Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя».
Методика работы.Студентам предлагается перечень типичных фраз, которые учителя часто говорят ученикам (см. выше — задание 1). Инструкция: «Перед вами перечень высказываний учителей, которые ■ не способствуют эффективному общению и мешают активному слу-
190 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте
шанию ученика. Вам следует определить тип каждого высказывания (критика, наставление, обвинение, угроза и т. п.), а затем перефразировать их в позитивном ключе, сохранив общий смысл высказывания. Каждый работает самостоятельно».
В обсуждении группа составляет список типов высказываний учителей, не способствующих эффективному общению и мешающих активному слушанию ученика, и определяет наилучшие варианты перефразирования.
Завершение занятия. Резюме преподавателя. Студенты оценивают степень удовлетворенности занятием. Преподаватель может дать студентам домашнее задание пронаблюдать за другими людьми, как они слушают говорящих, может предложить студентам попрактиковаться в техниках выслушивания, с которыми они познакомились при выполнении данного задания.
Задание 3. Метод анализа конкретных ситуаций в педагогическом общении тренера со спортсменами1
Вводные замечания. Цель и практическая значимость данного задания состоит в том, чтобы создать у студентов установку на необходимость овладения тренером умениями педагогического взаимодействия с учениками, что достигается при образовании навыка анализировать конкретные ситуации общения в спорте. В практике спортивно-педагогического общения тренера со спортсменами периодически возникают трудности взаимопонимания и даже конфликтные ситуации скрытого и реже открытого характера. Одним из эффективных психолого-педагогических способов их предупреждения и разрешения является метод анализа конкретных ситуаций, получивший за рубежом название «метода Т-группы». Работа над данным заданием позволяет сформировать у будущих спортивных педагогов-тренеров умственные умения и когнитивные навыки разбираться в сложной системе понятий, необходимых для более эффективного психолого-педагогического взаимодействия с учениками в реальных ситуациях учебно-тренировочного процесса. Метод анализа конкретных ситуаций учит тренера отвечать на вопросы его педагогического труда не одним однозначным ответом, «да» или «нет», а несколькими их вариантами. Этот метод учит анализу возможных вариантов педагогического решения конкретной
1 Ситуации предложены проф. А. Н. Николаевым.
Тема 3. Педагогическая психология общения тренера со спортсменами 191
ситуации. Когда есть из чего выбирать, всегда можно прийти к правильному педагогическому решению. Ниже предлагаются примерные вопросы и ситуации, которые можно использовать как для повышения психолого-педагогической квалификации тренеров детских спортивных школ, так и в воспитательной работе с конкретными юными спортсменами.
Выполняя данное задание, студенту необходимо понять и ответить на следующие вопросы.
1. Понимать личность ученика — что это значит?
2. Какие методы воздействия на занимающихся можно считать эффективными?
3. По каким критериям должна оцениваться воспитательная работа тренера?
4. Искусство убеждать — в чем оно заключается?
Методика работы. Для начала групповой дискуссии конкретную проблемную педагогическую ситуацию студентам предлагает преподаватель, затем ситуации предлагают сами студенты. Студенты проводят дискуссию по анализу конкретной ситуации с целью получения выводов по теме занятия и формулировки обобщенного заключения. Для обеспечения заинтересованного, активного участия каждого студента в обсуждении предложенной проблемы преподаватель подготавливает тех, кто начнет разговор, стимулирует оппонентов, и тех, кто сделает завершающие обобщения в конце дискуссии. Если дискуссия началась, преподаватель старается не мешать студентам высказывать свои точки зрения, во время дискуссии преподаватель следит за ее ходом и направляет в нужное русло. В конце занятия преподаватель подводит итоги и поощряет своей оценкой наиболее активных участников дискуссии.
Примерные ситуации для дискуссии
Ситуация 1. Тренер С. А. начала занятие с напоминания о том, что занимающиеся должны были принести дневники спортсмена для проверки этих дневников. У спортсменки И. дневника не оказалось. Тренер заподозрила, что вопреки ее установкам дневник не ведется или находится в запущенном состоянии, и, не выявив причины невыполнения задания, отчитала И., заявив, что она — бездельница. В ответ И. в резкой форме ответила, что вообще не собирается заводить дневник. Тогда преподаватель велела И. покинуть спортивный зал, на что спорт-
192 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте
сменка ответила: «И не подумаю!». — «Раз так, я сама уйду!», — сказала тренер и ушла.
В возбужденном состоянии С. А. пришла к директору спортивной школы, все рассказала и заявила, что пока спортсменка не выйдет из зала, она не будет проводить занятие.
Директор попросила всех занимающихся перейти в соседний зал для продолжения учебно-тренировочного занятия, а И. попросила остаться. Во время занятия, которое проводилось без И., директор побеседовала с ней и выяснила, что дневник у учащейся есть, она систематически ведет записи в нем, но сегодня забыла его дома, а нагрубила она тренеру из-за того, что та, не узнав причину отсутствия дневника, сразу начала ее оскорблять. Директору удалось убедить И. в том, что она была не права, что должна принести и показать дневник тренеру, извиниться перед ней и попросить разрешения присутствовать на занятиях.
После тренировки С. А. зашла к директору, и они вместе пришли к выводу, что тренер сама спровоцировала спортсменку на грубость.
Из данной ситуации вывод может быть следующим. Тренер совершила сразу несколько непозволительных ошибок: не выяснила причины отсутствия дневника у спортсменки, оскорбила ее, ушла из кабинета, обратилась за помощью к директору училища. Все эти поступки характеризуют тренера как педагогически и психологически неграмотного специалиста.
Поведение директора, напротив, свидетельствует о профессиональной компетентности, умении адекватно анализировать ситуацию и найти оптимальный путь разрешения конфликта. Здесь представлены два ярких противоположных примера того, как надо и как не надо поступать в подобных случаях.
Ситуация 2.Тренер, видя, что у перспективной спортсменки вдруг не получается относительно простой элемент техники выполнения упражнения, сказала: «Как развлекаться, так ты первая, а здесь детского упражнения выполнить не можешь». Спортсменка, ничего не ответив, выбежала из зала. А на следующий день пришла к директору спортивной школы и сказала, что в этой школе заниматься она больше не будет. Несмотря на уговоры директора, решения она не изменила, сказав, что не хочет заниматься спортом в школе, где тренеры не уважают спортсменов и оскорбляют их человеческое достоинство.
Директор школы сделал замечание тренеру и предложил извиниться перед учащейся, но та наотрез отказалась. Тренер не считает себя виноватой и говорит: «Мы должны давать объективную оценку зани-
Тема 3. Педагогическая психология общения тренера со спортсменами 193
мающимся и делать это надо при всех, чтобы все знали. Иначе они все не будут проявлять старательности на занятиях, а мы будем перед ними заискивать, нянчиться с ними только для того, чтобы они не ушли
, из нашей школы».
Многие тренеры были солидарны с этой точкой зрения, а вы? Ситуация 3.Спортсмен, систематически опаздывающий на тренировки, приглашен вами для «крутой беседы» по поводу его дисципли-
i ны. Но неожиданно для себя вы — тренер данного спортсмена — сами опоздали и пришли на 20 минут позже назначенного времени. Спорт-
( смен вас дождался и с любопытством ожидает, как вы себя поведете в
I создавшейся ситуации.
Ваши действия как тренера?
1. Сразу же начну беседу и потребую от него объяснения по поводу опозданий.
2. Оправдаюсь за свое опоздание, а потом начну беседу.
3. Отменю беседу, перенесу ее на более удобный для меня момент.
4. Попрошу извинения за опоздание и начну беседу.
; 5. Попрошу извинения и использую свое опоздание для обоснования замечания.
Ниже по порядку приведены варианты возможных последствий выбранных тренером действий в ситуации 3:
1. Что ж, начинайте, но воспитательный успех такого «лобового удара» сомнителен, так как учащийся может сказать: «Что Вы от меня требуете? Сначала сами не опаздывайте!»;
2. Если вы хотите пользоваться авторитетом, то объясняйтесь, но никогда не оправдывайтесь перед учащимися. Это признак слабости.
3. Совершенно неправильный поступок, показывающий, что вы плохой воспитатель.
4. Вот это правильно!
5. Спортсмен после беседы с вами, возможно, скажет товарищам: «Тренер сегодня специально опоздал, чтобы я не опаздывал». Такой вариант возможен, но нежелателен.
Методическое указание.При выполнении данного задания студентами, специализирующимися по спортивной психологии, они выделяют и фиксируют ошибки педагогического общения в ситуациях 1 и 2. Преподаватель объясняет психологическое содержание предложенных способов поведения и обосновывает варианты правильных решений,
194 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте
проанализированных ими в ситуации 3, дает обоснование психологически правильному способу и неправильному способу педагогическому общения.
Завершение работы.Преподаватель подводит общие итоги занятия и предлагает студентам подумать над вопросами для продолжения дискуссии на следующем занятии: 1) Что вы знаете о коммуникативной компетентности педагога? 2) Что означают «трудные случаи» в педагогической практике? 3) Умеете ли вы переносить (терпеть) несовершенство других — если да, то это «есть признак высшего достоинства» (Г. Винклер), — можно ли с этим мнением согласиться? 4) Как вы относитесь к восточной поговорке: «Приветливость — это "золотой ключ", который открывает железные замки людских сердец»?
Раздел 4
Социально-психологическое обеспечение подготовки спортсменов