Умение описывать прошедшие события
Цель:формирование умения описывать прошедшие события.
Стимульный материал:картинки, фотографии с изображением различных видов деятельности.
Ход занятий:
Каждый раз вместе с ребенком составляйте расписание занятия: раскладывайте картинки и фотографии с изображением различных видов деятельности в определенной последовательности. После завершения каждого вида деятельности (задания), ставьте отметку (галочку, крестик) напротив соответствующего пункта расписания и комментируйте от имени ребенка:
– Я поиграл в мозаику.
– Я посмотрел книгу.
– Я порисовал и т.п.
Следите за тем, чтобы ребенок повторял каждое ваше высказывание.
Когда ребенок привыкнет к подобному ходу событий, усложните упражнение. После завершения очередного вида деятельности задайте ребенку вопрос, обращаясь к нему по имени: «…что ты сейчас (с)делал?». Если ребенок затрудняется ответить, покажите ему на соответствующую фотографию и подскажите, например: «Я поиграл в…». Дайте ребенку возможность завершить высказывание «…в мозаику». Когда он ответил, похвалите его и приступите к выполнению следующего задания.
В конце каждого занятия еще раз обращайте внимание ребенка на расписание и спрашивайте: «что ты сегодня делал?». Если он затрудняется ответить, тогда подскажите ему, поочередно показывая на каждую фотографию.
Повторяйте аналогичное упражнение большое коли-чество раз, сокращая подсказки до тех пор, пока ребенок
не сможет самостоятельно отвечать на вопрос «что ты (с)делал?».
Запрос информации о предмете (Что___?)
Цель:формирование умения задавать вопрос о пред-мете.
Стимульный материал:коробка, мяч, игрушечная машинка, плюшевый мишка (любые интересующие ребенка предметы).
Ход занятия:
До начала занятия спрячьте в коробку интересную для ребенка игрушку (например, мяч). Привлеките внимание ребенка к коробке – потрясите ее, демонстрируя, что внутри что-то есть. Если ребенок заинтересовался, подскажите ему: «Что в коробке?». Когда ребенок повторил вопрос, сразу же дайте ответ: «В коробке мяч» и опустите ее, чтобы ребенок мог увидеть и поиграть в него. Повторяйте аналогичное упражнение с другими предметами (игрушечной машинкой, плюшевым мишкой) до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно задавать вопрос.
Запрос информации о местонахождении предмета («Где___?»)
Цель:формирование умения задавать вопрос о местонахождении предмета.
Стимульный материал:набор посуды (любимая игрушка ребенка).
Ход занятия:
Перед началом занятия уберите любимую игрушку ребенка с ее обычного места и спрячьте ее. Когда во время занятия ребенок обнаружил, что игрушки нет, подскажите ему, как задать вопрос о местонахождении предмета: «Где посуда?». Когда ребенок повторит, сразу же покажите, где находится посуда, отвечая на его вопрос, например: «посуда на шкафу». Отдайте ребенку набор посуды. Повторяйте аналогичное упражнение много раз, пряча посуду в различные места так, чтобы ребенок не мог ее найти. Упражнение необходимо выполнять до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно задавать вопрос о местонахождении интересующего его предмета.
Умение задавать вопросы, связанные с понятием времени («Когда___?»)
Цель:формирование умения задавать вопрос «Когда___?».
Стимульный материал:фотографии, отражающие распорядок дня ребенка.
Ход занятия:
Каждое утро вместе с ребенком составляйте расписание распорядка дня, используя фотографии с изображением различных видов деятельности, например:
· Завтрак (ребенок ест).
· Занятия (ребенок пишет в тетради).
· Игра на компьютере (ребенок играет на компьютере).
· Обед.
· Прогулка (ребенок на улице) и т.д.
Когда расписание составлено, по очереди показывайте на каждый пункт и задавайте вопрос от имени ребенка «Когда завтрак?». Когда ребенок повторил, ответьте на его вопрос: «Завтрак в 9:00». Напротив данного пункта расписания напишите 9:00. Покажите ребенку следующую фотографию, и подождите, когда он задаст вопрос. Если он затрудняется, дайте подсказку: «Когда занятия?». Когда ребенок повторил, снова ответьте на вопрос. Повторяйте данное упражнение до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно задавать вопрос «Когда___?».
Примечание: данное упражнение используется при работе с детьми, владеющими количественным счетом.
Умение выразить радость
Цель:формирование умений выразить радость, сообщить о радости.
Стимульный материал:игрушечный вертолет (любые предметы, игра с которыми приносит ребенку радость).
Ход занятий:
Встаньте напротив ребенка примерно на расстоянии трех шагов и запустите в воздух его любимую игрушку – вертолет. Когда он взлетел, выразите радость с помощью соответствующих высказываний, интонаций, мимики и жестов: например, улыбаясь, воскликните «Ура!» и похлопайте в ладоши. Когда вертолет приземлился, продолжайте выражать радость, так чтобы ребенок имел возможность имитировать ваши действия. Затем, глядя на ребенка, произнесите: «Весело!» Когда ребенок повторил ваше высказывание, продолжите игру. Моделируйте аналогичные ситуации до тех пор, пока ребенок не научится адекватно выражать собственные эмоции и сообщать о них.
Для формирования данного умения используйте следующие приемы и методы:
· Наблюдайте за ребенком в течение занятия, комментируя его эмоциональные состояния, например: «Мне весело», «Здорово», «Я рад».
· Обращайте внимание ребенка и комментируйте эмоциональные состояния других людей, например: «Мама смеётся, ей весело» и т.д.
· Комментируйте эмоции людей, изображенных на фотографиях, рисунках, например: «Мальчик улыбается, ему весело».
· Называйте эмоции, изображенные на пиктограммах.
· Используйте имитационные игры перед зеркалом: имитируйте вместе с ребенком эмоции при помощи мимики, жестов и комментируйте их: «Мне весело!»
· Используйте хороводные игры: «Весело, весело встретим Новый год!»
Когда ребенок сможет адекватно выражать эмоции и сообщать о них, тогда необходимо приступить к следующему этапу коррекционной работы – формированию понимания причин эмоций.