Игровая коррекция конфликтного поведения ребенка
- игры и упражнения по снижению конфликтного поведения ребенка
1 Совместные настольные игры
Для работы с агрессивными детьми могут с успехом использоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор» Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей «Конструктора» по ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них. В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками совместного безконфликтного общения
2 «Клеевой дождик»
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула
2 . Обогнуть «широкое озеро»
3 . Пробраться через дремучий лес»
4 . Прятаться от» диких животных» и др.
На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера .Упражнение способствует развитию сплоченности группы
3 «Связующая нить»
Дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим . Начинает взрослый ,показывая тем самым пример .Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать .Когда клубок вернется к ведущему, дети натягиваю нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувства ценности других и самоценности
4 Разыгрывание ситуаций
-Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их
-Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой , как у одного из ребят вашей группы. Попроси ее
-Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.
-Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка — пожалей его.
- игровое обучение конструктивному разрешения конфликта
Все исследователи игр дошкольников отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребенок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, и именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться. Игра обретает вид искусственной конструкции противоречий реальной жизни и является культурно представленным, зафиксированным (неоднократно описанным) и передаваемым «по наследству» способом разрешения конфликтов. Она имеет преимущества в разрешении представленного в ней конфликта за счет его концентрации во времени и пространстве. Однако следует отметить, что не каждая игра, рассматриваемая как место, механизм и конструкция для разрешения конфликтов, исчерпывающе выполняет разрешающую функцию. Существует некоторый набор игр, в которые играют почти все дети в той или иной вариации.
Предполагается, что сюжеты игры ребенок выбирает в зависимости от того противоречия, которое требует разрешения и может быть разрешено в данных условиях. По установлению игровых предпочтений, определенных правил есть основания предполагать содержание не только определенных конфликтов, но и тот ресурс разрешения, дефицит которого снимается в конкретных играх.
Практика проведения игр и тренингов показывает, что ядром напряженных взаимоотношений, которые требуют поиска специальных средств понимания и объединения в решении возникшей проблемы, является социально сконструированный конфликт , в котором сталкиваются различные позиции в попытках преобразования объекта изменения. Особенностью таких игр является, прежде всего, то, что они предназначены для решения задач создания ресурсов для развития мышления и деятельности. Специальные игровые конструкции, которые применяются для обучения и решения проблем, могут способствовать становлению конфликтной компетентности в дошкольном возрасте.
В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций испоьзуются:
• Сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);
• Имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-либо «человеческий» процесс);
• Интерактивные игры (игры на взаимодействие);
• Социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);
• Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
• Психогимнастика;
• Чтение и обсуждение художественных произведений;
• Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
• Дискуссии.
Главная цель проведения занятий, в которых дети сталкиваются с проблемными ситуациями, это:
• Обеспечить ребенку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов;
• Упражнять его в применении ценных этических норм взаимоотношений;
• Научить использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов;
• Проявить миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником;
• Принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации;
• Принимать ответственность за свои чувства на самих себя.
В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. Задача воспитателя – обогатить это общение душевной теплотой, чуткостью и уважение. После проведения игр предложить детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт, и здесь важно подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми.
Вначале воспитатель сам предлагает детям игры и активно в них участвует. Со временем дети сами охотно выражают желание поиграть в определенные наиболее понравившиеся игры (например, в игру, в которой можно научиться улаживать споры).
Сегодня у детей больше возможностей выбора, что осложняет взаимоотношения. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным. К сожалению многие дети ни в семье, ни в детском саду так и не приобретают этого социального навыка, но хорошие воспитатели могут научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение, и не в последнюю очередь – следовать социальным нормам и правилам.
Важным аспектом работы с интерактивными играми является организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Воспитатель должен предоставить детям такое время. Возможность выговориться и послушать других целебна уже сама по себе. У многих первобытных народов есть обычай организовывать так называемые « круги бесед», то есть места, где каждый член племени может изложить свое отношение к любому событию или проблеме, в то время как все остальные в это время внимательно слушают и пытаются понять говорящего. Однако не каждый ребенок-дошкольник умеет и готов рассказать о своей проблеме. В этом случае можно организовать беседу в соответствующе оборудованном месте с примерными названиями: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Секретная комната», «Стол переговоров», «Уголок тишины» ит.п.
Воспитатель в игровом взаимодействии с детьми может помочь им осознать свои ценности и установить приоритеты, может помочь им стать терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Он может научить их простым жизненным мудростям:
• Взаимоотношения людей – большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились;
• Не ожидай от других , что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь, думаешь;
• Не обижай других людей и не давай им «потерять лицо»;
• Не нападай на других, когда тебе плохо.
Поддержанию интереса к такому роду занятий способствует участие литературных и сказочных героев. Например, в гости могут прийти волшебники – добрый и злой, в которого вселились «чудовища» под названием гнев, обида и злость. Гости приносят волшебные вещи, с помощью которых неожиданно появляются разнообразные объекты. Дети стараются помочь своим гостям в различных их затруднениях.
Я предлагаю воспитателям игры, которые помогают решать многие детские проблемы. Научившись сопереживать окружающим людям, ребенок может избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют много неприятностей и самому ребенку, и тому, кто находится рядом с ним, и, как следствие, научиться брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.