Тема 2. Психологическое консультирование, психологическая помощь спортсменам и тренерам
Пояснения к теме.Потребность в психологическом консультировании и психологической помощи постоянно испытывают как сами спортсмены, так и их тренеры, руководители команд и спортивных организаций. Психолог может компетентно помочь спортивному менеджеру, спортсмену и тренеру проанализировать наиболее сложные и нередко конфликтные, запутанные ситуации делового и межличностного взаимодействия с целью лучшей подготовки к соревнованиям и избегания типичных ошибок, нарушающих сотрудничество между тренером и
Тема 2. Психологическая помощь спортсменам и тренерам 259
спортсменами. Однако нужно иметь в виду, что спорт — это сфера соперничества и соревнования людей друг с другом, формирующая в личности спортсмена амбициозный барьер от чувства самодостаточности — своего рода индивидуальный «эффект ореола». Индивидуальный «амбициозный барьер» выражается и переживается спортсменом в противопоставлении себя («Я») соперникам («Он (они)»), а в командных видах спорта это чувство называется «контагиозным барьером» и переживается в противопоставлении своей спортивной общности (команды — «Мы») чужой общности (т. е. команде соперников — «Они»). Указанные выше психологические барьеры формируются в силу постоянного стремления спортсменов и их тренеров к достижению превосходства над соперниками. Для победы легче прибегнуть к новшеству в спортивной технике или тактике, к использованию нового спортинвентаря или более калорийного спортивного питания, чем к совету психолога. Поэтому индивидуальная форма психологического консультирования в спорте бывает эффективной лишь в особых случаях острой нужды тренера или спортсмена в советах и рекомендация авторитетного и опытного психолога. Более приемлемой для спортсменов и тренеров и часто более психологически эффективной является групповая форма психологического консультирования, снимающая индивидуальный «эффект ореола» с личности спортсмена или тренера и позволяющая им преодолеть собственный амбициозный барьер.
Задание 1. Диагностика умения психолога выслушивать клиентов1
Вводные замечания.Умение выслушивать другого человека является важнейшим из коммуникативных умений каждого взрослого образованного человека. Это умение входит и в структуру педагогических способностей спортивного тренера, спортивного психолога, организатора соревнований.
Большинство из нас в разное время дня слушают на различных уровнях взаимопонимания собеседников. Тренер-педагог должен уметь слушать своих коллег и учеников на третьем уровне взаимопонимания в любых ситуациях своей профессионально-педагогической деятельности.
Развитие способностей к эффективному общению начинается с осознания значимости взаимного контакта деловых партнеров. Обра-
1 Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. — СПб.: Питер, 1997. — С. 26-35.
260 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...
тив внимание на свою манеру слушать, тренер может положить начало процессу осознания — процессу, который в результате приведет к улучшению его делового общения и взаимоотношений с членами своей спортивной команды в различных ситуациях. А это, в свою очередь, позитивно отразится на спортивных достижениях учеников тренера и всей команды.
Эффективность слушания. Эффективность слушания можно измерить пониманием собеседника и чувством удовлетворенности партнеров от общения друг с другом. Однако наблюдения показали, что один из собеседников может быть удовлетворен общением, а другой нет. Значит, общающиеся люди могут находиться на разных уровнях слушания.
Процесс «слушания» по его эффективности можно разделить на три уровня, характеризуемых определенными типами поведения говорящего и слушающего. Между этими уровнями нет четких границ — они представляют собой усредненные типы поведения людей, которые могут перекрываться и сменять друг друга в зависимости от си^ туаций общения. По мере перехода с первого уровня на третий возрастает наш потенциал понимания других людей, вступающих с нами в разговор, происходит снятие напряженности с контакта и рост эффективности общения.
В течение дня все мы, в зависимости от обстоятельств, слушаем участвующих в процессе общения людей на разных уровнях. Например, труднее всего слушать эффективно в конфликтных ситуациях, когда имеешь дело с эмоционально возбужденными людьми. Трудно также выслушивать человека, который вам неинтересен или вызывает антипатию. Легко слушать заинтересованного делового партнера или симпатичного нам человека.
Ниже приведены описания этих трех уровней «слушания», что должно помочь вам лучше понять то, как именно вы слушаете и что слышите из сказанного другими людьми. Три уровня «слушания».
Уровень 1. «Пассивное слушание с элементами отключения». Слушающий при этом как бы слушает и не слушает, отдавая себе некоторый отчет в происходящем, но в основном он сосредоточен на себе, на своих проблемах. Он поддерживает контакт с говорящим из вежливости или в силу должностной обязанности, как это бывает у чиновников, продавцов, кассиров и пр. Слушающий не следит за темой обсуж-
Тема 2. Психологическая помощь спортсменам и тренерам 261
дения, слушает «краем уха», его внимание к говорящему рассеянно, он ловит лишь момент, чтобы вступить в разговор самому либо совершить нужное действие, например предъявить товар. Слушание 1-го уровня — это пассивный процесс без реакции на высказанное. При этом слушающий человек часто теряет нить беседы, поскольку думает о чем-то постороннем и заготавливает возражения или свои советы говорящему заранее. Такой слушатель отличается «пустым» взглядом и более заинтересован в том, чтобы говорить самому, нежели в том, чтобы слушать другого. Такое слушание характеризуется отсутствием понимания смысла высказываний партнера по общению.
Уровень 2. Ролевое слушание с элементами понимания. Вы слышите говорящего, делаете вид, что понимаете его и поощряете поддакиванием («Да-да!» «Угу!» и пр.), но на самом деле в смысл слышимого не вникаете, делаете лишь вид, что слушаете. На этом уровне люди остаются как бы «на поверхности» общения, они не понимают всей глубины сказанного и услышанного, но пытаются поддержать общение. Однако они не предпринимают попыток понять намерения говорящего. На этом уровне слушатель старается слушать, опираясь на логику, больше сосредоточиваясь на содержании, чем на чувствах, оставаясь, таким образом, эмоционально отчужденными от акта речевого общения. Такое «слушание» может привести к опасному недопониманию, так как слушатель недостаточно сконцентрирован на том, что говорится. Если на 1-м уровне ясно, что человек не слушает вообще, то на 2-м уровне у говорящего может сложиться обманчивое впечатление, что его слушают и понимают.
Уровень 3. Слушание-сопереживание. На этом уровне слушающие воздерживаются от суждений по поводу говорящего, ставя себя как бы на его место. Слушающие стремятся как можно лучше понять друг друга. К некоторым характеристикам этого уровня относятся: чувство присутствия в ситуации разговора; уважение к говорящему, ощущение погружения в контакт с говорящим; сосредоточенность на личности говорящего; вовлеченность в слушание и концентрация на манере общения говорящего (включая язык его тела; сопереживание чувствам и мыслям говорящего); игнорирование в разговоре своих собственных мыслей и чувств — сознание слушающего занято исключительно процессом «слушания и понимания». Результатом такой слушания является искренность общения — «слушание сердцем», которое «открывает двери пониманию», выражению заботы и сочувствия говорящему.
262 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...