Виды (направления) работ по осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей группы риска.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска»
1. Научно – познавательная деятельность (учебная деятельность) направлена на то, чтобы дети усваивали эффективные способы мыслительной деятельности, основные методы познания. На уроках формируются умение учиться и способы к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка), формируются УУД (универсальные, учебные действия), развиваются творческие и интеллектуальные способности, умение проявлять дисциплину, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий, развиваются широкие познавательные интересы, инициатива, любознательность.
целеустремлённость.
2. Оздоровительно-спортивная деятельность, куда входят: спортивные секции. Спорт развивает у детей самоконтроль, саморегуляцию, волевые качества, формирует элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально – психологического, воспитывает стремление к здоровому образу жизни.
3. Общественно-полезная деятельность формирует у детей способность видеть и понимать социальные проблемы, стремление к самостоятельной общественно значимой деятельности. Учит сотрудничеству при организации КТД (коллективно-трудовой деятельности), учит ценить общественно – полезную значимость коллективной деятельности, ответственности, учит экологической грамотности, милосердию, взаимопомощи, сотрудничеству.
4. Проектная деятельность формирует творческое мышление, навыки самообразования, умение работать со справочниками, навыки групповой деятельности, умение адекватно оценивать себя и других, интерес к познавательной деятельности. Проектная деятельность формируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развивает умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
5. Патриотическая деятельность воспитывает нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, формирует способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно–игровой, предметно – продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм. Патриотическая деятельность формирует уважительное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно – историческому наследию, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению, формирует основы морали – осознания учащимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле.
6. Художественно-эстетическая деятельность формирует эстетическое отношение к красоте окружающего мира, развивает стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности. Развивает чувство красоты, эстетики, уважение к культурному наследию своего народа. Художественно-эстетическая деятельность развивает культуру речи и общения.
7. Психологическая деятельность. Психолого-педагогическую коррекцию мы направляем в первую очередь не на ликвидацию неуспеваемости, что может привести к ещё большему протесту, а на формирование личностных качеств: правильной самооценки, целенаправленной деятельности. Так как у детей «трудной жизненной ситуации" наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа психолога направляется на развитие у этих детей таких процессов, как внимание, памяти, логического мышления, использование в своей работе коррекционных упражнений, направленных на формирование приемов самоконтроля, саморегуляции.
Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна.
Основными направлениями деятельности психолога являются оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. В своей работе психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся проективные методы (например, рисунок «семья», незаконченные предложения).
Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя, воспитателя и учителя.
Различные диагностические приемы, такие как, портрет моей семьи, несуществующее животное и др., помогают школьному психологу выявить прежде всего возможные причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов.
Практический психолог должен применять в работе с такими детьми различного рода тренинги и аутотренинги. Так как у детей "группы риска" наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве, использовать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля.