Избранные проблемы общей психологии
Избранные проблемы общей психологии
для студентов 1 курса
Психология
Программа специализированной подготовки магистров
Психология труда, инженерная психология
Квалификация (степень)
Магистр
Форма обучения
Очная
Обсуждено на заседании кафедры «24»января 2012 г. Протокол № 5 Зав. Кафедрой ______(Т.А. Жалагина) | Составитель: к.п.н., доцент Н.Н. Демиденко ______________________ |
Тверь 2012
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Избранные проблемы общей психологии» входит в вариативную часть общенаучного цикла дисциплин ООП.
Содержательно дисциплина призвана помочь углубленно изучить отдельные составляющие предмета общей психологии, большей частью те, которые входят в предметное поле магистерских исследований обучающихся. В ходе изучения дисциплины обучающиеся систематизируют, уточняют, дополняют понятийный строй психологической науки.
Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины «Избранные проблемы общей психологии»:
· Иметь представление о психологии как науке, системе ее связей со смежными и другими отраслями научного знания, структуре психологии, ее задачах, методах.
· Знать основные понятия, которыми оперирует психология, теории, сущность общения, деятельности, психики, ее проявлениях и связи с высшей нервной деятельностью, головным мозгом, актуальные проблемы исследований в области общей психологии.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
Цельюдисциплины является формирование и развитие у обучающихся следующих компетенций:
· Способность и готовность к совершенствованию и разработке категориального аппарата науки (ПК – 3);
· Способность и готовность к сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК – 12);
· Установлению творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами (ПК-38);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
понимать: значение углубленных знаний в области общей психологии для успешной профессиональной научно-исследовательской деятельности;
знать:
· О возможностях совершенствовать и разрабатывать категориальный аппарат психологии на основе научно-исследовательских данных;
· Основные характеристики современного этапа развития психологической науки с учетом истории становления и развития психологии;
уметь:
· Анализировать и сопоставлять психологические теории в современной ситуации развития науки;
· Совершенствовать и разрабатывать категориальный аппарат науки;
· Использовать профессиональные знания для установления профессиональных контактов с различными организациями, службами;
владеть:
· Навыками работы с научной литературой по актуальным проблемам общей психологии, в частности, по теме магистерской диссертации
· Углубленными знаниями отдельных проблем общей психологии, особенно относящихся к предметной области диссертационного исследования.
В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:традиционная академическая лекция, активизация мыслительной, творческой деятельности в процессе решения учебных задач, заполнение таблиц, работа с раздаточным материалом, подготовка письменных творческих работ, составление рефератов, подготовка сообщений.
Содержание учебной дисциплины определяется ФГОС ВПО и тематикой исследований, проводимых обучающимися в рамках магистерских диссертаций. Поэтому программа курса может корректироваться в зависимости от потребностей и научных интересов обучающихся.
Учебная программа
Тема 1
Введение в проблематику учебной дисциплины. Обзор актуальных проблем общей психологии
Предмет психологии. Область изучаемых явлений. Актуальность психологических знаний для современного человека. Место психологии в системе современного научного знания. Основные тенденции развития психологической науки.
Структура психологической науки. Фундаментальное научное психологическое знание. Прикладная и практическая психология.
Обзор актуальных проблем общей психологии.
Тема 2
Ретроспективный анализ динамики развития представлений о предмете психологии. Предметное поле психологической науки на современном этапе ее развития
Анализ становления и изменений представлений о предмете психологии в основные исторические этапы развития психологического знания. Психология как наука о душе. Первые анимистические представления о психике Аристотеля. Материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон) точки зрения в отношении психики. Психология как наука о сознании. Представления Р. Декарта, Д. Локка (XVII в.). Формирование методологических предпосылок научного понимания психики и сознания. Развитие психологии в XVIII веке (Т. Гоббс, Д.Гартли, П. Гольбах, К. Гельвеций). Психология как наука о поведении. Экспериментальные исследования психики (И.П. Павлов, Б.Ф. Скиннер, Э. Торндайк, Э. Толмен и др.).
Кризис психологического знания. Психология как наука о фактах, закономерностях, механизмах психики. Научная дискуссия о предмете психологической науки. Обзор имеющихся точек зрения.
Тема 3
Актуальные методологические проблемы психологии
Формирование науки как социального института. Парадигмы.
Понятие о методологии науки. Общая, специальная и частная методология в психологии. Методики и техники психологии.
Сущность материалистического понимания природы психического как общее методологическое основание психологической науки. Научные представления о первичности материи и вторичности сознания, о движущих силах развития объективной реальности и психики, о единстве внешней, материальной и внутренней, психической деятельности, о социальной обусловленности развития психики, о психике как функции головного мозга.
Методологические принципы психологической науки: принцип взаимодействия, принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип личностного подхода, принцип целостности, активности, реконструкции, субъектности.
Тема 4
Основные направления психологической науки: сравнительный анализ
Основные направления психологической науки, парадигмы, теории, концепции. Определение понятий, описание сущности феноменов. Принципы сопоставления и анализа теорий и концепций.
Психоанализ. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Гуманистическая психология. Трансперсональная психология. Другие направления психологической науки и их характеристика.
Тема 5
Возникновение и развитие психики и сознания
Понятие о филогенезе и онтогенезе. Развитие психики животных: развитие сенсорных процессов, развитие перцептивных процессов, интеллектуальных действий. Развитие психики в процессе эволюции (Детье-Стеллар).
Высшая нервная деятельность и психика (П.К. Анохин).. Психика и организм. Понятие о конституциональных различиях. Понятие о половом диморфизме и дипсихизме.
Историческое развитие сознания. Теория культурно-исторического формирования и развития высших психических функций Л.С.Выготского.
Общественно-исторический опыт и возникновение языка. Речь и мышление.
Качественная характеристика уровней сознания (по В.А. Ганзену).
Структура сознания (по А.В.Петровскому, А.Н. Леонтьеву, З.Фрейду).
Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.
Основные классы проявления бессознательного (по А.Г. Асмолову). Надыиндивидуальные надсознательные явления, неосознаваемые побудители деятельности, неосознаваемые установки и стереотипы автоматизированного поведения, неосознаваемое субсенсорное восприятие.
Тема 6
Избранные вопросы психологии личности
Человек как многомерная реальность. Индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности, универсум как ипостаси проявления человека. Подходы к описанию и исследованию личности в зарубежной и отечественной психологической науке. Обзор теорий личности в психологической науке. Теории черт (Р. Кеттелл), теории типов (У. Кречмер), теории инстанций (З. Фрейд) и др. Взгляды А.В. Петровского, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева и др. на сущность личности.
Личность и культура. Личность в группе. Понятие ролевых отношений. Социальная роль личности.
Правовое сознание личности, экологическое сознание современного человека.
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Рабочая учебная программа
№ | Наименование разделов и тем | Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |
Лекции | Практические | ||||
1. | Введение в проблематику учебной дисциплины. Обзор актуальных проблем общей психологии | ||||
2. | Ретроспективный анализ динамики развития представлений о предмете психологии. Предметное поле психологической науки на современном этапе ее развития | ||||
3. | Актуальные методологические проблемы психологии | ||||
4. | Основные направления психологической науки: сравнительный анализ | ||||
5. | Возникновение и развитие психики и сознания | ||||
6. | Избранные вопросы психологии личности | ||||
7. | Актуальные проблемы психологии деятельности | ||||
8. | Актуальные проблемы психологии познавательных процессов | ||||
9. | Избранные проблемы психологии общения | ||||
Итого |
Матрица компетенций.
Наименование тем | Формируемы компетенции | Используемые технологии, способы и методы | ||
ПК-3 | ПК - 12 | ПК- 38 | ||
Введение в проблематику учебной дисциплины. Обзор актуальных проблем общей психологии | х | Традиционная лекция, работа с научными психологическими текстами, создание словаря понятий | ||
Ретроспективный анализ динамики развития представлений о предмете психологии. Предметное поле психологической науки на современном этапе ее развития | х | х | Традиционная лекция, подготовка библиографического списка научных статей, подготовка сообщений | |
Актуальные методологические проблемы психологии | х | х | Традиционная лекция, работа в малых группах | |
Возникновение и развитие психики и сознания | х | х | Традиционная лекция, работа с раздаточным материалом, подготовка письменных творческих работ | |
Избранные вопросы психологии личности | х | х | Традиционная лекция, работа с научными текстами, составление таблицы, подготовка сообщений, рефератов, дискуссия | |
Актуальные проблемы психологии деятельности | х | х | х | Традиционная лекция с элементами фронтальной беседы, работа со схемами, дискуссия, активизация творческой деятельности |
Актуальные проблемы психологии познавательных процессов | х | х | х | Традиционная лекция, работа с раздаточным материалом |
Избранные проблемы психологии общения | х | Традиционная лекция, упражнения, работа с раздаточным материалом, решение учебных задач, коммуникативный тренинг |
Таблица интерактивных методов работы по темам и видам занятий
№ п/п | Название темы | Кол-во час. на тему (л) | Кол-во час на тему (пр.) | Формы активной (интерактивной) работы |
1. | Введение в проблематику учебной дисциплины. Обзор актуальных проблем общей психологии | Регламентированная дискуссия, обсуждение в микро-группах актуальных проблем общей психологии | ||
2. | Ретроспективный анализ динамики развития представлений о предмете психологии. Предметное поле психологической науки на современном этапе ее развития | Работа с раздаточным материалом, решение учебных задач | ||
3. | Основные направления психологической науки: сравнительный анализ | Групповая дискуссия | ||
4. | Возникновение и развитие психики и сознания | Круглый стол, работа с раздаточным материалом | ||
5. | Избранные вопросы психологии личности | Сообщения | ||
6. | Избранные проблемы психологии общения | Тренинг | ||
Всего |
Список литературы
Обязательной:
5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2009.
6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/ Под общей ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2007.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2007.
8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов, 2009.
Дополнительной:
9. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Пер. с англ. М.А.Ковальчука под ред.В.С. Магуна. – М., 1998.
10. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М., 2001.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 2006.
12. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-ух тт. – М.,1999.
13. Демиденко Н.Н. Материалы для текущей и итоговой проверки знаний студентов по психологии: Учеб. пособие для непсихологических специальностей вуза. Тверь: Тверской государственный университет, 2006.
14. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. – М., 2002.
15. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. – М., 2006.
16. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.
17. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 2005.
18. Марциновская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М., 1995.
19. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн., Кн. 1. – М., 1996.
20. Психологический словарь Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М., 1996.
21. Психология здоровья: Учебник для вузов /Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб., 2006.
22. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 2008.
23. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1998.
24. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994.
Информационное обеспечение дисциплины:
http://www.biblioclub.ru/
http://elibrary.ru/
https://dlib.eastview. com/
Методические рекомендации по самостоятельной работе
- по использованию материалов УМК:
1. Посмотрите в материалах рабочей программы, какие темы выносятся на самостоятельное изучение.
2. Найдите каждую тему в содержании учебной программы. Посмотрите перечень вопросов, подлежащих изучению и осмыслению в каждой теме. Обратите внимание на основные понятия темы, при подготовке определения понятий сверяйте с психологическим словарем.
3. Попробуйте связать изученные ранее темы с той, которая изучается Вами самостоятельно. Определите место этой темы в курсе.
4. Обратитесь к вопросам для самопроверки и размышлений по курсу и найдите те, которые связаны с изучаемой Вами темой. Проверьте себя, отвечая на эти вопросы.
- по работе с учебной и научной литературой:
1. При самостоятельном изучении темы студент должен обратиться к указанному в содержании учебной программы списку литературы.
2. Изучение темы нужно начинать с основной учебной литературы.
3. При работе с учебником необходимо делать записи, ориентируясь на материалы рабочей программы в части содержания каждой темы. Желательно зафиксировать то, что Вы не совсем поняли, в чем не до конца разобрались в виде проблемы, вопроса, чтобы обсудить это в группе или в индивидуальной консультации с преподавателем.
4. Работа с научной литературой позволит более глубоко проникнуть в содержание темы, увидеть возможный ракурс рассмотрения отдельных сторон проблемы в рамках изучаемой темы.
5. Возможно, Вы обратитесь к литературе, которая не указана в рабочей программе, но имеется в рекомендованных учебниках, монографиях, научных статьях. Знакомство с нею полезно. Если Вы уверены, что прочитанное определенно позволяет раскрыть содержание изучаемой самостоятельно темы, поделитесь своими соображениями в группе.
6. При работе с научной литературой необходимо делать записи основных положений теории, фактов, понятий с тем, чтобы сохранить логику автора (-ов) исследования (-ий) с целью более точной подачи материала или постановки проблемы обсуждения. Эти материалы нужно использовать и при подготовке к контрольным работам, зачету или экзамену.
- по подготовке к практическим занятиям, контрольным работам,
зачету, экзамену:
1. Познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых на обсуждение.
2. Сориентируйтесь в имеющемся у Вас материале по теме.
3. Изучайте рекомендованную для подготовки к занятию литературу с учетом вопросов, выносимых на обсуждение.
4. Если практическое занятие связано с представлением материалов психодиагностики, то при ее осуществлении необходимо работать с в соответствии с заданиями, предложенными преподавателем к каждому практическому занятию.
5. Поскольку на практических занятиях при представлении результатов психодиагностики речь всегда идет о конкретных психологических феноменах, то желательно вспомнить, в чем суть этих явлений, обратившись к соответствующим темам других разделов психологической науки. Важно понимать, зачем Вы осуществляете психодиагностику, поэтому получив определенные результаты по методикам, определите значение исследования в плане прикладного значения дисциплины в целом и конкретной темы в частности.
6. При подготовке к контрольной работе повторите основное содержание выносимой (-ых) на проверку тем (-ы). Особое внимание обратите на категории и понятия, сущность рассматриваемых феноменов, смысл законов и закономерностей, раскрывающихся в теме (-ах), а также на персоналии, их теории и концепции.
7. При подготовке к итоговой аттестации необходимо быть уверенным в умении раскрыть содержание большинства понятий, в которых представлена учебная дисциплина. Для проверки уровня подготовленности необходимо поработать с психологическим словарем.
8. Существенную помощь в подготовке к зачету могут оказать сделанные Вами рабочие записи при изучении обязательной и дополнительной литературы по темам курса.
9.При подготовке к итоговой аттестации у студента имеется возможность задать интересующие его вопросы в отношении процедуры, содержания сложных для студента вопросов по курсу в процессе изучения дисциплины или на консультации.
- банк контрольных вопросов и заданий по учебной дисциплине:
Вопросы для самопроверки и размышлений по курсу имеются в методических материалах.
Задания по учебной дисциплине включены в семинарские и практические занятия и представлены в методических материалах по курсу.
- типовые тесты:
Определенную помощь может оказать учебное пособие Демиденко Н.Н. Материалы для текущей и итоговой проверки знаний студентов по психологии: Учеб. пособие для непсихологических специальностей вуза. Тверь: Тверской государственный университет, 2006 (см. Список литературы).
Работа с тестами позволит проверить уровень подготовленности по дисциплине и выявить вопросы, которые требуют дополнительного обращения к учебной литературе, рекомендованной в качестве основной по дисциплине.
Образцы типовых заданий теста:
Тема 2. Ретроспективный анализ динамики развития представлений о предмете психологии. Предметное поле психологической науки на современном этапе ее развития
1. Признание психологии самостоятельной наукой было связано:
А) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений
Б) с развитием метода наблюдения
В) с развитием экономики
Г) с выходом в свет трактата Аристотеля «О душе»
2. Психология как наука о сознании возникла:
А) в XV веке
Б) в XVI веке
В) в XVII веке
Г) в XVIII веке
3. Верно ли, что в настоящее время предмет психологии уточняется
А) верно
Б) неверно
Тема 3. Актуальные методологические проблемы психологии.
1. Анализ общих форм научного мышления относится к уровню:
А) философской методологии
Б) общенаучной методологии
В) специально-научной методологии
Г) методик и техник исследования
2. Философской основой гуманистической психологии является:
А) позитивизм
Б) экзистенциализм
В) прагматизм
Г) рационализм
Образцы учебных задач по дисциплине (для текущей и итоговой аттестации)
1. В медицинской практике иногда считают, что если человек рассказывает о своих болезненных ощущениях, то перед врачом раскрываются его субъективные переживания (субъективные данные), а если исследуют соматическое состояние пациента, то раскрывается объективная картина его болезни (объективные данные).
В чем неправильность такого противопоставления?
2. В одном из направлений психологии утверждается, что при объективном изучении человека не наблюдается ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, чувствами, ощущением, воображением и т.д. Поэтому предметом психологической науки, по их мнению, является совокупность реакций живых существ на биологические и социальные раздражители, исходящие из среды и из самого организма.
В чем ошибочность такого определения? Почему такое понимание предмета психологии ведет к идеализму в понимании психики?
3. Проанализируйте пример и данные экспериментов с обезьянами. Сделайте вывод о характерных особенностях интеллектуальной формы поведения.
Пищевую приманку укладывали на столе среди горящих свечей. Обезьяна сначала пробовала сразу схватить приманку, но несколько раз обжигалась. После ряда проб и ошибок принялась гасить огонь разными предметами: молотком, гвоздем и др.
Задания для самостоятельной работы
1. Аннотирование или конспектирование литературы
2. Подготовка сообщений
3. Составление реферата
Примерные темы сообщений:
1. Есть ли разум у животных?
2. Развитие форм психического отражения в животном мире.
3. Объективный характер закономерностей формирования личности.
4. Направленность как интегративная характеристика личности.
5. Психологическая характеристика видов деятельности.
6. Психологическая характеристика навыков.
7. Компетентность личности как социально-психологический феномен.
8. Мотивация деятельности.
9. Речь как средство общения.
10. Коммуникация и общение.
11. Восприятие и деятельность.
12. Память и личность.
13. Психология творческого мышления.
14. Воображение в познавательной и практической деятельности человека.
15. Природа и своеобразие чувств и эмоций.
Примечание
Студент может самостоятельно выбрать тему сообщения в соответствии со своими предпочтениями и тематикой выпускной квалификационной работой. Согласование темы в таком случае осуществляется индивидуально с преподавателем.
Вопросы для самопроверки знаний по дисциплине и подготовке к итоговой аттестации
1. Предмет психологии. Основные тенденции развития психологической науки.
2. Место психологии в системе современного научного знания.
3. Структура психологической науки.
4. Фундаментальное научное психологическое знание.
5. Прикладная и практическая психология.
6. Анализ становления и изменений представлений о предмете психологии в основные исторические этапы развития психологического знания.
7. Кризис психологического знания.
8. Научная дискуссия о предмете психологической науки.
9. Основные направления психологической науки.
10. Развитие психики животных: развитие сенсорных процессов, развитие перцептивных процессов, интеллектуальных действий.
11. Высшая нервная деятельность и психика (П.К. Анохин).
12. Историческое развитие сознания. Теория культурно-исторического формирования и развития высших психических функций Л.С.Выготского.
13. Общественно-исторический опыт и возникновение языка.
14. Речь и мышление.
15. Качественная характеристика уровней сознания (по В.А. Ганзену).
16. Структура сознания (по А.В.Петровскому, А.Н. Леонтьеву, З.Фрейду).
17. Сознание и самосознание.
18. Сознание и бессознательное.
19. Индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности, универсум как ипостаси проявления человека.
20. Подходы к описанию и исследованию личности в зарубежной и отечественной психологической науке.
21. Теория черт (Р. Кеттелл).
22. Теория типов (У. Кречмер).
23. Теория инстанций (З. Фрейд).
24. Взгляды А.В. Петровского, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева и др. на сущность личности.
25. Личность и культура.
26. Личность в группе.
27. Правовое сознание личности, экологическое сознание современного человека.
28. Значение категории деятельности в психологии.
29. Обшепсихологическая теория деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.).
30. Психика как внутренняя деятельность. Понятие об экстериоризации и интериоризации (П.Я. Гальперин).
31. Общая характеристика деятельности. Основные виды деятельности и их характеристика.
32. Структура деятельности, характеристика компонентов. Действия и операции как образующие деятельности.
33. Общая характеристика познавательных процессов.
34. Психические состояния человека.
35. Психологические свойства личности.
36. Понятие об интеллекте. Концепции, модели интеллекта.
37. Общение как социально-психологический феномен.
38. Общение и речь.
39. Место речи в системе психических функций.
40. Эволюция идей о природе языка и речи
41. Мышление и речь.
42. Речь в профессиональной деятельности психолога Личность в речи (по В.Н. Дружинину).
43. Общение. Структура, общая характеристика сторон (по Г.М. Андреевой). Виды общения.
44. Общение как основа межличностных отношений.
45. Понятие о коммуникативной компетентности личности.
Для проверки сформированности компетентности в практической части итоговой аттестации предлагается решение учебных задач разного типа (примеры приведены выше).
Требования к рейтинг-контролю
Порядок организации работы студента основывается на «Положении о рейтинговой системе обучения и оценки качества учебной работы студентов ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» от «26» мая 2010 года.
Некоторые положения документа:
В каждом семестре устанавливается два промежуточных этапа оценки знаний студентов (рубежных контроля) по каждой дисциплине.
В университете устанавливаются единые сроки проведения рубежного контроля:
1-й семестр:
I модуль – 9-10 учебная неделя по графику учебного процесса;
II модуль – две последние недели фактического завершения семестра по графику учебного процесса;
2-й семестр:
I модуль – 32-33 учебная неделя по графику учебного процесса;
II модуль – две последние недели фактического завершения семестра по графику учебного процесса;
Для дисциплин, заканчивающихся экзаменом, 60 рейтинговых баллов составляет максимальная оценка учебной работы студента в течение семестра, 40 рейтинговых баллов – максимальная оценка на курсовом экзамене.
Максимальная сумма рейтинговых баллов по учебной дисциплине, заканчивающейся экзаменом, по итогам семестра составляет 60.
Студенту, набравшему 50-54 балла, при подведении итогов семестра (на последнем занятии по дисциплине) в экзаменационной ведомости и зачетной книжке может быть выставлена оценка «удовлетворительно».
Студенту, набравшему 55-60 баллов, при подведении итогов семестра (на последнем занятии по дисциплине) в графе экзаменационной ведомости «Премиальные баллы» может быть добавлено 15 баллов и выставлена экзаменационная оценка «хорошо». В каких-либо иных случаях добавление премиальных баллов не допускается.
Студент, набравший от 20 до 49 баллов включительно, сдает экзамен.
Студенту, набравшему меньше 20 баллов, в экзаменационной ведомости выставляется оценка «неудовлетворительно». Пересдача экзамена осуществляется в установленном порядке.
Оценку «отлично» студент может получить только на экзамене.
В университете действует следующая шкала пересчета рейтинговых баллов:
от 50 до 69 – «удовлетворительно»
от 70 до 84 – «хорошо»
от 85 до 100 – «отлично».
1 контрольная точка | 2 контрольная точка | |
Темы | № 1,2,3,4 | № 5,6,7,8,9 |
Текущая работа студента | 15 баллов | 15 баллов |
Итоговый контроль за модуль | 15баллов | 15 баллов |
Всего | 30 баллов | 30 баллов |
Текущая работа студента:
Участие в обсуждении вопросов семинарских занятий, групповых дискуссиях, тренинге, работа с раздаточным материалом – 10 баллов.
Представление отчетов о самостоятельном изучении тем в указанных формах – 5 баллов.
Итоговый контроль по модулю:
Письменная контрольная работа – 15 баллов.
Образцы письменных контрольных работ, тем для самостоятельного изучения, реферативных работ и вопросы для самопроверки по дисциплине приведены выше.
Избранные проблемы общей психологии
для студентов 1 курса
Психология
Программа специализированной подготовки магистров