Семинар 7. Тема 6. Развитие и сплочение малой группы
Содержание лекции:
1. Образование малой группы.
2. Уровни развития малой группы (модель Л. Уманского).
3. Социально-психологическая характеристика коллектива.
4. Сплочение малой группы (теория деятельностного опосредования межличностных отношений А. В. Петровского).
Вопросы к семинару для обсуждения:1. Основные социально-психологические проблемы личности 2. Роль социальных инстинктов в поведении людей3. Механизмы формирования личности через приспособление4. Роль и оценка личности в группе.5. Модель Л.Уманского уровней развития малой группы (конгломерат, номинальная группа, ассоциация, кооперация, автономия, коллектив) 6. Условия образования малой группы. Формальная и неформальная структура группы.7. Структура коллектива8. Групповые нормы, групповая совместимость и сплоченностьВопросы и задания для самопроверки:
1. Как, с точки зрения отечественных психологов, происходит процесс образования малой группы?
2. Опишите модель развития малой группы, предложенную Л. Уманским.
3. Опираясь на материал данной лекции, определите, является ли студенческая группа, в которой Вы учитесь, коллективом.
4. От чего, по мнению Петровского, зависит сплоченность малой группы, и в чем она проявляется?
Терминологический словарь:типология малых групп (Л.Г. Почебут, В.А. Чикер): акциденция, комиция, компания, коалиция, когорта, команда, групповые нормы; конгломерат, номинальная группа, ассоциация, кооперация, автономия, коллектив, сплоченность группы, психофизиологическая совместимость, психологическая совместимость, социально-психологическая совместимость, групповая сплоченность.Литература: 1. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 1999.2. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.1. Козлов В.И. Типы личностей. М., 1999.3. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999.5. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999.7. Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности. М., 1998.8. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.Семинар 8. Тема 8. Лидерство и руководство в малой группе
Содержание
1. Традиционные подходы в понимании лидерства (теория черт, ситуационная теория).
2. Системная теория лидерства.
3. Механизм выдвижения лидера (концепция ценностного обмена Р. Кричевского).
4. Лидерство и руководство.
5. Стили лидерства.
6. Процесс принятия групповых решений.
7. Проблема эффективности групповой деятельности.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Раскройте суть теории черт и ситуационной теории происхождения лидерства.
2. Что сближает феномены лидерства и руководства
3. Каковы различия между лидером и руководителем
4. Кратко охарактеризуйте разные стили лидерства (руководства).
5. Назовите плюсы и минусы процесса группового принятия решений.
6. С какой целью и каким образом проводится групповое интервью?
7. Как правильно провести “мозговой штурм”?
8. Опишите этапы групповой дискуссии.
9. Что является, с точки зрения Г. М. Андреевой, показателями эффективности групповой деятельности?
Терминологический словарь:лидерство, виды лидерства, лидер, виды социальных отношений в группе, руководство, групповое интервью, «мозговой штурм»,Литература
1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. – М., 1998. Главы 15, 16, 17, 18.
2. Битянова, М. Р. Социальная психология: Наука, практика и образ мыслей: учеб. пособие / М. Р. Битянова. – М., 2001. – (Серия «Кафедра психологии»);Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – М., 2001.
Семинар 9. Тема 9. Большие социальные группы и массовые движения
Содержание лекции
1. Понятие большой социальной группы.
2. Сопоставительная характеристика больших устойчивых и больших стихийных групп.
3. Психологические особенности этнических групп.
4. Типы стихийных групп.
5. Особенности взаимодействия людей и специфика поведения индивида в больших стихийных группах.
6. Краткая характеристика социальных движений.
Вопросы к семинару для обсуждения:1. Социально-психологическая характеристика социальных групп.2. Большие социальные группы, виды и особенности их функционирования.3.Специфические регуляторы социального поведения в больших социальных группах4. Способы воздействия в стихийных группах5. Причины присоединения к социальным движениям6.Общие черты социальных движенийВопросы и задания для самопроверки:
1. Чем большие группы отличаются от малых групп?
2. Чем обусловлена значимость социально-психологического анализа больших групп?
3. Что отличает большие устойчивые группы от стихийных групп?
4. Что понимается в этнопсихологии под нацией?
5. Какие две сферы (части) выделяют в структуре психологии нации?
6. Что понимается под национальным характером, национальным темпераментом, этническими чувствами?
7. В чем опасность этнических стереотипов?
8. Сопоставьте между собой типы стихийных групп (выделите общее и различия).
9. Охарактеризуйте психическое заражение, внушение и подражание как механизмы воздействия людей друг на друга в стихийных группах.
10. Каковы особенности поведения индивида в стихийных группах?
11. Что понимается под социальными движениями?
12. Какими общими характеристиками обладают социальные движения разных уровней?
Терминологический словарь:группа, параметры группы, большие социальные группы, регуляторы социального поведения в больших группах, психология больших социальных групп, толпа, масса, публика, заражение, внушение, подражание, социальные движения, фрустрация больших социальных групп,социально – психологические механизмы действия социальных движений, гипноз, психическое заражение, внушение, идентификация, идентификация внутригрупповая, импринтинг, конформность, подражание, общественное мнение, массовое настроение, слухи, традиции, толпа. Виды толпы: экспрессивная, конвенциональная, действующая, стяжательная, агрессивная.