Методы психолого-педагогического мониторинга

  • Проективные тесты «Рисунок семьи», «Несуществующее животное»

Диагностика детско-родительских отношений:

  • Анализ семейных взаимоотношений – автор Э.Г.Эйделшиллер;
  • Тест-Опросник «ОРО» - автор А.Я.Варга и В.В. Столин
  • Исследование тревожности «Выбери нужное лицо»- автор Р.Теммл.

Проективная диагностика с использованием цветовой гаммы;

  • Методика «ЭСЛ» - модификация Люшера – Дорофеевой;
  • Тест на развитость самоконтроля «Два домика», «Секрет»;
  • «Межличностные отношения ребенка»- автор Р.Жиль
  • Диагностические задания на определение развития внимания (по всем возрастным группам)- автор Ю. Соколова;
  • «Найди и вычеркни»- методика Р.С. Немова;
  • Корректурная проба Пьерона - Рузера;
  • «Домик»- автор Н.И. Гуткина
  • «10 слов»- автор А.Р. Лурия;
  • «9 фигур»- автор Т.Е. Рыбаков;
  • «Прямой и обратный счет»- автор Д.Векслер

Диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе:

  • Ориентационный тест Керна - Йерасика.
  • Тест «Способность к обучению в школе»- автор Г. Вицлак
  • Тест – беседа С. Банкова «Оценка степени психосоциальной зрелости»
  • «Мотивационная готовность»- методика А. Герасимовой
  • Выявление школьной тревожности «Рисунок школы»- автор Н.В. Нижегородцева
  • Методика изучения адаптивных способностей – автор А.М. Прихожан
  • «Графический диктант»- автор Д.Б. Эльконин
  • Изучение зрительно-моторной координации старших дошкольников по методике М. Безруких

17. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Федеральные государственные требования предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:

- система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы,

- мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей,

-обязательное требование - включение описания объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга: физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Основные используемые методы:

- наблюдение за ребенком,

- беседы,

- экспертные оценки.

В построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка) и высоко формализованных (тестов, проб) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы и уровня развития интегративных качеств детей осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих получить объем информации в оптимальные сроки.

В системе мониторинга ДОУ предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку и личностных результатов.

18. ЗОНА КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Педагог-психолог осуществляет:

· Психологическую диагностику познавательных процессов детей.

· Психологическую диагностику личностных качеств.

· Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОУ распространяется на следующиепа­раметры диагностирования до­школьников:

Младший возраст (3-4 года):

• понимание речи;

• активная речь;

• сенсорное развитие;

• игра;

• развитие пространственных представ­лений;

• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш );

• поведение (взаимоотношения с взрослыми и сверстни­ками).

Средний возраст (4-5 лет):

• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);

• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изоб­ражений);

• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);

• мелкая моторика;

• связная речь (умение выразить свою мысль);

• развитие мышления;

•анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество;

• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;

• социальные навыки — общение с взрослыми и сверст­никами.

Старший возраст (5-6 лет):

• слуховое внимание;

• зрительно-пространственный гнозис;

• зрительно-пространственный праксис;

• общая моторика, ловкость, выносливость, разноимен­ные движения;

• развитие графической деятельности;

• мыслительная деятельность;

• игровая деятельность;

• анализ продуктов деятельности;

• коммуникативные навыки.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

• зрительно-моторная координация;

• ритмическое чувство;

• переключение движений;

• рядограммы (последовательность времен года, дней не­дели);

• звуковой анализ слов;

• умение определять состав числа;

• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;

• составление сюжетного рассказа по серии картин;

• понимание логико-грамматических конструкций;

• установление причинно-следственных связей;

• ориентировка на листе бумаги.

19. КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

· психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;

· обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;

· достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

· сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;

· обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;

· функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;

· сформированность коммуникативных навыков воспитанников;

· вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОДИАГНОСТИКА

№ п/п Название работы Условия проведения Ответственный Срок проведения Предполагаемый результат
Работа с детьми
1. Отслеживание прохождения адаптационного периода у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Наблюдение Педагог- психолог Сентябрь - октябрь Профилактика дезадаптации детей в ДОУ. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Памятки
2. Итоги процесса адаптации у детей младшего дошкольного возраста Анализ результатов проведенных диагностик Педагог- психолог Октябрь Ноябрь Разработка плана совместной коррекционной работы педагога- психолога, воспитателей и проф. специалистов. Заключение
3. Диагностика познавательного развития детей ср., ст., подготовительных групп. Индивидуальная диагностика Педагог- психолог Сентябрь- октябрь Апрель - май Планирование коррекционно­развивающей работы. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Определение динамики развития детей, эффективности коррекционно-развивающей работы. Заключение.
4. Изучение и определение негативных факторов, влияющих на развитие детей в детском саду и семье Анализ Результатов проведенных диагностик Педагог- Психолог, профильные специалисты Октябрь ноябрь Разработка плана совместной коррекционной работы профильных специалистов. Заключение
5. Диагностика нервно­психического развития детей раннего возраста Совместное проведение диагностики и заполнение журнала Воспитатели, педагог- психолог Ноябрь - декабрь Предупреждение отклонений в интеллектуальной, эмоциональной, социальной сферах. Организация профилактической и развивающей работы на ранних этапах развития ребенка. Заключение
6. Диагностика эмоционально­личностных особенностей детей старших и подготовительных групп (эмоциональная сфера, тревожность) - выборочно - по результатам опроса педагогов Индивидуальная диагностика Педагог- психолог Декабрь Определение наличия и причин эмоционально-личностных нарушений у детей. Планирование коррекционной работы с детьми. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Заключение.
7. Диагностика познавательного и эмоционального развития одаренных детей старших групп. Индивидуальная диагностика Педагог- психолог В течение года Выявление умственно одаренных детей, уровня познавательного развития и эмоциональной сферы для оказания им психологической поддержки. Разработка индивидуального маршрута развития ребенка, рекомендаций для педагогов и родителей. Заключение.
Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей подготовительных групп (предварительная) Индивидуальная диагностика Педагог-психолог Декабрь Определение уровня психологической подготовки детей к школе, динамики и тенденций за несколько лет (в рамках мониторинга МБДОУ). Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Заключение.
Диагностика уровня познавательного развития детей средних групп для представления на ТПМПК. Индивидуальная диагностика Педагог- психолог По графику ДО Формирование коррекционных групп на следующий учебный год. Заполнение протоколов для ТПМПК.
Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей подготовительных групп. Индивидуальная Г рупповая диагностика Педагог- психолог Апрель - май Определение уровня психологической подготовки детей к школе, динамики за несколько лет (в рамках мониторинг МБДОУ). Информирование педагогов на итоговом педсовете. Заключение.
Индивидуальная и групповая психологическая диагностика в соответствии с запросом администрации и родителей Групповая и индивидуальная диагностика, наблюдение Педагог- психолог В течение года Предупреждение отклонений в интеллектуальной, эмоциональной, социальной сферах развития детей; Организация профилактической и развивающей работы на ранних этапах развития ребенка. Заключение.
Работа с педагогами
1. Анкетирование воспитателей старших, подготовительных групп «Проявление признаков одаренности у дошкольников». Анкетирование Педагог- психолог Ноябрь Выявление детей с признаками умственной одаренности для дальнейшей диагностической и развивающей работы. Заключение.
2. Диагностика педагогов по направлениям мониторинга качества образования МБДОУ «Психологический климат и психологическое здоровье в педагогическом коллективе» Анкетирование Педагог- психолог декабрь Январь Выработка рекомендаций по улучшению психологического климата, оптимизации стилей межличностного взаимодействия педагогов, улучшения условий психологического здоровья сотрудников. Заключение.
3. Опрос педагогов по выявлению детей «группы риска» Заполнение бланка опросника Педагог- психолог Декабрь - январь Выявление детей с эмоционально-­личностными и поведенческими проблемами. Разработка совместного плана коррекционной работы профильных специалистов. Заключение
4. Оценка уровня эффективности работы педагогического коллектива, компетентности педагогов (Диагностика педагогов по направлениям мониторинга качества образования МБДОУ) Диагностика Педагог- психолог Апрель - май Выработка рекомендаций по повышению уровня профессионализма педагогов, оптимизации стилей межличностного взаимодействия педагогов с детьми. Заключение.
                   
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей младших групп в рамках социологического обследования. Анкетирование Педагог- психолог, воспитатели Сентябрь Составление социального паспорта семьи. Определение запроса родителей в рамках организации единого подхода в воспитательно­образовательном процессе ДОУ и семьи. Заключение.
2. Анкетирование родителей по адаптации ребенка в детском саду Анкетирование Педагог- психолог, воспитатели Октябрь Профилактика дезадаптации детей в ДОУ. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Заключение - к концу прохождения адаптации.
3. Анкетирование родителей по выявлению общего представления относительно данных ребенка Анкетирование Педагог- психолог, воспитатели Декабрь Выявление детей с признаками одаренности для дальнейшей диагностической и развивающей работы. Заключение.
4. Анкетирование по выявлению удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами ДОУ Анкетирование Педагог- психолог, воспитатели Апрель Определение запроса родителей в рамках организации единого подхода в воспитательно­образовательном процессе ДОУ и семьи. Заключение.

Наши рекомендации