Психологический анализ сообщений граждан
Значительную долю информации, необходимой для работы, юрист получает от граждан — заявителей, очевидцев, свидетелей, потерпевших, правонарушителей и др. Практически без этой информации никакое решение профессионально-юридических задач невозможно. Приходится считаться с тем, что эта информация отличается психологическими сложностями и требует от юриста соответствующей подготовленности. Имеются точные данные, что значительная часть не раскрытых и не расследованных до конца уголовных дел, приговоров, отмененных вышестоящими судами, просто профессиональных решений обусловлена неумением работника получать, добывать, оценивать и использовать информацию от граждан.
Одним из условий совершенствования всей работы с получаемой информацией и овладения умением пользоваться ею выступает комплексный учет психологических факторов, характеризующих различия психологии, граждан, их мотивы и цели в общении, особенности формирования сообщений и др. Особенно важна и психологически сложна задача установления истинности сообщений, отделения неточной, неполной, искаженной, ошибочной и ложной информации. Искажения могут быть продуктом заведомой лжи и результатом добросовестного заблуждения. Сплошная ложь, как и сплошная ошибочность сообщений — явление относительно редкое. Чаще в сообщении содержатся моменты истины и моменты ошибочности или лживости.
Истинные сообщения могут содержать элементы добросовестного заблуждения и ошибки в виде, например, расчленения целостного события на независимые, не связанные между собой части; ошибочного объединения не связанных между собой фактов; преувеличения (или, напротив, преуменьшения) реальных размеров, длительностей, интенсивности проявлений чего-то; наделения (или, наоборот, устранения, изъятия, пропусков) событий, объектов мнимыми, не свойственными им признаками, чертами, особенностями; перестановки, замещения реальных объектов признаков, свойств, событий другими, смещения их по времени или переноса в другое место; ошибочного отождествления и усмотрения сходства различных объектов и лиц, искажения формы, структуры, последовательности событий, объектов и др.1
Прием создания условий для установления момента истины.Исходной в работе юриста выступает обязательная задача установления истины, только истины и больше ничего. Поэтому первое правило — постоянное поддержание своей внутренней установки на установление истины и реализацию принципа социальной справедливости. Для сотрудника не может быть «желательных» или «нежелательных» сообщений, удовлетворяющих его только потому, что они совпадают с его ожиданиями, предположениями или версиями.
Используются и другие правила, описанные в соответствующем приеме, — правило презумпции доверия, правило авторитета и справедливости власти, правило учета психологии собеседника, правило отказа от демонстрации своего превосходства (см. §8.9).
Прием выявления зависимостей сообщения от восприятия юридически значимого события.Всякое сообщение требует тщательного анализа влияния тех факторов, которые могли повлиять на его содержание. Первым уроком передовой практики и юридической психологии выступает необходимость тщательного анализа зависимостей сообщений заявителей, свидетелей и других лиц от непосредственного восприятия факта. Все начинается с того, что лицо, которое впоследствии сообщает информацию сотруднику, становится очевидцем или соучастником какого-то события, факта, явления, процесса, разговора и пр. Последние как-то отражаются в его психике и то, как отражаются, влияет и на сообщение. Имеется множество психологических аспектов такого отражения, которые и выражены в правилах их учета и изучения.
Правило установления зависимости сообщения от объекта и физических условий восприятия. То, что подмечено, во многом зависит от объекта и предмета восприятия (например, материального объекта и человека, групп людей), фона наблюдения, погодных, суточных условий, освещенности и др. Например, значительная часть насильственных, насильственно-корыстных преступлений (убийства, изнасилования, разбойные нападения, грабежи) и транспортных совершается в темное время суток, при плохой видимости, а в этих условиях сказываются индивидуальные особенности ночного зрения, степень темновой адаптации, изменения восприятия цвета, формы, размеров предметов, расстояний и др. Сплошь и рядом решающее значение могут иметь восприятия звуков, запахов и др., которые в устном сообщении очевидцев могут не находить отражения вообще и или искажаться.
Правило установления зависимости сообщения от положения воспринимавшего и состояния его органов чувств. На восприятии сказываются место, расстояние от воспринимавшего до объекта восприятия, объекты между ними, направление, угол зрения, расположение по высоте, положение сидя, стоя, на ходу или бегу и пр. Состояние органов чувств помимо упоминавшихся выше порогов ощущения связано с остротой зрения, наличием или потерей очков, а также с наличием слухового аппарата, солнечных очков, заболеваний органов чувств и др.
Правило установления зависимости сообщения от особенностей личности воспринимавшего. Существует закономерная зависимость восприятий от жизненного опыта, пола, возраста, уровня развития интеллекта, профессии, национальности и др. Так, мужчины в среднем лучше запоминают местность, дорогу, события, а женщины - обстановку, людей, их одежду, психические состояния. Личностный характер восприятий означает, что они всегда индивидуализированы, т.е. момент истины выражен в них со своеобразием, с привнесением в них «отсебятины».
Правило установления зависимостей сообщения от социально-психологических факторов. Симпатии и антипатии участников события сильно отражаются на жалобах, заявлениях и предложениях. С большой легкостью принимаются отрицательные факты и оценки в отношении неприятных заявителю, свидетелю людей и зачастую отвергаются, не воспринимаются отрицательные стороны в людях, симпатичных ему.
Правило установления зависимости сообщения от общего психического состояния воспринимавшего. Волнение, испуг, страх, растерянность и другие психические состояния существенно отражаются на качестве восприятия и последующего сообщения. Не случайно говорят: «у страха глаза велики». Криминальные события воспринимаются вообще иначе, чем рядовые, будничные, более эмоционально. Они лучше запоминаются, но сопряжены с искажениями из-за необычности, индивидуальности их понимания и отношения к ним. Сильно искажаются восприятия формы, цвета, размеров, скорости, времени под влиянием алкогольного и наркотического опьянения.
Прием выявления зависимостей сообщения от запоминания, сохранения и изменения информации до ее поступления юристу.Возможности человеческой памяти далеко не беспредельны, а ее проявления не безукоризненны.
Правило учета вида запоминания и его особенностей у заявителя. Существует долговременная и оперативная память (мгновенного запоминания), а также память на лица, слова, цифры, звуки и пр. Оперативная память характеризуется цифрой 7 плюс—минус 2: столько единиц информации способны мгновенно запоминать люди. Криминальные события нередко происходят в секунды, и запомнить все человек не в состоянии. Не надо подозревать его в неискренности, если он что-то не запомнил. Скорее справедливо обратное (если речь идет именно о мгновенных событиях). Все виды памяти очень индивидуальны и нелишне убедиться, каковы они у данного заявителя.
Правило учета времени, прошедшего с момента события. Быстрее всего забывается то, что запоминалось оперативно: быстро в первые часы, сутки (к концу из этого забывается почти 80% информации), а затем — много медленнее. Иногда детали помнятся годами, что объясняется как своеобразием памяти данного человека, но еще больше личностными зависимостями: эмоциональным впечатлением, личностным смыслом данной информации, ее глубоким пониманием и обостренным отношением к ней.
Правило учета изменения информации в процессе ее сохранения в памяти. Забывание — не чисто количественное выпадение каких-то деталей события. Хранящаяся в памяти информация, особенно волнующая, подвергается, даже бессознательно, обдумыванию, структурированию, переструктурированию. Свидетели события обмениваются впечатлениями, получают дополнительную информацию из средств массовой информации, подвергаются психологическому давлению. В результате даже верная информация «подправляется» в их памяти, что-то в ней домысливается еще до поступления к работнику юридического органа.
Прием учета влияния на сообщение факторов, присущих встрече заявителя (свидетеля и др.) с юристом.При встрече происходит воспроизведение информации, которая сохранилась в памяти заявителя. Но это не простая репродукция, озвучивание. Информация на этой стадии может дополнительно сокращаться, увеличиваться, обедняться, видоизменяться, искажаться.
Правило: при встрече с заявителем исключать возможное неблагоприятное влияние на формирование его информации. Такое влияние могут оказать особенности обстановки, социальное восприятие, атмосфера общения, поведение юриста. Так, обычно неблагоприятно оказываются неуравновешенность и раздражительность юриста, оскорбительный тон, безразличное выражение лица и др. Особенно нетерпимо психологическое давление, запугивание. Часть граждан, желая помочь юристу, может стремиться приблизить свое сообщение к тому, которое, по их мнению, будет одобрено им и при этом непроизвольно искажает имеющуюся информацию. Некоторые поглядывают на него, чтобы проверить, какое впечатление производят их слова, и в зависимости от этого по ходу меняют сообщение. Могут значительно изменить сообщение вопросы юриста.
Правило: слушать не только слова, но человека, стремиться понять его и действительные события, стоящие за словами.
Правило: выявлять погрешности сообщения в ходе его получения, помогать в этом заявителю. Ясно, что погрешности в сообщении (не только ошибки, сознательные искажения, но и неполнота, излишества, неточности, индивидуальность и др.) - обычное, а не исключительное явление. Поэтому получение сообщения должно сочетаться с его анализом, установлением истинного и искаженного в нем, проверкой и уточнением, что только и позволяет дать окончательную оценку сообщению и с уверенностью использовать его в дальнейшей работе. Выслушивая сообщение, юрист имеет определенную возможность сразу отсекать часть незначимой информации, что достигается:
• выявлением причин и условий, которые психологически влияют на формирование сообщения на первых двух стадиях, и оценкой того, как они могли влиять на полученную информацию;
• сопоставлением высказываний заявителя с особенностями его личности, складывающимся психологическим портретом его;
• постановкой дополнительных, уточняющих вопросов, требующих от заявителя конкретизации и детализации сообщения, дополнения иными подробностями, о которых он сам не рассказывал, но которые (по предположению юриста) заметил как очевидец;
• проверкой сообщений тактичной постановкой по существу дублирующих, но варьирующих по форме вопросов, отвечая на которые, заявитель побуждается к повторному изложению существенных или вызвавших у юриста сомнение аспектов;
• оказанием помощи в припоминании, использованием для этого механизма узнавания путем перечисления понятий, цветов, имен, фамилий, номеров, высказываний, действий и пр., среди которых заявитель распознает забытое, упущенное либо указывает на близкое к истинному;
• поиском совместно с заявителем наиболее памятной ему точки отсчета времени и места, строго последовательном, шаг за шагом, воспроизведением эпизодов события;
• сопоставлением однородной, но сообщенной в разные моменты беседы, информации (той, которая содержалась в первом сообщении и в последующих ответах на вопросы);
• выявлением и анализом признаков искренности — лживости.
Анализ сообщений в сложных случаях сопровождается составлением сличительных таблиц и графических изображений, позволяющих детально и многократно изучать информацию, полученную как от одного лица, так и от, многих лиц по одному и тому же факту (или детали). Эффективно и использование средств видео- и звукозаписи.
1 Существенный вклад в исследование психологии свидетельских показаний внесен в последние десятилетия А.Р. Ратиновым и Н.И. Гавриловой. См.: Ратинов А.Р. и Гаврилова Н.И. Ложно-психологическая структура лжи и ошибки в свидетельских показаниях // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 37. - М, 1982. С. 44-57; Гаврилова Н.И. Ошибки в свидетельских показаниях (происхождение, выявление, устранение). - М., 1983. Полученные ими данные используются в этом параграфе.