Занятие 2. Школьный распорядок
Необходимые материалы:тетрадь, цветные карандаши, бумажные заготовки для «школьного распорядка» (см. приложение 5), магнитная доска и магниты (можно заменить скотчем).
Ход занятия
1. Слова ведущего (цель — повторение прошлого занятия). Ведущий, опираясь на выставку рисунков, напоминает о том, что школь-
ник — это человек совсем взрослый, у которого новые дела и новые правила жизни. Желательно называть детей — авторов рисунков по именам (особенно тех, которые на первом занятии были пассивными).
2. «Школьный распорядок» (цель — закрепление представлений об уроках и переменах). Ведущий показывает картинки со схематическим изображением различных этапов. В обсуждении на доске составляется график типичного школьного дня («от гардероба до гардероба», уроки и перемены разделены «звонками»). Ребятам предлагается зарисовать готовый график в тетради. Ведущий сопровождает их рисование схематизированным рисунком на доске. Итоговый бумажный вариант «школьного распорядка» вывешивается на стене.
Некоторые дети не могут нарисовать «красиво», что вызывает у них негативные эмоции вплоть до отказа рисовать. Задача ведущего — помочь им образцом, поддержать рисование.
3. Загадки (цель — закрепление представлений об атрибутах школьной жизни). Ребята отгадывают загадки. Отгадавший загадку говорит не только ответ, но и где нужен этот предмет (на уроке, на перемене, в гардеробе, в столовой и т. д.). Варианты загадок приведены в приложении 5.
Некоторые дети отгадывают загадки лучше всех остальных. Важно отслеживать, чтобы не получилось «соло» одного-двух детей. Для этого ведущий спрашивает только того, кто поднял руку, причем каждый раз выбирает нового ребенка, отмечая, что видит и остальные руки.
4. Обобщение (цель — закрепление результатов).
Занятие 3. Школьные правила
Необходимые материалы:тетради, цветные карандаши, скотч, пиктограммы с основными «школьными правилами» (см. приложение 5), бумага, маркер.
Ход занятия
1. Слова ведущего (цель — повторение прошлого занятия). Ведущий, опираясь на вывешенный на стене «школьный распорядок», напоминает о том, как устроен школьный день. Желательно проводить это повторение в режиме «вопрос-ответ». Необходимо спрашивать разных детей, а не только самых активных.
2. «Школьные правила» (цель — закрепление представлений о школьных правилах). Ведущий рассказывает сказку (см. приложение 5). Обсуждаются вопросы: «Чем закончится такая сказка? Научатся ли чему-нибудь ученики такой школы? Зачем нужны правила в школе?»
Ребята формулируют известные им правила школьной жизни. Ведущий иллюстрирует их пиктограммами (они готовы заранее, но некоторые иногда приходится дорисовывать по ходу занятия). Список правил фиксируется ребятами в тетради, учитель помогает схематическими рисунками на доске. Готовые пиктограммы вывешиваются в кабинете. (См. «Школьный распорядок», занятие 2.)
3. Обобщение (цель—закрепление результатов). Ведущий подводит итоги темы, опираясь на сформулированные правила. Обсуждается вопрос о том, что будет, если не соблюдать то или иное правило, подчеркивается их необходимость.
Занятие 4. Предметы и учителя
Необходимые материалы:мяч, цветные карандаши, лист с названиями школьных предметов и именами учителей.
Ход занятия
1. Слова ведущего (цель — повторение прошлого занятия). Ведущий, опираясь на вывешенные на стене «школьные правила», напоминает о том, как устроен школьный день. Желательно проводить это повторение в режиме «вопрос-ответ». Необходимо спрашивать разных детей, а не только самых активных.
2. «Наши уроки» (цель — закрепление представлений о школьных предметах). Ведущий бросает какому-нибудь ребенку мяч и называет какую-нибудь науку или школьный предмет. Если такой предмет изучают в первом классе, мяч нужно поймать, если нет — не ловить. Каждый верно угаданный предмет записывается на доске (печатными буквами). Важно, чтобы мячик успел побывать у каждого ребенка.
3. «Зачем нужны все эти уроки?» (цель — формирование позитивной школьной мотивации). Каждый ребенок рисует в своей тетради рисунок на тему «Что будет, если не изучать ...» (предмет каждый выбирает самостоятельно). По результатам рисования все желающие имеют возможность высказаться, задача остальных — угадать, какой предмет имелся в виду. Ведущий обобщает, что знания по
всем предметам нужны и важны. И дают нам эти знания разные учителя.
4. «Наши учителя» (цель — закрепление знаний о школьных учителях). Ведущий называет школьный предмет. Те ребята, которые помнят, как зовут соответствующего учителя, должны поднять руку. Кого-то из них ведущий спрашивает. В некоторых случаях бывает нужна подсказка-намек («Имя начинается с буквы...», «Имя как у..» и т. д.).
5. Обобщение (цель — закрепление результатов). По окончании несколько желающих могут попытаться назвать всех учителей, работающих в их классе, причем ведущий каждый раз изменяет порядок называемых им предметов. В итоге в кабинете рядом с расписанием уроков вывешивается список учебных предметов с именами-отчествами учителей.
Занятие 5. Наш класс
Необходимые материалы:цветные карандаши.
Ход занятия
1. Слова ведущего (цель — повторение прошлого занятия). Ведущий, опираясь на вывешенные на стене «школьные правила», напоминает о том, как зовут разных учителей. Желательно проводить это повторение в режиме «вопрос-ответ» (необходимо спрашивать разных детей, а не только самых активных). Но ведь в школе есть не только учителя, но и одноклассники!
2. «Желаем всем хорошего настроения!» (цель — закрепление знания имен одноклассников). Ведущий называет какую-нибудь букву, а те, чье имя начинается с этой буквы, встают и на счет «три-четыре» хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения!» Перед игрой детям можно напомнить о том, что имена бывают полные (Александр) и неполные (Саша). Задача ведущего — заранее сориентироваться в именах ребят, и называть буквы таким образом, чтобы каждый ребенок встал как минимум один раз.
3. «Самый умный» (цель — закрепление знаний об одноклассниках). Желающим предлагается назвать всех без исключения одноклассников по именам. Если забыл, как зовут, вежливо попроси напомнить, извинись. Необходимо настойчиво пресекать возможную вербальную агрессию.
4. «Если бы наш класс был лучшим зоопарком...» (цель — развитие сплоченности класса, рефлексии). По цепочке ребятам предлагается ответить на вопрос о сидящем впереди: «Если бы наш класс был зоопарком, кем бы стал ...? Почему?» Затем на тот же самый вопрос предлагается ответить по отношению к самому себе. Важно помнить, что наш зоопарк «лучший», поэтому называть нужно только лучшие качества (и свои, и соседа). В своей тетради каждый рисует ответ на вопрос «Кем все-таки в этом зоопарке стану я?» Желающие могут прокомментировать свои рисунки.
Необходимо пресечение вербальной агрессии. Некоторым детям может понадобиться помощь в поиске собственных положительных качеств или качеств одноклассников.
5. Обобщение (цель — закрепление результатов). В заключении ведущий подчеркивает, что в классе собрались хорошие ребята, у которых, как выяснилось, очень много хороших качеств.
Занятие 6. Наша школа
Необходимые материалы: значки или грамоты «Знатоков школьной жизни».
Ход занятия
1. Вводное слово ведущего (цель — подготовка к завершению цикла занятий). Ведущий говорит о том, что сегодняшнее занятие — последнее. В режиме «вопрос-ответ» обсуждается, что разбиралось на этих занятиях, зачем эти занятий проводились. Кратко обобщаются полученные результаты, делается вывод о том, что все присутствующие стали «знатоками школьной жизни». Последний штрих — экскурсия по школе.
2. Экскурсия по школе (цель — ознакомление первоклассников со школьным пространством). Ведущий проводит первоклассников по различным помещениям школы (актовому залу, спортзалу и раздевалкам, кабинетам средней и старшей школы, канцелярии, кабинетам завуча и директора и т. д.), показывая, что и зачем там происходит. Интересным ходом может стать участие в этой экскурсии старшеклассников, которые могут показать, как работают приборы в кабинете физики, как забрасывается мяч в баскетбольную корзину и т. д.). В любом случае, подготовка такой экскурсии требует предварительной договоренности с «хозяевами» школьных помещений.
3. Вручение значков или грамот (цель — психологическое заверше- ние занятий). Желательно, чтобы вручение проходило в торжествен- ной обстановке, с музыкальным сопровождением. Каждого ребен- ка нужно похвалить за какой-нибудь вклад в проведение цикла занятий.
«Мы — пятиклассники» (адаптационные классные часы для пятиклассников)