Качественная обработка результатов диагностики школьной тревожности с помощью проективных рисунков
Оценочные шкалы | Критерии оценки |
Общая школьная тревожность | Штриховка, слишком сильный или слабый нажим. Изображение очевидно неприятных ситуаций. Многократные стирания |
Тревога в отношениях с учителями | Отсутствие фигуры учителя. Акцентирование фигуры учителя (размер, цвет), тщательная прорисовка ее элементов. Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с учителем. Отделение собственного изображения от учителя линиями и другими «барьерами». Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении учителя |
Тревога в отношениях с одноклассниками | Отсутствие изображений одноклассников. Отделение собственного изображения от одноклассников линиями и другими «барьерами». Акцентирование изображений одноклассников, тщательная прорисовка их элементов. Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с одноклассниками. Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении одноклассников |
Эмоциональный фон отношения к школе (негативный) | Негативные эмоциональные состояния персонажей рисунка. Дисгармоничная цветовая гамма. Нарушение целостности изображения |
Самооценочная школьная тревожность | Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении учеников. Маленький размер фигур учеников (по сравнению с учителем). Маленький размер собственного изображения (по сравнению с Изображение ситуаций «негативного оценивания» |
Рисунки «Школа зверей» и «Я в школе», помимо указанных целей, могут использоваться также для комплексной диагностики уровня школьной адаптации учащихся. В приложении 2 перечислены дополнительные оценочные шкалы, которые применимы к этим методикам, а в приложении 3 приведены результаты стандартизации процедуры обработки результатов «Школы зверей», дающей возможности количественной обработки полученных данных. Ниже приведены примеры «благополучных» и «неблагополучных» рисунков (рис. 9—14). Рисунки сгруппированы таким образом, чтобы каждая тематическая пара состояла из работ детей одного возраста.
Рис. 9а. «Школа зверей» (5 класс, первая четверть):
Благополучный рисунок. Комментарий: «Я — одна из этих птичек. Они учатся, как всегда».
Рис. 96. «Школа зверей» (5 класс, первая четверть):
Неблагополучный рисунок. Комментарий: «Мышка — ученица. Это Я. А кошка — К. В.» (классная руководительница этого класса)
Рис. 10а. «Я в школе» (1 класс, вторая четверть):
Благополучный рисунок. Комментарий: «Я — со светлыми волосами. Все не очень получились. Мы всем классом учимся. Е. А. рассказывает интересные уроки».
Рис. 106. «Я в школе» (1 класс, вторая четверть):
Неблагополучный рисунок. Комментарий: «Я сижу. А кругом ходят. С портфелями. Я одного ударил и убил... он мне мешает. Мне скучно, я домой хочу»
Рис. 11а.«Мои одноклассники» (2 класс, третья четверть): Благополучный рисунок. Комментарий: «Я сижу и решаю матешку. А Л. (одноклассница) мне помогает».
Рис. 11б. «Мои одноклассники» (2 класс, третья четверть): Неблагополучный рисунок. Комментарий: «Я с ними не дружу. Мои друзья все на даче. Они дураки... Почти все»
Рис. 12а. «После родительского собрания» (6 класс, третья четверть): Благополучный рисунок. Комментарий: «Мама пришла довольная»
Рис. 12б. «После родительского собрания» (6 класс, третья четверть): Неблагополучный рисунок. Комментарий: «Сейчас меня выпорют, вот и все»
Рис. 13а. «Я на экзамене» (9 класс, третья четверть): Благополучный рисунок. Комментарий: «Отвечаю геометрию. Как на уроке»
Рис. 136. «Я на экзамене» (9 класс, третья четверть): Неблагополучный рисунок. Комментарий: «Волосы дыбом, ничего не знаю»
Рис. 14а. «Мой классный руководитель» (модификация рисунка
«Моя учительница») (7 класс): Благополучный рисунок. Комментарий: «Она добрая и смешная»
Рис. 146. «Мой классный руководитель» (модификация рисунка
«Моя учительница») (7 класс):
Неблагополучный рисунок. Комментарий: «Он идиот. Могу еще грубее, только неприлично»