Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
-Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов.
- Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, с учетом традиций и местных условия, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов: семинары-практикумы, круглые столы, тренинги, консультации по различным темам:
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
2. Закономерности развития детского коллектива.
3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы взаимодействия с семьей.
6. Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:
1. Адаптация ребенка к ДОУ.
2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: демонстративности, ухода от деятельности.
5. Агрессивный ребенок.
6. Психологическая и мотивационная готовность к обучению в школе.
7. Психологические особенности детей дошкольного возраста.
Создание информационных уголков в каждой группе: «Советы психолога».
КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ГРУППОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ.
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Направленность программы | Название программы | Нормативный срок освоения | С какого года реализуется программа | |
Развивающе - коррекционная программа для детей испытывающих трудности в эмоционально-личностном, познавательном развитии. | 2-я младшая группа – «Играем в сказку» (программа О.А. Шороховой) Средняя группа – «Развитие эмоциональной сферы дошкольника» (автор-составитель программы педагог-психолог МБДОУ д/с № 4 Командин Е.Н.) Старшая группа – «Развитие эмоциональной сферы дошкольника» (автор-составитель программы педагог-психолог МБДОУ д/с № 4 Командин Е.Н.) Подготовительная группа – программа Муратовой Л.Г.. | 1 год 1 год 1 год 1 год | 2011 г. | |
Снятие тревожности и страхов | Программа «Страх мой – враг мой» (автор - составитель программы педагог- психолог МБДОУ д/с № 4 Командин Е.Н. | 1 год | 2011 г. | |
Коррекция и профилактика агрессивности | Программа «Давайте жить дружно!» (автор - составитель программы педагог-психолог МБДОУ д/с № 4 Командин Е.Н.) | 1 год | 2011 г. | |
Развитие социальной и коммуникативной компетентности | Программа «Вместе весело шагать» (автор - составитель программы педагог-психолог МБДОУ д/с № 4 Командин Е.Н.) | 1 год | 2011 г. |
№ п/п | Содержание коррекционной работы | Формы коррекционной работы | Периодичность проведения | Ответственные |
Коррекция диафрагмального дыхания | Утренняя гимнастика с элементами дыхательных, корригирующих упражнений (групповые) | ежедневно | воспитатели | |
Развитие мелкой моторики | Пальчиковые игры (индивидуальные, подгрупповые, групповые) | ежедневно | воспитатели, педагог- психолог | |
Развитие понимания обращенной речи | Игровые сюжеты (индивидуальные, подгрупповые, групповые) | ежедневно | воспитатели, педагог- психолог | |
Развитие выразительности движений | Элементы психогимнастики (индивидуальные, подгрупповые) | 1 раз в неделю | педагог- психолог | |
Развитие познавательной сферы: внимания, памяти, восприятия, мышления. | Игровые упражнения с использованием информационных компьютерных средств (тренажеров) (индивидуальные, подгрупповые) | 2 раза в неделю | педагог- психолог | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксационные упражнения (индивидуальные, подгрупповые) | 1 раз в неделю | педагог- психолог | |
Развитие игровой деятельности | Сюжетно-ролевые игры (индивидуальные, подгрупповые) | ежедневно | воспитатели | |
Развитие сенсорной культуры | Накопление знаний о себе и окружающем мире (индивидуальные, подгрупповые, групповые) | ежедневно | воспитатели | |
Развитие коммуникативной компетентности | Сюжетно-ролевые игры (подгрупповые, групповые) | ежедневно | воспитатели | |
Развитие познавательной сферы, подготовка к обучению в школе. | Игровые упражнения (индивидуальные, подгрупповые) | 2 раза в неделю | Педагог-психолог | |
Коррекция агрессивности | Упражнения, игровые ситуации на снятие агрессивности (индивидуальные, подгрупповые) | 1 раз в неделю | Педагог-психолог | |
Развитие эмоциональной компетентности | Игровые ситуации (индивидуальные, подгрупповые) | 1 раз в неделю | Педагог-психолог | |
Развитие зрительно-моторной координации | Игровые задания (индивидуальные, подгрупповые) | ежедневно | воспитатели, педагог- психолог | |
Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств | Сюжетно-ролевые игры (подгрупповые, групповые) | ежедневно | воспитатели, педагог- психолог | |
Коррекция тревожности у детей при негативном настрое | Упражнения на повышение самооценки, активизация познавательной деятельности (индивидуальные, подгрупповые) | 1 раз в неделю | Педагог-психолог |