Программа «Страх мой – враг мой»
(автор - составитель программы педагог- психолог МБДОУ д/с № 4 Командин Е.Н.)
№ п/п | Тема занятия | Цели и задачи | Содержание |
I-й блок – «Здравствуйте, это Я» (3,5 часа) | |||
«Здравствуйте, это Я» | - повышение активности детей; - снижение уровня тревожности; - повышение самооценки ребенка | - упр. «Давайте поздороваемся» - упр. «Я есть, я буду» - упр. «Что я люблю» - упр. «Угадай по голосу» | |
«Тайны моего имени» | - помощь ребенку в познании и принятии собственного имени; - развитие способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями; - активизация творческой мотивации; | - упр. «Звонок от Феи» - упр. «Дорога в Вообразилию» - упр. «Сказочная лаборатория» - упр. «Окно в будущее» | |
«Мое имя» | - помочь ребенку раскрыть свое «Я»; - формирование чувства близости с другими людьми; - достижение взаимопонимания и сплоченности | - упр. «Узнай по голосу» - игра «Мое имя» - игра «Разведчики» - упр. «Я веселый, сильный» | |
«Это мое имя» | - помочь ребенку с помощью переноса раскрыть свои слабые и сильные стороны; - повышение активности и самооценки ребенка | - упр. «Зеркало» - упр. «Красивое имя» - рисование «Автопортрет» | |
«Жил-был один мальчик» | - повышение активности ребенка; - снижение тревожности; - развитие произвольности и самоконтроля; - снятие психоэмоционального напряжения | - упр. из йоговской гимнастики - упр. «Зеркало» - игра «Жил-был один мальчик» | |
«Игра в рисунки» | - снижение уровня тревожности; - выработка у ребенка уверенности в своих силах; - повышение навыков самоконтроля; | - упр. «Прогулка в лесу» - упр. «Камень и путники» - упр. «Игра в рисунки» | |
«Я – внимательный» | - снятие психоэмоционального напряжения; - развитие внимания и наблюдательности; - снятие мышечных зажимов | - упр. «Передай движение» - упр. «Слушаем и выполняем» - упр. «Почему» - релаксация «Волшебный сон» | |
II-й блок – «Я и мое настроение» (2,5 часа) | |||
«Настроение» | - осознание своего эмоционального состояния; - снижение психоэмоционального напряжения; - развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. | - упр. «Качели» - упр. «Неваляшка» - упр. «Превращения» - упр. «Классификация эмоций» - рисование «Мое настроение» | |
«Настроение» | - осознание своего эмоционального состояния; - снижение психоэмоционального напряжения; - развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. | - упр. «Закончи предложение» - упр. «Пружинки» - упр. «Глаза в глаза» - игра «Колечко» | |
«Встреча эмоций» | - осознание своего самочувствия; - снятие эмоционального напряжения; - снижение уровня тревожности; - снижение мышечных зажимов. | - упр. «Злые и добрые кошки» - игра «На что похоже мое настроение» - упр. «Ласковый мелок» - рисование «Автопортрет» | |
«Встреча эмоций» | - развитие произвольности и самоконтроля; - развитие внимания, наблюдательности и воображения; - развитие эмоционально-выразительных движений; - совершенствование коммуникативных навыков; | - игра «Изобрази движение» - игра «Самолеты» - упр. «Надоедливая муха» - этюд «Кораблик» | |
«Азбука настроения» | - закреплять умения детей определять эмоциональные состояния людей; - упражнять в регуляции своего эмоционального состояния | - игра «Я очень хороший» - игра «Азбука настроения» - игра «Покажи чувство» - рисование «Мое настроение» | |
III-й блок – «Я и мои чувства» (4 часа) | |||
«Чувства и эмоции» | - помочь ребенку преодолеть зажатость и безынициативность; - снятие эмоционального и телесного напряжения; - научить ребенка более точно понимать свои чувства для моделирования социально приемлемого поведения; - учить ребенка распознавать чувства по лицам людей и передавать свои чувства с помощью мимики; - снижение уровня тревожности | - беседа «Наши эмоции» - упр. «Два брата» - игра «Звериные чувства» - упр. «Вылеплялки» | |
«Чувства и эмоции» | - помочь ребенку осознать собственные чувства; - освоить новые эффективные стратегии поведения; - совершенствовать умения ребенка передавать свое эмоциональное состояние; - нейтрализовать страхи и отрицательные переживания | - упр. «Чувства» - упр. «Злая Фея» - упр. «Вылеплялки» | |
«Дедушка и внучек» | - снижение уровня тревожности; - помочь ребенку осознать собственные чувства и переживания; - развитие и совершенствование коммуникативных навыков. - научить ребенку вербально и невербально выражать свои эмоции | - игра-инсценировка «Дедушка и внучек» - упр. «Стройка» - упр. «Кто сильнее кричит» - упр. «Одно большое животное» | |
«Отгадай эмоцию» | - продолжать учить детей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; - учить передавать его с помощью мимики, речи, рисунка | - игра «Зайчик и волк» - игра «Попугай» - игра «Закончи предложение» - игра «Баба-Яга» - рисование «Добрая Баба-Яга» | |
«Эмоции, чувства, настроение» | - развитие самопроизвольности и самоконтроля; - развитие координации движений; - снятие психоэмоционального напряжения; - снижение уровня тревожности. | - игра «Охотники» - игра «Белки и орехи» - игра «Запретное движение» - игра «Зоопарк» - релаксация «Водопад» | |
«Сказка о Короле и его слугах – чувствах» | - снижение уровня тревожности; - отреагирование страха; - развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе. | - сказкотерапия «Сказка о Короле и его слугах – чувствах» | |
«Эмоции, чувства, настроение» | - создание условий для преодоления зажатости; - способствовать развитию умений решать проблемные ситуации; - развитие эмоционально-выразительных движений. | - упр. «Йоговская гимнастика» - игра «На реке» - упр. «Бип» - упр. «Расскажем и покажем» - релаксация «Шарик» | |
«Эмоциональные состояния» | - дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей; - развитие у ребенка чувства уверенности; - повышение самооценки ребенка. | - упр. «Эмоциональные состояния» - рисунок-ситуация | |
IV-й блок – «Я и мои друзья» (3,5 часа) | |||
«Я и мои друзья» | - снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий; - развитие коммуникативных умений и эмоционально-выразительных движений; - развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу. | - упр. «Найди свою половинку» - упр. «Клеевой дождик» - упр. «Насос и мяч» - игра «Передай мяч» - релаксация «Избавление от тревог» | |
«Маленький котенок» | - снижение уровня тревожности; - отреагирование страха; - развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе. | - сказкотерапия «Маленький котенок» | |
«Мы вместе» | - развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу; - снятие психоэмоционального напряжения; - снижение тревожности; - снятие мышечных зажимов. | - упр. «Качели» - игра «Паровозик с именем» - игра «Кенгуру» - упр. «Большое животное» - упр. «Добрый-злой, веселый-грустный» - рисование «Мой любимый сказочный герой» | |
«Мы вместе» | - развитие эмоционально-выразительных движений; - развитие и совершенствование коммуникативных навыков; - удовлетворение потребности в признании; - снижение уровня тревожности. | - упр. «Охотник и заяц» - упр. «Гроза» - упр. «Дракон кусает свой хвост» - релаксация «Любимый человек» | |
«Давайте жить дружно» | - формировать чувство принадлежности к группе; - помогать каждому ребенку чувствовать себя защищено, преодолевать трудности в общении | - беседа «Детский сад» - игра «Передай мячики» - игра-рисунок «Рукавички» | |
«Случай в лесу» | - способствовать развитию смелости, преодолению страхов; - снижение тревожности; - развитие внимания, мышления. | - сказкотерапия Случай в лесу» | |
«Космическое путешествие» | - развитие произвольности и самоконтроля; - развитие внимания и памяти; - развитие эмоционально-выразительных движений; - снятие психоэмоционального напряжения; | - игра «Космическое путешествие» - упр. «Интервью» - упр. «Росток» - упр. «Пловцы» | |
V-й блок – «Я и мой страх» (6 часов) | |||
«Я и мой страх» | - стимулирование аффективной сферы ребенка; - повышение психического тонуса ребенка; - развитие коммуникативных навыков. | - упр. «Петушиные бои» - упр. «Расскажи свой страх» - рисование «Чего я боялся, когда был маленьким» - упр. «Чужие рисунки» | |
«Медвежонок и Баба-Яга» | - снижение уровня тревожности; - отреагирование страха; - развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе. | - сказкотерапия «Медвежонок и Баба-Яга» | |
«Я и мой страх» | - помощь в проживании чувств и эмоций; - формирование адекватных способов реагирования, творческого решения стрессовых ситуаций; - отреагирование страха. | - беседа «Шкалирование эмоций» - рисование «Мой страх» - отреагирование страха (уничтожение) | |
«У страха глаза велики» | - создание благоприятных условий для активизации детей; - учить детей выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и пантомимику | - этюд «У страха глаза велики» - ролевая игра «Зайчишка-трусишка» - упр. «Апельсин» - упр. «Шарик» | |
«Белочка Нуся» | - снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов; - развитие навыков групповой работы; - снятие тревожности | - сказкотерапия «Белочка Нуся» - релаксация «Цветок» | |
«В гостях у страха» | - помочь ребенку принять свои чувства, актуализировать и осознать свои потребности; - помочь ребенку творчески переработать конфликт и уметь увидеть различные пути его решения. | - упр. «Разговор со страхом» - упр. «Мумия» - упр. «Достань звезду» | |
«Игры со страхом» | - снятие мышечных зажимов в ходе обыгрывания стихотворения; - развитие эмоционально-выразительных движений; - коррекция страхов и тревожности. | - упр. «Мартышки» - игра «В темной норе» - упр. «Пещера страхов» - упр. «Веселый страх» - релаксация «Забота о животном» | |
«Сказка о подсолнечном семечке» | - развивать умение детей взаимодействовать друг с другом; - развивать мышление, внимание; - снятие психоэмоционального напряжения и мышечных зажимов | - сказкотерапия «Сказка о подсолнечном семечке» - релаксация «Полет высоко в небо» | |
«Сказка о страхе» | - коррекция страхов и тревожности; - развитие эмоционально-выразительных движений; - развитие коммуникативных навыков; | - упр. «Расскажем и покажем» - упр. «Прекрасный ужасный рисунок» - пантомима «Зайка-трусишка» - упр. «Сказка о страхе» | |
«Маска страха» | - развитие произвольности и самоконтроля, внимания, наблюдательности, памяти; - отреагирование страха; - коррекция страхов и тревожности; - снятие мышечных зажимов. | - упр. «Потерялся» - упр. «Штанга» - упр. «Превращаемся в страшных» - релаксация «Порхание бабочки» | |
«Слоненок, который боялся темноты» | - снижение уровня тревожности; - отреагирование страха; - развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе. | - сказкотерапия «Слоненок, который боялся темноты» | |
«Маска страха» | - развитие внимания и произвольного поведения; - профилактика страхов; - снятие эмоционального напряжения; - развитие уверенности в себе; | - упр. «Потягушечки» - упр. «Зеркало» - этюд «Ночные звуки» - релаксация «Тихое озеро» | |
VI-й блок – «Я больше не боюсь!» (5 часов) | |||
«Не страшно, а смешно» | - коррекция страха высоты; - развитие доверия друг к другу; - снятие эмоционального напряжения; - способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим. | - упр. «Слепой и поводырь» - этюд «Собака лает и хватает за пятки» - этюд «Лисенок боится» - рисование «Смешной страх» | |
«Девочка Надя и Баба-Яга» | - развитие эмоционально-выразительных движений; - снятие психоэмоционального напряжения; - развитие внимания и координации движений; - регулирование поведения в коллективе. | - сказкотерапия «Девочка Надя и Баба-Яга» - упр. «Солнечный лучик» | |
«Я больше, чем страх» | - формирование эмпатии, умения сопереживать другим; - развитие эмоционально-выразительных движений; - снятие психоэмоционального напряжения; | - игра «Жмурки» - упр. «Аэробус» - игра «Нить повествования» - упр. «Дождь в лесу» | |
«Как Кенгуреныш стал самостоятельным» | - снижение уровня тревожности; - отреагирование страха; - развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе. | - сказкотерапия «Как Кенгуреныш стал самостоятельным» | |
«Я больше, чем страх» | - снятие психоэмоционального напряжения; - развитие эмоционально-выразительных движений; | - упр. «Фоторобот страха» - упр. «Страх и скульптор» | |
«Я больше не боюсь» | - развитие произвольности и самоконтроля; - развитие внимания и координации движений; - снятие психоэмоционального напряжения; - развитие и совершенствование коммуникативных навыков. | - игра «Кричалки-шепталки-молчалки» - игра «Кто первый» - упр. «Подснежник» | |
«Чебурашка» | - развитие произвольности и самоконтроля; - снятие психоэмоционального напряжения; - коррекция тревожности; - развитие и совершенствование коммуникативных навыков. | - сказкотерапия «Про Чебурашку» - упр. «Газета» | |
«Страх не страшен мне» | - преодоление негативных переживаний; - символическое уничтожение страха; - снижение эмоционального напряжения. | - упр. «Смелые ребята» - упр. «Азбука страхов» - упр. «Я тебя не боюсь» - упр. «Одно большое животное» | |
«Волшебный лес» | - развитие умения передавать свое эмоциональное состояние через художественный образ; - снижение психоэмоционального напряжения; - повышение уверенности в себе. | - игра «Тропинка» - коллективное рисование «Волшебный лес» - упр. «Доверяющее падение» | |
«Волшебники» | - снижение психомышечного напряжения; - закрепление адекватных форм проявления эмоций; - развитие социального доверия. | - упр. «Ток» - игра «Путаница» - упр. «Отдых на море» | |
VII-й блок – «Сказочная шкатулка» (3,5 часа) | |||
«Серое ухо» | - снижение уровня тревожности; - отреагирование страха; - развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе. | - сказкотерапия «Серое ухо» | |
«Сказочная шкатулка» | - формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе; - снижение тревожности; - развитие социального доверия. | - упр. «Волшебники» - игра «Сказочная шкатулка» - релаксация «Доверие» | |
«Сказочная шкатулка» | - развитие произвольности и самоконтроля; - развитие внимания и эмоционально-выразительных движений; - удовлетворение потребности в признании; - снятие психоэмоционального напряжения. | - игра «Ручеек» - рисование «Волшебные зеркала» - беседа по рисункам - игра «Кричалки-шепталки-молчалки» | |
«Сказочная шкатулка» | - развитие слухового внимания; - развитие эмоционально-выразительных движений; - развитие тактильного восприятия; - развитие и совершенствование коммуникативных навыков. | - упр. «Ищем ошибки» - упр. «Расскажем и покажем» - игра «Броуновское движение» - упр. «Сидели два медведя» | |
«Солнце в ладошке» | - освобождение от отрицательных эмоций; - развитие социального доверия; - повышение уверенности в своих силах; - повышение значимости в глазах окружающих; - снятие психоэмоционального напряжения, тревожности. | - упр. «Неоконченные предложения» - игра «Комплименты» - упр. «Расскажем и покажем» - релаксация «На солнышке» | |
«Сказка про ночные страхи» | - развитие произвольности и самоконтроля; - снятие психоэмоционального напряжения; - обесценивание страхов; - развитие коммуникативных навыков. | - йоговская гимнастика - сказкотерапия «Сказка про ночные страхи» - упр. «Черепашки» | |
«Путешествие на облаке» | - профилактика агрессии; - развитие и совершенствование коммуникативных навыков; - снятие мышечного и эмоционального напряжения; - повышение значимости в глазах окружающих. | - упр. «Прошепчи ответ» - упр. «Гусеница» - упр. «Эмоции» - релаксация «Путешествие на облаке» | |
ИТОГО – 28 часов |
22. Тематическое планирование