Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Психологический факультет
Дисциплина «Психология зрелых возрастов»
Выполнил:
студент гр.Д2321з заочного отделения
с применением дистанционных образовательных технологий
Корчагина Светлана Александровна___________________
(Ф.И.О. студента)
телефон (дом., сот.) _____________
E-mail: _Lanakorr@ mail.ru_______
Научный руководитель:
Старший преподаватель кафедры психологии развития и психофизиологии
(уч. степень, уч. звание, должность)
Богатова Татьяна Анатольевна_____________________
(Ф.И.О.)
Чистополь 2015
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Каковы основания включения психологии зрелости как раздела возрастной психологии?
Возрастная психология - это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие "возраст", которое Л. С. Выготский описал как некий цикл в развитии человека, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологические изменения, которые не зависят от индивидуальных отличий и присущи всем людям (учитывая норму их развития).
Разделами возрастной психологии являются следующие:
1) детская психология - отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого процесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;
2) психология юности - отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;
3) психология зрелого возраста изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;
4) геронтопсихология - отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.
Понятие "возраст" разделяют на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т. е. зафиксированную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.
2. Каковы психологические проблемы зрелости?
Зрелость — самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от индивидуальности человека). Обычно зрелость связывают со временем ухода на пенсию.
В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:
а) развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик;
б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности;
в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности .
3. Каковы психологические характеристики и особенности личностного самоопределения в каждый период зрелости?
В детском и юношеском возрасте выделяют большие кризисы (кризис новорожденности, кризис трех лет, подростковый кризис в 13–14 лет) и малые кризисы (кризис одного года, кризис семи лет, кризис в 17–18 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка (подростка) и общества. Малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.
У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис молодости, кризис «середины жизни» и кризис старости, а также ряд менее значимых критических периодов.
Стадия ранней зрелости, или молодость(20–30 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.
В зрелые годы выделяют также кризис (примерно в 33–35 лет), когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» Затем наступает недолгий (около десяти лет) период стабилизации, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.
Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие «среднего возраста»(45–55 лет), когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви. В результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры.
Завершающий период зрелости (55–65 лет) – период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни.
О возрасте 65–75 лет говорят как о первой старости. После этого возраст считается преклонным – человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.
В преклонном возрасте (старости)человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.
4. Что такое социальный интерес и почему он важен для человека?
Социальный интерес — это форма, в которой индивид (социальная группа, сообщество) непосредственно осознает свое реальное положение и свои потребности, выражающиеся в форме целей, которые ставит себе индивид.
Социальные интересы могут охватывать разные сферы культуры и науки, но назвать их точными на 100% нельзя, ведь у каждого индивида сформировано свое понятие, отличающееся от общего мнения. Один субъект может испытывать больше интереса, чем другой, а такой факт является отличием между индивидами.
Сферы, в которых переплетаются личные и социальные интересы:
Чтение. Образованные люди нередко любят читать. При этом у каждой личность есть свой любимый автор, свое произведение;
Общение.Это скорее потребность, чем интерес, но с хорошим собеседником всегда есть о чем поговорить, и разговор может быть достаточно увлекательным;
Спорт.Разные виды спорта объединяют людей, которые готовы поддержать любимую команду или самому стать участником любимой игры;
Компьютерные игры. Наверное, одно из основных увлечений нашего времени. При этом можно играть одиночно или в команде – все зависит от индивидуальных пожеланий личности;
Музыка.Разные направления и стили музыки дают возможность сделать выбор по душе.
В списке только малая часть тех сфер, которые могут объединять людей по интересам и, в то же время, являться причиной их разногласий. Поэтому сопоставлять индивидуальные и социальные интересы не есть правильным.
Социальный интересс проявляется в готовности индивида сотрудничать с людьми при разных условиях, даже не очень благоприятных, старании личности давать окружающим больше, чем требовать в ответ, готовности его сопереживать и принимать чужой опыт. По теории А. Адлера главная задача каждого из людей быть частью социума. И если особа способна к сотрудничеству, ее по жизни будут сопровождать дружба, любовь, понимание, доверие.
Социальные интересы строятся на сопоставлении интересов одной социальной группы против интересов другой. Таким образом, кроме сотрудничества к формам взаимосвязи интересов между социальными группами можно отнести соперничество.
5. Почему и как оценивают люди свою жизнь в зрелости?
В период зрелости (22-45 лет) поведение человека связано с освоением профессиональной деятельности и самосовершенствованием, созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени и досуговой деятельностью, которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности.
Период зрелости (22-45 лет), как и вся взрослая жизнь человека в целом, характеризуется изменением его мотивационной сферы жизни. Изменения мотивов поведения человека лишь в незначительной степени обусловлены специфическими возрастными изменениями, происходящими в организме. Прежде всего они определяются личными, социальными и культурными событиями и факторами: решаются конфликты юношеского периода, происходит поиск своего места, связывание себя обязательствами, предполагающими стабильное предсказуемое будущее.
В период зрелости (22-45 лет) человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них - эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им. В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.
Следует отметить, что ведущим фактором развития в период зрелости (22-45 лет) является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.
6. В чем заключается роль механизмов компенсации и адаптации к возрастным изменениям?
Психологические изменения, которые происходят в процессе старения, ставят в качестве первоочередной задачи исследование особенностей социального поведения пожилых. Проблема общения пожилых людей, их адаптации к новым ролям и условиям жизни не только существует, но и более значима для этого возрастного периода по сравнению с предыдущим. Успешная социализация пожилых людей - одно из основных условий поддержания высокого качества их жизни. Достаточно много говорится об экономических и медицинских проблемах, с которыми сталкиваются люди позднего возраста, но уровень медицинского обслуживания и материального обеспечения не соотносится прямо с уровнем психологического комфорта и оптимальным для человека стилем жизни. Среди наиболее важных проблем, связанных с повышением уровня собственной жизни, пожилые люди называют одиночество, состояние здоровья и экономические проблемы. Таким образом, несмотря на актуальность качественного медицинского обслуживания и материального обеспечения, практически всех пожилых людей не меньше мучают психологические проблемы: нарушение привычного образа жизни, отсутствие внимания со стороны общества и близких, одиночество.
В процессе приспособления к потерям в позднем периоде жизни друзья служат «буфером» против травм, сопровождающих этот период. Люди, живущие в одиночку, имеют не меньше контактов, чем их сверстники, проживающие с семьей или еще с кем-либо, а проживание с семьей вовсе не определяет удовлетворенности качеством отношений. Исследования, проведенные по этой теме, показывают, что социальные контакты с друзьями или соседями оказывают большее влияние на благополучие, чем общение с детьми или родственниками. Контакты с друзьями снижают чувство одиночества, поддерживают ощущение собственной пригодности, значимости, того, что тебя уважают; кроме того, семейные отношения могут быть конфликтны и стать источником неудовлетворенности. Дружеские отношения и контакты с соседями продолжают играть важную роль и на закате жизни, но форма их меняется, они становятся более редкими и менее интенсивными.
Для пожилых людей очень важно наличие в семье внуков. Во-первых, это увеличивает их временные затраты на выполнение хозяйственно-бытовых функций. Присутствие бабушек и дедушек создает у ребенка необходимое ему чувство уверенности. Их отношения складываются не так, как с родителями, в этих отношениях больше равноправия, поскольку бабушка и дедушка требуют от ребенка сочувствия, глубже развивают эмпатию. Во-вторых, активное включение старшего поколения в выполнение воспитательных и хозяйственно-бытовых функций приводит к повышению авторитета пожилого человека в семье, к осознанию им своей полезности и облегчает социальную адаптацию в пенсионный период.
7.Ранняя зрелость (молодость)18-22 - 30 лет (общая характеристика).
Ранняя зрелость — это этап вступления во взрослость, который характеризуется достижением пика биологического созревания организма, оптимизмом молодых людей, планированием ими своего личного и профессионального будущего, достижением возраста гражданской зрелости, изменением социальных ролей, часто разлукой с родительским домом.
Раннюю взрослость часто называют молодостью, подчеркивая ее двойственный характер: обладая всей совокупностью прав вести взрослую жизнь (за которую боролась юность), молодой человек далеко не всегда способен найти и реализовать в ней себя. Примерами могут служить молодежные браки, которые часто замешаны на противоречии между потребностью быть вместе с любимым человеком и повсеместно распространенной неспособностью обеспечить общую, независимую от родительской поддержки жизнь. Другой пример: приходя в профессию, многие молодые специалисты обуреваемы стремлением произвести в ней революцию, побороться с косностью и консерватизмом «старших товарищей», заявить о себе, но вместе с тем оптимизм и «максимализм» часто не подкреплены знаниями, опытом, умениями, статусными позициями, ориентациями на реалии окружающей жизни, что вынуждает их жить скромной жизнью ученика (которая в их сознании неотличима от роли школьника и от которой они хотели бы убежать, избавиться).
8.Взрослость (средняя зрелость) 30 - 40-45 лет (общая характеристика).
Средняя зрелость — это «время расцвета», пика творческих и профессиональных достижений и в то же время у значительной части взрослых – «начало конца», снижения жизненной активности. Это период, который позволяет говорить о сорокалетних как о поколении руководителей. В средней зрелости у многих людей появляется потребность передать накопленные знания и умения следующему поколению, и в то же время их могут мучить мысли о нереализованных возможностях, о творческом застое, о том, что годы идут все быстрее и быстрее, а вместе с ними остается все меньше шансов осуществить задуманное. Таким образом, для многих средняя зрелость – это возраст крушения надежд. Это и время «алиментщиков», поскольку именно в этот период происходит всплеск разводов, распад семей.
Взрослый человек хорошо понимает, что от себя и своего прошлого не убежишь: нельзя еще раз стать 20-летним, нельзя избавиться от груза совершенных ошибок, нельзя в один миг сменить свои ценности на другие, нельзя мгновенно стать другим. Но взрослость дает возможность уже привычное делать по-другому,вносить новые смысл в то, что стабильно интересует, в то, что уже умеешь делать хорошо. Во взрослом возрасте отчетливо видно, как достигнутый уровень развития может стать источником, своеобразным трамплином для новых витков развития, новых самоизменений. «Делать обычное по-новому» означает насытить свою профессиональную, общественную, семейную, личностную деятельность новыми смыслами и ценностями, ради которых хотелось бы жить (своеобразная «самостимуляция жизни»).
9.Поздняя зрелость 40-45 – 55-60 лет (общая характеристика).
Поздняя зрелость — это в большинстве случаев окончание профессиональной карьеры, подготовка себя к роли пенсионера, переживание феномена «опустевшего гнезда» в связи с уходом детей из родительского дома, исполнение роли бабушек и дедушек со всеми сопутствующими этим ролям переживаниями и проблемами, и в то же время это возраст, когда люди не хотят признавать неизбежность своего старения, ухудшения своих физических кондиций и внешнего вида. Как пишут Грайс и Бокум, «в результате сорокапятилетний мужчина, все еще считающий, что находится в прекрасной физической форме, может испытать эмоциональное потрясение, когда его пятнадцатилетний сын начнет обыгрывать его в баскетбол». Кесслер говорит: «Такие люди ни за что не хотят расстаться со своими иллюзиями. Они проявляют чудеса изобретательности, продолжая себя обманывать до тех пор, пока наконец реальность не заявляет о себе в полный голос».
10.Особенности личности в зрелости.
Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.
а) Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность.
В зрелости, как и в молодости, главные стороны жизни - профессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она включала овладение выбранной профессии и выбор спутника жизни, то в зрелости это - реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.
Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.
Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.
б) Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла.
Часть людей проживает еще один "внеплановый кризис" 40 лет (бывает раньше и позже). Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия в жизни детей способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую "Я - концепцию". Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.
в) Отношения с детьми.
Зрелость - время продуктивности во всех сферах жизни. Одна из самых важных задач взрослого человека - вырастить своих детей. И тут надо помнить, что особенности отношений между родителями и детьми определяются не только на эмоциональной основе, но и стилем воспитания.
Существуют и определенные сложности взаимоотношений, когда дети вырастают. Например, когда младший ребенок покидает родительский дом, оставшиеся вдвоем родители, лишенные привычных связей и забот, вынуждены в какой-то мере пересматривать свои отношения и образ жизни. Отношения в семье так же усложняются, когда взрослый ребенок приводит в родительский дом жену (мужа). Здесь идеальный случай, когда система старых отношений вовремя перестраивается, не возникает ни серьезных конфликтов, ни "игр", родители "отпускают" от себя детей, не теряя взаимных теплых чувств.
г) Зрелость и психологический возраст.
Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста:
- хронологический (паспортный)
- физический (биологический)
- психологический
Остановимся поподробней на понятии "психологический возраст" - каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст. Психологический возраст - возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности - это аспект самосознания, связанный с представлениями о времени.
Временная перспектива с возрастом расширяется. В зрелости изменения временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться.
С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым "личное время", благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено событиями, будущими целями и мотивами развернутыми в настоящей деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т.п. воспринимается как быстро протекающее, и став психологическим прошлым, кажется продолжительным.
Психологический возраст зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне ее он не существует.
В молодости вероятность соответствия психологического возраста хронологическому весьма велика. Если социально значимая цель не достигнута (образование, женитьба), психологический возраст может отставать от хронологического.
В зрелости психологический возраст в гораздо большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей и их реализации.
11.Понятие «акме».
При таком понимании, "акме" — это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость.
Вместе с тем в акмеологии понятие "акме" используется и в более узколокальном значении, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии его здоровья, когда его поведение как личности оказывается отмеченным наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит свое выражение в максимально возможном для него и получающим материальное или духовное воплощение конкретном результате его творчества.
Акмеология определяет взрослость как возрастную ступень, начало которой относится к 18-20 годам, при этом за индивидные характеристики принимается состояние организма в целом и каждого органа в отдельности по сравнению с нормой, за личностные характеристики - сформировавшиеся у человека отношения к разным сторонам действительности, включая его самого, а за субъектные характеристики - все качества человека, от которых зависит осуществление его деятельности.
Под акме в профессиональной деятельности подразумевается устойчиво успешный по получаемым результатам высокий уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области.
12.Характеристика кризиса ранней зрелости.
Психолог Левинсон выделил 4 задачи развития человека в возрасте от 17 до 35 |
лет: |
1) увязать мечту с реальностью (часто мечта разорвана с реальностью); |
2) обрести наставника, который поможет продвижению в карьере, передаст |
мастерство, перейти от отношений типа ;родитель-ребенок; к отношениям |
типа ;взрослый-взрослый; |
3) научиться строить близкие отношения с людьми, научиться общаться; |
4) построить карьеру. Если говорить о карьере, то выделяют два этапа: |
1. этап начинаний, примерно до 25 лет, характеризуется выбором и освоением |
профессии, частой сменой работы. |
2. этап упрочения карьеры. Человек пытается утвердиться. Считается, что |
в течении 7-10 лет он кардинально не меняет вид деятельности. В современном |
мире ситуация меняется, в связи с изменением мотивации (условия работы, |
зарплата встает как главная задача). |
Интеллект человека достигает психофизиологического пика, большую роль |
оказывают социальные и культурные аспекты. |
Выделяют два фактора, влияющие на интеллект: |
1) одаренность человека долго сохранять интеллектуальную способность; |
2) образование, особенно высшее и дополнительное. Когда человек учится, |
развивается высокоинтеллектуальная деятельность. |
Качественные особенности интеллекта: |
1. интеграция разных типов мышления (у взрослого объединяются все виды |
мышления: логическое, теоретическое, практическое). У каждого человека |
более развит тип мышления, соответствующий его роду деятельности. |
2. неравномерное развитие вербальных и невербальных функций. Невербальные |
функции: образное мышление, образная память ухудшается после 35 лет. Вербальные |
функции (логическое мышление, память) продолжают развиваться, достигают |
своего максимума после 40-45 лет. |
3. интеллектуальная мудрость-человек отходит от жестких логических схем, |
начинает рассматривать ситуацию разносторонне. |
В период ранней зрелости человек проходит кризис 30 лет (усл). |
Он анализирует свои достижения, сопоставляет с задачами, которые ставил |
перед собой ранее. Может быть приходит к выводу, что его достижения |
не соответствуют потребностям. В этот период часто распадаются браки, |
возникает переживания по поводу ухода молодости, ускоряется субъективный |
темп времени. В детстве и юности время как бы растянуто, в зрелости возникает |
страх не успеть что-то сделать, ощущение ограниченности времени. Человек |
пытается что-то изменить: получить новую профессию, завести новую семью |
и т.д.- меняются ценности. |
Кризис как бы заставляет взглянуть назад, он связан с противоречивостью |
развития. |
13.Характеристика кризиса средней зрелости.
Этот возраст характеризуется изменением в личностном плане: самооценка |
реалистична, рациональна, человек избавляется от иллюзий. Самооценка обобщена |
и менее противоречива, могут быть личностные конфликты, выполняется много |
различных ролей на работе, дома и т.д. Эти роли различны, происходит примирение |
конфликтов различных ролей. |
Основные потребности в этот период: творческая реализация, совершенствование |
профессиональной деятельности, потребность в хороших отношениях с родными |
и близкими, желание подготовиться к старости. Потребность учить других |
охватывает все сферы жизни. Человек идентифицируется со своей профессией. |
Деформацией профессиональной деятельности является трудоголизм . Термин |
ционального сгорания введен в 1974 г. Фреденбергером -психическое состояние |
людей, которые в сфере своей профессии общаются с клиентами в эмоционально |
напряженной атмосфере (врачи, учителя, менеджеры и т.д.) |
Признаки эмоционального сгорания: |
1) эмоциональное истощение (усталость). Работник чувствует, что не может |
отдаться своей профессии. |
2) деперсонализация -циничное, негативное отношение к клиенту. |
3) низкая оценка себя как профессионала, чувство разочарования. |
Если симптомы не уходят после отдыха, то говорят об эмоциональной усталости. |
Выход в этой ситуации-смена работы, если это невозможно, то включаются |
механизмы психологической защиты. Работник уходит в болезни, семью, строительство, |
политику, общественную деятельность и т.д., т.е происходит смещение центра |
тяжести. |
Профессия способствует развитию творческого потенциала. Период акме- |
период взлета творческой энергии. |
Кризис середины жизни(усл. около 40 лет). |
С одной стороны чувство стабильности, с другой, правильно ли понято основное |
предназначение в жизни (ключевой смысл кризиса). |
Человек оценивает и анализирует свою жизнь: к чему пришел, чего достиг, |
хотел ли этого. |
Если человек не состоялся, нет результатов, то как правило, возникают |
отрицательные эмоции. Человек чувствует убывание сил, замедляется темп. |
Мужчины и люди творческих профессий острее переживают кризис. Женщины |
более рассредоточены (работа, семья, карьера). |
В этом возрасте возникает страх старости. Последняя возможность что-то |
изменить, прожить жизнь заново. Человек может бросить семью, поменять |
работу, переехать в другой город и т.д. |
Позитивным выходом из кризиса считается изменение сферы деятельности, |
постановка новых целей. |
Любой кризис сопровождается изменением ценностей. Позитивная сторона |
кризиса-человек становится более свободным, как бы отбрасывается лишнее. |
14.Характеристика кризиса поздней зрелости.
Старость -понятие абсолютное, генетически определенное. С другой стороны, |
относительное, как человек считает и понимает старость. |
Считается, что в старости ухудшается интеллект, пожилые люди забывчивые. |
Это не так, механическая память ухудшается, но смысловая память сохраняется |
хорошо. |
Закономерность вербального и невербального мышления углубляется. |
Интеллект: критерием является увеличение времени реакции (между стимулом |
и ответом). Скорость и пластичность психических процессов ниже, медленнее |
думает и обрабатывает информацию. |
Развиваются компенсаторные возможности, например, организация деятельности |
(что-то записывается на память, вспомогательные средства). |
В понятие кризис пожилого возраста добавляются свои моменты-сокращается |
временная перспектива, человеку кажется, что все кончено. Неопределенность |
жизненной перспективы-основной момент кризиса. |
Человек, уходя на пенсию, не знает, что будет делать, чувствует себя некомфортно. |
Появляется много свободного времени, позитивное влияние оказывает посещение |
театра, общение с природой. Люди в этом возрасте становятся чувствительнее |
и эмоциональнее. |
По Маслоу потребность в безопасности встает на первый план, люди живут |
сиюминутными желаниями. |
Ш. Бюлер выделила четыре типа отношения к старости: |
1) старость как продолжение активной жизни; |
2) желание отдохнуть, расслабиться, получить удовольствие. |
3) недовольство своей жизнью -депрессия. |
4) недовольство жизнью -фрустрация (невозможность удовлетворения значимой |
потребности, препятствие, которое невозможно преодолеть). |
Как средство профилактики-творческая деятельность: стихи, пение и т.д., |
обращение к религии. |
15.Теории стратификации возраста, социального обмена, событий жизни, субкультуры, ролевая теория.
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Психологический факультет
Дисциплина «Психология зрелых возрастов»
Выполнил:
студент гр.Д2321з заочного отделения
с применением дистанционных образовательных технологий
Корчагина Светлана Александровна___________________
(Ф.И.О. студента)
телефон (дом., сот.) _____________
E-mail: _Lanakorr@ mail.ru_______
Научный руководитель:
Старший преподаватель кафедры психологии развития и психофизиологии
(уч. степень, уч. звание, должность)
Богатова Татьяна Анатольевна_____________________
(Ф.И.О.)
Чистополь 2015
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Каковы основания включения психологии зрелости как раздела возрастной психологии?
Возрастная психология - это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие "возраст", которое Л. С. Выготский описал как некий цикл в развитии человека, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологические изменения, которые не зависят от индивидуальных отличий и присущи всем людям (учитывая норму их развития).
Разделами возрастной психологии являются следующие:
1) детская психология - отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого процесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;
2) психология юности - отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;
3) психология зрелого возраста изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей л