Методы психолого-педагогического мониторинга
- Проективные тесты «Рисунок семьи», «Несуществующее животное»
Диагностика детско-родительских отношений:
- Анализ семейных взаимоотношений – автор Э.Г.Эйделшиллер;
- Тест-Опросник «ОРО» - автор А.Я.Варга и В.В. Столин
- Исследование тревожности «Выбери нужное лицо»- автор Р.Теммл.
Проективная диагностика с использованием цветовой гаммы;
- Методика «ЭСЛ» - модификация Люшера – Дорофеевой;
- Тест на развитость самоконтроля «Два домика», «Секрет»;
- «Межличностные отношения ребенка»- автор Р.Жиль
- Диагностические задания на определение развития внимания (по всем возрастным группам)- автор Ю. Соколова;
- «Найди и вычеркни»- методика Р.С. Немова;
- Корректурная проба Пьерона - Рузера;
- «Домик»- автор Н.И. Гуткина
- «10 слов»- автор А.Р. Лурия;
- «9 фигур»- автор Т.Е. Рыбаков;
- «Прямой и обратный счет»- автор Д.Векслер
Диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе:
- Ориентационный тест Керна - Йерасика.
- Тест «Способность к обучению в школе»- автор Г. Вицлак
- Тест – беседа С. Банкова «Оценка степени психосоциальной зрелости»
- «Мотивационная готовность»- методика А. Герасимовой
- Выявление школьной тревожности «Рисунок школы»- автор Н.В. Нижегородцева
- Методика изучения адаптивных способностей – автор А.М. Прихожан
- «Графический диктант»- автор Д.Б. Эльконин
- Изучение зрительно-моторной координации старших дошкольников по методике М. Безруких
17. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Федеральные государственные требования предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:
- система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы,
- мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей,
-обязательное требование - включение описания объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга: физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Основные используемые методы:
- наблюдение за ребенком,
- беседы,
- экспертные оценки.
В построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка) и высоко формализованных (тестов, проб) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы и уровня развития интегративных качеств детей осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих получить объем информации в оптимальные сроки.
В системе мониторинга ДОУ предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку и личностных результатов.
18. ЗОНА КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Педагог-психолог осуществляет:
· Психологическую диагностику познавательных процессов детей.
· Психологическую диагностику личностных качеств.
· Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.
Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОУ распространяется на следующиепараметры диагностирования дошкольников:
Младший возраст (3-4 года):
• понимание речи;
• активная речь;
• сенсорное развитие;
• игра;
• развитие пространственных представлений;
• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш );
• поведение (взаимоотношения с взрослыми и сверстниками).
Средний возраст (4-5 лет):
• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);
• мелкая моторика;
• связная речь (умение выразить свою мысль);
• развитие мышления;
•анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество;
• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;
• социальные навыки — общение с взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):
• слуховое внимание;
• зрительно-пространственный гнозис;
• зрительно-пространственный праксис;
• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
• развитие графической деятельности;
• мыслительная деятельность;
• игровая деятельность;
• анализ продуктов деятельности;
• коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• зрительно-моторная координация;
• ритмическое чувство;
• переключение движений;
• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);
• звуковой анализ слов;
• умение определять состав числа;
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
19. КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
· психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;
· обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;
· достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
· сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;
· обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;
· функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;
· сформированность коммуникативных навыков воспитанников;
· вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОДИАГНОСТИКА
№ п/п | Название работы | Условия проведения | Ответственный | Срок проведения | Предполагаемый результат | ||||
Работа с детьми | |||||||||
1. | Отслеживание прохождения адаптационного периода у детей раннего и младшего дошкольного возраста. | Наблюдение | Педагог- психолог | Сентябрь - октябрь | Профилактика дезадаптации детей в ДОУ. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Памятки | ||||
2. | Итоги процесса адаптации у детей младшего дошкольного возраста | Анализ результатов проведенных диагностик | Педагог- психолог | Октябрь Ноябрь | Разработка плана совместной коррекционной работы педагога- психолога, воспитателей и проф. специалистов. Заключение | ||||
3. | Диагностика познавательного развития детей ср., ст., подготовительных групп. | Индивидуальная диагностика | Педагог- психолог | Сентябрь- октябрь Апрель - май | Планирование коррекционноразвивающей работы. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Определение динамики развития детей, эффективности коррекционно-развивающей работы. Заключение. | ||||
4. | Изучение и определение негативных факторов, влияющих на развитие детей в детском саду и семье | Анализ Результатов проведенных диагностик | Педагог- Психолог, профильные специалисты | Октябрь ноябрь | Разработка плана совместной коррекционной работы профильных специалистов. Заключение | ||||
5. | Диагностика нервнопсихического развития детей раннего возраста | Совместное проведение диагностики и заполнение журнала | Воспитатели, педагог- психолог | Ноябрь - декабрь | Предупреждение отклонений в интеллектуальной, эмоциональной, социальной сферах. Организация профилактической и развивающей работы на ранних этапах развития ребенка. Заключение | ||||
6. | Диагностика эмоциональноличностных особенностей детей старших и подготовительных групп (эмоциональная сфера, тревожность) - выборочно - по результатам опроса педагогов | Индивидуальная диагностика | Педагог- психолог | Декабрь | Определение наличия и причин эмоционально-личностных нарушений у детей. Планирование коррекционной работы с детьми. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Заключение. | ||||
7. | Диагностика познавательного и эмоционального развития одаренных детей старших групп. | Индивидуальная диагностика | Педагог- психолог | В течение года | Выявление умственно одаренных детей, уровня познавательного развития и эмоциональной сферы для оказания им психологической поддержки. Разработка индивидуального маршрута развития ребенка, рекомендаций для педагогов и родителей. Заключение. | ||||
Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей подготовительных групп (предварительная) | Индивидуальная диагностика | Педагог-психолог | Декабрь | Определение уровня психологической подготовки детей к школе, динамики и тенденций за несколько лет (в рамках мониторинга МБДОУ). Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Заключение. | |||||
Диагностика уровня познавательного развития детей средних групп для представления на ТПМПК. | Индивидуальная диагностика | Педагог- психолог | По графику ДО | Формирование коррекционных групп на следующий учебный год. Заполнение протоколов для ТПМПК. | |||||
Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей подготовительных групп. | Индивидуальная Г рупповая диагностика | Педагог- психолог | Апрель - май | Определение уровня психологической подготовки детей к школе, динамики за несколько лет (в рамках мониторинг МБДОУ). Информирование педагогов на итоговом педсовете. Заключение. | |||||
Индивидуальная и групповая психологическая диагностика в соответствии с запросом администрации и родителей | Групповая и индивидуальная диагностика, наблюдение | Педагог- психолог | В течение года | Предупреждение отклонений в интеллектуальной, эмоциональной, социальной сферах развития детей; Организация профилактической и развивающей работы на ранних этапах развития ребенка. Заключение. | |||||
Работа с педагогами | |||||||||
1. | Анкетирование воспитателей старших, подготовительных групп «Проявление признаков одаренности у дошкольников». | Анкетирование | Педагог- психолог | Ноябрь | Выявление детей с признаками умственной одаренности для дальнейшей диагностической и развивающей работы. Заключение. | ||||
2. | Диагностика педагогов по направлениям мониторинга качества образования МБДОУ «Психологический климат и психологическое здоровье в педагогическом коллективе» | Анкетирование | Педагог- психолог | декабрь Январь | Выработка рекомендаций по улучшению психологического климата, оптимизации стилей межличностного взаимодействия педагогов, улучшения условий психологического здоровья сотрудников. Заключение. | ||||
3. | Опрос педагогов по выявлению детей «группы риска» | Заполнение бланка опросника | Педагог- психолог | Декабрь - январь | Выявление детей с эмоционально-личностными и поведенческими проблемами. Разработка совместного плана коррекционной работы профильных специалистов. Заключение | ||||
4. | Оценка уровня эффективности работы педагогического коллектива, компетентности педагогов (Диагностика педагогов по направлениям мониторинга качества образования МБДОУ) | Диагностика | Педагог- психолог | Апрель - май | Выработка рекомендаций по повышению уровня профессионализма педагогов, оптимизации стилей межличностного взаимодействия педагогов с детьми. Заключение. | ||||
Работа с родителями | |||||
1. | Анкетирование родителей младших групп в рамках социологического обследования. | Анкетирование | Педагог- психолог, воспитатели | Сентябрь | Составление социального паспорта семьи. Определение запроса родителей в рамках организации единого подхода в воспитательнообразовательном процессе ДОУ и семьи. Заключение. |
2. | Анкетирование родителей по адаптации ребенка в детском саду | Анкетирование | Педагог- психолог, воспитатели | Октябрь | Профилактика дезадаптации детей в ДОУ. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Заключение - к концу прохождения адаптации. |
3. | Анкетирование родителей по выявлению общего представления относительно данных ребенка | Анкетирование | Педагог- психолог, воспитатели | Декабрь | Выявление детей с признаками одаренности для дальнейшей диагностической и развивающей работы. Заключение. |
4. | Анкетирование по выявлению удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами ДОУ | Анкетирование | Педагог- психолог, воспитатели | Апрель | Определение запроса родителей в рамках организации единого подхода в воспитательнообразовательном процессе ДОУ и семьи. Заключение. |