Методика « Время моей жизни»
Цель:Используем методику для исследования эмоционального выгорания.
Материал:белые листы, цветные карандаши или фломастеры.
Инструкция:Нарисуйте на листе круг. Это время вашей жизни. Разделите круг
на сектора и закрасьте, как вы распределяете время своей жизни в действительности:
/ сон, работа, отдых, развлечения, путешествие, общение с близкими людьми…/
На втором листе распределите время вашей жизни, как хочется, и раскрасьте сектора,
Любимыми цветами.
Беседа с педагогомпо рисункам, сбор информации, психологическая помощь.
Используем при большой загруженности педагога, когда ничего не успеваем,
Ищем ресурсы, где найти время, от чего можно отказаться и т.д.
Методика « Проблема» или « Болезнь»
Длинный лист бумаги делим на 6 секторов / 6 кадров, как в фильме /
В каждом секторе рисуем по 1 рисунку:
1.Как ты узнал о своей проблеме / болезни /
2. Что изменилось в тебе, когда это произошло?
3. Что самое страшное может случиться в дальнейшем / в результате болезни /
4. Что будет, если проблема решится, / болезнь пройдёт /?
5. Нарисуй себя здоровым и сильным /без проблем/
6. Нарисуй себя в будущем.
3 подхода к интерпретации рисунков: исследовательский подход, психологический,
клинический.
Методика «Полянка»
Цель:исследование эмоционального состояния,потребностей,самооценки.
Материал:бумага, с изображением полянки, любые изобразительные средства.
Инструкция: Нарисуй на этой полянке всё, что тебе хочется.
Смотрим, что на ней нарисуют: растения, животных, людей и другие предметы.
Интерпретация классическая: расположение на листе, использование цвета,
размеры фигурок, качество лини, эмоциональное состояние, перспектива в
рисунке, пропорции, последовательность выполнения исунка.
- Где ты на этой полянке?
- Хорошо тебе здесь? Почему? Ничего не хочешь изменить?
Методика « Косуля»
Цель:Диагностируются потребности и эмоциональная сфера.
Материал: бумага с изображением бегущей косули, изобразительные средства.
Инструкция: Дорисуй, куда бежит косуля? Зачем бежит косуля? / это детям /
Взрослые дорисовывают любыми изобразительными средствами в течение 5 минут
всё, что хочется.
Анализ рисунка: - если на рисунке изображены охотник, стрела / тревожность /
- косуля перепрыгивает через препятствие / много энергии, перепрыгнет /
- косуля бежит по ровной поверхности / хочется спокойной жизни /
- косуля парит над землёй / лёгкость, довольство собой /
- если животное рядом с косулей / агрессивность у рисующего /
Методика « Домик для Эльфа »
Цель:Исследование отношения к людям, установление контакта с ребёнком,
педагогом. Это ситуативный тест.
Материал:Разнообразные изобразительные средства, лист бумаги с изображением
дерева граб.
Инструкция:Нарисуй домик для эльфа.
Интерпретация: -домик на ветке / открытость характера /
- домик висит на ветке / готовность идти на контакт /
- домик внутри дерева граба / осторожность /
- в домике нет окошек / закрытость характера /
- много окошек / открытость характера /
- если домик – землянка / скрытность человека /
Книга « Говорящий рисунок» 100 графических тестов / подробнее /
Методика « Разноцветные пятна»
Цель: Развитие воображения.
Материал: Краски, кисточка, белый лист А 4.
Инструкция: Давай поиграем в кляксы.
С помощьюкисточки капаем, разбрызгиваем капельки краски на чистый лист бумаги,
складываем лист пополам, краска отпечатывается, получаются интересные,
разнообразные пятна / однотонные или разноцветные /.
- Давай придумаем, на что похожи пятнышки? /воображение /
Методика « Взаимодействие»
Цель:Развитие коммуникативных качеств, общения детей друг с другом.
Материал: бумага, любые изобразительные средства.
Инструкция: На этом листке нарисованы «варежки». Раскрасьте их так, чтобы
они стали одинаковыми. Будем работать парами, каждый из вас раскрасит
только одну «свою» варежку, но вместе они должны быть очень-очень похожими.
Можете общаться друг с другом, договариваться, советоваться. Приступайте.
Анализ: - Удалось ли вам нарисовать две одинаковые варежки?
- Трудно вам было работать вместе или легко? Почему, как вы думаете?
По этой же методике можно раскрашивать «сапожки», «перчатки», «шарфик».
Методика « Рисунок в круге»
Цель:Снижение эмоционального напряжения, развитие произвольности.
Материал: лист бумаги с нарисованным кругом, изобразительные средства.
.
Инструкция:Раскрась круг так, как тебе хочется/ эмоции /
Или: нарисуй в круге то, что тебе хочется / интеллект, произвольность /
Анализ:- расскажи о своём рисунке, он нравится тебе?
- Кому бы ты хотел подарить этот рисунок? Почему?
Методика « Нарисуй себя»
Цель:снижение эмоциональной напряжённости, развитие личностных качеств.
Материал: лист бумаги, разделённый пополам, цветные карандаши, фломастеры.
Инструкция:На одной стороне листа нарисуй, каким ты нравишься себе, а на
другой, каким не нравишься.
.
Диалог между образами, рассказать от имени образов.
- Кто я, что люблю, с кем дружу.
- Таким я нравлюсь себе, потому что…
- Таким я не нравлюсь себе, потому что…
- Первый образ: « Почему ты злой, когда это бывает? » /второй образ отвечает/
- Второй образ: « Чему ты рад, почему улыбаешься и т.д.» / первый отвечает /