Семинар 7. Тема 6. Развитие и сплочение малой группы

Содержание лекции:

1. Образование малой группы.

2. Уровни развития малой группы (модель Л. Уманского).

3. Социально-психологическая характеристика коллектива.

4. Сплочение малой группы (теория деятельностного опосредования межличностных отношений А. В. Петровского).

Вопросы к семинару для обсуждения:1. Основные социально-психологические проблемы личности 2. Роль социальных инстинктов в поведении людей3. Механизмы формирования личности через приспособление4. Роль и оценка личности в группе.5. Модель Л.Уманского уровней развития малой группы (конгломерат, номинальная группа, ассоциация, кооперация, автономия, коллектив) 6. Условия образования малой группы. Формальная и неформальная структура группы.7. Структура коллектива8. Групповые нормы, групповая совместимость и сплоченность

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Как, с точки зрения отечественных психологов, происходит процесс образования малой группы?

2. Опишите модель развития малой группы, предложенную Л. Уманским.

3. Опираясь на материал данной лекции, определите, является ли студенческая группа, в которой Вы учитесь, коллективом.

4. От чего, по мнению Петровского, зависит сплоченность малой группы, и в чем она проявляется?

Терминологический словарь:типология малых групп (Л.Г. Почебут, В.А. Чикер): акциденция, комиция, компания, коалиция, когорта, команда, групповые нормы; конгломерат, номинальная группа, ассоциация, кооперация, автономия, коллектив, сплоченность группы, психофизиологическая совместимость, психологическая совместимость, социально-психологическая совместимость, групповая сплоченность.Литература: 1. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 1999.2. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.1. Козлов В.И. Типы личностей. М., 1999.3. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999.5. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999.7. Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности. М., 1998.8. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

Семинар 8. Тема 8. Лидерство и руководство в малой группе

Содержание

1. Традиционные подходы в понимании лидерства (теория черт, ситуационная теория).

2. Системная теория лидерства.

3. Механизм выдвижения лидера (концепция ценностного обмена Р. Кричевского).

4. Лидерство и руководство.

5. Стили лидерства.

6. Процесс принятия групповых решений.

7. Проблема эффективности групповой деятельности.

Вопросы к семинару для обсуждения: Цель: закрепить и углубить знания по социально-психологическим проблемам личности. Осуществить контроль за степенью усвоения материала 1. Психоаналитический подход к проблеме лидерства2. Персонологический подход к проблеме лидерства (теория ориентации на великих людей, теория черт личности лидера)3. Ситуативный подход к проблеме лидерства (теория лидерства как функции группы, теория ситуативного лидерства, теория взаимосвязанных факторов)4. Классификация лидеров5. Социализация и социально-психологическая адаптация личности.6. Регуляция социального поведения личности.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Раскройте суть теории черт и ситуационной теории происхождения лидерства.

2. Что сближает феномены лидерства и руководства

3. Каковы различия между лидером и руководителем

4. Кратко охарактеризуйте разные стили лидерства (руководства).

5. Назовите плюсы и минусы процесса группового принятия решений.

6. С какой целью и каким образом проводится групповое интервью?

7. Как правильно провести “мозговой штурм”?

8. Опишите этапы групповой дискуссии.

9. Что является, с точки зрения Г. М. Андреевой, показателями эффективности групповой деятельности?

Терминологический словарь:лидерство, виды лидерства, лидер, виды социальных отношений в группе, руководство, групповое интервью, «мозговой штурм»,

Литература

1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. – М., 1998. Главы 15, 16, 17, 18.

2. Битянова, М. Р. Социальная психология: Наука, практика и образ мыслей: учеб. пособие / М. Р. Битянова. – М., 2001. – (Серия «Кафедра психологии»);Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – М., 2001.

Семинар 9. Тема 9. Большие социальные группы и массовые движения

Содержание лекции

1. Понятие большой социальной группы.

2. Сопоставительная характеристика больших устойчивых и больших стихийных групп.

3. Психологические особенности этнических групп.

4. Типы стихийных групп.

5. Особенности взаимодействия людей и специфика поведения индивида в больших стихийных группах.

6. Краткая характеристика социальных движений.

Вопросы к семинару для обсуждения:1. Социально-психологическая характеристика социальных групп.2. Большие социальные группы, виды и особенности их функционирования.3.Специфические регуляторы социального поведения в больших социальных группах4. Способы воздействия в стихийных группах5. Причины присоединения к социальным движениям6.Общие черты социальных движений

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Чем большие группы отличаются от малых групп?

2. Чем обусловлена значимость социально-психологического анализа больших групп?

3. Что отличает большие устойчивые группы от стихийных групп?

4. Что понимается в этнопсихологии под нацией?

5. Какие две сферы (части) выделяют в структуре психологии нации?

6. Что понимается под национальным характером, национальным темпераментом, этническими чувствами?

7. В чем опасность этнических стереотипов?

8. Сопоставьте между собой типы стихийных групп (выделите общее и различия).

9. Охарактеризуйте психическое заражение, внушение и подражание как механизмы воздействия людей друг на друга в стихийных группах.

10. Каковы особенности поведения индивида в стихийных группах?

11. Что понимается под социальными движениями?

12. Какими общими характеристиками обладают социальные движения разных уровней?

Терминологический словарь:группа, параметры группы, большие социальные группы, регуляторы социального поведения в больших группах, психология больших социальных групп, толпа, масса, публика, заражение, внушение, подражание, социальные движения, фрустрация больших социальных групп,социально – психологические механизмы действия социальных движений, гипноз, психическое заражение, внушение, идентификация, идентификация внутригрупповая, импринтинг, конформность, подражание, общественное мнение, массовое настроение, слухи, традиции, толпа. Виды толпы: экспрессивная, конвенциональная, действующая, стяжательная, агрессивная.

Наши рекомендации