Методика « Время моей жизни»

Цель:Используем методику для исследования эмоционального выгорания.

Материал:белые листы, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция:Нарисуйте на листе круг. Это время вашей жизни. Разделите круг

на сектора и закрасьте, как вы распределяете время своей жизни в действительности:

/ сон, работа, отдых, развлечения, путешествие, общение с близкими людьми…/

На втором листе распределите время вашей жизни, как хочется, и раскрасьте сектора,

Любимыми цветами.

Беседа с педагогомпо рисункам, сбор информации, психологическая помощь.

Используем при большой загруженности педагога, когда ничего не успеваем,

Ищем ресурсы, где найти время, от чего можно отказаться и т.д.

Методика « Проблема» или « Болезнь»

Длинный лист бумаги делим на 6 секторов / 6 кадров, как в фильме /

В каждом секторе рисуем по 1 рисунку:

1.Как ты узнал о своей проблеме / болезни /

2. Что изменилось в тебе, когда это произошло?

3. Что самое страшное может случиться в дальнейшем / в результате болезни /

4. Что будет, если проблема решится, / болезнь пройдёт /?

5. Нарисуй себя здоровым и сильным /без проблем/

6. Нарисуй себя в будущем.

3 подхода к интерпретации рисунков: исследовательский подход, психологический,

клинический.

Методика «Полянка»

Цель:исследование эмоционального состояния,потребностей,самооценки.

Материал:бумага, с изображением полянки, любые изобразительные средства.

Инструкция: Нарисуй на этой полянке всё, что тебе хочется.

Смотрим, что на ней нарисуют: растения, животных, людей и другие предметы.

Интерпретация классическая: расположение на листе, использование цвета,

размеры фигурок, качество лини, эмоциональное состояние, перспектива в

рисунке, пропорции, последовательность выполнения исунка.

- Где ты на этой полянке?

- Хорошо тебе здесь? Почему? Ничего не хочешь изменить?

Методика « Косуля»

Цель:Диагностируются потребности и эмоциональная сфера.

Материал: бумага с изображением бегущей косули, изобразительные средства.

Инструкция: Дорисуй, куда бежит косуля? Зачем бежит косуля? / это детям /

Взрослые дорисовывают любыми изобразительными средствами в течение 5 минут

всё, что хочется.

Анализ рисунка: - если на рисунке изображены охотник, стрела / тревожность /

- косуля перепрыгивает через препятствие / много энергии, перепрыгнет /

- косуля бежит по ровной поверхности / хочется спокойной жизни /

- косуля парит над землёй / лёгкость, довольство собой /

- если животное рядом с косулей / агрессивность у рисующего /

Методика « Домик для Эльфа »

Цель:Исследование отношения к людям, установление контакта с ребёнком,

педагогом. Это ситуативный тест.

Материал:Разнообразные изобразительные средства, лист бумаги с изображением

дерева граб.

Инструкция:Нарисуй домик для эльфа.

Интерпретация: -домик на ветке / открытость характера /

- домик висит на ветке / готовность идти на контакт /

- домик внутри дерева граба / осторожность /

- в домике нет окошек / закрытость характера /

- много окошек / открытость характера /

- если домик – землянка / скрытность человека /

Книга « Говорящий рисунок» 100 графических тестов / подробнее /

Методика « Разноцветные пятна»

Цель: Развитие воображения.

Материал: Краски, кисточка, белый лист А 4.

Инструкция: Давай поиграем в кляксы.

С помощьюкисточки капаем, разбрызгиваем капельки краски на чистый лист бумаги,

складываем лист пополам, краска отпечатывается, получаются интересные,

разнообразные пятна / однотонные или разноцветные /.

- Давай придумаем, на что похожи пятнышки? /воображение /

Методика « Взаимодействие»

Цель:Развитие коммуникативных качеств, общения детей друг с другом.

Материал: бумага, любые изобразительные средства.

Инструкция: На этом листке нарисованы «варежки». Раскрасьте их так, чтобы

они стали одинаковыми. Будем работать парами, каждый из вас раскрасит

только одну «свою» варежку, но вместе они должны быть очень-очень похожими.

Можете общаться друг с другом, договариваться, советоваться. Приступайте.

Анализ: - Удалось ли вам нарисовать две одинаковые варежки?

- Трудно вам было работать вместе или легко? Почему, как вы думаете?

По этой же методике можно раскрашивать «сапожки», «перчатки», «шарфик».

Методика « Рисунок в круге»

Цель:Снижение эмоционального напряжения, развитие произвольности.

Материал: лист бумаги с нарисованным кругом, изобразительные средства.

.

Инструкция:Раскрась круг так, как тебе хочется/ эмоции /

Или: нарисуй в круге то, что тебе хочется / интеллект, произвольность /

Анализ:- расскажи о своём рисунке, он нравится тебе?

- Кому бы ты хотел подарить этот рисунок? Почему?

Методика « Нарисуй себя»

Цель:снижение эмоциональной напряжённости, развитие личностных качеств.

Материал: лист бумаги, разделённый пополам, цветные карандаши, фломастеры.

Инструкция:На одной стороне листа нарисуй, каким ты нравишься себе, а на

другой, каким не нравишься.

.

Диалог между образами, рассказать от имени образов.

- Кто я, что люблю, с кем дружу.

- Таким я нравлюсь себе, потому что…

- Таким я не нравлюсь себе, потому что…

- Первый образ: « Почему ты злой, когда это бывает? » /второй образ отвечает/

- Второй образ: « Чему ты рад, почему улыбаешься и т.д.» / первый отвечает /

Наши рекомендации