Возрастная динамика оценки воспитателя дошкольниками.
Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Младенец еще не является самостоятельным существом. В раннем детстве преобладает совместная со взрослым деятельность, которая у дошкольника становится совместно-раздельной. Среди значимых взрослых мать выступает для дошкольников самым близким человеком. Именно с ней он чаще всего общается и делится впечатлениями. Именно ее он лучше всех слушается. И свои капризы, которые являются своеобразным средством установления контактов со взрослыми, дети чаще всего адресуют матерям или бабушкам. Другим взрослым, который проводит с малышом большую часть его жизни, является воспитатель детского сада. Он вместе с ним выполняет бытовые процедуры, гуляет, трудится, играет. В качестве предпочитаемых взрослых 52% воспитанников детских садов называют маму, 13% детей -воспитателя и лишь 10% — папу (ЕА.Панько). Отношение к воспитателю дошкольники мотивируют по-разному. Чаще дети старше 4 лет дают общую недифференцированную оценку («Она хорошая!»). Немаловажную роль для них играет и внешний вид
воспитателя («Она красивая, нарядная», «У нее прическа красивая»). В 5-7-летнем возрасте оценка нередко проводится по признаку личного отношения воспитателя к ребенку («Она меня не наказывает», «Она мне игрушку подарила»). У детей этого возраста появляются оценки педагога, основанные на его информированности, на присущих взрослому знаниях и умениях («Она знает много сказок», «Она умеет хорошо рисовать», «Она все умеет делать»). В этот же возрастной период ребенок начинает выделять и оценивать нравственные качества воспитателя («Ласковая», «Всегда строгая»). Характерно, что дети в основном дают положительную характеристику педагогу и его нравственным качествам. Негативные оценки встречаются очень редко. И даже такое качество, как строгость, рассматривается дошкольниками положительно.
В 5-7 лет, хотя и редко, у ребят встречаются оценки воспитателя с точки зрения его внимания ко всем детям («Она нас кормит»). Малыши на протяжении всего дошкольного детства оценивают педагога с точки зрения организованной им деятельности («Она с нами играет»). И только старшие дошкольники оценивают воспитателя за доверие к ним, поддержание их самостоятельности («Разрешает книжки подклеить», «Дает дежурить в книжном уголке»).
С возрастом у детей увеличивается степень осознанности их отношения к педагогу.
Отношение ребенка к воспитателю определяется множеством факторов. Так, «популярные» в группе сверстников дети показывают более высокую осознанность своего отношения к воспитателю, а содержание мотивов этого отношения у них более разнообразно. Указанная особенность связана с тем, что «популярные» и «непопулярные» дети имеют разный опыт общения, воспитатель проявляет к ним неодинаковое отношение и внимание. Окружающие взрослые также во многом определяют отношение ребенка к воспитателю, когда оценивают педагогов. Дети перенимают их оценки. Положительное отношение дошкольников к личности воспитателя особенно часто наблюдается при демократическом стиле руководства детской группой.
К 7 годам возникают элементы критического отношения к воспитателю и его деятельности (например, ребенок заявляет: «Если бы я была воспитательницей, я бы давала детям больше рисовать и лепить», хотя в целом такое отношение не типично для дошкольника).
На отношение детей к личности педагога и его воспитательным воздействиям влияет эмоциональное отношение воспитателя к воспитанникам (С.Е.Кулачковская). Это может быть поощряющее отношение, которое предполагает заботливость и внимание к ребенку, преобладание в общении с ним положительных оценок и ободряющих требований. При таком отношении педагога детям становятся понятны чувства, которые испытывает взрослый. У ребят возникают переживания, созвучные переживаниям воспитателя, инициативные действия. Дошкольники становятся особенно чувствительны к положительной оценке и сами побуждают взрослого проявлять к себе эмоциональное отношение. Они переживают ярко выраженное удовольствие от похвалы. А если воспитатель эмоционально-выразительно передает свое отношение к негативному поступку ребенка, то малыш испытывает чувство вины и в дальнейшем избегает соответствующих действий.
Формально-требовательное, холодное отношение педагога к ребенку заключается в том, что забота взрослого носит формальный характер и состоит в управлении и руководстве. Преобладают отрицательные оценки и порицательные мотивации, эмоциональная окраска которых отсутствует. Поэтому эффективность воспитания очень низкая. Эмоциональная реакция дошкольником не переносится на оцениваемый поступок или действие. Воспитатель подавляет инициативность детей и их желание действовать. Дети отрицательно реагируют не только на педагога, но и на детский сад в целом
Непоследовательный тип отношения к воспитанникам характеризуется неуравновешенными эмоциональными проявлениями, нестабильными требованиями, отсутствием контроля за выполнением своих распоряжений. Поведение детей такой воспитатель оценивает ситуативно, в зависимости от своего настроения, и слишком личностно, опираясь не на поступок, а на собственные симпатии и антипатии. Дети стараются заслужить расположение воспитателя, но такое стремление угасает, поскольку не получает постоянной поддержки педагога. В одних ситуациях он замечает и выделяет старания малышей, а в других игнорирует. Значимость оценок воспитателя для детей резко снижается. Дошкольники избегают прямых контактов с ним, не проявляют инициативы и активности в общении.
Таким образом, переживание оценки взрослого у ребенка формируется только в том случае, если он чувствует себя объектом внимания и уважения со стороны педагога. Эмоциональное отношение воспитателя к ребенку определяет характер эмоциональных переживаний воспитанников. Существенную роль играет экспрессивная сторона этих отношений, помогающая дошкольнику адекватно воспринять педагогическое воздействие.
В то же время ребенок принимает воспитателя за нравственный образец, независимо от эмоциональной привлекательности педагога. Возникает своеобразный «эффект роли», когда дети подражают ему даже в самом незначимом с точки зрения самого педагога. Такое подражание у дошкольников личностно осмысленно и не является простым копированием воспитателя. Они выделяют у взрослого поведенческие штампы, свидетельствующие о его власти. Так, изображая воспитателя, они садятся на стул, повторяют его жесты. В роли конкретного воспитателя даже неагрессивные, спокойные дети позволяют себе резкий окрик, суровые интонации, порицания сверстников. Ролевой стереотип воспитателя в глазах воспитанников характеризуется также ореолом «непогрешимости». Они приписывают педагогу особую проницательность. То, как воспитатель оценивает поступки детей, недостатки их поведения, воспринимается дошкольниками некритически.
Воспитатель выступает и как носитель качества «сверхконтроля», хотя оно может существенно расходиться с тем, как этот педагог на самом деле контролирует детей. Дети чувствуют себя постоянно «на виду» у педагога, переживая открытость, постоянную вероятность подвергнуться воздействиям взрослого, его способности «все увидеть и все оценить». Однако идеализируется малышами не столько конкретное лицо, сколько социальная функция педагога.
Особенности отношения дошкольников к личности воспитателя
- отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним педагога;
- для детей характерна в основном положительная оценка личности педагога;
- от оценки внешних качеств дошкольники переходят к оценке деятельности воспитателя, а затем нравственных качеств;
- с возрастом растет осознание детьми своего отношения к воспитателю;
- ролевой стереотип воспитателя в глазах детей характеризуется «ореолом роли», «ореолом непогрешимости», «ореолом сверхконтроля».
3. Факторы влияющие на отношение детей к воспитателю
Проблема познания дошкольниками воспитателя и отношения к нему
Результативность педагогического труда обусловлена не только умением понять ребенка, но и тем, как дети отражают, интерпретируют облик воспитателя, его поведение, как относятся к нему.
Проблеме изучения отношения ребенка к личности воспитателя посвящен целый ряд психологических и педагогических исследований.
А.Г. Рузская выявила виды отношений детей к воспитателю:
приязненное и неприязненное;
доверчивое и недоверчивое;
заинтересованное и равнодушное;
спокойное и неспокойное.
Е.А. Панько выделила показатели отношения дошкольников к личности воспитателя:
содержание и частота обращений к нему;
форма общения;
характер ответных реакций на его воздействия;
доминирующий тип поведения ребенка в присутствии воспитателя.
Интересен материал, собранный Е.А. Панько в ходе изучения мотивировок отношения ребенка к воспитателю. Она исследовала функции и качества педагога, которые дошкольник познает и оказывается способным оценить. Условно Е.А. Панько выделила следующие группы мотивировок отношения детей к воспитателю:
мотивы не осознаются (дети не объясняют свое отношение к педагогу либо отвечают «Потому») – 6,7%;
общая недифференцированная оценка (обоснование: «Она хорошая», «Потому что люблю») – 22,7%;
оценка внешнего вида воспитателя – 11,3%;
оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребенку («Потому что целует», «Потому что значок дала», «Потому что не наказывает») – 14,3%;
оценка информированности воспитателя, его знаний и умений – 7%;
оценка деятельности, организованной воспитателем («Потому что играет», «Лук сажаем», «Учит рисовать») – 19%;
оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления («Она нас кормит») – 5%;
оценка нравственных качеств личности педагога – 9,3%;
оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание в них самостоятельности («Дает дежурить») – 4,7%.
Таким образом, в исследовании Е.А. Панько было установлено, что дети среднего дошкольного возраста в целом дают общую недифференцированную оценку воспитателя, немаловажную роль для них играет внешний вид педагога. В старшем дошкольном возрасте оценка нередко проводится по признаку личного отношения воспитателя к ребенку, появляются оценки, основанные на информированности педагога, на присущих взрослому знаниях и умениях. В этот же возрастной период ребенок начинает выделять и оценивать нравственные качества воспитателя. В целом с возрастом у детей увеличивается степень осознанности их отношения к педагогу.
Отношение ребенка к воспитателю определяется множеством факторов. Е.А. Панько исследовала взаимосвязь статуса, положения ребенка в группе сверстников и мотивов его отношения к воспитателю. Оказалось, что у популярных детей уровень осознанности мотивов к воспитателю выше, чем у непопулярных; разнообразнее содержание мотивов, различен вес каждого отдельного мотива: популярные дети чаще, чем непопулярные, указывали 4, 5, 6, 8-ю группы мотивов, а непопулярные – 1, 2, 7, 9-ю группы.
Отношение дошкольников к личности воспитателя зависит также от стиля руководства детской группой. В многочисленных исследованиях было доказано, что положительное отношение детей к воспитателю особенно часто наблюдается при демократическом стиле руководства.
Следующий важный фактор, влияющий на отношение детей к личности педагога и его воспитательным воздействиям, - это эмоциональное отношение воспитателя к воспитанникам. В исследовании С.Е. Кулачковской было выделено три типа эмоционального отношения воспитателя к детям: поощряющее отношение, при котором у детей возникают переживания, созвучные переживаниям взрослого, они становятся особенно чувствительными к положительной оценке и сами побуждают педагога проявлять к себе эмоциональное отношение; формально-требовательное отношение, при котором дети отрицательно реагируют не только на педагога, но и на детский сад в целом; непоследовательный тип отношения, при котором значимость оценок воспитателя для детей резко снижается, они избегают прямых контактов со взрослым, не проявляют инициативы и активности в общении с ним. Таким образом, эмоциональное отношение педагога к ребенку определяет характер эмоциональных переживаний воспитанников. Направленность переживаний на оценку воспитателя формируется лишь в результате эмоциональных контактов, при которых ребенок чувствует себя объектом внимания и уважения со стороны взрослого, при этом существенуную роль здесь играет выразительная, экспрессивная сторона этих отношений, способствующая адекватному восприятию педагогических воздействий.
В то же время на протяжении всего дошкольного возраста взрослый со всеми своими особенностями, в том числе и индивидуально-психологическими чертами, является образцом для ребенка. Причем дошкольник принимает воспитателя за нравственный образец независимо от его (воспитателя) эмоциональной привлекательности. В исследовании А.Б. Николаевой были выявлены три основные характеристики ролевого стереотипа воспитателя в глазах дошкольника: смещение существенного и малозначимого в поведении взрослого и принятие всех его характеристик, то есть эффект «ореола роли», эффект «ореола непогрешимости», эффект «сверхконтроля». В ходе использования приема ролевого замещения ребенком временно отсутствующего воспитателя было выявлено, что многие реальные атрибуты деятельности педагога выступают как подчеркнутые, усиленные, бессознательно утрированные. Кроме того, дети улавливают различия в индивидуальных стилях воспитателей и, замещая педагогов, воспроизводят присущие им индивидуальные различия, причем недооценивая позитивные проявления взрослого и переоценивая негативные. Таким образом, в исследовании А.Б. Николаевой было выявлено, что ролевые особенности воспитателя в известом смысле идеализируются детьми (тот, кто воспитывает, – образец для подражания), а индивидуальное своеобразие через детское восприятие подвергается негативным преобразованиям (данный конкретный воспитатель «хуже», чем есть).
В заключение можно выделить следующие основные особенности отношения дошкольников к личности воспитателя:
от оценки внешних качеств дошкольники переходят к оценке деятельности воспитателя, а затем к оценке его нравственных качеств;
отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним педагога, хотя в основном для дошкольников характерна положительная оценка личности педагога;
с возрастом растет осознание детьми своего отношения к воспитателю;
ролевой стереотип воспитателя в глазах детей характеризуется «ореолом роли», «ореолом непогрешимости», «ореолом сверхконтроля».