Тема 1. введение в психологию.
Психология как наука. История психологии в контексте культурной эволюции. Место психологии в системе наук. Определение психики. Методологические подходы в описании когнитивных и поведенческих процессов. Общая характеристика психики животных и её отличие от психики человека. Мозг и психика. Сознание как высшая форма человеческой психики.
Компетенции:ПК-1.
ТЕМА 2-3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.
Понятийный аппарат психологии. Мотивы. Образы. Действия. Общение. Личность. Приспособительные циклы. Регулятивные психические процессы. Эмоции и воля. Познавательные психологические процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание и память. Воображение. Мышление и речь.
Компетенции: ПК-1.
ТЕМА 4. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Индивид, индивидуальность, личность. Психология личности. Локус-контроль, уровень притязаний. Структура личности. Содержательные характеристики личности: характер, способности. Темперамент. Самосознание в структуре личности. Я-концепция. Самооценка в структуре самосознания. Идентичность. Взаимозависимый и независимый конструкт Я.
Компетенции:ПК-1.
ТЕМА 5-6. ПЕРСОНОЛОГИЯ.
Теории и проблема личности в психологии. З. Фрейд: психоаналитическое направление. А. Адлер: индивидуальная психология. К.Г. Юнг: аналитическая теория. Э. Эриксон: эго-психология. Э. Фромм: гуманистическая теория. К. Хорни: социокультурная теория. Г. Олпорт: диспозициональная теория. Р. Кеттел: структурная теория черт. Г. Айзенк: теория типов личности. Б.Ф. Скиннер: теория научения. А. Бандура: социально-когнитивное направление. Д. Келли: когнитивное теория. А. Маслоу: гуманистическое направление в теории личности. К. Роджерс: феноменологическая теория.
Компетенции:ПК-1.
ТЕМА 7-8. ОБЩЕНИЕ И Социально-психологические аспекты группового взаимодействия.
Понятие общения. Правила и техники общения. Социализация личности. Понятие «малая группа», общие характеристики малой̆ группы. Функции и классификации малых групп. Понятие «референтная группа». Формирование малых групп. Социальная роль как идеальная модель поведения. Нормы в малой группе. Групповые ожидания. Санкции. Взаимодействия (интеракция). Межличностные отношения. Конфликты ролей. Лидерство в малой группе. Понятие «эмоциональный интеллект». Групповые феномены. Понятие «конфликт». Виды и типы конфликтов. Структурные компоненты конфликта. Динамика развития конфликтных ситуаций. Алгоритм анализа конфликтной ситуации. Причины возникновения конфликтов в организации. Способы разрешения конфликтов.
Компетенции:ПК-1.
РАСПРЕДЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
3.1. Очная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела, (отдельной темы) | Итого часов | Виды занятий и контроля | ||||||||||
лекции | ЛР | ПЗ | Самостоятельная работа | Тесты | ПЗ | ЛР | Компетенции | ||||||
аудит. | инт.часы | аудит. | инт.часы | аудит. | инт.часы | ||||||||
ВСЕГО | |||||||||||||
1. | Тема 1. Введение в психологию. | №1 | ПК-1 | ||||||||||
2. | Тема 2-3. Психологические процессы. | №2 | ПК-1 | ||||||||||
3. | Тема 4. Индивидуально-психологические особенности личности. | №1 | №3 | ПК-1 | |||||||||
4. | Тема 5-6. Персонология. | №4 | ПК-1 | ||||||||||
5. | Тема 7-8. Общение и социально-психологические аспекты группового взаимодействия. | №2 | №5 | ПК-1 | |||||||||
Курсовая работ (проект) |
Лабораторный практикум
Лабораторный практикум по дисциплине «Психология» в соответствии с учебным планом не предусмотрен.
Практические занятия
№ п/п | № темы | Тематика практических занятий и вырабатываемые компетенции | Трудоемкость (час.) | |
1. | Тема 1. | Введение в психологию. Форма:выступление с докладами, обсуждение проблемных вопросов. Компетенции:ПК-1 | ОФО | ЗФО |
2. | Тема 2-3. | Психологические процессы. Форма:выступление с докладами, обсуждение проблемных вопросов. Компетенции: ПК-1. | ||
3. | Тема 4. | Индивидуально-психологические особенности личности. Форма:тестирование, выступление с докладами, обсуждение проблемных вопросов. Компетенции: ПК-1. | ||
4. | Тема 5-6. | Персонология. Форма:тестирование, выступление с докладами, обсуждение проблемных вопросов. Компетенции: ПК-1. | ||
5. | Тема 7-8. | Общение и социально-психологические аспекты группового взаимодействия. Форма:тестирование, выступление с докладами, обсуждение проблемных вопросов. Компетенции: ПК-1 |
6. Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||
1. | Педагогика | 2-3 | 5-6 | 7-8 |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:
Лекция:лекционные материал по дисциплине «Психология» предполагает использование наглядных материалов в виде компьютерных презентаций, предоставление студентам электронных версий опорных лекций по всем разделам курса. Лекционный материал организуется с использованием таких педагогических технологий, как обучение на основе опыта и междисциплинарное обучение, которые позволяют активизировать познавательные способности слушателей и мотивировать их к самостоятельной работе.
Практические занятия:во время занятий студентам предлагается обсуждение по проблемным вопросам психологии, а также решение ситуационных задач и тестов. Предполагается выступления студентов с докладами. При подготовке такого доклада студенты обращаются к учебной и справочной психологической литературе.
Проблемное обучение:для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.
В практическихзанятиях используетсяопережающая самостоятельная работа: изучение студентами нового материала до его изучения в ходе лекционных аудиторных занятий.
Самостоятельная работастудентов направлена на решение следующих задач:
1. выработка навыков восприятия и анализа психологической литературы;
2. формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности понимания психологических понятий и категорий;
3. развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;
4. развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении проблем психологии.
Выполнение самостоятельной письменной работы предполагает постоянный контакт с преподавателем в виде консультаций.
Показатель | Требования ФГОС, % | Фактически по дисциплине, % | |
1. Удельный вес активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги), % | Не предусмотрено | ОФО | ЗФО |
- | 33,3 | ||
2. Удельный вес занятий лекционного типа, % | Не более 40% | 66,6% | 66,6% |
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ