Ощущение, восприятие, представление, внимание, память, воображение, мышление, речь.
· Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы. Информация об окружающей нас среде попадает в кору головного мозга через органы чувств.
С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).
Физиологич. основа ощущений – деятельность анализаторов (рецептор + нервный путь + центральные корковые отделы анализаторов).
· Восприятие – отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
· Представление – процесс воссоздания конкретных образов предметов и явлений внеш. мира, к-рые ранее воздействовали на органы чувств. Физиологич. основа представлений – "следы" в коре больших полушарий голов.мозга, к-рые остаются после реальных возбуждений ЦНС при восприятии.
· Внимание – избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Не имеет специального нервного центра. Сложная психическая функция. Характеризует общий склад личности, социальную направленность человека.
· Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что чел. отражал, делал, переживал. Лежит в основе любого психического явления. Обеспечивает единство и целостность личности. Обеспечивает нормальное функционир-е личности и общества. Единой гипотезы и феномене памяти нет. Есть много теорий: химическая, физическая, биохимическая, группа психологических и др.
· Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предм. и явлений объектив.мира.
-- Всегда имеет опосредованный характер.
-- Опирается на имеющиеся у чел. знания об общих з-нах прир. и общ-ва.
-- Исходит из "живого созерцания", но не сводится к нему.
-- Это отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Находится в непрерывном единстве с речью.
-- Органически связано с практической деятельностью.
· Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи – язык – средство общения.
· Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы. Информация об окружающей нас среде попадает в кору головного мозга через органы чувств.
С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).
Физиологич. основа ощущений – деятельность анализаторов (рецептор + нервный путь + центральные корковые отделы анализаторов).
Свойства ощущений:
-- Адаптация (повышение/понижение чувствительности анализаторов в рез. непрерывного и длительного воздействия раздражителей)
-- Контраст (слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность)
-- Пороги ощущений (нижний = минимальное раздражение для возникновения ощущения, верхний = максимальное раздражение, сверх которого раздражение не ощущается, разностный = разница в интенсивности двух однородных раздражений, который можно ощутить)
-- Сенсибилизация (повышение чувствительности анализаторов)
-- Последовательные образы (продолжение ощущения, когда действие раздражения уже прекратилось)
Виды ощущений:
-- Экстерорецептивные – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные, тактильные
-- Интерорецептивные – боль, равновесие, ускорение
-- Проприорецептивные – мышечно-двигательные.
· Восприятие – отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Виды восприятия:
-- В зависимости от цели: преднамеренные (в их основе – сознательно поставленная цель) / непреднамеренные (специально посталенной задачи нет, процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека).
-- В зависимости от степени организованности: организованное=наблюдение / неорганизованное.
-- В зависимости от форм отражения: пространства / времени / движения
Св-ва восприятий: избират-ть, предметность, апперцепция (завис-ть от прежнего опыта), осмысленность, константность, целостность.
Физические характеристики восприятий:
-- форма, объемность, величина – осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.
-- глубина, удаленность – монокулярное и бинокулярное зрение.
-- линейная и воздуш. перспектива. Восприятия: правильные/искаж. (переоценка вертик. линий, неправ. восприятие величины предмета).
-- восприятие времени – в его основе лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Восприятие последовательности явлений, длительности явлений, темпа, ритма, движения.
-- восприятие движений – отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве: характер движения, форма движения, амплитуда, скорость, продолжительность, ускорение, направление.
· Представление – процесс воссоздания конкретных образов предметов и явлений внеш. мира, к-рые ранее воздействовали на органы чувств. Физиологич. основа представлений – "следы" в коре больших полушарий голов.мозга, к-рые остаются после реальных возбуждений ЦНС при восприятии.
Функции представления:
-- сигнальная – отражение не только образа предмета, но и содержащейся многообразной инф-ции о нем
-- регулирующая – отбор нужной инф-ции с учетом реальных условий предстоящей деятельности
-- настроечная – ориентация деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействия окр.мира.
Виды представления:
-- По видам анализатора (деление условно): зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и др.
-- По степени обобщенности: единичные / общие.
-- По степ. проявления волевых усилий: непроизвольные / произв..
-- По продолжительности: оперативные, кратковременные, долговременные.
· Внимание – избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Не имеет специального нервного центра. Сложная психическая функция. Характеризует общий склад личности, социальную направленность человека.
Возможности внимания: 7+/- 2 объекта, полная устойчивость 15-20сек., в теч.1сек. можно 3-4 раза переключить внимание.
Функции внимания:
-- отбор значимых воздействий и игнорирование др. (побочных, незначимых),
-- удержание данной деятельности, сохранение в сознании образов определенного содержания до момента завершения деятельности,
-- регуляция и контроль за данной деятельностью.
Свойства внимания:
-- концентрация (сосредоточиться на главной задаче),
-- избирательность (сосредоточиться на важных предметах – таможня),
-- распределение (иметь в сознании несколько разнород. объектов),
-- объем (количество объектов в сознании, воспринимаемые одновременно с одинаковой четкостью), -- интенсивность,
-- устойчивость (спос-ть задерживаться на восприятии дан. объекта),
-- отвлекаемость (отсутствие волевого усилия и интереса к объекту/деятельности),
-- сосредоточенность (удержание внимания на одном объекте),
-- переключаемость (быстро выключаться из одних и включаться в др. виды деятельности).
Виды внимания:
-- Преднамеренное – возникает в рез. сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Характеризуется целенаправленностью, организованностью, устойчивостью.
-- Сосредоточенное – внимание, направленное на к-л 1 объект / вид деятельности: динамическое / статическое.
-- Непреднамеренное – выз-ся внеш. причинам, такими как интенсивность раздражения, новизна и необычность, динамичность объекта.
· Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что чел. отражал, делал, переживал. Лежит в основе любого психического явления. Обеспечивает единство и целостность личности. Обеспечивает нормальное функционир-е личности и общества. Единой гипотезы и феномене памяти нет. Есть много теорий: химическая, физическая, биохимическая, группа психологических и др.
Процессы памяти: запоминание (всегда избирательно), сохранение, воспроизведение, забывание, узнавание.
Функции памяти: наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная.
Виды памяти:
-- По характеру психической активности: двигательная, наглядно-образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая), эмоциональная, словесно-логическая.
-- По характеру целей деятельности: непроизвольная / произвольная.
-- По продолжительности удержания материала: долговременная, кратковременная, оперативная, мгновенная.
-- В зависимости от приемов запоминания: механическая / логическая.
Особенности памяти, свидетельствующие о ее продуктивности и эффективности: объем, быстрота, точность, длительность, готовность.
· Воображение это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта:
-- вычленение образа предмета
-- изменение величины объекта
-- соединение частей объектов
-- конструирование предмета/явления
-- мысленное усиление/ослабление образов
-- перенос на другие объекты
-- создание новых образов на основе обощения.
Виды воображения: непроизвольное, произвольное (активное, с помощью волевых усилий), мечта (образ желаемого будущего), творческое (новые образы в процессе творческой деятельности), воссоздающее (на основе прочитанного/услышанного).
· Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предм. и явлений объектив.мира.
-- Всегда имеет опосредованный характер.
-- Опирается на имеющиеся у чел. знания об общих з-нах прир. и общ-ва.
-- Исходит из "живого созерцания", но не сводится к нему.
-- Это отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Находится в непрерывном единстве с речью.
-- Органически связано с практической деятельностью.
Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация.
Виды мышления:
-- наглядно-действенное (включено в деятельность),
-- наглядно-образное (на основе предыдущих образов),
-- словесно-логическое (задача решается в словесной форме),
-- абстрактно-логическое (на основе отвлеченных понятий, которые нельзя представить).
Формы мышления:
-- понятие – отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета/явления (общие/единичные, абстрактные/теоретические/эмпирические),
-- суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности (истинные/ложные, общие/частные/единичные),
-- умозаключение – выделение из одного или нескольких суждений нового суждения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии).
· Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи – язык – средство общения.
Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность.
Функции речи: выражения, воздействия, обозначения, сообщения.
Виды речи: устная (монолог, диалог (тематический диалог = беседа)), письменная, внутренняя (=проговаривание, предназначена для обслуживания мышления конкретного человка)
Культура речи включает в себя: нормативность, речевое мастерство, точность, уместность, чистота, ясность.