Экспериментальная психология сознания
Сознание, как уже отмечалось выше, стало первым предметом психологии. Психология сознания не представляла собой целостного подхода. Скорее она являлась конгломератом нескольких парадигм исследования, объединенных общим предметом и согла-
сием во взгляде на психологию как на науку о «непосредственном опыте» (В. Вундт). Такое понимание психологии предполагало метод интроспекции в качестве основного ее исследовательского приема.
Первую версию психологии сознания можно определить как структурную психологию сознания. Основными ее авторами являются В. Вундт (1832-1920) и Э.Б. Титченер (1867-1927). Основной задачей психологии, по Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Элементы сознания — это ощущения, представления и чувствования. Описание всех видов чувствований, в свою очередь, укладывается в трехмерное пространство, которое состоит из координатных осей удовольствия — неудовольствия; напряжения — разрядки и возбуждения — успокоения. Основными процессами психики, результатом творческого синтеза которых и выступает сознание, являются процессы перцепции и апперцепции. Апперцепция представляет собой активный процесс, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне. Апперцепция противостоит механистическому принципу ассоциации, так как приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов.
В лаборатории Вундта проводились исследования восприятия цвета, простых звуковых раздражителей (с помощью метронома). Особое место занимали исследования времени реакции. Вундт полагал, что, измеряя время реакции, можно экспериментально продемонстрировать три этапа реакции человека на раздражитель: восприятие, апперцепцию и проявление воли (мышечное движение). Вундт считал, что сложные психические функции изучать с помощью методов физиологической психологии невозможно. Однако уже спустя несколько лет методология Вундта была распространена на исследования явлений памяти (Г. Эббингауз. «О памяти», 1885).
Ученик Вундта Титченер разработал метод аналитической интроспекции, усилив тем самым ориентацию его версии психологии сознания на разложение сложных состояний сознания на простейшие элементы. Главным в его методе была попытка избежать «ошибки стимула», т.е. смешения психических процессов восприятия объекта и влияния самого объекта. Например, испытуемому показывают яблоко. Подготовленный интроспекционист (реагент, как
называл их сам Титченер) должен «забыть» о том, что перед ним яблоко, и отчитываться о «цветовых пятнах», «изгибах линий» и т.д. Результатом подобного атомистского подхода стала книга «Очерки психологии», где Титченер представил список из 44 000 элементарных ощущений!
Одновременно со структурной психологией Вундта развивалась теория актов сознания Франца Брентано (1838—1917). Главным предметом психологии Брентано считал не содержание и структуру сознания, как Вундт, а активность сознания. Свой фундаментальный труд «Психология с эмпирической точки зрения» Брентано выпустил в свет в 1874 г. Брентано также пытался найти единицы психики, но обнаруживал их в элементарных психических актах.
Под влиянием Вундта и Брентано в рамках психологии сознания возникло оригинальное направление — вюрцбургская школа, представители которой сконцентрировались на проблеме мышления (см. гл. 10).
Структурализму Вундта (в особенности в упрощенном его толковании Титченером) противостоял функционализм Вильяма Джеймса (1842—1910). Джеймс использовал метафору «поток сознания», которая фиксировала динамичность психических явлений. Соответственно и аналитическая интроспекция теряла в концепции Джеймса эвристическую ценность: если остановить поток сознания, что имело место в акте аналитической интроспекции, он терял свои свойства, превращался в мертвый «срез» реальности психической жизни. Цель психологии Джеймс полагал не в выявлении элементов опыта, а в изучении приспособительной функции сознания. Сознание по Джеймсу, — это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». Джеймс внес огромный вклад в психологию личности (см. гл. 10), психологию эмоций (см. гл. 5), психологию внимания (см. гл. 6) и психологию памяти (см. гл.,8). Учебник «Основы психологии», выпущенный Джеймсом в 1890 г., до сих пор служит настольной книгой психологов.
Таким образом, психология сознания заложила основы научной психологии как самостоятельной дисциплины. Неправомерно сужая класс психических явлений, ограничивая их только сознательным опытом, психология сознания тем не менее сформулировала многие законы функционирования психики, не опровергнутые и
поныне. В спорах с психологией сознания возникли другие школы и направления современной психологии.
2.2.2. Гештальтпсихология и проблема целостного анализа психики
Рубеж XIX и XX вв. был отмечен революционными преобразованиями в физике: открыты явления радиоактивности, претерпевает коренные изменения понятие энергии, создана теория поля. Материя уже не представляется состоящей из неделимых атомов. Физические открытия заставляют усомниться и в атомистическом подходе к психике. Возникает новая методология в психологической науке. В то время как представители структурного подхода в психологии считали, что сложные психические явления производны от простейших элементов психики, гештальтпсихологи (от нем. gestalt — целостная форма, структура) выдвинули противоположный тезис. Они постулировали первичность целостных форм восприятия, от которых лишь в результате анализа можно прийти к элементарным ощущениям. Например, вы замечаете в отдалении фигуру человека, затем, по мере сокращения расстояния, вы видите, что этот человек — мужчина. Спустя еще некоторое время вы опознаете в приближающемся мужчине своего знакомого. То есть сначала вы воспринимаете целостный образ, который впоследствии становится все более дифференцированным. Такие целостные формы, которые определяют психическую жизнь, получили название «гешталътов».
Движение гештальтпсихологии оформилось после опубликования в 1910 г. М. Вертгеймером (1880—1944) результатов исследования «иллюзорного движения». Другими видными представителями этого направления стали В. Келер (1887-1967), К. Коффка (1886— 1941) и впоследствии К. Левин (1890—1947). Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрение памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности и др.
Экспериментальная установка, которой пользовался Вертгеймер, представляла собой окружность с двумя прорезями-радиусами. Про-Рези были расположены под углом 30 градусов друг к другу (рис. 5). Луч света пропускался попеременно то через одну, то через другую прорезь так, что испытуемый видел две светящиеся полоски.
Рис. 5.
Экспериментальная установка длЦ исследования фи-феномена
Вертгеймер установил, что в том случае, когда интервал между освещением первой и второй прорези составлял около 60 мс, у испытуемого создавалось впечатление, что светящаяся полоска «движется» по часовой стрелке. Очевидно, что возникновение иллюзорного движения не могло быть объяснено суммой статичных элементарных ощущений от двух не связанных между собой полосок света. Вертгеймер объявил, что полученный им эффект представляет собой один из «гештальтов», т.е. особых психических функциональных структур, которые по присущим им законам упорядочивают нашу психическую жизнь. Представители
гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Так как в первые годы основным объектом их исследований были процессы восприятия, они экстраполировали принципы организации восприятия на психику вообще: тяготение частей к образованию симметричного целого, группировка частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, тенденция каждого психического феномена принять определенную, завершенную форму (см. гл. 7).
Психика человека и животного понималась гештальтпсихолога-ми, как целостное «феноменальное поле» (совокупность переживаемого субъектом в данный момент), которое обладает определенными свойствами и строением. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании.
Парадоксально, но фигура и фон могут меняться местами в пределах одного изображения. Например, когда вы рассматрива-
Рис. 6. Э. Боринг «Жена или теща»
ете фотографию, то можете воспринимать в качестве фигуры изображенного на ней человека, тогда пейзаж окажется для вас фоном. Но вдруг вам скажут, что снимок был сделан в уникальном природном заповеднике, теперь пейзаж станет для вас фигурой, а образ человека как бы отойдет на задний план, трансформируется в фон. Знаменитый пример данного эффекта дал американский психолог Э. Боринг. Представленная на рис. 6 картина воспринимается то как профиль девушки, то как лицо старухи (поэтому картина и получила название «жена или теща»). Интересно, что в тот момент, когда воспринимается одно из конкурирующих изображений, другое совершенно ускользает от восприятия.
Схожий процесс, названный «переструктурирование поля», лежит, по мнению гештальтпсихологов, в основе решения интеллектуальных задач. Мгновенное переструктурирование поля (оно переживается как «Ага!»-реакция) ведет к усмотрению скрытого до этого решения задачи. Такое явление было названо инсайтом (от англ. insight — проникновение в суть).
Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле изоморфно (от греч. isos — одинаковый и morphe — форма) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата. Причем мозговые процессы носят характер электрических взаимодействий.
В рамках гештальтпсихологии было получено много экспериментальных данных, которые остаются актуальными и по сей день. Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.). Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.