Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели десятых классов

Цель: создание условий для успешной адаптации учеников к обучению в старшей школе.

Задачи:

□ просветительская — информирование педагогов об особен­ностях протекания процесса адаптации к обучению в стар­шей школе;

□ обучающая — создание условий для лучшего понимания учи­телями десятиклассников и их специфических возрастных потребностей.

Сроки проведения: сентябрь — октябрь (желательно провести этот семинар параллельно с адаптационными классными часами для десятиклассников).

Участники: все учителя, работающие в параллели десятых классов.

Необходимые материалы: результаты анкетирования десяти­классников, «Список прав старшеклассников и учителей», состав­ленный десятиклассниками в ходе работы на классных часах, бу­мага для записей.

План семинара

1. Вводное упражнение. После краткого вступительного слова ведущего, в котором сообщаются основные цели и задачи семина­ра, присутствующим учителям предлагается по очереди сказать, как

они могли бы одним словом или словосочетанием определить ос­новную черту психологического облика старшеклассника. Ведущий обобщает сказанное учителями, отмечая, что ранняя юность — это качественно новый этап возрастного развития, характеризующий­ся формированием важнейших психологических образований (в ча­стности, личностного и профессионального самоопределения).

2. Информирование об особенностях протекания процесса адапта­ции к обучению в старшей школе. Ведущий выступает с кратким ин­формационным сообщением, в котором важно осветить следующие моменты.

С точки зрения возрастной психологии, старшеклассники всту­пают на особую ступень возрастного развития — период ранней юности. Юношеский возраст — это переходный период жизни че­ловека между подростковым возрастом и взрослостью. Физическое развитие в юношеском возрасте в основном завершается, заканчи­вается половое созревание — большинство юношей и девушек этого возраста находятся уже в постпубертатном периоде, но с точки зре­ния развития психики, ранняя юность — время важнейших и прин­ципиальных изменений. Самые серьезные изменения происходят в это время в сфере развития самосознания и идентичности. Это связано как с внутренними, так и с внешними причинами, а имен­но со спецификой социальной ситуации развития, суть которой на данном возрастном этапе состоит в том, что общество ставит мо­лодого человека в условия настоятельной необходимости совершить профессиональное самоопределение, причем не только во внутрен­нем субъективном плане сознания (в виде мечты или намерения), но и в условиях реального выбора. Старшеклассники испытывают серьезную потребность в том, чтобы школа помогла им определить­ся с выбором будущей профессии. К сожалению, эта потребность зачастую оказывается неудовлетворенной. Кроме того, у совершив­ших профессиональный выбор десятиклассников возрастает кри­тичность в отношении школьной программы, они четко делят для себя предметы на «нужные» и «ненужные», что не может не сказы­ваться на эффективности учебы. Самоопределение связано с по­требностью старшего школьника занять позицию взрослого чело­века. Очень часто переход в старшую школу связан с надеждами на приобретение особого статуса, и когда новоиспеченные старшек­лассники не видят особых изменений в отношении к ним со сто­роны учителей, зачастую возникают непонимание и конфликты.

Главное психологическое приобретение данного возраста — это открытие своего внутреннего мира. Самосознание переходит на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значи­мости собственных ценностей, в перерастании частных самооце­нок отдельных черт личности в общее, целостное отношение к себе. Важнейшая особенность юношеского самосознания — формиро­вание временной перспективы, обращенность в будущее. Нередко в своих мыслях и ощущениях старшеклассники находятся уже вне школы, воспринимают обязанность ее посещения как досадную необходимость.

Наконец, большинство десятиклассников сталкиваются с резким увеличением учебной нагрузки, что зачастую приводит к различным нарушениям как в физическом, так и в психологическом самочувствии. Особую роль здесь может сыграть обучение навыкам распре­деления времени и планирования собственной деятельности.

При подготовке к семинару можно воспользоваться следующей литературой:

□ Битянова М. Р, Организация психологической работы в шко­ле. М., 1997.

□ Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

□ Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.

□ Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дуб­ровиной. М., 1997.

□ Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М.,.1989.

4. Обсуждение данных анкетирования десятиклассников. Учите­ля разбиваются на малые группы по 4-5 человек. Каждой группе выдается бланк анкеты для десятиклассников и предлагается по­думать, как, по мнению учителей, могли примерно распределить­ся ответы на данные вопросы. После того как каждая группа пред­ставляет результаты своей работы, ведущий описывает реальные результаты анкетирования десятиклассников, особенно останав­ливаясь на выявленных проблемных моментах. Затем проводится обсуждение, в ходе которого важно подумать, с чем связаны выя­вившиеся совпадения и несовпадения в реальных ответах старше­классников и какими ответы могли бы быть, по мнению учителей.

5. Обсуждение «Кодекса прав десятиклассников и учителей». Ве­дущий знакомит учителей со списком прав, составленным десятиклассниками во время работы на классных часах. В малых группах учителя обсуждают список, вносят в него свои предложения и кор­рективы. Затем каждая группа представляет итог своей работы и проводится общее обсуждение.

6. Подведение итогов семинара. Семинар оканчивается общим подведением итогов, обсуждением результатов.

Наши рекомендации