Деятельностный подход в психологии. Виды и структура деятельности

Пафос деятельностного подхода к психике, который создавался в Советской России с начала 1920-х гг. может быть кратко суммирован в виде выдержки из работы одного из основателей данного подхода С.Л. Рубинштейна (1889—1960): «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который фиксирует тот факт, что сознание (или шире — психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности. Принцип единства сознания и деятельности позволил выделить деятельность, как, с одной стороны, самостоятельный предмет психологического исследования (познавая деятельность, мы открываем психический мир человека), а с другой — как объяснительный принцип. Деятельность в отличие от реакции — это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.

В деятельностном подходе впервые был поставлен вопрос о происхождении психики в животном мире. Для объяснения того, как и почему возникла психика в филогенезе, А.Н. Леонтьев (1903—1979) расширил принцип единства сознания и деятельности, выдвинув принцип единства психики (в ее различных формах) и деятельности (см. гл. 3). Деятельность описывается как состоящая из трех структурных единиц: деятельности — действия — операции. Деятельность определяется мотивом, действие — целью, а операция — конкретными у слови -ями ее протекания. Например, учебная деятельность, которую осуществляет студент, может направляться мотивом подготовки к профессиональному труду или Мотивом приобщения к интеллектуальной элите, или мотивом об-Щения со сверстниками, или мотивом самосовершенствования и т.д. В реальности каждой деятельности обычно соответствуют несколько мотивов (не или/или, а и/и), поэтому говорят о полимотивированности деятельности. На уровне действия в рамках учебной деятельности студент может готовиться к экзамену, т.е. реализовывать конкретную осознанную цель — получить высокую отметку. Цель представляет собой образ потребного будущего, для достижения которого требуется осуществить действие, в свою очередь заключающее

Деятельностный подход в психологии. Виды и структура деятельности - student2.ru

Рис. 8. А.Н. Леонтьев

в себе ряд операций. Операцией в рамках действия подготовки к экзамену может быть чтение учебника, просматривание конспектов, употребление кофе, чтобы не заснуть, и т.д. Понятно, что способ, которым выполняются операции, определяется условиями — есть ли нужная книга в домашней библиотеке, какое сейчас время суток, закипел ли чайник на плите и т.д. Структурные единицы деятельности подвижны. Так, то, что еще вчера было действием, сегодня может перерасти в самостоятельную деятельность. Например, если сейчас вы читаете учебник только для того, чтобы завтра ответить преподавателю, то впоследствии можете так увлечься, что перечитаете всю доступную психологическую литературу. Она станет вам интересна сама по себе вне связи с вашей учебной деятельностью. Такое явление А.Н. Леонтьев назвал «сдвигом мотива на цель». Деятельность можно различать по направленности: на объект внешнего мира, на другого человека и на самого себя. Деятельность также различают по предмету, например: игровая деятельность, учебная деятельность, трудовая деятельность и т.д. Д.Б. Эльконин ввел понятие «ведущей деятельности», т.е. деятельности, которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в той или иной личностно значимой ситуации (см. гл. 10).

2.2.7. Гуманистическая психология

В 1960-х гг. в. сформировалось новое течение психологической мысли, ориентированное на описание психологически здоровых, зрелых, творчески активных представителей человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Основные принципы этого направления, получившего название «гуманистической» психологии, заключались в: 1) убежденности в целостном характере природы человека (в этом с5ни противостояли стремлению представить человека как результирующую разнонаправленных сил, свойственному и бихевиоризму, и психоанализу); 2) подчеркивании роли сознательного опыта (в этом заключался пункт основной полемики с господствовавшими в то время направлениями) и 3) априорном признании свободы воли, спонтанности, ответственности (прин- j цип активности и самодетерминации) и творческой силы человека. | Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конф-1 ликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни. Ярчайшим вы-1 разителем идей гуманистической психологии стал А. Маслоу (1908—■ 1970). Маслоу сконцентрировал свое внимание на описании и изучении людей, достигших, по его мнению, наивысших достижений, адек-

ватных природе человека. Этих людей он назвал «самоактуализирующимися личностями». Самоактуализация — это «полное использование ираскрытие талантов и способностей человека». Маслоу предположил, что в каждом человеке заложена потребность в самоактуализации, которая, как правило, начинает функционировать тогда, когда удовлетворены все потребности более низкого порядка (см. раздел 4.3). При самоактуализации личность испытывает особый класс эмоциональных состояний — высшие переживания (peak-experience), за которыми стоит реализация бытийных ценностей (красота, истина, справедливость, добро и т.д.).

Другим признанным представителем гуманистической психологии был К. Роджерс (1902—1987) — автор концепции «психотерапии, центрированной на клиенте». Роджерс также разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть. Суть метода Роджерса направлена на то, чтобы, во-первых, сформировать у человека новый, более адекватный образ самого себя и, во-вторых, сделать более реальным, соответствующим возможностям человека представление о его идеале, Роджерс предлагал наполнить понятие «психического здоровья» позитивным содержанием. Другими словами, психическое здоровье — это не отсутствие болезни, а позитивный способ жизни, который характеризуется открытостью новому опыту, стремлением к полноте жизни, доверием к своим чувствам и высокой творческой активностью.

Несколько иначе выступает сущность личности в концепции В. Франкла (1905—1997), назвавшего свой подход логотерапией (от греч. logos — смысл). Франкл считает основной движущей силой личности не потребность раскрыть себя (самоактуализироваться), а потребность выйти за пределы своей ограниченности, «самотранс-цендироватъся» (от лат. transcendens — выходящий за пределы). Это стремление человека может быть названо волей к смыслу. Франкл уделяет особое внимание ситуации смыслоутраты («экзистенциального вакуума») и поиску смысла в безнадежных ситуациях (сам во время Второй мировой войны был узником Освенцима). Франкл приходит к выводу о том, что «страдание имеет смысл, если оно изменяет к лучшему тебя самого».

Заслуга гуманистической психологии заключается в том, что она поставила на первый план изучение важнейших проблем личностного бытия и развития, задала психологической науке новые достойные образы как самого человека, так и сущности человеческой Жизни. Гуманистически ориентированная психотерапия дерзнула

взяться за такие проблемы в жизни реального человека и обратилась к таким аспектам его переживаний, которые не поднимались традиционным психоанализом или бихевиоральной терапией.

Когнитивная психология

Бихевиоризм пытался реализовать идеал позитивной науки, изгоняя из своей проблематики внутреннюю составляющую поведения человека, презрительно именуя ее «промежуточной переменной». Не стоит поэтому удивляться, что появилась группа ученых, которые желали сохранить строгость экспериментальных процедур и при этом проникнуть в су|ь внутренней жизни человека. Эти авторы сконцентрировались прежде всего на познавательной активности человека. Отсюда название — «когнитивная психология» (от лат. cognitio — познание). Надо отметить, что и до возникновения этого направления проводились исследования когнитивных структур. Ж. Пиаже (1896— 1980), например, разработал детальную концепцию развития и смены психологических схем познания в различных возрастах. На становление когнитивной психологи оказало влияние и развитие компьютерных наук, в недрах которых родилось понятие «искусственного интеллекта», сравнивающего деятельность мозга человека и переработку информации компьютерными программами.

Основателями когнитивной психологии считаются Д. Миллер (род. 1920), Д. Брунер (род. 1915) и У. Найссер (род. 1928). Когнитивные психологи работают над созданием моделей различных функций психики человека (ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи). Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность — это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии», — пишет У. Найссер в своей фундаментальной работе «Познание и реальность» (1976). Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации.

Когнитивный подход имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер, 1964). Во-первых, это представление о поэтапной переработке информации, т.е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных

преобразований. Во-вторых, это допущение об ограниченной емко-ctnu системы переработки информации. Именно ограниченность способности человека осваивать новую информацию и преобразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные иадекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи. И, в-третьих, вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции (см. гл. 8).

Вариантом когнитивной теории, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Ф. Крейк, Р. Локхард, 1972). В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.

Современное состояние психологической науки может быть охарактеризовано как сосуществование различных исследовательских парадигм, по-своему открывающих предмет психологии (табл. 6).

Таблица 6

Наши рекомендации