Программа «Давайте жить дружно»
(автор - составитель программы педагог- психолог МБДОУ д/с № 4 Командин Е.Н.)
№п/п | Тема занятия | Цели и задачи | Содержание |
I-й блок – «Здравствуйте, это Я» (2,5 часа) | |||
«Здравствуйте, это Я» | - повышение активности детей; - снижение уровня тревожности; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого; | - упр. «Давайте поздороваемся» - упр. «Я есть, я буду» - упр. «Что я люблю» - упр. «Угадай по голосу» | |
«Здравствуйте, это Я» | - повышение активности детей; - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; - развитие умения распознавать чувства другого; | - игра «Интервью» - игра «Паровозик» - релаксация «Самоуважение» | |
«Сказка о волшебных зеркалах» | - поддержание мотивации ребенка на познание самого себя; - развитие коммуникативных навыков; - повышение активности детей; | - чтение «Сказки о волшебных зеркалах» (часть 1); - беседа и анализ сказки; - рисование по сказке; | |
«Сказка о волшебных зеркалах» | - поддержание мотивации ребенка на познание самого себя; - развитие коммуникативных навыков; - повышение активности детей; - развивать потребность в самоанализе и рефлексии; | - чтение «Сказки о волшебных зеркалах» (часть 2); - беседа и анализ сказки; - рисование по сказке; - рисование «Автопортрет» | |
«Сказка о волшебных зеркалах» | - поддержание мотивации ребенка на познание самого себя; - развитие коммуникативных навыков; - повышение активности детей; - укрепить интерес к самопознанию; - развивать рефлексию; - закрепить знания об основных составляющих Я-образа; | - чтение «Сказки о волшебных зеркалах» (часть 3); - беседа и анализ сказки; - рисование по сказке; | |
II-й блок – «Азбука настроений» (10 часов) | |||
«Мое настроение» | - научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь; - сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции; - научиться определять свои чувства, практиковаться в их выражении словами и мимикой; - сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие; | - чтение 1-го отрывка сказки «Тише, пожалуйста»; - игра «Замри-отомри» - чтение 2-го отрывка сказки - беседа по сказке и ее анализ | |
«Я и мои чувства» | - научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь; - сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции; - научиться определять свои чувства, практиковаться в их выражении словами и мимикой; - сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие; | - чтение 3-го отрывка сказки - игра «Работа с чувствами» - чтение 4-го отрывка сказки - беседа и анализ сказки | |
«Добро и зло живут в одной душе» | - научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь; - подвести детей к осознанию своих переживаний и чувств, своего внутреннего мира; - сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции; - научиться определять свои чувства, практиковаться в их выражении словами и мимикой; - сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие; | - игра «Ладошки» - чтение 5-го отрывка сказки - беседа по сказке - чтение 6-го отрывка сказки - игра «Работа с чувствами» - игра «Замри-отомри» - беседа по сказке и ее анализ | |
«Правила саморегуляции и ненасилия» | - научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь; - подвести детей к осознанию своих переживаний и чувств, своего внутреннего мира; - сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции; - сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие; | - беседа «Правила саморегуляции» - тренинг «Как справиться со своими эмоциями» - упр. «Цветок» - упражнение на релаксацию - упр. «Снежная баба» - беседа «Копилка добрых дел» | |
«Копилка добрых дел» | - научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь; - подвести детей к осознанию своих переживаний и чувств, своего внутреннего мира; - сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции; - сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие; | - беседа «Копилка добрых дел» - рисование ссоры - беседа по рисункам | |
«Доброжелательность и смирение» | - научить детей уважительно относиться к людям; - развивать чувство эмпатии; - воспитывать внимание и терпимость друг к другу; - усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом; - воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие; - научить детей управлять своими желаниями и эмоциями; | - чтение 1-го отрывка русской народной сказки «Морозко» - беседа по сказке - чтение 2-го отрывка сказки - рисование по сказке - игра «Работа с чувствами» - чтение 3-го отрывка - беседа по сказке и ее анализ - тренинг «Как справиться со своими эмоциями» - обсуждение проблемной ситуации - работа с пословицами | |
«Доброжелательность и смирение» | - научить детей уважительно относиться к людям; - развивать чувство эмпатии; - воспитывать внимание и терпимость друг к другу; - усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом; - воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие; - научить детей управлять своими желаниями и эмоциями; | - чтение 4-го отрывка сказки - чтение 5-го отрывка сказки - чтение 6-го отрывка сказки - беседа по сказке - творческое задание - игра «Работа с чувствами» - игра-театрализация -беседа по сказке - чтение 7-го и 8-го отрывка сказки - игра «Ладошки» | |
«Недовольство» | - научить детей уважительно относиться к людям; - развивать чувство эмпатии; - воспитывать внимание и терпимость друг к другу; - усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом; - воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие; - научить детей управлять своими желаниями и эмоциями; | - чтение 9-го, 10-го, 11-го, 12-го отрывков сказки - беседа по сказке и ее анализ | |
«Что посеешь, то пожнешь» | - научить детей уважительно относиться к людям; - развивать чувство эмпатии; - воспитывать внимание и терпимость друг к другу; - усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом; - воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие; - научить детей управлять своими желаниями и эмоциями; | - обсуждение действия «Принцип возврата» - тренинг «Как справиться со своими эмоциями» - работа с метафорами - работа с пословицами и выражениями - игра «Ладошки» - выводы - творческое задание | |
«Суровый нрав не прав» | - научить детей уважительно относиться к людям; - развивать чувство эмпатии; - воспитывать внимание и терпимость друг к другу; - усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом; - научить детей управлять своими желаниями и эмоциями; | - игра «Работа с чувствами» - игра «Ладошки» - работа с пиктограммами - беседа по сказке и ее анализ | |
«Претензии» | - научить детей уважительно относиться к людям; - развивать чувство эмпатии; - воспитывать внимание и терпимость друг к другу; - усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом; - воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие; - научить детей управлять своими желаниями и эмоциями; | - беседа с детьми - обсуждение проблемных ситуаций - тренинг «Как справиться со своими эмоциями» - игра «Ладошки» - выводы | |
«Встреча эмоций» | - осознание своего самочувствия; - обучить детей эффективным способам общения; - снятие негативных настроений и восстановление сил; - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - снижение уровня агрессии; | - игра «Море волнуется» - упр. «Попроси игрушку» - упр. «Тух-тиби-дух» - упр. «Спаси птенца» | |
«Прогноз настроения» | - осознание своего эмоционального состояния и окружающих людей; - обучение эффективным способам общения; - снижение уровня агрессивности; - снятие мышечного и эмоционального напряжения; - развитие коммуникативных навыков. | - упр. «Любовь и злость» - упр. «Прогноз настроения» - релаксация «Я помогаю другим» | |
«Наши эмоции» | - создание положительного эмоционального фона; - знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя. - закреплять умение определять настроение по внешнему виду человека; - развивать коммуникативные навыки; - снижение уровня агрессии; | - упр. «Ток» - игра «Сороконожка» - беседа по рассказу - игра «Раз, два, три – покажи» - игра «Узнай настроение» - игра «Хоровод» - игра «Гармоничный танец» - коллективная работа «Мы едем, едем, едем» - упр. «Передай улыбку» | |
«Наши эмоции» | - снятие агрессивности; - развитие навыков невербального общения; - снятие мышечного и эмоционального напряжения; | - упр. «Пара противоположностей» - упр. «Ласковый мелок» - упр. «Щепки плывут по реке» - релаксация «Я помогаю другим» | |
«Азбука настроений» | - выражение и отреагирование гнева и агрессии; - развивать умение высказать свое желание; - развитие навыков общения; - развивать умение ребенка определять эмоциональное состояние по внешним признакам; - снижение эмоционального напряжения. | - игра «Добрые волшебники» - игра «Король» - этюд «Король Боровик не в духе» - упр. «Пиктограммы» - упр. «Радость-Ярость-Гнев-Грусть» | |
«Четыре дочери года» | - поддержание мотивации ребенка на познание самого себя; - развитие коммуникативных навыков; - повышение активности детей; | - чтение сказки «Четыре дочери года» - беседа по сказке и ее анализ | |
«В стране гномиков» | - формировать в игровой деятельности эффективное общение со взрослыми и со сверстниками; - научить детей контролировать свои эмоции; - снижение и отреагирование гнева и агрессии; | - графическая работа «Гном» - упр. «Мы идем в лес» - игра «Ниточка-иголочка» - игра «Хлопушки» - игра «Ходьба гуськом» - игра «Обход медведя» - игра «Кричалки-шепталки-молчалки» - упр. «Найди отличия» | |
«В стране разбойников» | - формировать в игровой деятельности эффективное общение со взрослыми и со сверстниками; - научить детей контролировать свои эмоции; - снижение и отреагирование гнева и агрессии; | - упр. «Доброе животное» - игра «Сороконожка» - игра «Тень» - игра «Художники» - упр. «Мы-разбойники» - игра «Потерялся ребенок» | |
«В гостях у клоунов» | - формировать в игровой деятельности эффективное общение со взрослыми и со сверстниками; - научить детей контролировать свои эмоции; - снижение и отреагирование гнева и агрессии; | - графическая работа «Клоун» - упр. «Мы клоуны» - игра «Послушай тишину» - игра «Загадки» - чтение «Сказки про клоуна» - рисование по сказке» | |
III-й блок – «Давайте жить дружно» (6 часов) | |||
«Уходи, злость, уходи» | - научить детей контролировать свои движения; - снять невербальную агрессию; - предоставить ребенку возможность выплеснуть гнев приемлемым способом; - снижение эмоционального и мышечного напряжения; - развитие коммуникативных навыков. | - игра «Толкалки» - игра «Два барана» - игра «Добрые-злые кошки» - игра «Воробьиные драки» | |
«Уходи, злость, уходи» | - помочь детям переключиться на активную деятельность после сидячей работы; - снижение эмоционального и мышечного напряжения; - снижение и отреагирование гнева и агрессии; | - упр. «Рубка дров» - упр. «Обзывалки» - упр. «Курицы и петух» - упр. «Маленькое привидение» | |
«Уходи, злость, уходи» | - расслабление мышц нижней части лица и кистей рук; - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - снижение и отреагирование гнева и агрессии; - развитие коммуникативных навыков; | - игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи» - пантомима «Кошка добрая – кошка злая» - упр. «Драка» - упр. «Да и нет» | |
«Я и мои друзья» | - снижение уровня агрессии в процессе межличностных взаимодействий; - развитие коммуникативных умений и эмоционально-выразительных движений; - развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу. | - игра «Кенгуру» - игра «Ученый» - упр. «Коровы-собаки-кошки» - релаксация «Апельсин» | |
«Мы вместе» | - развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу; - снятие психоэмоционального напряжения; - снижение уровня агрессии и ее отреагирование; - снятие мышечных зажимов. | - игра «Озорной двойник» - упр. «Волшебная котомка» - упр. «Мы охотимся на льва» - этюд «Разговор с деревом» - релаксация «Водопад» | |
«Мы вместе» | - развитие эмоционально-выразительных движений; - развитие и совершенствование коммуникативных навыков; - удовлетворение потребности в признании; - снижение уровня агрессии; - снятие эмоционального и мышечного напряжения. | - игра «Отражение в зеркале» - игра «Дотронься до…» - игра «Птенцы» - релаксация «Поделись с ближним» | |
«Мы вместе» | - развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу; - снятие психоэмоционального и мышечного напряжения; - снижение уровня агрессии и ее отреагирование; | - упр. «Да и нет» - упр. «Ласковый мелок» - упр. «Щепки плывут по реке» - релаксация «Волшебные туфли» | |
«Добрые волшебники» | - снижение психомышечного напряжения; - снятие и отреагирование агрессии; - развитие эмпатии; - закрепление адекватных форм проявления эмоций; - развитие социального доверия. | - игра «Добрые волшебники» - игра «Король» - упр. «Это я, узнай меня» - релаксация «Достань звезду» | |
«Добрые волшебники» | - снижение психомышечного напряжения; - снятие и отреагирование агрессии; - развитие эмпатии; - закрепление адекватных форм проявления эмоций; - развитие социального доверия. | - игра «Цвета» - упр. «Компот» - этюд «Дождь в лесу» - релаксация «Отдых на море» | |
«Вместе веселей» | - развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу; - снятие психоэмоционального напряжения; - снижение уровня агрессивности; - снятие мышечных зажимов. | - упр. «Качели» - игра «Кенгуру» - упр. «Добрый-злой, веселый-грустный» - релаксация «Полет высоко в небо» | |
«Вместе веселей» | - развитие произвольности и самоконтроля; - развитие внимания и эмоционально-выразительных движений; - удовлетворение потребности в признании; - снятие психоэмоционального напряжения; - снижение агрессивности ребенка и ее отреагирование; - развитие коммуникативных навыков. | - игра «Ручеек» - рисование «Волшебные зеркала» - беседа по рисункам - игра «Кричалки-шепталки-молчалки» - релаксация «Тихое озеро» | |
«Давайте жить дружно» | - профилактика агрессии; - развитие и совершенствование коммуникативных навыков; - снятие мышечного и эмоционального напряжения; - повышение значимости в глазах окружающих; - снятие эмоционального и мышечного напряжения | - упр. «Прошепчи ответ» - упр. «Гусеница» - упр. «Эмоции» - релаксация «Путешествие на облаке» | |
ИТОГО – 18,5 часов |
23. Тематическое планирование