Тема 1. Межличностное общение в спортивной деятельности
Пояснения к теме. Спортивная деятельность имеет все признаки и содержательные характеристики общения между людьми, построенного на двигательном, психомоторном и идеомоторном базисе социальной жизни. Даже в индивидуализированных видах спортивной деятельности, таких как спортивная стрельба, подводное ориентирование, прыжки с парашютом и др., спортсмены вступают в соревновательное общение друг с другом по определенным правилам. В командных же видах спортивной деятельности, например в спортивных играх, психологические закономерности общения, взаимоотношений и психологической атмосферы в командах, взаимопонимания между спортсменами, командой и тренером являются определяющим фактором сплоченности команд, а следовательно, и фактором спортивного успеха. Социально-психологические исследования в спорте ставят целью изучение влияния различных форм и видов общения и взаимоотношений участников различных спортивных групп, команд, клубов, спортивных организаций на соревновательную успешность спортсменов.
*■
Задание 1. Измерение взаимоотношений
в спортивных группах и командах1
Вводные замечания.«Малой группой» в спорте является любая спортивная команда, бригада спортсменов, спортивный класс, учебная группа в ДЮСШ и др. В малых группах люди общаются лицом к лицу, что дает им возможность непосредственно воспринимать друг друга
Волков И. П. Социометрия. Практические занятия по психологии. — М.: ФиС, 1989. — С. 52-55.
196 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение
и строить взаимоотношения на основе эмоционально переживаемых межличностных взаимоотношений. Удобным методом изучения взаимоотношений в спортивных командах является социометрия. Ознакомиться с методикой социометрии полезно каждому практическому работнику сферы спорта. Знание принципов социометрии помогает руководителю в принятии управленческих решений, а тренеру — в его воспитательной деятельности, в создании сплоченной команды и руководстве ею во время тренировок и соревнований. Социометрия предназначена для изучения особенностей межличностных взаимоотношений, образующих так называемую социально-психологическую структуру группы.
Краткое описание методики.Основной инструмент методики — социометрические критерии (вопросы), которые предназначены для выявления особенностей межличностных отношений членов группы. Предлагаются два типа критериев — формальные и неформальные.
Формальные критерии выявляют особенности межличностных взаимоотношений, формирующихся при определяющем влиянии деловых контактов, ориентации взаимоотношений на задачу группы. Например, «С кем бы вы хотели учиться в одном классе?», «С кем бы вы желали вместе заниматься спортом в одной секции?», «Кого бы вы выбрали в качестве командира (капитана, старосты и др.) своей группы?» и др.
Неформальные критерии выявляют особенности межличностных взаимоотношений, формирующихся при определяющем влиянии эмоциональных контактов, непосредственно не связанных с деловыми отношениями и несущих в себе эмоциональный заряд симпатий и антипатий. Например, «С кем бы вы желали проводить свое свободное время?», «Кого бы вы хотели пригласить к себе в гости на празднование дня рождения?», «С кем бы ты хотел дружить?», «Если бы было необходимо поделиться своими личными секретами, то кого бы ты выбрал(а) для этого из членов своей группы?» и др.
Различают также положительные критерии («Кого бы ты хотел выбрать...?») и отрицательные критерии («Кого бы ты не хотел выбирать...?»). Первые применяются, когда от испытуемого требуется демонстрация предпочтения в выборе партнера, а вторые, когда от испытуемого требуется показ его критического или эмоционально-негативного отношения к другим членам группы. При этом тайна выбора в обоих случаях должна обязательно сохраняться.
Социально-психологическая структура малой группы определяется с помощью количественного и сравнительного анализа ответов ис-
Тема 1. Межличностное общение в спортивной деятельности 197
пытуемых минимум на два вопроса — на один формальный и один неформальный. Максимальное число критериев в опыте: для детей и подростков 1-3, студентов 2-4, для взрослых и пожилых людей — не более 7 критериев. Число выборов (d) может быть ограниченным («Выберите только одного (двух, трех..., не более пяти) членов группы...») либо неограниченным (в этом случае теоретически возможным число выборов равно (N-X), где JV — число членов изучаемой группы.
Инструкция испытуемым: «Сейчас вам будет предложен ряд вопросов, касающийся ваших взаимоотношений в группе. Отвечайте искренне, тайна ответов гарантируется. Например: «С кем бы вы хотели вместе поехать на экскурсию по городу?» Возьмите чистый лист бумаги. Сверху напишите свою фамилию. Разделите лист вертикальной линией. Слева от нее напишите фамилии тех членов группы, кого вы выбираете при ответе на вопрос, а справа — тех, кого бы вы отвергаете или не хотели выбирать. Работайте самостоятельно, не заглядывая в лист соседа».
I Порядок работы.Испытуемые заполняют свои социометрические кар-I точки — отвечают на критерий-вопрос. Для обучения этому методу
1 98 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение
студентов преподаватель чертит на доске пример социоматрицы для количественной обработки данных опроса (это может сделать один из студентов, другой собирает заполненные карточки).
Предлагаются два способа обработки результатов социометрического опроса: 1) табличный способ с помощью социоматрицы выборов (см. таблицу); 2) графический способ с помощью социограммы или рисунка (рис. 9).
На основе данных социоматрицы выборов подсчитываются два персональных индекса: 1) индекс социометрического статуса члена группы, характеризующий его личное влияние на структуру малой группы; 2) индекс эмоциональной экспансивности, характеризующий потребность испытуемого во влиянии на других членов группы (данный индекс высчитывается при использовании процедуры неограниченного числа выборов из (JV-1) возможности, где N — число членов изучаемой группы). Для процедуры с лимитом выборов данный индекс малоинформативен.
Индекс социометрического статуса г-члена группы:
где Ci — индекс социометрического статуса; 2г — сумма полученных г-членом группы выборов; N — число членов изучаемой группы. Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы:
где Ej — индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы; Е/ — число сделанных^'-членом группы выборов; N — число членов изучаемой группы;
Персональные индексы могут быть рассчитаны в процентах, для чего дробь умножается на 100. Можно рассчитать индексы отдельно для положительных и отрицательных выборов, а также суммарно без учета знака выборов либо как алгебраическую сумму выборов по нескольким социометрическим критериям. Дифференцированный по знаку индекс (+, - сумма выборов в числителе) свидетельствует либо о положительном (интегрирующем), либо о негативном (дезинтегрирующем) влиянии данного члена группы на социально-психологическую структуру взаимоотношений в ней. Чем больше в группе лиц с отрицательным социометрическим статусом, тем вероятнее ее распад либо возникновение межличностных конфликтов.
Чем больше (+, -) величина персонального индекса социометрического статуса, тем сильнее влияние (статус) индивида на сплоченность
Тема 1. Межличностное общение в спортивной деятельности 199
группы. Чем больше величина персонального индекса эмоциональной экспансивности члена группы, тем напряженнее его потребность во влиянии на группу, тем сильнее его стремление доминировать в структуре взаимоотношений в группе.
На основании данных социоматрицы можно подсчитать групповые индексы, характеризующие степень развития социально-психологической структуры малой группы как целостного микросоциума.
Индекс эмоциональной экспансивности группы характеризует уровень ее социально-психологической активности в процессе общения без учета валентности взаимоотношений. Чем выше этот индекс, тем выше внутригрупповая активность межличностных взаимоотношений членов группы.
В социограммном методе анализа данных социометрического опроса используется специальная социометрическая символика. При построении социограммы социально-психической структуры группы в центр помещаются те члены группы, которые получают по итогам опроса (см. социоматрицу) наибольшее число выборов — социомет-
200 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение
рические лидеры. Социограмма позволяет наглядно увидеть структуру взаимоотношений членов группы.
Завершение работы.Контрольные вопросы для проверки усвоенного студентами материала по применению метода социометрии в социально-психологических исследованиях спортивной деятельности: 1) Какие группы называют «малыми»? 2) Что обозначает термин «социометрия»? 3) Как организовать и провести социометрическое исследования в спортивной команде?
Задание 2. Выявление склонности
к конфликтным взаимоотношениям1
Вводные замечания.Для выявления предрасположенности человека к конфликтным взаимоотношениям в совместной спортивной деятельности применяется тест Томаса, адаптированный в нашей стране проф. Н. В. Гришиной. В своем подходе к пониманию причин конфликтов К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3) компромисс;
4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха. При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в
Гришина Н. В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния. — Л.: ЛГУ, 1981. — С. 91.
Тема 1. Межличностное общение в спортивной деятельности 201
выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов в 12 суждениях о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое • является наиболее типичным для характеристики его поведения.
202 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение
Тема 1. Межличностное общение в спортивной деятельности 203
204 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение
Тема 1. Межличностное общение в спортивной деятельности 205
Обработка данных опроса. За каждый ответ А или Б приписывается один балл. Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Тест можно использовать в групповом варианте — как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени на опрос одного испытуемого — не более 15-20 мин.
Завершение работы.После апробации теста К. Томаса на себе студенты обсуждают возможности его применения для целей психодиагностики в спортивных командах. Полезно обратить внимание студентов на следующие вопросы: 1) С какой ориентацией по тесту Томаса будет более сплоченной баскетбольная команда? 2) В каких случаях доминирование по шкале соперничество будет выгодным для спортсмена? 3) Приведите пример компромисса во взаимоотношениях тренера со спортсменом. 4) Приведите пример поведения членов команды по типу сотрудничество и избегание.
206 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение