

3. Годовой план работы

4. Журналы учета видов работы:

- диагностика;

- консультирование;

- развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);

- развивающая и коррекционная работа (групповая);

- просветительская работа;

- организационно-методическая работа;

- экспертная работа.

5. Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.

6. Альбом диагностических методик.

7. Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.

8. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.

9. Статистический отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.

Рекомендуемый комплект рабочей документации, обеспечивающей

деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей

В образовательных учреждениях различного типа и вида и образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, рекомендуется использовать при оформлении документации предложенные ниже формы:

1. План работы педагога-психолога на учебный год (Форма № 1, обязательная).

2. План работы на неделю (Форма № 2, по желанию)

3. Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Форма № 3 А-Б)

4. Журналы учета видов работы (Формы № 4 А-Ж, обязательные):

¨ Диагностика (А);

¨ Консультирование (Б);

¨ Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) (В);

¨ Развивающая и коррекционная работа (групповая) (Г);

¨ Просветительская работа (Д);

¨ Организационно-методическая работа (Е);

¨ Экспертная работа (Ж).

5. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Форма № 5 А, обязательная).

Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 5 Б, обязательная).

6. Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 6 А – Г, обязательная).

7. Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка (Форма № 7, обязательная для классов КРО и ККО).

8. Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 8, обязательная).

9. Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (Форма № 9, обязательная).

10. Требования к авторским программам (Форма № 10).

11. Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий.

12. Протоколы (Формы 11 А-В), материалы тестовых обследований.

13. Сводные таблицы по скринингу.

14. Материалы в виде итоговых заключений по видам работ.

15. Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения.

16. Представление педагога-психолога для школьного консилиума (Форма № 12).

17. Выписка из медицинской карты (Форма № 13).

18. Примерная схема психолого-педагогической характеристики (Форма № 15).

19. Формы документации по созданию и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Формы № 16 - 21).

Форма № 1 (обязательная)

Перспективное (годовое) планирование.

План работы педагога-психолога на учебный год

Годовой план – документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности).

· Планирование всего объема работы психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения образования.

· При составлении плана необходимо учитывать приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом РФ «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Министерства образования России.

· При планировании мероприятий необходимо учитывать количество общего рабочего времени педагога-психолога в год и неделю, нормы расхода времени на каждый вид деятельности, согласно инструктивному письму от 24.12.2001г. № 29/1886-6 и приказу МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений».

· Годовой план работы педагога-психолога согласовывается руководителем образовательного учреждения руководителем отдела педагогичес кой психологии и утверждается директором Центра

· Схема оформления годового плана представляется с распределением основных мероприятий по видам деятельности.

· Просветительская работа включает в себя проведение лекций, семинаров, выступления на методических объединениях, родительских собраниях и т.д.

· К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:

- анализ и планирование деятельности;

- курсы повышения квалификации;

- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария,

разработки развивающих и коррекционных программ;

- участие в научно-практических семинарах, конференциях;

- посещение совещаний и методических объединений;

- оформление кабинета, заполнение ежедневной документации и др.

Форма № 2А (по желанию)

План работы на рабочую неделю

План работы на неделю рекомендуется составлять в конце недели на предстоящую неделю

План работы на рабочую неделю

с «______» по «______»______________200 г.

Дата Планируемые мероприятия Время и место проведения Примечание
понедельник   1. 2. 3.    
вторник        
среда        
четверг Методический день      
пятница        
суббота        

Форма № 3

Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка

по дням недели)

· Циклограмма работы представляет собой недельный режим работы психолога с указанием видов деятельности на 36 часов

· Согласно приказу Министерства образования РФ «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений» от 01.03.2004 № 945 (п. 8.1) нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов в неделю, из них:

- выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

- подготовка к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработка, анализ и обобщение полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также повышение квалификации оставшиеся время. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.

Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимоотношений:

ü Групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы в понедельник.

ü Все диагностические процедуры целесообразно организовывать с утра.

ü Индивидуальное и групповое консультирование родителей желательно сдвинуть на более позднее время.

Примерный расчёт времени по основным направлениям деятельности

педагога – психолога школы (из расчёта на 1 ставку =18ч, без методических 18 часов).

Направление деятельности категория форма I неделя II неделя III неделя IV неделя В месяц за учебный год
Диагностическое Дети Наблюдение  
    Тестирование
    Углуб. обследов
Консультативное Педагоги    
  Родители  
  Дети  
Развивающее и коррекционное Дети Индив. занятия  
групповые
Просветительское (здесь же могут быть занятия с пед. и род.) Педагоги    
Родители   0,30 0,30 0,30 0,30
Дети   0,30 0,30 0,30 0,30
      18 часов 18 часов 18 часов 18 часов часа часов Все-го

Примечание: расчет сделан на 36 недель, что соответствует 648 часам, за год набегает ещё 2 недели (36 часов), поэтому необходимо сделать соответствующие прибавления

Итого: 18 присутственных часов в неделю умножить на 38 недель (9месяцев) = 684 часа

684 присутственных + 684 методических часа = 1368 часов на 1 ставку

Примерная расчасовка режима работы (на 1 ставку психолога)

Дни недели Присутственное время Методическое время Общее день/неделя
Понедельник 4,5 часа 3,5 часа 8 часов
Вторник 4,5 часа 3,5 часа 8 часов
Среда 4,5 часа 3,5 часа 8 часов
Четверг 4 часа 4 часа
Пятница 4,5 часа 3,5 часа 8 часов
всего 18часов 18 часов 36 часов

Заключение

Количественные данные

Задание Результаты выполнения диагностического задания Заключение
     

Обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации по результатам исследования______________________________________

________________________________________________________________________________

Дата__________________________

Педагог-психолог_______________

II. Познавательное развитие

  1. Восприятие

Цвета_________________________________________________________________

Формы________________________________________________________________

Величины_____________________________________________________________

Целостности объектов___________________________________________________

2.Мышление___________________________________________________________

______________________________________________________________________

Предметные действия___________________________________________________

______________________________________________________________________

3. Воображение__________________________________________________________

______________________________________________________________________

4. Память_______________________________________________________________

______________________________________________________________________

5. Речь__________________________________________________________________

______________________________________________________________________

6. Внимание_____________________________________________________________

______________________________________________________________________

V. Детская компетентность

1. Конструирование__________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2. Изобразительная деятельность____________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Игра_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

VI. Особенности развития

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

VII. Проблемы развития

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Прогноз развития

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IX. Рекомендации

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись: ____________

Форма № 6 В

Психологическое заключение

Ф.И. О. ребенка _______________________________________________________________

Код ребенка

Возраст ребенка_______________________________________________________________

Дата обследования_____________________________________________________________

Ф.И.О. психолога______________________________________________________________

II. Познавательное развитие

1. Восприятие______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Мышление_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Форма мыслительной деятельности____________________________________________

Моделирование_____________________________________________________________

*Классификации и обобщение________________________________________________

Схематизация______________________________________________________________

3. Воображение_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Память__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Речь____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6. Внимание________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

V. Детская компетентность

1. Конструирование____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Изобразительная деятельность_________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Игровая деятельность________________________________________________________

предметно-дидактическая игра___________________________________________________

сюжетно-ролевая игра__________________________________________________________

VI. Особенности развития

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Проблемы развития

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Прогноз развития

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IX. Рекомендации

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись: ______________

Форма № 6 Г

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После проведения психологического обследования составляется обобщенное заключение. Подобное психологическое заключение может быть написано по предлагаемой ниже схеме.

I. Общий раздел

1. Основные паспортные данные ребенка.

2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, которые сопровождали ребенка на консультацию.

3. Наиболее важные анамнестические данные.

4. Описание внешности и поведения ребенка в процессе обследования (аффективное, эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию).

5. Сформированность регуляторных функций.

6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования.

7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы, высших психических функций.

8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений.

II. Специальная часть

1. Психологический диагноз.

2. Вероятностный прогноз развития.

3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Следует отметить, что общий раздел заключения ориентирован не только на профильных специалистов, но и на педагогический коллектив (педагогов, воспитателей, администрацию образовательного учреждения) — всех тех, кто имеет непосредственный контакт с ребенком.

Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка.

Форма № 7 (обязательная)

Восприятие

__________________________________________________________________

Внимание:

__________________________________________________________________

Память:

__________________________________________________________________

Мышление:__________________________________________________________________

V. Рекомендации

Рекомендации педагогам___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации родителям__________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI. Занятия с психологом

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Динамика

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог_________________________

Форма № 8 (обязательная)

Планируемые результаты психологической работы в классе (группе)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сроки реализации программы______________________________________

__________________________________________________________________

Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них)_________________________________________________________________________________________________________________________________Практическая часть (занимаемое ею место в курсе)____________________ __________________________________________________________________Список литературы _______________________________________________

__________________________________________________________________

Тематический план занятий

Тема Кол-во занятий Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений
         
         

Дата составления «______»_____________________200 г.

Педагог-психолог ________________________

Форма № 9 (обязательная)

Программа

индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с _____________

_____________________________________________________________________________

ФИО, возраст, класс

Название программы «____________________________________________________

____________________________________________________________________________»

Программа составлена на основе____________________________________

__________________________________________________________________

Цель программы___________________________________________________

__________________________________________________________________

Сроки реализации программы______________________________________

Планируемые результаты психологической работы___________________

__________________________________________________________________

Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них) ______ ____________________________________________________________________________________________________________________________________Практическая часть (занимаемое ею место в курсе)_____________________

__________________________________________________________________Список литературы __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Тематический план занятий

Тема Кол-во занятий Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений
         

Дата составления «______»_____________________20 г.

Педагог-психолог ____________________ ____________________

Форма № 10

Требования к авторским программам

Протоколы

Форма № 11 А

Протокол беседы

Ф.И.О. ребенка:_____________________________________________________

Возраст:___________________________________________________________

Цель беседы:_______________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вопросы к беседе Ход беседы Примечания  
     
     

Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_________________________________

Психолог: _______________________ __________________

ФИО

Форма № 11 Б

Протокол

коррекционного занятия___________________________________________

Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________

Общее время:______________________________________________________

Цель занятия:______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Методы и технологии:_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Этапы коррекционного занятия Ход коррекционного занятия Примечания
         
     
     
         

Выводы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_________________________________

Психолог: _______________________ __________________

ФИО

Форма № 11 В

Протокол

Представление

Форма № 13

М.П.

Форма №15

Примерная схема психолого-педагогической характеристики

Характеристика

на Ф.И.О._____________________________________ ДОУ№____________

Диагноз: (если есть заключение ОПМПК)

Сведения о семье. Возраст родителей, состав семьи, условия воспитания, профессии родителей. Тип детско-родительских отношений (гиперопека, авторитарность, гармонические отношения, попустительский стиль воспитания, отвержение)

  1. Личностно-характерологические, типологические

Психологические особенности

Особенности внимания

Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)

Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)

Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)

Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности памяти

Запоминает быстро или медленно, с трудом

Запоминает надолго, быстро забывает

Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная)

Отмечаются ли трудности в запоминании новых слов, синтаксических конструкций, текстового материала

Интеллектуальное развитие

Ориентирование в быту, развитие навыков самообслуживания

Запас знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о явлениях природы, о причинно-следственных связях в природе

Уровень сформированности представлений о себе, о своей семье

Уровень зрительной ориентировки на свойства и качества предметов: цвет, форму, величину, пространственные отношения, целостное восприятие предмета

Состояние наглядно-действенного (на практике) и наглядно-образного (творчество) мышления

Элементы развития логического мышления

Недостаточность процесса обобщения, снижения уровня обобщения; Лабильность (повышенная истощаемость, неустойчивый способ выполнения, ускорение темпа)

Инертность (чрезмерная обстоятельственность, детализированность, вязкость, выраженная тугоподвижность)

Разноплановость (рассуждения о предмете в разных плоскостях)

Нарушение критичности

Резонерство («глубокое рассуждение о мелком предмете»; ограниченность словаря, эгоцентризм, шаблонность)

Нарушение саморегуляции (невозможность целенаправленно организовывать мыслительные действия; нарушение последовательности действий)

Журнал записи детей на ПМПк

№№ п/п Дата, время Ф.И.О. ребенка Дата рождения (число, месяц, год) Пол Инициатор обращения Повод обращения График консультирования специалистами
               
               
               

Форма №16 (Б)

Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк

№№ п/п Дата, время Ф.И.О. ребенка Дата рождения (число, месяц, год) Пол Проблема Заключение специалиста или коллегиальное заключение ПМПк Рекомен дации Состав ПМПк
                 
                 

Форма №17

Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника

Основные блоки

1. «Вкладыши»:

— педагогическая характеристика;

— выписка из медицинской карты;

при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.

2. Документация специалистов ПМПк (согласно учрежденным формам):
— заключения специалистов ПМПк;
— коллегиальное заключение ПМПк;
— дневник динамического наблюдения с фиксацией:

времени и условий возникновения проблемы,
мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности,
сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.

Форма №18

Договор

о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения

Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства

ПМПК __________________________________________________________

(указать уровень)

и ПМПк образовательного учреждения _________________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения)

ПМПк обязуется: ПМПК обязуется:
1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях: · при возникновении трудностей диагностики; · в спорных и конфликтных случаях; · при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи.   2. Информировать ПМПК соответствующего уровня: · о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи; · о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения; · об эффективности реализации рекомендаций ПМПК. 1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования. 2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК. 3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации. 4. Информировать родителей обо всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.
Руководитель Образовательного учреждения ______________(подпись)   МП Председатель консилиума _______________(подпись)   Председатель ПМПК _______________(подпись) МП

Форма №19

Проект приказа

Форма №20

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума

Фамилия___________________________________________________________

Имя_______________________________________________________________Отчество__________________________________________________________

Число, месяц, год, рождения_________________________________________

Дата обследования_________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Причины направления на ПМПК:_____________________________________

__________________________________________________________________

Жалобы родителей:_________________________________________________

__________________________________________________________________

Мнение учителей:___________________________________________________

Приложение (отметить наличие):

1. Педагогическое представление.

  1. Психологическое представление.
  2. Логопедическое представление.
  3. Выписка из истории болезни.
  4. Другие документы:

__________________________________________________________________

Заключение консилиума:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по коррекционно-развивающему обучению:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Председатель психолого-медико-педагогического консилиума:

__________________________________________________________________

Члены психолого-медико-педагогического консилиума:

(Специальность, подпись)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________М.П.

Форма № 21

Литература

  1. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. – М., 1998.
  2. Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. – М., 1998.
  3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов пед. учеб. заведений. – М., 1995.
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
  5. Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования. – М., 2000.
  6. Семаго М.М. Рабочий журнал психолога образовательного учреждения. – М., ТЦ Сфера, 2004.
  7. Нормативно-правовые документы для педагогов-психологов образования. Выпуск 1./ сост.И.М. Каманов - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  8. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений/ под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ Сфера, 1997.
  9. Приложения к инструктивному письму Минобразования РФ № 3 от 01.03.1999.
  10. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. / под общ. Ред. М.М. Семаго. – М., 1999.
  11. Рабочие материалы Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы». -Школьный психолог, 2002.

Специальная документация

Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:

1. Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.

2. Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.

3. Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.

4. Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные

Наши рекомендации